Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Следствия: осознание ограниченности классической механики, формирование суженной сферы её применимости. Необходимость формирования новой картины мира.
Идеи и принципы неклассической науки:
1 |
Сближение объекта и субъекта познания, зависимость знания от применяемых субъектом методов: картина мира определяется не только его свойствами, но и характеристиками и активностью познающего субъекта (см. кв.мех.) |
2 |
Формирование нового образа детерминизма и причинности: причинность выражается статистическими закономерностями. |
3 |
Эволюционность объектов: объект рассматривается как динамическая система |
4 |
релятивизм: взаимная зависимость явлений природы |
5 |
Противоречивость |
6 |
Принцип дополнительности: возможность применения взаимоисключающих классических понятий. |
7 |
Лишь частичная теоретическая и эмпирическая верифицируемость научного знания |
Методы неклассической науки:
1 |
Отсутствие универсальных н. методов: нет метода, дающего полную картину явления. |
2 |
Плюрализм научных методов и средств: знание зависит от применяемых методов. |
3 |
Принцип когнитивного конструктивизма: любые утверждения относительно объекта – результат деятельности мышления по построению сложных конструкций из простых. |
4 |
Наука оперирует искусственными понятиями. |
5 |
Фактор интуиции при научном поиске. |
14.Формирование науки
как профессиональной
Формирование науки как
Коллегии наук: 28 ноября 1660г. – меморандум о создании коллегии по развитию физико-математического экспериментального знания в Лондоне. Далее – «Лондонское королевское общество». 1666г. – Парижская академия наук, 1700г. – Берлинская, 1724г. – Петербургская, и т.д.
В XVII в. основной источник н. знаний – книга, где должны излагаться фундаментальные принципы и начала «природы вещей». Книга – базис обучения, фиксации и передачи нового знания. Учёному того времени не достаточно было получить частный результат, но требовалось соотносить результаты с существующей картиной мира и дополнять её. Так работали Галилей, Лейбниц, Ньютон. Уже была необходима коммуникация между учёными – переписка. Далее объём знаний стал таковым, что весь не мог быть усвоен одним человеком.
С конца XVII в. началось углубление специализации н. деятельности, возникают сообщества исследователей-специалистов с коммуникациями на национальном языке, а не латыни. Начинают издаваться н. журналы для объединения исследователей, показывающие направления исследований, а также последние достижения в н. области. Объединение учёных происходило в рамках дисциплины и по н. интересам для решения текущей задачи.
В конце XVIII – 1-ой половине XIX в., из-за роста объёма н. информации, наряду с академиями возникают общества исследователей, работающих в различных областях знания.
Новые
формы организации науки
Возникновение дисциплинарно организованной науки Дисциплина – форма систематизации научного знания. Её структура: передний край-(обзоры->материалы конференций, препринты, депоненты->обзоры и рефераты с обобщениями исследований)->обобщающие монографии->устоявшиеся данные, транслируемые последующим поколениям.
Знание трактуется как объективно-мыслительная структура. Оно должно быть упорядочено и доступно для передачи. Дисциплинарная организация следует из необходимости трансляции знания последующим поколениям. Дисциплина также предусматривает соц. институты, нормы н. исследований, связи учёных, н. сообщества, организации по подготовке н. кадров.
Так в период Средневековья были созданы университеты, где сложилась четкая дисциплинарная организация знания, передаваемая в ходе обучения, и тесно связанная с ней д. организация учебного процесса. Тогда существовали многообразные варианты д. разделения наук. Наиболее известной и признанной была система семи «свободных» искусств, предложенная М. Капеллой: тривиум основных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика и квадривиум продвинутых: арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
На рубеже XIV—XV вв. (эпоха Возрождения) дисциплинарно организованные научные изыскания начинают развертываться вне традиционных центров культурной жизни: возникают кружки интеллектуалов, любителей философии, истории, литературы и т.д.
В XVIв. в связи с ростом объема научной информации, образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин, обретая ярко выраженные черты дисциплинарно организованного обучения.
В XVIв. в Италии возникают академии. Система образования представляется там в виде круга, где каждая из наук может стать началом и все науки взаимосвязаны друг с другом.
В конце XVIII — начале XIX в. сформировалась дисциплинарно организованная наука, включающая в себя четыре основных блока научных дисциплин: математику, естествознание, технические и социально-гуманитарные науки.
В настоящее время научное знание представляет собой сложноорганизованную систему научных дисциплин.
15.Эмпирический и
теоретический уровень
Структура эмпирического знания.
Эмпирическое знание — это совокупность высказываний о реальных, эмпирических объектах.
Эмпирическое знание основывается на чувственном познании. Рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных созерцанию и выражающих внутренние отношения.
Эмпирическое, опытное исследование направлено без промежуточных звеньев на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция (от частного к общему), а его важнейшим элементом является факт (от лат. factum — сделанное, свершившееся).
Признаки эмпирического познания: эксперимент, сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактографическая деятельность.
В научном познании факты играют двоякую роль:
Эмпирический опыт никогда не бывает слепым: он конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому исходный пункт, начало науки — это, строго говоря, не сами по себе предметы, не голые факты, а теоретические схемы, «концептуальные каркасы действительности». Теории состоят из абстрактных объектов разного рода — постулаты, принципы, определения, концептуальные модели и т.п.
Само эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, в которой можно выделить четыре уровня:
а) единичные эмпирические высказывания («протокольные предложения»), которые фиксируют результаты единичных наблюдений. Часто в них присутствует доля заинтересованности учёного;
б) факты, которые представляют собой индуктивные обобщения протоколов;
в) эмпирические законы различных видов (например, «все тела при нагревании расширяются», «все металлы электропроводны»);
г) феноменологические теории, которые имеют дело лишь с явлениями, но не сущностью изучаемых предметов.
Все эти уровни представляют собой чаще всего гипотетическое, вероятностное знание в отличие от теоретического познания, где преобладающим является достоверное знание.
Структура теоретического знания.
Теоретическое знание — это совокупность высказываний об идеализированных объектах, являющихся продуктами конструктивной, творческой деятельности мышления.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса.
Теоретическое знание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического уровня. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.
На основе эмпирических данных происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, «внутреннего движения», законов их существования, составляющих основное содержание теорий, — «квинтэссенции» знания на данном уровне. Важнейшая задача теоретического знания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания.
Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям:
а) непротиворечивости и фальсифицируемости (потенциальной опровержимости)
б) опытной экспериментальной проверяемости.
Особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как:
Идеализация является основной логической операцией теоретического мышления. Ее целью и результатом является создание, конструирование особого типа предметов — идеализированных объектов, работа с которыми — существенная характеристика теоретического познания.
Характерной чертой теоретического знания является его направленность на себя, внутренаучная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, предвидение будущего.
Преобладающим является рациональное познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление — осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и т.п.).
16.Структура эмпирического знания. Эмпирический факт и проблема его теоретической нагруженности.
17.Теоретический поиск в науке: теоретические модели, схемы и законы.
Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям: