Субъект
всегда будет внешним по отношению
к объекту. Поэтому вещь в себе
не может быть познана. Априорные формы
рассудка субъективны. Как же можно передать
знания от одного человека к другому? Априорные
формы идентичны(трансцендентальный идеализм).
13.Окруж.нас
мир многообразен,прекрасен.Он состоит
из отд.явлений.Что с ним происходит?На
эти и др.??призвана ответить диалектика.Д.греч.«вести
беседу».В совр.понимании,д.-т-я и метод
позн-я дей-ти,учение о наиболее общ.з-ах
развития природы, общ-ва,мышления.Элементы
ф-и соде-ржались уже в учениях др.ф-ах.3формы:1.стихийная
д.древних. 2.идеалистическая д.нем.класс.ф-и.3.материалисти-ческая
д.марксизма.(2)Существенное знач-е для
развития д.имеют фил.работы-Гегель,-Кант,-Шеленг.Высшей
ступени развития достигла в ф-и Гегеля.Г.-выдающийся
пред-ль нем.класс.идеализма.Его осн. труды:"Феноменология
духа","Наука логики","Лекции
по истории ф-и","Лекции по ф-и истории".Ф-ей
Гегеля завершается нем.класс.идеализм.Заслуга:он
впервые представил весь при-родный,истор.и
дух.мир в виде процесса,т.е.в беспрерывном
движении,изменении,развитии,и сделал
попытку раскрыть внутр.связь этого движения
и развития.Его истор.заслуга состояла
в том,что он ее поставил.Д.Г.-опред.взгляд
на мир.-метод подхода к дей-сти,метод её
позн-я.Д. составляет то раци-ональное
зерно в ф-и Гегеля,к-ое послужило исходным
пунктом раз-работки ф-и марксизма.Осн.черты:признание
взаимосвязи, движения, развития явлений;противоречия
как источника движения,развития; превращения
колич-ых изменений в качеств-ые;признание
зависимости метода от самого исследуемого
предмета;рассм-е истины как процесса;признание
преемственности в развитии.Он разработал
и сформировал осн.з-ны диалектики.Но д.Гегеля
не была диалектикой объективной дей-сти.Её
з-ны и категории ф-ф выводил не из природы
и чел.истории,а умозрительно,навязывая
их природе и общ-ву в качестве з-нов чистого
мышления.Именно поэтому Гегеглем нередко
высказывались абсурдные мысли,напр.,о
развитии природы в пространстве,а не
во времени или о завершении исторического
движения позн-я его фил.системой.Т.к.д.Гегеля
разрабатывалась на идеалистической основе,то
она не м.б.до конца последовательной.это
была д.идей,а не вещей.В диалектике идей,он
лишь угадал диалектику вещей и не более.Он
игнорировал революц.роль отрицания,его
неразрывную связь с борьбой противоположностей,природа
у него не развивается во времени,а лишь
разнообразится в пространстве,сама его
система ставит предел развитию мышления,хотя
метод требует отказа от границ в развитии
и т.д.Резко критиковали Гегеля за его
мистику русск.революционеры-демократы
19в.-Герцен,Бе-линский,Чернышевский.Несмотря
на это,в целом ф-я Гегеля послужила важнейшей
предпосылкой возникновения марксизма."Гегель,—
говорил Ленин, — гениально угадал диалектику
вещей(явлений,мира,природы)в диалектике
понятий".И далее:"Именно угадал,
не больше".
№14.Фейербарх.
Л.Фейербах–нем.ф-ф,создатель одн.из
вариантов антрополог.мат-ма.Ф.импонировала
идея «реа-льн.чувств.чела».Осн.–его мат-зм.Хар-ая
черта:антропо-логизм,закл-ийся в понимании
чела как высшего продукта природы.Природа–основа
духа.Она же должна стать основой нов.ф-и,призванной
раскрыть земную сущ-ть чела.Однако«природная»сторона
в челе гипертрофи-ровалась,а соц.–недооценивалась.Из
всех чел.чувств выделял чув-во любви(нравст).Сосредот-ся
на пр-ме нрав.сути религии,что нашло свое
выражение в его осн.труде«Сущ-ть хр-ва».Исходным
пунктом воззрений Ф.явл.идея,выраж-ая
в концептуальном афоризме:«Не Бог создал
человека,а человек создал Бога». Осн.
заслуга:связал идеологию Гегеля с религией.ДляФ.ф-я
и религия–2 исключ.понятия-плод чел.фантазий.Критикуя
религию,Ф.от религии не отказался,чел
жить без бога не может.По Ф.,религия–не
просто продукт чел.невежества, она обладает
мн-ом достоинств:в религии нельзя не видеть
предписания к благоговейному отн-ю чела
к челу,в 1-ую очередь к любви.Сосредоточившись
на челе,на его чувствах дружбы и любви,ярко
хар-я любовь,Ф.стремился именно на этих
началах создать т-ю созидания общ-ва,в
к-ом царствовали бы любовь и справедливость.Видимо,этим
объясняется то,что он вступил в ряды социал-демократ.партии
и проповедовал идеалы соц.справедливости.
Осуждая идеал.толкование мышления,Ф.приходит
к вы-воду,что?об отн-и бытия к мышлению
есть?о сущ-ти чела,ибо мыслит лишь чел.значит
ф-я д.б.антрополо-гией,т.е. уч-ем о челе,в
существовании,в дея-ти к-го этот ? находит
свое факт., реальное решение. Науки вскрывают
связь мышления с матер.пр-ссами в чел.организме.Чел
неотделим от природы;мышление есть необход.выраж-е
прису-щей ему биолог.,физиолог.дея-ти.Антропология
указывает на его стремление разраб-ть
матер.систему взглядов.возражал против
хар-ра св.уч-я как мат-ма из за вульгарных
материалистов(мысль-вещ-во,выделяемое
мозгом).Сущ-ым содержанием и назнач-ем
антрополог.принципа:науч.истолкование
общ.созн-я,в к-ом он видит отражение сущ-ти
чела.Эта сущ-ть-чувст.жизнь ума и сердца,многообразие
переживаний индивида.Речь идет след-но
о том,чтобы рассм-ть разл. формы общ созн-я(и
религию) с точки зрения заключенном в
ней жизн.содержании.Здесь он идет дальше
предшествующих мат-ов,к-ые утверждали,что
религия лишена реального содержания.Ф.сводит
сверхестественное к естественному,нереальное
к реальному-в этом осн.черта его антрополог.
метода.Осн. антропологии:матер.учение
о природе.Природа явл.един. реальностью,а
чел ее высшим продуктом..Многообразие
явлений природы не м.б. сведено к общей
первоматерии.Природа вечна.Возникновение
и уничто-жение относятся только к отд.явлениям.Природа
бесконечна в прост-ве.У природы нет ни
начала не конца,все в ней наход.во взаимодействии;все
относительно.Все одновременно явл.дей-ем
и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...”Однако
эта глубоко диалект.догадка не находит
дальн.развития у Ф.отстаивает положение
о неразрывной связи материи и движения.Однако
не указывает на кач.многообразие форм
движения материи, на их взаимопереход.Ф.говорит
и о развитии,но понимает ее метафизично.Пытается
преодолеть механицизм.Он говорит о не
сводимости высших форм сущ.материи к
низшим. Психические акты сущ-о отличаются
от их физиолог.основы. Ед-во субъект.с
объект.,псих.с физ.не устраняет внутр.
различия м/д ними.Многообразие чел.ощущений
соответст-вует многообразию кач-в природы,оно
обусловлено им и принципиально невозможно
без него.Поэтому нельзя противопоставлять
содержание чел.ощущений кач. определенности
чувственно-воспринимаемых явлений. Тем
не менее,Ф.понимание субъекта и объекта
носит антрополог. хар-р.Несмотря на огран-ть
его взглядов,Ф. явился непосредственным
предшеств-ом марксизма.
15.Понятие
классич.и неклассич.типов
филос-ии.
Классич.и
неклассич.философия - термины, появившиеся
из естествознания. Геометрия Евклида,
Ньютонова физика считаются классич.
В конце 19, нач.20вв.наблюдался отход
от классики- создание неклассич.физик,
геометрий. Те же процессы происходят
и в философии. Венцом классич.фил-ии считают
нем.класич.фил-ию (от Канта до Гегеля).
Гл.проблема - проблема рацион., разумного
познания. При чем разум рассматрив.не
только, как индивид, но и сверхнадиндивид-й,
воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах,
в том, что Гегель наз.общ-ым сознанием.
Человек осваивает мир только с помощью
разума. В этой фил-ии господствует вера
в разум, в его совершенство и всемогущество.
Считается, что разум ведет к просвещению
масс и демократии. Классич.фил-ия полагает,
что в мире сущ-т разумн.порядок; в природе,
общ-ве, в самом человеке. Задача человека
- с помощью разума постичь законы природы,
общ-ва. Начало 20в.- бурное развитие науки,
антигуманизм во всем (войны, убийства
и т.д.). Все это поставило под сомнение
идею всевластности разума. Кроме того,
были открытия в области биологии, психологии
человека (открытие Фрейда) и др. Расширенное
понимание идеи Фрейда приводит к новому
пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить
классич.фил-ию был марксизм. Он первым
вышел из классич.фил-ии в практику, человеческую
деятельность, в остальном же он придерживался
классич.теорий. Др.фил-ие течения 20в порывают
с классич.теорией вообще. Они уже не основываются
на разуме, их идеалом становится иррационализм,
т.е.сверхрационализм. В основе лежит нечто,
что не противоречит разуму, оно выше разума.
Т.обр., задачей неклассич.фил-ии становится
познание законов не объективн., а субъективн.мира:
внутр.состояний, переживаний человека.
Человек рассматривается в иррацион-ме
как субъект общения, как его внутрен.чувств.связь
с миром (будь то мир др.человека или общ-ва).
В классич.фил-ии господствовал гносеологич.подход.
В фил-ии 20в гл.становится аксиологический
подход. Аксиология - наука о ценностях.
Предметом анализа явл.страх, тоска, забота,
отчаяние. Фил-ия становится психологичной.
16.Марксизм.Гл.фил.идея:материалисти-ческое
пони-мание истории.Ее обоснование М.дал
в Предисловии к «Критике пол.экономии»,впервые
введя в науч.оби-ход такие фил-социолог.понятия,как"производ.силы",
"про-изв.отн-я","базис",«соц.рев-ция".Особого
вним-я зас-луж-ет осуществл.М-ом анализ
природы товара,в рез-те к-го была опред-на
суть диалектики прир.и соц.в вещи.М выявил
противоречивость соотн-я прир.и соц. хар-к
товаров.При этом он развенчал представление,
хар-ое для боль-ва предшеств.экон-ов,вкл.Смита,
согласно к-му ст-сть выводилась из их
потреб.кач-в,т.е.из прир.хар-к.Маркс показал,что
в опред.общ.усл-ях в матер.вещах,выступающих
в кач-ве товаров,проис-ходит своеобразное"расщепление"прир.и
соц.знач-й ве-щей.Однако общ.знач-я вещей
не выводятся из их прир.кач-в,а прир.кач-ва
не опред-ся общ.знач-ми вещей,их общ.бытием.Отсюда
след-о,что товар как выражение прир.кач-в
вещей и тот же товар как выражение соц.знач-й
сущ-ет и функционирует в общ-ве совершенно
по-разному.В итоге это свидетельство-вало
о том,что в"расщеплении" прир.и соц.кач-в
вещей проявл-ся различие м/д прир.и общ-ом
вообще. Т.о. была представлена сложная
картина диалектики прир. и соц.в товарах.Были
также прослежены истоки хар-к прир.и общ.в
товарах, раскрыт феномен"расще-пления"прир.и
общ., объяснены причины этого феномена,осуществлен
анализ соотн-я прир.и общ.в товаре как
развиваю-щегося ед-ва противополож-ностей.Мысль
М.о двойственности товара,диалектике
прир.и соц.в нем явилась глубочайшим методолог.про-рывом
в ф-и экономики.По сущ-ву,это методолог.
ключ к учению о прибавочной ст-ти.Маркс
также убе-дительно показал,что"вещь
не может быть ст-стью не будучи предметом
потребления.Если она бесполезна,то и
затраченный на нее труд бесполезен,не
считается за труд,поэтому не образует
никакой ст-сти".В св.трудах М.показал
также,что чел.сознание явл-ся весьма слож.
иерархической системой,к-ая скроее бытийст-вует,а
не отражает окруж. мир механически.Важное
достижение марксизма—уч-е о повторяемости
исто-рии,о наличии в ней объект.з-ов,к-ые
можно познать, а затем использовать полученное
знание для ускорен-ного развития общ-ва.Отсюда
идея М.о неизбежности насту-пления коммунизма
и его победы во всем мире, о переходным
к этой победе периоде-гос-ве диктатуры
пролетариата.В России идеи М.были догматически
подхвачены Лениным.После рев-ции 1917г.
они поло-жили начало той цепи соц.экс-перементов,
последствия к-ых ощущаются до сих пор
в разл.сферах общ. жизни.Т.о.истор.судьбу
рацио-нализма ново-европ. класс.ф-и и судьбу
развития социума в целом,во мн. предопределили
уч-я Декарта, Канта,Гегеля и Маркса.
Ф-я-сложная
область позн-я.Задача:проникнуть в
загрань внеш.ясности обыденной
жизни. Осн..?.ф-и. есть ? об отношении мышления
и бытия,духа и природы, объект.и субъективного,психического
и физического, материального и идеального,материи
и созн-я и т.д.О.?.фс.имеет две стороны:1.что
первично,что вторич-но,2.познаваемый мир
17.Развитие
марксистской ф-иЛениным.Творч.развитие
маркс.ф-и в 20в.прежде всего связано с именем
Ленина.По-зитивное решение новых проблем,поставленных
научно-техн.прогрессом и революц.движением
нашей эпохи,в лене-нских трудах неотделимо
от борьбы с идейными противниками марксизма.Гл.в
ленинском подходе к общ.явлениям и процессам-органическое
ед-во науч.объек-тивности и их оценки
с позиций рабочего класса.Ленин постоянно
подчеркивал необходимость дальнейшего
развития учения Маркса,ф-и марксизма.«Мы
вовсе не смотрим на теорию Маркса как
на нечто законченное и не-прикосновенное;мы
убеждены,напротив,-писал он,-что она положила
только краеугольные камни той науки,к-ую
соци-алисты должны двигать дальше во
всех направлениях,если они не хотят отстать
от жизни». «Марксизм не догма,а рук-во
к дей-ю»-считал он.Важнейшие фил.труды:«Материали-зм
и эмпириокритицизм»,«Фил.тетради»,«О
значении воинствующего материализма»,«Гос-во
и революция».
Гл.фил.труд«Мат-м
и эмпир-зм».В этом произведение
автор во главу угла поставил проблемы
гносеологии,увязывая их с нов.естественнонауч.открытиями.
Вместе с тем даже здесь Ленин призывал
видеть противоборство партийных и классовых
интересов,хар-уя различные проявления
идеали-стической и религиозной мысли
как выражения идеолог.и пол.реакции.
Особое
место в фил.тв-ве Ленина занимала
диалектика. В данной связи он уделил значительное
внимание изучению произведений Гегеля,
Фейербаха и других мыслителей. Результатом
этого стал философский фрагмент "К
вопросу о диалектике", который планировалось
развернуть в специальный методологический
труд. Самых высоких оценок здесь Ленин,удостаивает
концепцию единства и борьбы противоположностей.
Постижение развития как вытекающего
из единства и борьбы противоположных
начал в окружающем мире характеризуется
им как "суть", "ядро" диалектического
метода. Одну из важнейших сфер применения
диалектики Ленин видел в политике. Последняя
же мыслилась как "концентрированное
выражение экомики''. Диалектика должна
была стать "искусством" и орудием
политического действия. Эта проблема
занимает ведущие позиции в трудах 1917-1923
годов, сопрягаясь с вопросами революционного
преобразования общества и построения
социализма в России. Согласно Ленину,
социальные законы, открытые Марксом,
являются всемирно-историческими законами
и носят всеобщий характер. Знание же их
и диалектическое применение на практике
открытия, сделанного Марксом, служат
средством исторической инициативы и
революционного творчества.
Идейное
наследие Ленина оказало огромное
воздействие на философскую мысль
и общество в целом. Противоречивые,
а зачастую и драматические результаты
этого воздействия обнаруживаются сегодня
не только в постсоветском пространстве.
18.Ницше,Шопенгауер.С
сер.19в.в Европе совершается целая серия
"фил.революций", направ-ленных против
рациона-листич.концепций.Одним из 1ых
подобную"ре-волюцию"осуществил
Шопенга-уэр,в труде"Мир как воля и представление".Мир
может обнаруживаться челом и как воля,и
как представление.Воля-абсолютное
начало всякого бытия,некая космическая
и биолог.по своей природе сила,созидающая
мир и чела.С появлением последнего возникает
мир как представление,как чел.картина.Чел
является рабом воли, поск-ку во всем служит
не себе,а Абсолюту.Воля заставляет чела
жить,каким бы бессмысленным ни было его
существование.Она заманивает индивида
призраками счастья и такими соблазнами,как,напр.,сексуальное
наслаждение.На самом же деле чел имеет
для воли лишь косвенное значение,так
как служит средством для ее сохранения.У
чела есть только один выход-погасить
в себе волю к жизни.Ш.выделял 2 разновидности
людей,к-ые перестали быть рабами воли:святые
в земной жизни и гении в искусстве.Согласно
Ш.,гениальность- способность пребывать
в чистом созерцании. Погруженный в такое
состояние чел уже не индивид,а чистый,
безвольный,вневременной субъект позн-я.Обыкно-венный
чел не способен к созерцанию подобного
рода.Он обращает внимание на предметы
в связи с тем,что они имеют отношение
к его воле.Поэтому он должен довольствоваться
или неудовлетворенными желаниями,или,в
случае их удовлетворения, скукой.Каждый
чел располагает 3мя высшими благами жизни-здоровьем,молодостью
и свободой.Пока они есть,индивид их не
осознает и не ценит,осознает же лишь в
случае их утраты,поск-ку эти блага,по
Ш.,только отрицательные величины.Ш.1ым
в 19в.дал фил. обоснование пессимизма.Однако
его рассуж-дения о бессмысленности чел.существования
казались недоста-точно убедительными.Европейское
общ-во продолжало оптимистично смотреть
вперед,идеал прогресса еще не был омрачен
будущими потрясениями.Слава подлинного
мыслителя-пророка к Шопенгауэру придет
значительно позднее.Одним из ярчайших
представителей европ.фил. иррационализма
был нем.мыслитель Фридрих
Ницше. Жизнь рассм-л как"волю
к власти".Все живое стремится к власти,неравенство
же сил создает естественную дифференциацию.Жизнь-борьба
всех против всех,в ней побеждает сильнейший.Насилие-кристально
чистое проявление прирожденной воли
чела к власти. Гл.причину краха совр.ему
цивилизации ф-ф видел в засилии интеллекта,в
превалировании его над волей.Там, где
интеллект возвышается над волей,она обречена
на неминуемое разложение.Именно поэтому
разум должен быть подчинен воле и работать
как орудие власти.В данной связи Ницше
выделяет 3 задачи познавательного процесса:1.
Приспосабливать организм к среде,сохраняя
тем самым его существ-е.2.Не познавать
предметы и вещи окруж.мира,а практически
овладевать ими.3.Накапливать в кач-ве
истин полезные для жизни заблуждения.
Т.о. Ницше пытался разорвать границы чисто
теоретического познания и ввести в него
в качестве регулятора практ.жизнь.Однако
этот регулятор оказался инстинктивной
дея-тью,направляемой слепой иррациональной
волей к власти.Ницше одним из 1ых сказал
о наступлении нигилизма,т.е.времени,когда
христ.Бог утратил свою значимость для
европ.куль-туры.Назначение отрезвленного
нигилизмом европ. чела мыслитель видел
в том,чтобы мужественно востор-жествовать
над остатками иллюзий.Нем.ф-ф-пророк был
прав,хар-уя совр.ему европейскую культуру
как "тоненькую
яблочную кожуру над
раскаленным хаосом".Идеи Шопенгауэра,
Ницше существенным образом повлияли
на сам хар-р фил.рефлексии. Предложенный
ими путь вскоре стал господствующим.Он
объединил таких несхожих мыслителей,как
Зиммель,Бергсон,Джемс и др.