Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:22, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Работа состоит из  1 файл

Билеты по философии.docx

— 108.99 Кб (Скачать документ)

В свое время  Лейбниц характеризовал математику как Н. о возможных мирах. В  принципе эту характеристику можно  отнести к любой фундаментальной  Н. Электромагнитные волны, ядерные  реакции, когерентные излучения  атомов были вначале открыты в  физике, и в этих открытиях потенциально был заложен принципиально новый  уровень технологического развития цивилизации, который реализовался значительно позднее (техника электродвигателей  и электрогенераторов, радио - и телеаппаратура, лазеры и атомные электростанции и т.д.).

Постоянное  стремление Н. к расширению поля изучаемых  объектов безотносительно к сегодняшним  возможностям их массового практического  освоения, выступает тем системообразующим  признаком, который обосновывает другие характеристики Н., отличающие ее от обыденного познания. Прежде всего -это отличие по их продуктам (результатам). Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой. Истинность знаний проверяется здесь непосредственно в наличной практике, так как знания строятся относительно объектов, которые включены в процессы производства и наличного социального опыта. Но поскольку Н. постоянно выходит за эти рамки, она лишь частично может опереться на наличные формы массового практического освоения объектов. Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний. Такой практикой становится научный эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте. Остальные связываются между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают присущие Н. характеристики: системная организация, обоснованность и доказанность знания.

Далее, Н., в отличие от обыденного познания, предполагает применение особых средств и методов деятельности. Она не может ограничиться использованием только обыденного языка и тех орудий, которые применяются в производстве и повседневной практике. Кроме них ей необходимы особые средства деятельности - специальный язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы. Именно эти средства обеспечивают исследование все новых объектов, в том числе и тех, которые выходят за рамки возможностей наличной производственной и социальной практики. С этим же связаны потребности Н. в постоянной разработке специальных методов, обеспечивающих освоение новых объектов безотносительно к возможностям их сегодняшнего практического освоения. Метод в Н. часто служит условием фиксации и воспроизводства объекта исследования; наряду со знанием об объектах, Н. систематически развивает знание о методах.

Наконец, существуют специфические особенности субъекта научной деятельности. Субъект обыденного познания формируется в самом процессе социализации. Для Н. же этого недостаточно - требуется особое обучение познающего субъекта, которое обеспечивает его умение применять свойственные Н. средства и методы при решении ее задач и проблем. Кроме того, систематические занятия Н. предполагают усвоение особой системы ценностей. Фундаментом выступают ценностные установки на поиск истины и на постоянное наращивание истинного знания. На базе этих установок исторически развивается система идеалов и норм научного исследования. Эти ценностные установки составляют основание этики Н., запрещающей умышленное искажение истины в угоду тем или иным социальным целям и требующей постоянной инновационной деятельности, вводя запреты на плагиат. Фундаментальные ценностные установки соответствуют двум фундаментальным и определяющим признакам Н: предметности и объективности научного познания и ее интенции на изучение все новых объектов, безотносительно к наличным возможностям их массового практического освоения.

 

6. Познание как процесс  получения и обновления знаний. Особенности научного познания.

 

Теория познания (гносеология) — это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем..

Познание  –  процесс приобретения знаний, деят-ть людей по созданию понятий, схем, концепций, обеспечивающих ориентацию в окружающем мире.

Знание – информационный результат познавательного процесса, его итог, откладывающийся в чел-кой культуре; это зафиксированная инф-ция, к-рая с опр-ной степенью достоверности отражает в сознании чел-ка объективные св-ва и закономерности изучаемых объектов, предметов, явлений окр. мира.

Познание  не ограничено сферой науки. Проблемы познания изучают:

(1) гносеология – проблемы чел-кого познания, ср-ва достижения истинного знания;

(2) эпистемология – (эпистема – знание, док-ное утверждение) теория научного познания.

Процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества.

Обыденно-практическое познание - «поставляло» элементарные сведения о природе, а также о самих людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т. д. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни, практика людей. Полученные на этой базе знания носят хаотический, разрозненный хар-р и представляют простой набор сведений и правил.

Игровое познание - важный эл-т деят-ти не только детей, но и взрослых. В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деят-ть, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры.

Мифологическое познание - представляет собой фантастическое отражение реальности, явл. бессознательно-художественной «переработкой» природы и общ-ва народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались опр-ные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т. д.

В рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, к-рая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательных задач, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал.

Религиозное познание – обусловлено эмоционально-рассудочным обращением людей к господствующим над ними силам. Его особенности – вера в существование Бога, вера наличие невидимого мира.

Ф-фское познание – рассм-ет мир в целом, все явления и процессы рассм-ся в контексте чел-кого сущ-ния. Опр-ет отн-ние чел-ка к миру. В ф-фии важен не только рез-т, но и путь к нему.

Особенности научного познания.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на произ-во знаний о природе, общ-ве и самом познании. Наука ориентирована на предметное исс-ние дейст-ти.

Цель  научного познания – постижение истины и открытие объективных з-нов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязей для того, чтобы предвидеть тенденции развития дейст-ти и способствовать ее изменению.

Задача  науч. познания – обнаружение объективных з-нов дейст-ти. Науч. исс-ние ориентируется на общие св-ва предметов и выражает их в форме абстракций. Наука работает с понятиями – отражением сущности предмета в чел-ком мышлении.

На  основе знаний и з-нов наука осущ-ет предвидение будущего. В науч. познании 3 звена: исс-ние прошлого, анализ настоящего, предвидение будущего.

От  субъекта требуются спец-ные знания, чтобы заниматься наукой.

Н. познанию присуща системность – знания приводятся в порядок на основе каких-то критериев. Науч. познанию присуща строгая доказат-ть, обоснованность рез-тов. Знание д.б. подтверждено фактами. Опытная проверяемость и возможность многократного воспроиз-ния рез-тов. Методологическая рефлексия – ученый должен осознавать, с помощью каких методов получен рез-т. Особая ценность новизны, применения специфических ср-в познания.

Знание, претендующее на статус научного должно допускать принципиальную возможность опровержения – критерий фальсификации Поппера. Теория м.б. опровергнута новыми, несовместимыми с ней данными.

3 критерия научности (Ильин):

(1) логический – внутренняя непротиворечивость;

(2) эмпирический – опытная проверяемость;

(3) экстралогический (принцип простоты: max знания – min ср-в, max – принцип экономии мышления).

 

Особенности н. познания:

  1. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляют одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека.
  2. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем, является второй отличительной чертой научного познания.

 

Важнейшие методы научного познания:

1)  Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным, называют методом.

2) Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя.

3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. В XX веке наука активно математизируется.

 

7. Функции науки  в жизни общества: наука как  мировоззрение, как производительная и социальная сила.

 

Так как основная цель науки — произ-во объективных знаний и их систематизация, основной ф-цией науки надо считать ф-цию произ-ва истинного знания, к-рая распадается на соподчиненные ф-ции описания, объяснения, прогноза на основе открываемых наукой законов.

Наука как социокультурный  феномен всегда опиралась на сложившиеся в общ-ве культурные традиции, нормы и ценности, подтверждая то, что познавательная деят-ть вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной культурная и технологическая ф-ции науки, к-рые связаны «с обработкой и возделыванием» чел-кого материала, т.е. субъекта познавательной деят-ти, с включением индивида в познавательный процесс.

Культурная ф-ция науки не сводима только к оценке рез-тов научной деят-ти, составляющим также и совокупный потенциал культуры. Культурная ф-ция науки обнаруживает себя как процесс формирования чел-ка в качестве субъекта деят-ти и познания. Само индивидуальное познание совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и существующих в культуре. Индивид застает уже готовыми («априори» в терминологии И. Канта) ср-ва и способы познания, приобщаясь к ним в процессе социализации.

Наука, выступая как фактор социальной регуляции, не может не ис-ть знания, ставшие общ-ным достоянием и хранящиеся в социальной памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Наука решает проблему социальной ответственности за последствия научных открытий, морального и нравственного выбора, нравственного климата в научном сообществе. Наука в ф-ции фактора социальной регуляции воздействует на потребности общ-ва, становится необходимым условием рац-ного упр-ния. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление регулятивной ф-ции науки осуществляется через сложившуюся в данном общ-ве сис-му об-ния, воспитания, обучения и подключения членов общ-ва к исследовательской деят-ти и этосу науки.

Наука включает в себя многочисленные от-ния, в том числе экономические, социально-психологические, идеологические, социально-организационные. Отвечая на экономические потребности общ-ва, наука выполняет ф-цию непосредственной произ-льной силы, направленной на умножение произ-льных ресурсов общ-ва. Она выступает как важнейший фактор хозяйственно-культурного развития социума.

Именно крупное машинное произво, к-рое возникло в рез-те индустриального переворота ХVIII-ХIХ вв., составило материальную базу для превращения науки в непосредственную произв-льную силу. Каждое новое открытие становится основой для изобретения. Многообразные отрасли производства начинают развиваться как непосредственные технологические применения данных различных отраслей науки. Наука имеет не только положительные, но и отрицательные последствия своего развития, что обязывает подвергать ее рез-ты многократной экспертизе.

Функция социальной силы предполагает, что м-ды науки и данные научных ис-ний исп-ся для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития. Наука проявляет себя в ф-ции социальной силы при решении глобальных проблем современности (истощение природных ресурсов, загрязнение атмосферы, опр-ние масштабов экологической опасности). В этой своей функции наука затрагивает социальное управление.

Еще одна ф-ция науки — проективно-конструктивная, предваряющая фазу реального практического преобразования, явл. неотъемлемой стороной интеллектуального поиска любого ранга. Проективно-конструктивная ф-ция связана с созданием качественно новых технологий, что в наше время чрезвычайно актуально.

 

 

8. Преднаука и наука в собственном смысле слова.

 

Степин  выделяет 2 этапа:

(1) преднаука (доклассический период). Относит: зачатки знаний на др. Востоке, в Греции, Риме и в ср.века до 16-17 столетий. В этот период зарождаются лишь предпосылки науки, а не наука.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"