Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:22, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Работа состоит из  1 файл

Билеты по философии.docx

— 108.99 Кб (Скачать документ)

(2) наука в собственном смысле  слова. Начинается с того момента,  как формируется теория. Познание  строит новую систему знаний сверху: вначале теория, затем проверяется опытным путем.

 

Особенности преднауки:

* изучает вещи с кот-ми чел. многократно сталкивался в ходе практической деят-ти - деят-ть мышление строится на основе практики.

* преднаука носит эмпирический хар-р: если люди оперируют с идеальными объектами - те выводятся из практики.

* рецепторный – все знание практически  ориентировано и предстает в  виде готовых практических рез-тов деят-ти.

* знание носило сакрально-кастовый  хар-р. Носителями знания выступали жрецы, которые хранили его, не давая посторонним.

* догматический хар-р: процессы изменения знания протекают стихийно и очень медленно. Критичность не действует, знания принимались бездок-но.

Так в 4-м тысячелетии  до н. э. Древний Египет переживал  активное развитие. Основой древнеегипетского хоз-ва было ирригационное земледелие. Развитие земледелия повлекло за собой развитие землемерия, как раньше называлась геометрия. Возникли и географические карты, отвечающие потребностям землемерия, т.е. геометрии. Египетские математики установили форму от-ния длины окружности к диаметру (то самое «пи», равное 3,14). Была развита металлургия меди, медицина. В последствие эти открытия были унаследованы, либо повторены в др. Греции, Риме, в средневековой Европе.

Отличие науки от преднауки.

В науке идеальные объекты не имеют  прямого отношения к практике. Наука идет с от общего к частному, а преднаука – от частного к общему, т.е. основывается на практике.

Кроме того, проверка установившихся знаний на практике и принципиальная возможность их опровержения для преднауки не свойственна, в науке делают эксперементы.

 

9. Культура античного  полиса и становление первых  форм теоретической науки.

 

Античность  – период развития с 8 в. до н.э. по 4-5 в. н.э. С 8 до н.э. в Греции складывались полисы. Для полиса хар-на связь с землей. Хар-ные особенности полиса - автономия и авторкия (самоудовлетворение, самодостаточность). Возникает высокий уровень развития культуры. Причины взлета: занятие земледелием, мореплаванием и торговлей. Греки д.б. совмещать несколько проф-сий, чтобы выжить. Греч. философов интересуют процессы мироздания. Первоначала ищут в огне, в воде. Пифагор видит основу в числе.

В натурф-фии возникли первые образцы теор-кой науки: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея и пр. В античности большое внимание уделялось постижению истины, т.е. логике и диалектике. Происходили всеобщая рационализация мышления, освобождение от метафоричности, переход от мышления, связанного с чувственными образами к интеллекту, оперирующему абстракциями и категориями.

Постепенно натурф-фские сис-мы приобретали вид все более рационально оформленного знания. Возникшая в контексте античной культуры Евклидова геометрия в качестве необходимого условия получения истины выдвигала процедуру демонстрации доказательства. Античная наука столкнулась с феноменом несоизмеримости. Иррациональные числа указывали на наличие реальности, которая противоречила привычной логике упорядочивания. В истории античной науки известны многочисленные попытки, направленные на то, чтобы освоить несоизмеримость.

Греции появляется теоретическая  система математики; греки впервые стали строго выводить одни математические положения из других, т.е. ввели математическое док-во. Платон превозносил общ-ное значение стройного здания математики, утверждая, что она имеет отн-ние к упр-нию гос-вом, воспитывая возвышенный строй души, научая душу отвращаться от хаотического и беспорядочного мира чувственного (становления) и приобщаться к миру вечного бытия, где царят порядок, гармония, симметрия.

Античная наука доказала динамичность физического мира: тезис Гераклита «все течет, все изменяется».

Гиппократ (460—377 до н. э.) ратовал  за привнесение мудрости в медицину и медицины в мудрость. В тексте «О природе человека», взятом за основу «учения о темпераментах», он обсуждает понятия «фюзис» — природа и «динамис» — сила. Клятва Гиппократа, известная и по сей день как кодекс медицинской этики, имеет общий императив — «не навреди».

Первую попытку систематизации того, что впоследствии стали называть наукой, предпринял Аристотель — воспитатель и советник А. Македонского.

Аристотель делил все науки  на

    • теоретические (имеющие целью само знание:философия, физика, математика),
    • практические (руководящие человеческим поведением: этика, экономика, политика),
    • творческие (направленные на достижение прекрасного: этика, риторика, искусство).

Противопоставляя природу ремеслу («техне»), Аристотель показал, что физика рассматривает сущность и природу вещей, свойства и движения, а механика — это искусство построения машин.

Изложенная Аристотелем логика господствовала более двух тысяч лет. В ней классифицировались высказывания (общие, частные, отрицательные, утвердительные), выявлялась их модальность: возможность, случайность, невозможность, необходимость, определялись законы мышления: закон тождества, закон исключения противоречия, закон исключенного третьего. Аристотель создает учение о силлогизме, суть которого в том, что два крайних термина соединяются при посредстве среднего, общего обоим: «псе люди смертны, Сократ — человек, следовательно, Сократ смертен».

Античная  философия выдвинула ряд фундаментальных  идей и проблем, актуальных по сей  день:

(1) Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности «формы» и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; о тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия (атомы и пустота), текучести бытия и его противоречивости и т. д.

(2) Проблемы человека, его познания, его отношение с другими людьми. Проблемы воли и свободы человека, достижения счастья. Главная проблематика — гносеологическая и моральная.

(3) Проблемы синтеза чувственного и сверхчувственного; идея синтетических формулировок основных философских проблем, построения метафизических систем, признававших два мира — мир идей и текучий, подвижный мир вещей. Проблема поиска рационального метода познания этих миров (Платон, Аристотель и их последователи). Разумеется, здесь перечислены не все проблемы и идеи, как и не все философы, их выдвигавшие.

В Античности появл. первые теор-кие модели знания, но отсутствовал эксперимент, логическая док-ть, системность, внутренняя самодостаточность, методологическая рефлексивность, открытость критики

 

10.Формирование идеалов  математизированного и опытного знания в XIII–XV вв.: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам.

 

В XIII в. возникают первые университеты в Болонье и Париже. Ун-т Болоньи представлял студенческую корпорацию; ун-т в Париже объединял корпорацию студентов и магистров, в него входили преподаватели и студенты всех сословий.

В Парижском ун-те было запрещено  чтение лекций по естественной ф-фии и изучался тривиум: грамматика, риторика, диалектика.

 Оксфордский ун-т отличался от Парижского тем, что был удален от римской папской курии. Там складывалась более свободная атмосфера, благоприятная для развития естественных наук. В Оксфорде приоритет был отдан квадривиуму — арифметике, геометрии, астрономии, музыке.

В Оксфордском ун-те имел большое влияние францисканский монах Робер Гроссетест (1175—1253), благодаря к-рому была переосмыслена роль опытного знания. Ещё одна особенность: трактат Гроссетеста «О свете» лишен упоминаний о Боге, но изобилует ссылками на Аристотеля и его трактат «О небе».

Францисканский монах Роджер Бэкон (1214—1292) был учеником Р. Гроссетеста. Ему принадлежит суждение: «истина — дитя своего времени, а наука — дочь всего чел-ва». Р. Бэкон стремился создать своего рода энциклопедию наук, в к-рой помимо математики присутствовали физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, этика. Кроме того, Бэкон подчеркивал важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания математики.

Он считал аргументацию и эксперимент осн. способами познания, однако именно эксперимент выше умозрительных наук. Р. Бэкон — последний из схоластов, к-рый подготовил век опытной науки. Он много времени отводил оптике и проводил опыты с вогнутым зеркалом и зажигательным стеклом. Он различал три разновидности опыта: внешний (приобретаемый при помощи чувств) внутренний (интерпретируемый в духе озарения) праопыт (которым Бог наделил святых отцов Церкви).

Английский  ф-ф и логик Уильям Оккам (1285—1349) был уверен в независимости научных истин от богословия, их тесной связи с опытом и опоре на разум. Образование понятий у Оккама обусловлено потенцией — устремлением человеческой души на предмет познания. Известный принцип Оккама («бритва Оккама»), гласящий, что «не следует множить сущности без надобности», вошел в сокровищницу чел-кой интеллектуальной мысли, означая, что каждый термин обозначает лишь опр-ный предмет.

Оккам различает интуитивное знание (связанное с восприятием и переживанием единичной вещи), и абстрактное знание (которое способно отвлекаться от единичного). Его учение о понятиях называется терминизмом. Естественные понятия, относящиеся к самим вещам, Оккам называет «терминами первой интенции», а искусственные, относящиеся ко многим вещам и отношениям между ними, — «терминами второй интенции». Именно они становятся объектом анализа в логике. Идеи Оккама были широко распространены в средневековых университетах.

 

11.Предпосылки  возникновения экспериментального  метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

 

 

 

12.Развитие экспериментально-математического  естествознания в XVII– XVIII вв. Особенности классической науки.

 

Основоположник  доньютоновской науки – Фрэнсис Бэкон(1561-1626). Указал на бессистемность существующих научных открытий. Утверждает, что эффективность науки повысится, если исследователи будут обладать методом. Метод — это путь, главное средство исследования. В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция (от частного к общему) и эксперимент.

Выделяет 2 типа опытов: светоносные (теоретические) и плодоносные (дающие практический результат). Выступает против целевой причины явлений, а утверждает, что мир является механизмом.

Учение Коперника (1473-1543) (теоретически предложил и обосновал гелиоцентрическое строение солнечной системы, которое противоречило опытному познанию) было развито Галилеем(1564-1642), сделавшим 1-ый оптический телескоп. Он использовал аналогию Земли с большим кораблём.

По  Галилею исходный пункт познания – чувственный опыт. Достоверное знание достигается путём планомерных реальных и мыслительных экспериментов. Опыт должен предваряться теоретическими построениями, иначе он не несёт смысла и не даёт знания.

Ньютон (1643-1727) издаёт «Математические начала натуральной философии» (1687), где были сформулированы законы классической механики, закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера, т.е, сформировал «небесную механику», обобщил и объяснил большой объём экспериментальных данных. Ньютон независимо от Лейбница создал дифференциальное и интегральное счисление как адекватный язык математического описания физической реальности.

Научный метод Ньютона:

1) опыты, наблюдения, эксперименты  относительно исследуемого явления,

2) выделить отдельные стороны явления,  сделать их объективно наблюдаемыми,

3) понимание управляющих  фундаментальных закономерностей,

4) их математическое выражение, 

5) построение целостной теоретической  системы через объективное развёртывание  фундаментальных принципов.

В основе исследовательской программы – редукция явлений к механическим процессам (идея: высшие процессы и системы могут быть объяснены через принципы, действующие в низших).

Таким образом, Ньютон разработал классическую механику и построил целостную механистическую картину мира: Вселенная – совокупность тел, вращающихся в абс. пространстве и времени. Любые события жёстко предопределены законами механики. Вещество состоит из неделимых атомов, природа считается жёстко детерминированным механизмом.

 

13.Революция в естествознании  конца XIX – начала ХХ вв. и  становление идей и методов неклассической науки.

 

Состояла  в открытии явлений и появлении  теорий, не совместимых с механистической картиной мира. Причины: опытные факты показали, что не все явления могут быть описаны ньютоновской и электромагнитной физикой.

Открытия, не вписывавшиеся в модель мира: лучи Рентгена и радиоактивность, квантовая  природа излучения энергии и  делимость атома (Планк), существование  атомного ядра и электронов нейтронов, α, β-лучей (планетарная модель Резерфорда), существование стационарных электронных орбит и квантовое излучение энергии при переходе электронов между ними (квантовая модель атома Резерфорда-Бора), зависимость между материей и временем, а также их неабсолютность (теория относительности Эйнштейна), волновые свойства частиц (гипотеза Де`Бройля, подтверждённая в работах Шредингера, Гейзенберга, Борна), невозможность одновременного измерения импульса и координаты частицы (принцип неопределённости Гейзенберга).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"