Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
(2)
наука в собственном смысле
слова. Начинается с того
Особенности преднауки:
* изучает вещи с кот-ми чел. многократно сталкивался в ходе практической деят-ти - деят-ть мышление строится на основе практики.
* преднаука носит эмпирический хар-р: если люди оперируют с идеальными объектами - те выводятся из практики.
*
рецепторный – все знание
*
знание носило сакрально-
* догматический хар-р: процессы изменения знания протекают стихийно и очень медленно. Критичность не действует, знания принимались бездок-но.
Так в 4-м тысячелетии до н. э. Древний Египет переживал активное развитие. Основой древнеегипетского хоз-ва было ирригационное земледелие. Развитие земледелия повлекло за собой развитие землемерия, как раньше называлась геометрия. Возникли и географические карты, отвечающие потребностям землемерия, т.е. геометрии. Египетские математики установили форму от-ния длины окружности к диаметру (то самое «пи», равное 3,14). Была развита металлургия меди, медицина. В последствие эти открытия были унаследованы, либо повторены в др. Греции, Риме, в средневековой Европе.
Отличие науки от преднауки.
В науке идеальные объекты не имеют прямого отношения к практике. Наука идет с от общего к частному, а преднаука – от частного к общему, т.е. основывается на практике.
Кроме того, проверка установившихся знаний на практике и принципиальная возможность их опровержения для преднауки не свойственна, в науке делают эксперементы.
9. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.
Античность – период развития с 8 в. до н.э. по 4-5 в. н.э. С 8 до н.э. в Греции складывались полисы. Для полиса хар-на связь с землей. Хар-ные особенности полиса - автономия и авторкия (самоудовлетворение, самодостаточность). Возникает высокий уровень развития культуры. Причины взлета: занятие земледелием, мореплаванием и торговлей. Греки д.б. совмещать несколько проф-сий, чтобы выжить. Греч. философов интересуют процессы мироздания. Первоначала ищут в огне, в воде. Пифагор видит основу в числе.
В натурф-фии возникли первые образцы теор-кой науки: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея и пр. В античности большое внимание уделялось постижению истины, т.е. логике и диалектике. Происходили всеобщая рационализация мышления, освобождение от метафоричности, переход от мышления, связанного с чувственными образами к интеллекту, оперирующему абстракциями и категориями.
Постепенно натурф-фские сис-мы приобретали вид все более рационально оформленного знания. Возникшая в контексте античной культуры Евклидова геометрия в качестве необходимого условия получения истины выдвигала процедуру демонстрации доказательства. Античная наука столкнулась с феноменом несоизмеримости. Иррациональные числа указывали на наличие реальности, которая противоречила привычной логике упорядочивания. В истории античной науки известны многочисленные попытки, направленные на то, чтобы освоить несоизмеримость.
Греции появляется теоретическая система математики; греки впервые стали строго выводить одни математические положения из других, т.е. ввели математическое док-во. Платон превозносил общ-ное значение стройного здания математики, утверждая, что она имеет отн-ние к упр-нию гос-вом, воспитывая возвышенный строй души, научая душу отвращаться от хаотического и беспорядочного мира чувственного (становления) и приобщаться к миру вечного бытия, где царят порядок, гармония, симметрия.
Античная наука доказала динамичность физического мира: тезис Гераклита «все течет, все изменяется».
Гиппократ (460—377 до н. э.) ратовал за привнесение мудрости в медицину и медицины в мудрость. В тексте «О природе человека», взятом за основу «учения о темпераментах», он обсуждает понятия «фюзис» — природа и «динамис» — сила. Клятва Гиппократа, известная и по сей день как кодекс медицинской этики, имеет общий императив — «не навреди».
Первую попытку систематизации того, что впоследствии стали называть наукой, предпринял Аристотель — воспитатель и советник А. Македонского.
Аристотель делил все науки на
Противопоставляя природу
Изложенная Аристотелем логика господствовала более двух тысяч лет. В ней классифицировались высказывания (общие, частные, отрицательные, утвердительные), выявлялась их модальность: возможность, случайность, невозможность, необходимость, определялись законы мышления: закон тождества, закон исключения противоречия, закон исключенного третьего. Аристотель создает учение о силлогизме, суть которого в том, что два крайних термина соединяются при посредстве среднего, общего обоим: «псе люди смертны, Сократ — человек, следовательно, Сократ смертен».
Античная
философия выдвинула ряд
(1) Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности «формы» и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; о тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия (атомы и пустота), текучести бытия и его противоречивости и т. д.
(2) Проблемы человека, его познания, его отношение с другими людьми. Проблемы воли и свободы человека, достижения счастья. Главная проблематика — гносеологическая и моральная.
(3) Проблемы синтеза чувственного и сверхчувственного; идея синтетических формулировок основных философских проблем, построения метафизических систем, признававших два мира — мир идей и текучий, подвижный мир вещей. Проблема поиска рационального метода познания этих миров (Платон, Аристотель и их последователи). Разумеется, здесь перечислены не все проблемы и идеи, как и не все философы, их выдвигавшие.
В Античности появл. первые теор-кие модели знания, но отсутствовал эксперимент, логическая док-ть, системность, внутренняя самодостаточность, методологическая рефлексивность, открытость критики
10.Формирование идеалов математизированного и опытного знания в XIII–XV вв.: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам.
В XIII в. возникают первые
университеты в Болонье и Париже.
Ун-т Болоньи представлял
В Парижском ун-те было запрещено чтение лекций по естественной ф-фии и изучался тривиум: грамматика, риторика, диалектика.
Оксфордский ун-т отличался от Парижского тем, что был удален от римской папской курии. Там складывалась более свободная атмосфера, благоприятная для развития естественных наук. В Оксфорде приоритет был отдан квадривиуму — арифметике, геометрии, астрономии, музыке.
В Оксфордском ун-те имел большое влияние францисканский монах Робер Гроссетест (1175—1253), благодаря к-рому была переосмыслена роль опытного знания. Ещё одна особенность: трактат Гроссетеста «О свете» лишен упоминаний о Боге, но изобилует ссылками на Аристотеля и его трактат «О небе».
Францисканский монах Роджер Бэкон (1214—1292) был учеником Р. Гроссетеста. Ему принадлежит суждение: «истина — дитя своего времени, а наука — дочь всего чел-ва». Р. Бэкон стремился создать своего рода энциклопедию наук, в к-рой помимо математики присутствовали физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, этика. Кроме того, Бэкон подчеркивал важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания математики.
Он считал аргументацию и эксперимент осн. способами познания, однако именно эксперимент выше умозрительных наук. Р. Бэкон — последний из схоластов, к-рый подготовил век опытной науки. Он много времени отводил оптике и проводил опыты с вогнутым зеркалом и зажигательным стеклом. Он различал три разновидности опыта: внешний (приобретаемый при помощи чувств) внутренний (интерпретируемый в духе озарения) праопыт (которым Бог наделил святых отцов Церкви).
Английский ф-ф и логик Уильям Оккам (1285—1349) был уверен в независимости научных истин от богословия, их тесной связи с опытом и опоре на разум. Образование понятий у Оккама обусловлено потенцией — устремлением человеческой души на предмет познания. Известный принцип Оккама («бритва Оккама»), гласящий, что «не следует множить сущности без надобности», вошел в сокровищницу чел-кой интеллектуальной мысли, означая, что каждый термин обозначает лишь опр-ный предмет.
Оккам различает интуитивное знание (связанное с восприятием и переживанием единичной вещи), и абстрактное знание (которое способно отвлекаться от единичного). Его учение о понятиях называется терминизмом. Естественные понятия, относящиеся к самим вещам, Оккам называет «терминами первой интенции», а искусственные, относящиеся ко многим вещам и отношениям между ними, — «терминами второй интенции». Именно они становятся объектом анализа в логике. Идеи Оккама были широко распространены в средневековых университетах.
11.Предпосылки
возникновения
12.Развитие экспериментально-
Основоположник доньютоновской науки – Фрэнсис Бэкон(1561-1626). Указал на бессистемность существующих научных открытий. Утверждает, что эффективность науки повысится, если исследователи будут обладать методом. Метод — это путь, главное средство исследования. В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция (от частного к общему) и эксперимент.
Выделяет 2 типа опытов: светоносные (теоретические) и плодоносные (дающие практический результат). Выступает против целевой причины явлений, а утверждает, что мир является механизмом.
Учение Коперника (1473-1543) (теоретически предложил и обосновал гелиоцентрическое строение солнечной системы, которое противоречило опытному познанию) было развито Галилеем(1564-1642), сделавшим 1-ый оптический телескоп. Он использовал аналогию Земли с большим кораблём.
По Галилею исходный пункт познания – чувственный опыт. Достоверное знание достигается путём планомерных реальных и мыслительных экспериментов. Опыт должен предваряться теоретическими построениями, иначе он не несёт смысла и не даёт знания.
Ньютон (1643-1727) издаёт «Математические начала натуральной философии» (1687), где были сформулированы законы классической механики, закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера, т.е, сформировал «небесную механику», обобщил и объяснил большой объём экспериментальных данных. Ньютон независимо от Лейбница создал дифференциальное и интегральное счисление как адекватный язык математического описания физической реальности.
Научный метод Ньютона:
1)
опыты, наблюдения, эксперименты
относительно исследуемого
2)
выделить отдельные стороны
3) понимание управляющих фундаментальных закономерностей,
4) их математическое выражение,
5)
построение целостной
В основе исследовательской программы – редукция явлений к механическим процессам (идея: высшие процессы и системы могут быть объяснены через принципы, действующие в низших).
Таким образом, Ньютон разработал классическую механику и построил целостную механистическую картину мира: Вселенная – совокупность тел, вращающихся в абс. пространстве и времени. Любые события жёстко предопределены законами механики. Вещество состоит из неделимых атомов, природа считается жёстко детерминированным механизмом.
13.Революция в естествознании конца XIX – начала ХХ вв. и становление идей и методов неклассической науки.
Состояла в открытии явлений и появлении теорий, не совместимых с механистической картиной мира. Причины: опытные факты показали, что не все явления могут быть описаны ньютоновской и электромагнитной физикой.
Открытия, не вписывавшиеся в модель мира: лучи Рентгена и радиоактивность, квантовая природа излучения энергии и делимость атома (Планк), существование атомного ядра и электронов нейтронов, α, β-лучей (планетарная модель Резерфорда), существование стационарных электронных орбит и квантовое излучение энергии при переходе электронов между ними (квантовая модель атома Резерфорда-Бора), зависимость между материей и временем, а также их неабсолютность (теория относительности Эйнштейна), волновые свойства частиц (гипотеза Де`Бройля, подтверждённая в работах Шредингера, Гейзенберга, Борна), невозможность одновременного измерения импульса и координаты частицы (принцип неопределённости Гейзенберга).