Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:50, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 64 вопроса по "Философии".

Работа состоит из  1 файл

doc.doc

— 568.00 Кб (Скачать документ)

Субъект всегда будет внешним по отношению  к объекту. Поэтому вещь в себе не может быть познана. Априорные формы рассудка субъективны. Как же можно передать знания от одного человека к другому? Априорные формы идентичны(трансцендентальный идеализм). 

13.Окруж.нас мир многообразен,прекрасен.Он состоит из отд.явлений.Что с ним происходит?На эти и др.??призвана ответить диалектика.Д.греч.«вести беседу».В совр.понимании,д.-т-я и метод позн-я дей-ти,учение о наиболее общ.з-ах развития природы, общ-ва,мышления.Элементы ф-и соде-ржались уже в учениях др.ф-ах.3формы:1.стихийная д.древних. 2.идеалистическая д.нем.класс.ф-и.3.материалисти-ческая д.марксизма.(2)Существенное знач-е для развития д.имеют фил.работы-Гегель,-Кант,-Шеленг.Высшей ступени развития достигла в ф-и Гегеля.Г.-выдающийся пред-ль нем.класс.идеализма.Его осн. труды:"Феноменология духа","Наука логики","Лекции по истории ф-и","Лекции по ф-и истории".Ф-ей Гегеля завершается нем.класс.идеализм.Заслуга:он впервые представил весь при-родный,истор.и дух.мир в виде процесса,т.е.в беспрерывном движении,изменении,развитии,и сделал попытку раскрыть внутр.связь этого движения и развития.Его истор.заслуга состояла в том,что он ее поставил.Д.Г.-опред.взгляд на мир.-метод подхода к дей-сти,метод её позн-я.Д. составляет то раци-ональное зерно в ф-и Гегеля,к-ое послужило исходным пунктом раз-работки ф-и марксизма.Осн.черты:признание взаимосвязи, движения, развития явлений;противоречия как источника движения,развития; превращения колич-ых изменений в качеств-ые;признание зависимости метода от самого исследуемого предмета;рассм-е истины как процесса;признание преемственности в развитии.Он разработал и сформировал осн.з-ны диалектики.Но д.Гегеля не была диалектикой объективной дей-сти.Её з-ны и категории ф-ф выводил не из природы и чел.истории,а умозрительно,навязывая их природе и общ-ву в качестве з-нов чистого мышления.Именно поэтому Гегеглем нередко высказывались абсурдные мысли,напр.,о развитии природы в пространстве,а не во времени или о завершении исторического движения позн-я его фил.системой.Т.к.д.Гегеля разрабатывалась на идеалистической основе,то она не м.б.до конца последовательной.это была д.идей,а не вещей.В диалектике идей,он лишь угадал диалектику вещей и не более.Он игнорировал революц.роль отрицания,его неразрывную связь с борьбой противоположностей,природа у него не развивается во времени,а лишь разнообразится в пространстве,сама его система ставит предел развитию мышления,хотя метод требует отказа от границ в развитии и т.д.Резко критиковали Гегеля за его мистику русск.революционеры-демократы 19в.-Герцен,Бе-линский,Чернышевский.Несмотря на это,в целом ф-я Гегеля послужила важнейшей предпосылкой возникновения марксизма."Гегель,— говорил Ленин, — гениально угадал диалектику вещей(явлений,мира,природы)в диалектике понятий".И далее:"Именно угадал, не больше". 

№14.Фейербарх. Л.Фейербах–нем.ф-ф,создатель одн.из вариантов антрополог.мат-ма.Ф.импонировала идея «реа-льн.чувств.чела».Осн.–его мат-зм.Хар-ая черта:антропо-логизм,закл-ийся в понимании чела как высшего продукта природы.Природа–основа духа.Она же должна стать основой нов.ф-и,призванной раскрыть земную сущ-ть чела.Однако«природная»сторона в челе гипертрофи-ровалась,а соц.–недооценивалась.Из всех чел.чувств выделял чув-во любви(нравст).Сосредот-ся на пр-ме нрав.сути религии,что нашло свое выражение в его осн.труде«Сущ-ть хр-ва».Исходным пунктом воззрений Ф.явл.идея,выраж-ая в концептуальном афоризме:«Не Бог создал человека,а человек создал Бога». Осн. заслуга:связал идеологию Гегеля с религией.ДляФ.ф-я и религия–2 исключ.понятия-плод чел.фантазий.Критикуя религию,Ф.от религии не отказался,чел жить без бога не может.По Ф.,религия–не просто продукт чел.невежества, она обладает мн-ом достоинств:в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отн-ю чела к челу,в 1-ую очередь к любви.Сосредоточившись на челе,на его чувствах дружбы и любви,ярко хар-я любовь,Ф.стремился именно на этих началах создать т-ю созидания общ-ва,в к-ом царствовали бы любовь и справедливость.Видимо,этим объясняется то,что он вступил в ряды социал-демократ.партии и проповедовал идеалы соц.справедливости. Осуждая идеал.толкование мышления,Ф.приходит к вы-воду,что?об отн-и бытия к мышлению есть?о сущ-ти чела,ибо мыслит лишь чел.значит ф-я д.б.антрополо-гией,т.е. уч-ем о челе,в существовании,в дея-ти к-го этот ? находит свое факт., реальное решение. Науки вскрывают связь мышления с матер.пр-ссами в чел.организме.Чел неотделим от природы;мышление есть необход.выраж-е прису-щей ему биолог.,физиолог.дея-ти.Антропология указывает на его стремление разраб-ть матер.систему взглядов.возражал против хар-ра св.уч-я как мат-ма из за вульгарных материалистов(мысль-вещ-во,выделяемое мозгом).Сущ-ым содержанием и назнач-ем антрополог.принципа:науч.истолкование общ.созн-я,в к-ом он видит отражение сущ-ти чела.Эта сущ-ть-чувст.жизнь ума и сердца,многообразие переживаний индивида.Речь идет след-но о том,чтобы рассм-ть разл. формы общ созн-я(и религию) с точки зрения заключенном в ней жизн.содержании.Здесь он идет дальше предшествующих мат-ов,к-ые утверждали,что религия лишена реального содержания.Ф.сводит сверхестественное к естественному,нереальное к реальному-в этом осн.черта его антрополог. метода.Осн. антропологии:матер.учение о природе.Природа явл.един. реальностью,а чел ее высшим продуктом..Многообразие явлений природы не м.б. сведено к общей первоматерии.Природа вечна.Возникновение и уничто-жение относятся только к отд.явлениям.Природа бесконечна в прост-ве.У природы нет ни начала не конца,все в ней наход.во взаимодействии;все относительно.Все одновременно явл.дей-ем и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...”Однако эта глубоко диалект.догадка не находит дальн.развития у Ф.отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения.Однако не указывает на кач.многообразие форм движения материи, на их взаимопереход.Ф.говорит и о развитии,но понимает ее метафизично.Пытается преодолеть механицизм.Он говорит о не сводимости высших форм сущ.материи к низшим. Психические акты сущ-о отличаются от их физиолог.основы. Ед-во субъект.с объект.,псих.с физ.не устраняет внутр. различия м/д ними.Многообразие чел.ощущений соответст-вует многообразию кач-в природы,оно обусловлено им и принципиально невозможно без него.Поэтому нельзя противопоставлять содержание чел.ощущений кач. определенности чувственно-воспринимаемых явлений. Тем не менее,Ф.понимание субъекта и объекта носит антрополог. хар-р.Несмотря на огран-ть его взглядов,Ф. явился непосредственным предшеств-ом марксизма. 

15.Понятие  классич.и неклассич.типов  филос-ии.

Классич.и  неклассич.философия - термины, появившиеся  из естествознания. Геометрия Евклида, Ньютонова физика считаются классич. В конце 19, нач.20вв.наблюдался отход от классики- создание неклассич.физик, геометрий. Те же процессы происходят и в философии. Венцом классич.фил-ии считают нем.класич.фил-ию (от Канта до Гегеля). Гл.проблема - проблема рацион., разумного познания. При чем разум рассматрив.не только, как индивид, но и сверхнадиндивид-й, воплощенный в понятиях, в мыслях, идеалах, в том, что Гегель наз.общ-ым сознанием. Человек осваивает мир только с помощью разума. В этой фил-ии господствует вера в разум, в его совершенство и всемогущество. Считается, что разум ведет к просвещению масс и демократии. Классич.фил-ия полагает, что в мире сущ-т разумн.порядок; в природе, общ-ве, в самом человеке. Задача человека - с помощью разума постичь законы природы, общ-ва. Начало 20в.- бурное развитие науки, антигуманизм во всем (войны, убийства и т.д.). Все это поставило под сомнение идею всевластности разума. Кроме того, были открытия в области биологии, психологии человека (открытие Фрейда) и др. Расширенное понимание идеи Фрейда приводит к новому пониманию человека. Первой попыткой переосмыслить классич.фил-ию был марксизм. Он первым вышел из классич.фил-ии в практику, человеческую деятельность, в остальном же он придерживался классич.теорий. Др.фил-ие течения 20в порывают с классич.теорией вообще. Они уже не основываются на разуме, их идеалом становится иррационализм, т.е.сверхрационализм. В основе лежит нечто, что не противоречит разуму, оно выше разума. Т.обр., задачей неклассич.фил-ии становится познание законов не объективн., а субъективн.мира: внутр.состояний, переживаний человека. Человек рассматривается в иррацион-ме как субъект общения, как его внутрен.чувств.связь с миром (будь то мир др.человека или общ-ва). В классич.фил-ии господствовал гносеологич.подход. В фил-ии 20в гл.становится аксиологический подход. Аксиология - наука о ценностях. Предметом анализа явл.страх, тоска, забота, отчаяние. Фил-ия становится психологичной. 

16.Марксизм.Гл.фил.идея:материалисти-ческое пони-мание истории.Ее обоснование М.дал  в Предисловии к «Критике пол.экономии»,впервые введя в науч.оби-ход такие фил-социолог.понятия,как"производ.силы", "про-изв.отн-я","базис",«соц.рев-ция".Особого вним-я зас-луж-ет осуществл.М-ом анализ природы товара,в рез-те к-го была опред-на суть диалектики прир.и соц.в вещи.М выявил противоречивость соотн-я прир.и соц. хар-к товаров.При этом он развенчал представление, хар-ое для боль-ва предшеств.экон-ов,вкл.Смита, согласно к-му ст-сть выводилась из их потреб.кач-в,т.е.из прир.хар-к.Маркс показал,что в опред.общ.усл-ях в матер.вещах,выступающих в кач-ве товаров,проис-ходит своеобразное"расщепление"прир.и соц.знач-й ве-щей.Однако общ.знач-я вещей не выводятся из их прир.кач-в,а прир.кач-ва не опред-ся общ.знач-ми вещей,их общ.бытием.Отсюда след-о,что товар как выражение прир.кач-в вещей и тот же товар как выражение соц.знач-й сущ-ет и функционирует в общ-ве совершенно по-разному.В итоге это свидетельство-вало о том,что в"расщеплении" прир.и соц.кач-в вещей проявл-ся различие м/д прир.и общ-ом вообще. Т.о. была представлена сложная картина диалектики прир. и соц.в товарах.Были также прослежены истоки хар-к прир.и общ.в товарах, раскрыт феномен"расще-пления"прир.и общ., объяснены причины этого феномена,осуществлен анализ соотн-я прир.и общ.в товаре как развиваю-щегося ед-ва противополож-ностей.Мысль М.о двойственности товара,диалектике прир.и соц.в нем явилась глубочайшим методолог.про-рывом в ф-и экономики.По сущ-ву,это методолог. ключ к учению о прибавочной ст-ти.Маркс также убе-дительно показал,что"вещь не может быть ст-стью не будучи предметом потребления.Если она бесполезна,то и затраченный на нее труд бесполезен,не считается за труд,поэтому не образует никакой ст-сти".В св.трудах М.показал также,что чел.сознание явл-ся весьма слож. иерархической системой,к-ая скроее бытийст-вует,а не отражает окруж. мир механически.Важное достижение марксизма—уч-е о повторяемости исто-рии,о наличии в ней объект.з-ов,к-ые можно познать, а затем использовать полученное знание для ускорен-ного развития общ-ва.Отсюда идея М.о неизбежности насту-пления коммунизма и его победы во всем мире, о переходным к этой победе периоде-гос-ве диктатуры пролетариата.В России идеи М.были догматически подхвачены Лениным.После рев-ции 1917г. они поло-жили начало той цепи соц.экс-перементов, последствия к-ых ощущаются до сих пор в разл.сферах общ. жизни.Т.о.истор.судьбу рацио-нализма ново-европ. класс.ф-и и судьбу развития социума в целом,во мн. предопределили уч-я Декарта, Канта,Гегеля и Маркса.

Ф-я-сложная  область позн-я.Задача:проникнуть в  загрань внеш.ясности обыденной  жизни. Осн..?.ф-и. есть ? об отношении мышления и бытия,духа и природы, объект.и субъективного,психического и физического, материального и идеального,материи и созн-я и т.д.О.?.фс.имеет две стороны:1.что первично,что вторич-но,2.познаваемый мир 

17.Развитие  марксистской ф-иЛениным.Творч.развитие маркс.ф-и в 20в.прежде всего связано с именем Ленина.По-зитивное решение новых проблем,поставленных научно-техн.прогрессом и революц.движением нашей эпохи,в лене-нских трудах неотделимо от борьбы с идейными противниками марксизма.Гл.в ленинском подходе к общ.явлениям и процессам-органическое ед-во науч.объек-тивности и их оценки с позиций рабочего класса.Ленин постоянно подчеркивал необходимость дальнейшего развития учения Маркса,ф-и марксизма.«Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и не-прикосновенное;мы убеждены,напротив,-писал он,-что она положила только краеугольные камни той науки,к-ую соци-алисты должны двигать дальше во всех направлениях,если они не хотят отстать от жизни». «Марксизм не догма,а рук-во к дей-ю»-считал он.Важнейшие фил.труды:«Материали-зм и эмпириокритицизм»,«Фил.тетради»,«О значении воинствующего материализма»,«Гос-во и революция».

Гл.фил.труд«Мат-м  и эмпир-зм».В этом произведение автор во главу угла поставил проблемы гносеологии,увязывая их с нов.естественнонауч.открытиями. Вместе с тем даже здесь Ленин призывал видеть противоборство партийных и классовых интересов,хар-уя различные проявления идеали-стической и религиозной мысли как выражения идеолог.и пол.реакции.

Особое  место в фил.тв-ве Ленина занимала диалектика. В данной связи он уделил значительное внимание изучению произведений Гегеля, Фейербаха и других мыслителей. Результатом этого стал философский фрагмент "К вопросу о диалектике", который планировалось развернуть в специальный методологический труд. Самых высоких оценок здесь Ленин,удостаивает концепцию единства и борьбы противоположностей. Постижение развития как вытекающего из единства и борьбы противоположных начал в окружающем мире характеризуется им как "суть", "ядро" диалектического метода. Одну из важнейших сфер применения диалектики Ленин видел в политике. Последняя же мыслилась как "концентрированное выражение экомики''. Диалектика должна была стать "искусством" и орудием политического действия. Эта проблема занимает ведущие позиции в трудах 1917-1923 годов, сопрягаясь с вопросами революционного преобразования общества и построения социализма в России. Согласно Ленину, социальные законы, открытые Марксом, являются всемирно-историческими законами и носят всеобщий характер. Знание же их и диалектическое применение на практике открытия, сделанного Марксом, служат средством исторической инициативы и революционного творчества.

 Идейное  наследие Ленина оказало огромное  воздействие на философскую мысль  и общество в целом. Противоречивые, а зачастую и драматические результаты этого воздействия обнаруживаются сегодня не только в постсоветском пространстве. 

18.Ницше,Шопенгауер.С сер.19в.в Европе совершается целая серия "фил.революций", направ-ленных против рациона-листич.концепций.Одним из 1ых подобную"ре-волюцию"осуществил  Шопенга-уэр,в труде"Мир как воля и представление".Мир может обнаруживаться челом и как воля,и как представление.Воля-абсолютное начало всякого бытия,некая космическая и биолог.по своей природе сила,созидающая мир и чела.С появлением последнего возникает мир как представление,как чел.картина.Чел является рабом воли, поск-ку во всем служит не себе,а Абсолюту.Воля заставляет чела жить,каким бы бессмысленным ни было его существование.Она заманивает индивида призраками счастья и такими соблазнами,как,напр.,сексуальное наслаждение.На самом же деле чел имеет для воли лишь косвенное значение,так как служит средством для ее сохранения.У чела есть только один выход-погасить в себе волю к жизни.Ш.выделял 2 разновидности людей,к-ые перестали быть рабами воли:святые в земной жизни и гении в искусстве.Согласно Ш.,гениальность- способность пребывать в чистом созерцании. Погруженный в такое состояние чел уже не индивид,а чистый, безвольный,вневременной субъект позн-я.Обыкно-венный чел не способен к созерцанию подобного рода.Он обращает внимание на предметы в связи с тем,что они имеют отношение к его воле.Поэтому он должен довольствоваться или неудовлетворенными желаниями,или,в случае их удовлетворения, скукой.Каждый чел располагает 3мя высшими благами жизни-здоровьем,молодостью и свободой.Пока они есть,индивид их не осознает и не ценит,осознает же лишь в случае их утраты,поск-ку эти блага,по Ш.,только отрицательные величины.Ш.1ым в 19в.дал фил. обоснование пессимизма.Однако его рассуж-дения о бессмысленности чел.существования казались недоста-точно убедительными.Европейское общ-во продолжало оптимистично смотреть вперед,идеал прогресса еще не был омрачен будущими потрясениями.Слава подлинного мыслителя-пророка к Шопенгауэру придет значительно позднее.Одним из ярчайших представителей европ.фил. иррационализма был нем.мыслитель Фридрих Ницше. Жизнь рассм-л как"волю к власти".Все живое стремится к власти,неравенство же сил создает естественную дифференциацию.Жизнь-борьба всех против всех,в ней побеждает сильнейший.Насилие-кристально чистое проявление прирожденной воли чела к власти. Гл.причину краха совр.ему цивилизации ф-ф видел в засилии интеллекта,в превалировании его над волей.Там, где интеллект возвышается над волей,она обречена на неминуемое разложение.Именно поэтому разум должен быть подчинен воле и работать как орудие власти.В данной связи Ницше выделяет 3 задачи познавательного процесса:1. Приспосабливать организм к среде,сохраняя тем самым его существ-е.2.Не познавать предметы и вещи окруж.мира,а практически овладевать ими.3.Накапливать в кач-ве истин полезные для жизни заблуждения. Т.о. Ницше пытался разорвать границы чисто теоретического познания и ввести в него в качестве регулятора практ.жизнь.Однако этот регулятор оказался  инстинктивной дея-тью,направляемой слепой иррациональной волей к власти.Ницше одним из 1ых сказал о наступлении нигилизма,т.е.времени,когда христ.Бог утратил свою значимость для европ.куль-туры.Назначение отрезвленного нигилизмом европ. чела мыслитель видел в том,чтобы мужественно востор-жествовать над остатками иллюзий.Нем.ф-ф-пророк был прав,хар-уя совр.ему европейскую культуру как "тоненькую яблочную кожуру над раскаленным хаосом".Идеи Шопенгауэра, Ницше существенным образом повлияли на сам хар-р фил.рефлексии. Предложенный ими путь вскоре стал господствующим.Он объединил таких несхожих мыслителей,как Зиммель,Бергсон,Джемс и др. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"