Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
2.
Укрепление парадигмы
3. Принципы коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Понятие коэволюции охватывает сегодня обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов, — это и есть глобальный эволюционизм. Коэволюция совершается в единстве природных и социальных процессов.
4.
Объектом современной науки
5. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.
Проблема опять же в том, о какой конкретно философии идет речь и как именно она влияет на развитие естественных наук начала XX в. Предметом активного обсуждения сегодня являются вопросы о самой философии как таковой; ее месте в современной культуре; о специфике философского знания, его функциях и источниках; о ее возможностях и перспективах; о механизме ее воздействия на развитие познания (в том числе научного) и иных форм деятельности людей.
6. Методологический
плюрализм, осознание ограниченности,
односторонности любой методологии —
в том числе рационалистической (включая
диалектико-материалистическую)
7. Ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса — логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента.
8. Преодоление разрыва объекта и субъекта. Природа — не некий автомат, ее нельзя заставить говорить лишь то, что ученому хочется услышать. Научное исследование — не монолог, а диалог с природой. В естествознании XX в. сформировался и получает все более широкое распространение (хотя и является предметом дискуссии) так называемый «антропный принцип», согласно которому Вселенная - сложная самоорганизующаяся система, включенность в нее человека не может быть отброшена как некое проявление «научного экстремизма».
9. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («импортация» науки). «наведение моста между бытием и становлением. И. Пригожин считает, что мы вступаем в новую эру в истории времени (которое «проникло всюду»), когда бытие и становление могут быть объединены — при приоритете последнего.
10. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. Эта особенность современной науки привела к тому, что работа с ее новыми теориями из-за высокого уровня абстракций вводимых в них понятий превратилась в новый и своеобразный вид деятельности. В этой связи некоторые ученые говорят, в частности, об угрозе превращения теоретической физики в математическую теорию. Компьютеризация, усиление альтернативности и сложности науки сопровождается изменением и ее «эмпирической составляющей». Речь идет о том, что появляются все чаще сложные, дорогостоящие приборные комплексы, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства.
11. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.
12. Формирование нового — «организмического» видения природы как целостного живого организма, изменения которого могут происходить в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызывать необратимое разрушение целостности системы.
13. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного. Эти фундаментальные характеристики мироздания сегодня выступают на первый план, что, конечно, не исключает «присутствия» в универсуме противоположных характеристик. Введение нестабильности, неустойчивости, открытие неравновесных структур — важная особенность постнеклассической науки.
Для конца XX в. характерной является закономерность, состоящая в том, что естественные науки объединяются, и усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства. Естествознание длительное время ориентировалось на постижение «природы самой по себе», безотносительно к субъекту деятельности. Гуманитарные науки — на постижение человека, человеческого духа, культуры. Для них приоритетное значение приобрело раскрытие смысла, не столько объяснение, сколько понимание, связь социального знания с ценностно-целевыми структурами. Идеи и принципы, получающие развитие в современном естествознании (особенно в синергетике), все шире внедряются в гуманитарные науки, но имеет место и обратный процесс. Освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем стирает прежние непроходимые границы между методологией естествознания и социального познания. В связи с этим наблюдается тенденция к конвергенции двух культур — научно-технической и гуманитарно-художественной, науки и искусства. Причем именно человек оказывается центром этого процесса.
26.Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов и основа формирования современной научной картины мира.
Хотя отдельные
эволюционные теории появились в
конкретных науках еще в XVIII—XIX вв. (гипотеза
возникновения Солнечной
• во-первых, ориентацию классического естествознания преимущественно на изучение сравнительно простых, равновесных систем;
• во-вторых, физика, которая играла лидирующую роль в построении общей научной картины мира, не опиралась в своих теориях на идеи эволюции;
• в-третьих, теории эволюции конкретных наук (астрономии, геологии, биологии) носили частный характер и нуждались в дальнейшей разработке;
• в-четвертых — и это главное — не были выявлены общие идеи и принципы, которые должны стать основой глобальной или универсальной эволюции.
В последние
десятилетия благодаря широкому
распространению системных
Космическая
эволюция. Исследованием этого процесса занимается
современная космология. Она возникла
после появления общей теории относительности,
и поэтому ее в отличие от прежней космологии,
называют релятивистской. Поско
Новый этап
ее развития был связан с исследованиями
нашего ученого А.А. Фридмана (1888-1925), которому
удалось впервые теоретически доказать,
что Вселенная, заполненная в соответствующей
степени тяготеющим веществом, не может
быть стационарной, а должна периодически расширяться или сжиматься. Эмпирической базой для подтверждения
этих теоретических выводов стали открытия внегалактической астр
Последующий этап развития космологии связан с исследованием физических процессов, происходивших на разных стадиях расширяющейся Вселенной. Начало им положили работы известного американского физика Г.А. Гамова, русского по происхождению. В них он пытался в первую очередь раскрыть картину происхождения химических элементов во Вселенной и в связи с этим высказал предположения о первоначальных ее элементах.
По современным представлениям космическая эволюция дает начало всем процессам и формам развития материальных систем во Вселенной. Хотя в настоящее время существует множество различных гипотез ее происхождения и эволюции, в качестве стандартной модели принимается гипотеза «большого взрыва». Она опирается на следующие эмпирические и теоретические данные:
• во-первых, как отмечено выше, на факты внегалактической астрономии о непрерывном удалении наиболее далеких от нас галактик;
• во-вторых, на открытие в 1965 г. микроволнового излучения, названного впоследствии реликтовым, поскольку оно несет информацию о ранней истории Вселенной;
• в-третьих, на постулат о разрушении симметрии между микрочастицами, с одной стороны, и силами, действующими между ними, с другой.
По стандартной модели первоначально Вселенная находилась в сверхплотном и сверхгорячем состоянии. После взрыва она начала быстро расширяться и постепенно охлаждаться; Эти процессы привели к разрушению прежней симметрии между материальными частицами и связывающими их силами, а также утрате единства первоначальной простоты в природе.
Что собой представляла Вселенная до взрыва, никаких надежных данных пока не существует. Высказываются лишь некоторые предположения и гипотезы. Г.А. Гамов считал, что вещество Вселенной в начале состояло из нейтронов, которые в дальнейшем превращалось в протоны, а из них возникли сначала ядра атомов, а затем и атомы. Однако эта гипотеза оказалась теоретически несостоятельной. Поэтому в стандартной модели предполагается, что первоначально Вселенная могла состоять из электронов, позитронов и фотонов, а также нейтрино и антинейтрино. В настоящее время высказывается мнение о кварковой модели в силу того, что эти гипотетические частицы считаются теперь основой для построения элементарных частиц. Но такая модель вызывает возражения многих специалистов прежде всего потому, что сами кварки являются лишь гипотетическими частицами и непосредственно экспериментально не обнаружены.
Относительно более надежными являются представления об эволюции Вселенной после взрыва и начавшегося ее расширения
Взаимодействие
микро- и макропроцессов в ходе космической
эволюции. Эволюция Вселенной началась приблизительно
15-20 млрд лет назад, и соответственно она
охватывает две стадии: микро и макро-эволюцию. Микроэволюция
В ходе эволюции происходило также нарушение симметрии между разными силами взаимодействия. На первоначальной стадии, когда Вселенная была достаточно горячей, сильные ядерные взаимодействия были в симметрии с гравитационными, а электромагнитные — со слабыми взаимодействиями. Только благодаря нарушению симметрии между ядерными и гравитационными силами стало возможным образование звезд, галактик и других космических объектов и систем. Полагают, что именно разрушение симметрии между ядерными и гравитационными силами было самым первым и важнейшим условием структурирования материи на микро и макроуровне.
Аналогично этому, нарушение симметрии между электромагнитными и слабыми взаимодействиями привело к образованию огром-наго множества тел, форм и систем, которые составляют окружающий нас мир. Таким образом, благодаря разрушению симметрии между разными типами физических взаимодействий стало возможным не только возникновение микро- и макрообъектов, но и последующее взаимосвязанное развитие микроскопической и макроскопической ветвей эволюции. Микроэволюция обеспечила условия для развертывания макроэволюции. Следовательно, микро и макро-эволюция взаимно обуславливали и дополняли друг друга.
Диалогическая эволюция создала необходимые предпосылки для возникновения сложноорганизованных живых систем. Поэтому нам особенно важно познакомиться с ними, во-первых, для того, чтобы узнать, что нового внесла синтетическая теория эволюция в учение Дарвина, во-вторых, как могут быть использованы идеи этой теории для становления глобального, или универсального эволюционизма.
Опираясь на огромный фактический материал и практику селекционной работы по выведению новых сортов растений и пород животных, Ч.Дарвин сформулировал следующие основные принципы своей эволюционной теории.
Первый принцип постулирует, что изменчивость является неотъемлемым свойством живого.
Второй принцип раскрывает внутреннее противоречие в развитии живой природы. Оно состоит в том, что, с одной стороны, все виды организмов имеют тенденцию к размножению в геометрической прогрессии, а с другой — они выживают и достигают зрелости лишь в арифметической прогрессии,