6.Ф-я
Возр-я.Соц.-эк.изменения к.15-нач.16в.привели
к возникновению довольно многочисленного
слоя буржуазной интеллигенции.Если до
этого ученые и фил-ы были под влиянием
церкви,то теперь оно ослабевало.В данный
период возникла новая культура,получившая
название гуманизма,к-ый означал светскую
образованность.Гуманисты противо-поставляли
светские науки церковно-схоласт.учености.
Особенность ранней буржуазной культуры
закл.в широком использовании антич.культ.наследия.Антич.культура
была ближе и понятнее нарождающейся буржуазии,чем
культура феод.общ-ва.Знач-е антич.культ.наследия
было столь велико,что вся эпоха получила
название эпохи Возр-я,т.е. произошло восстановление
мн.сторон богатой антич.куль-туры после
более чем тысячелетнего забвения.Для
развития материалист.мировозз-я еще большее
знач-е имело появление натурфил-и-учения
о природе,свободного от под-чинения теологии.она
отождествляла Бога с природой,не отрицая
его существ-я.Огромное знач-е для становления
и развития новых материалист.взглядов
и идей этого периода имели естественнонауч.
труды пантеиста Кузанского,мат-ка и астронома
Коперника,Бруно,Винчи,Галилея и мн.др.По
выражению Энгельса,"эпоха,к-ая нуждалась
в титанах и к-ая породила титанов по силе
мысли,страсти и хар-ру...".Источниками
ф-и Возр-я:ф-я Платона и Аристотеля, средневек.ереси,к-ые
расшатывали церковную догматику,восточная,ф-я
с ее материалистич. тенденциями. Мыслители
Возр-я стремились объяснить сущ-е единого
бесконечного материального мира из него
самого,незавимо от внеш.потусторонней
силы-божества, понимая его как мир,подчиняющийся
единому з-ну причинно-следственной связи.Кардано,Кампанелла,Бруно
продолжили материалист. линию в ф-и,находясь
под воздей-ем успехов естеств.наук и антич.фил.традиции.1ую-атомистическую-концепцию
раз-вивали приверженцы эпикуреизма:.Монтень,Шаррон,
Галилей.2ую-пантеистическую-концепциюКардано,Кузан-ский,Бруно.В
этой концепции выдвигалась на 1ый план
идея единого бытия,из к-ой выводилась
множественность вещей материального
мира.?о движении и его источниках решался
большинством фил-ов Возр-я стихийно-диалектически:они
рассм-ли движущую силу как неотделимое
от материи разумное начало.Осн.тенденции
теории позн-я в гносеологии:опыт,чувственность,разум.Нек-ые
пред-ли фил. мысли Возр-я вносили в теорию
позн-я моменты скепти-цизма,к-ый был направлен
против"абсолютных истин", выдвигаемых
теологией,и не ставил под сомнение способность
чела познавать окруж.мир.Гносеологическим
и натурфилософским концепциям мыслителей
Возр-я были внутренне присущи элементы
диалектики.Теория позн-я было тесно связана
с этикой,к-ая была боевой,направленной
против отживших идеалов феодализма.В
эпоху Возр-я появились и 1ые социалист.утопии.В
большей или меньшей мере они отражали
стихийный протест крестьянских масс
и городской бедноты,поднимавшихся на
восстания,порой перераставшие в крестьянские
войны.В сфере эстетической мысли того
времени мы не находим законченных систем.Общая
тенденция намечалась в пользу секуляриза-ции
искусства.Возродилась антич.теория подражания.
Объективность искусства сближается с
наукой.Передовые фил.идеи,составляющие
ядро мировозз-я эпохи Возр-я,нанесли серьезный
удар по средневек.феод.-клерикальной
идеологии и расчистили путь науч.знанию,подготовили
становление метофиз.материализма 17-18вв.
7.Развитие
фил.мысли в Нов.время было тесно сопряжено
с утверждением и развитием капитализма.Последний
возник в регионе,очерченном географией
основных процессов, связанных с его генезисом.Итал.Возр-е,германская
Рефор-я,революции в Нидерландах, Анг.,Фр.вступали,как
инструменты в оркестре,дополняя друг
друга и сливаясь в одну общую симфонию.В
ожесточенной борьбе были сломлены мощь
феод.двор-ва и дух. диктатура церкви,расчищены
пути для невиданного доселе развития
промыш-сти и торговли.Европ.чел постепенно
освобождается от средневек.связанности,вследствие
чего рождаются его субъективизм и индивидуализм.К
сущностным явлениям Нов.времени,по справедливому
замечанию нем.ф-фа Хайдеггера,принадлежат
также наука,машинная техника и искусство,к-ое
выдвигается в горизонт эстетики.Чел.дея-сть
понимается в целом как культура.Ускоряющееся
развитие буржуазных отн-й предъявляло
новые требования к отд.наукам и к методологии.Именно
в данный период возникает"наука
Нов.времени",т.е. наука в собственном
смысле этого слова.В16-17вв.выделяется
в самостоятельную науч.дисциплину астрономия,в
17-18-физика,химия, биология и др.В 17-18вв.появляется
плеяда видных ученых и мыслителей,сыгравших
огромную роль в борьбе с религ.схоластикой,в
разработке науч.и фил.проблем.Особое
место среди них принадлежит
Ньютону,открытия к-ого произвели подлинную
революцию.Его трудами был заложен фундамент
механ.картины мира и механист.мировоззрения.Содержание
науч.метода Ньютона составили принципы(осн.понятия
и з-ны),устанавливаемые на основе опыта
путем индукции.Цель этого метода-противопоставление
достоверного естественнонауч.зн-я домыслам
натурфил.хар-ра.Знаменитый девиз ученого"гипотез
не измышляю"стал лозунгом такого
противостояния.
8.эмпиризм
и рационализм.Хар-на ориентация
на по-зн-е реаль-ти,основ-ое на чувств-ом.Формирова-ние
естествозн-я связано с тенденцией позн-я
на ед-ых фактах.Встает?о сущ-ти и хар-ре
самого позн-я. Стремление к систематизации,колич.рост
и усилив-шаяся дифференциация позн-я
вызывают развитие теорет.мышления,стремящегося
к созданию целостного образа мира.Стремл-е
к выяснению взаимосвязей ведет к повыш.роли
рац.рассм-я,поэтому с развитием чувственного
эмпирич.позн-я мира развивается и точное
математ.мышление. Осн.пред-ли:Бекон,Декарт.Д.–фр.ф-в.Его
ф-я связана с матемой,физикой,космогонией.Уч-е
о материи. (суб-станции).Общая причина
движения по Д–бог,он сотворил материю
вместе с движением и покоем и сохраняет
в ней одно и то же общее кол-во движения
и покоя.В челе связаны бездуш.и безжизн.телесный
механизм с мыслящей душой.Тело и душа
взаимосвязаны шишковидной железой.Материалис-тич.физиология
выступала в противоречивом сочетании
с уч-ем о нематериальности души:тело сущ-ет
в протяжение,душа-в мышлении.Кон.задачу
зн-я видел в господстве чела над силами
природы,в открытии и изобретении технич.ср-в,в
усовершенствовании природы чела.Он родоначальник
рационализма.Отвел в пр-ссе позн-я гл.роль
дедук-ции.Бэкон.Лейтмотив его ф-и–«зн-е–сила».Осн.зас-луг:1ым
изменил отн-е к теории позн-я.Осн.метод
науч.исслед-й-аристотелевским(дедукция–от
общего к единичному путем лог.выводов).На
этом пути не найти нов.зн-е,можно лишь
выявить уже известное скрытое.Осн.познав.дея-ти
д.б.индукция,к-ая опира-ется на опыт.Чтобы
получить общее пред-е о ч-л,нужно иметь
опред.опыт.Возражения:опыт имели крестьяне,невеж.люди,аобраз.люди
опыта не имели). Б.:«Получить зн-е можно,если
избавиться от заблуж-дений»-идолов:1.Идола
рода(люди в силу своей природы объясняют
мир из чел природы,перенося на него свои
кач-ва–антропоморфность мифа).2.Идола
пещер(каждый смотрит на мир из своей пещеры,к-ая
сделана из образования,воспитания,соц.положения)
3.Идола рынка(на рынке люди общаются,усваивают
мнения др.лю-дей,что приводит к ошибочным
выво-дам,слова обыденной речи переносятся
в науку без уточнения).4.Идола театра(в
театре люди черпали образцы должного
поведения,нужно критично относится к
мнениям авторитетных людей). Б.принадлежал
к эмпирикам(в основе позн-я лежит
опыт).Считал:ф-я должна носить практ.хар-р,высшая
цель науки-господство чела над природой,а«господ-ть
над природой можно,только подчиняясь
ее з-нам».Б.провозгласил ставший знаменитым
девиз:«Знание–сила».Могуществен
тот,кто может,а может тот,кто знает.Путь,ведущим
к зн-ю,-наблюдение,анализ,сравнение и
эксперимент.Ученый дол-жен идти в своих
исс-ях от наблюдения ед.фактов к широким
обобщениям.В трактате«Новый органон»Б
развил нов.понимание задач науки.Именно
он возжег факел нов.науки–методологии
экспериментального естествозн-я.Б-верующим
челом.Наука,подобно воде, имеет своим
источником или небесные сферы,или землю.Она
состоит из 2х видов зн-я–один
из них внушается Богом, а др ведет свое
начало от органов чувств.Наука,т о,делится
на теологию и ф-ю.Б стоял на позиции двойств.исти-ны:есть
истина религиозная и «светская».Вера
в Бога достигается путем открове-ния,«светская»истина
постиг.опытом и разумом.Он не сознавал
важности и индукции,и дедукции.Подобно
тому как чел не м-ет ходить на одн.ноге,так
и ученый не м-ет полноц заним.наукой,пользуясь
лишь одним из этих методов.
9.Учение
о субстанциях
в ф-и Нов.времени.Вслед за Бэконом
и Декартом осн.цель ф-и исследовал Спиноза-нидерланд.ф-ф-материалист,пантеист
и атеист."Богословско-полит.трактат"и
"Этика".Цель ф-и-в господстве над
внеш.природой и совершенствовании чел.природы..Разрабатывал
учение о свободе.В основу своего материализма
и атеизма положил идею:сущ-ет лишь одна
субстанция-природа,к-ая -причина самой
себя и не нуждается для своего существ-я
ни в чем другом.От субстанции следует
отличать мир отд.конечных вещей,или сов-ть
модусов(то,что сущ-ет не само по себе,а
в др-ом).Субстанция едина.Модусы и субстанция
соотносятся как точки на прямой линии
и сама прямая.Природа сущ-ет сама по себе.Она
бесконечна.Атрибуты субстанции-протяжение
и мышление. Чел-часть природы (не соц.существо,а"вещь"природы).Его
этика изложена геометрическим методом(аксиомы,теоремы).Разрабатывает
учение о свободе.Отвергает идеалистическое
учение о свободе воли.Свобода,-познанная
необходимость, т.е.ясное и отчетливое
представление о том,что необходимо.свобода-только
господство разума над чувствами.Он не
понимал роль материальной практики в
осуществлении свободы.Теория позн-я Спинозы
имеет материалистический и рационал.хар-р.1ая,низшая
ступень позн-я-чувственные восприятия,2ая-зн-е,основывающееся
на уме,3ья непосредственное созерцание.Он
принижает роль чувственного позн-я и
опыта,не видит в практике,опыте критерия
истинности зн-я..Сыграл большую роль в
развитии атеизма и религиозного свободомыслия..Его
общ.-полит.воззрениях:принимает теорию
Гоббса о гос-ве,общ-ве, однако высшей формой
считает демократическое правление.В
отличие от Гоббса ограничил всесилие
госуд.власти требованиями свободы и разума.Он
полагал,что власть,способная управлять
людьми поср-вом страха,не м.б. признана
добродетельной.Людей надо вести так,чтобы
им казалось,будто их не ведут,а они живут
по своему собственному разуму и по своему
свободному изволению.Если Гоббс,Спиноза,Локк
в основном продолжали линию материализма
и развивали его в 16-17вв.,тоЛейбниц-представитель
идеализма 17в. Стремился к выработке
широких объединяющих воззрений.Пытался
соединить несоединимое:науку с религией,априоризм
с эмпиризмом.Хар-ая черта науч. дея-ти-стремление
соединить теорию с практикой.Его внимание
привлекали и соц.??Учение о субстанции,
исходил из мн-ва субстанций.Любая вещь-суб-станция.Каждая
вещь-"монада"(отгр.топазединица,
простая сущность).Монада-дух.единица
бытия,дух.атом, к-ый замкнут в себе и не
имеет возможности влиять на др.монады.Весь
мир-собрание монад.Бытие монад- внутр.дея-ть
представления.Монады выстраиваются согласно
своей иерархии.Низшие из них образуют
уровень обычного матер.бытия и отличаются
не-значительн.способностями к ясному
представлению.Эти способности возрастают
по мере восхождения к высшей монаде-Богу.Бог
приводит все монады в состояние соответствия
друг другу,при к-ом изменения в одной
монаде связаны с изменениями всех остальных.
Такая«предустановленная гармония»делает
наш мир луч-шим из возможных миров.Применительно
к декартовой проблеме отн-я души и тела
монадология Л.представляет как способ
сохранить независимость души и тела и
в то же время объяснить их сгласованность.Л.согласен
с эмпириками,утверждавшими,что чувства
служат исходной ступенькой позн-я.Считает
он,поск-ку всякая душа есть монада,направленная
лишь на самое себя,то позн-е-процесс постепенного
осозн-я того,что имеется в бессознательном.Т.о.,Л.внес
существенные коррективы в теорию врожденных
идей Декарта.Врожденные идеи рассм-ся
как возможность,к к-ой чел может идти,как
к бессознательному в себе.Вариант подхода,
предложен-ный Л.,должен был ослабить силу
критики теории врож-денных идей со стороны
эмпирической ф-и,оставляя в неприкосновенности
притязания разума.
10.В
нач.17в.в Европе зародилось Просвещ-е-идейное
тече-ние,связанное с борьбой народных
масс и молодой буржуазии против феодализма.Из
предшествующих эпох П-ем была унаследована
фундаментальная идея европ. мыслителей-идея
переустройства жизни на разумных началах.Это
переустройство понимается как рез-т распространения
в общ-ве полож.,практ.полезных зн-й.Особое
внимание уделялось правителям.т.к.просвещен-ные
монархи европы должны были внедрить принципы
разума в повседневную жизнь своих гос-в.Поск-ку
же нов. зн-я противоречили христ.вероучению,то
свою гл.задачу просветители видели в
борьбе с религ.догматами,прини-маемые
на веру,без опытного-рационального обоснова-ния.Особенно
сильно заявило о себе во Фр.Наиб.яркая
фигура-Вольтер.Творчески восприняв учения
Локка и Ньютона,В.пришел к пониманию ф-и
как действенного орудия разума в борьбе
против неразумного,отжившего свой век
общ-ва.Все тв-во проникнуто антицерк.настрое-ниями.Сила
В.как ф-фа-в уничтожающей критике всей
прежней метафизики.Руссо-один из наиб.влият.идеологов
Пр-я.1-ый,кто указал на противореч.хар-р
обществ.прог-ресса.в трактате«Об общ.договоре»ф-ф
разраб-л концепцию такой орган-ии общ-ва,к-ая
предполагала бы свободное вступление
его членов в договорные отн-я,ра-венство
всех лиц и признание ими осн.з-ов.Обосновал
право народа на восстание против деспотической
власти.Родина не может сущ-ть без свободы,свобода-без
добродетели,добродетель-без граждан.«у
вас будет всё если вы воспитаете граждан,без
этого у вас все,начиная с правителей гос-ва,будут
лишь жалкими рабами».Монте-скье в работе
«О духе з-ов»предложил нов.взгляд на сущ-ть
общ-ва.Гл.идея-идея сопряжения з-ов и естеств.сре-ды.Пытался
объяснить принципы развития общ-ва естеств.образом.Однако,утверждая,что
природная среда имеет опред-ее влияние
на развитие общ-ва,он переоце-нил это
влияние.Тенденция объяснить уст-во общ-ва
естеств.путём сыграло боль.роль во фр.бурж.предрево-люц.мышлении.
11.Видным пред-лем
анг.эмпирической традиции был Локк.Заслуга:развернутая
критика декартовой т-и врож-денных идей
и в разработке материалистической
гносео-логии.«Опыт о чел.разумении"-огромное
воздей-е на раз-витие фил.мысли и естествозн-я.Идеи
и понятия- возникают в пр-ссе взаимодей-я
чела и вн.мира.Ребенок рождается без всяких
идей.Его душа подобна"чистой
доске",на к-ой лишь с теч-ем времени
под воздей-ем предметов вн.мира появляются
разл.узоры.Все люди рож-даются с один.способностями
к дух.развитию.В зависи-мости от конкр.усл-й
у них возникают те или иные пол.и религ.идеи,понятия
о добре и зле,о прекрасном и безо-бразном.Все
идеи и представления чел черпает из внеш.и
внут.опытов.Под внеш.опытом ф-ф понимал
воздей-е на чела предметов объект.мира,к-ые
вызывают у него соот-ветствующие ощущения
и восприятия, являющиеся 1ой и осн.ступенью
позн-я.Органы чувств доставляют простые
идеи,к-ые не разлагаются,—напр.,идеи цвета,
мышления. Мышл.комбинирует,обраб-ет эти
простые идеи и создает сложные понятия
о телах и явлениях-напр., красота, войско.Выделял
внут.(рефлексию)опыт,к-ый дает челу зн-я
о состоянии его души и собственных переживаниях.
Док-л:чел может доверять своим чув-ам.Разработал
уч-е о первичных и вторичных кач-ах.Вещи
отличаются друг от друга величиной,фигурой,покоем.Эти
кач-ва-перви-чные, присущие самим вещам.А
кач-ва как запах, вкус,звук, образующиеся
в созн-и на основе разл.сочетаний первичных
кач-в-вторичные,зависящие от восприятия
их органами чувств.Соц.-пол.пр-сс-развитие
чел-ва от есте-ств.состояния
до гражд.общ-ва и самоуправления.В естеств.состоянии
люди свободны,равны,поступают по "естеств.праву".При
переходе от естест.состояния к общ.решающее
зн-е имеет собственность.Каждый чел является
собственником своей жизни,своего труда
и того,что необходимо для труда.Чел адресует
гос-ву часть своих прав с тем,чтобы оно
обеспечило неприкосно-венность собственности,
гаран-тирующую индив.свободу. Если же
гос-во не соблюдает правила"общ.договора",оно
становится незаконным,что дает право
челу на сопротивление.Материализм:Ламетри,Гольбаха,Дидро,Гельвеция.В
центре-чел,его интересы и стремления,к-ый
рас-см-ся ими как часть природы.От природы
все люди равны-одинаково стремятся к
выгоде и личному благосостоянию,рождаются
не добрыми не злыми.в зависимости от среды,в
к-ой живут,развиваются хор.или плохие
инстинкты.Боролись за коренное изменение
общ.отн-й.Единств.источником зн-й чела
о внеш.мире считали ощущения.Титаническим
делом фр.матер-ов стало создание «Энциклопедии»,в
к-ой с просветительс-ких позиций была
дана оценка всего того,что было достигнуто
чел-ом в области ремесел,искусств и наук.
Дидро,Ламетри,Гольбах были воинствующими
атеистами. Религия-рез-т невежества.Понимали,что
церковь является серьезным препятствием
на пути преобразования общ-ва,развития
науки и культуры.Решительно выступая
против засилия клерикализма,призывали
к позн-ю вечной,бесмертной пророды,без
зн-я з-нов к-ой чел не м.б.счастливым.Фр.материализм
18в.оказал огр.влияние на общ.-пол.жизнь
того времени .Идеологи Фр.революции широко
использовали его идеи и мысл
№12.Кант.Принцип
историзма–осн.принцип идей.До 1770 г–докритический
период его тв-ва.В 1770г.пишет докторскую
диссертацию,получает место профессора,
полностью посвящает себя ф-и.Лекции читал
до 1797г.Образ жизни-целая наука,при этом
удивительно оригинальная и поучительная.Спать
он ложился ровно в 9 вечера.Подъем в 5 утра.Обед
только в кругу остроумных друзей,за обедом:
немного сухого вина,свежевыловленная
треска,шутливые рассказы,анекдоты, непременно
шутки,смех..Родившись очень слабеньким
и болезненным ребенком,благодаря мудрому
образу жизни,прожил долгую и духовно
удивит-но богатую жизнь.Не только в ф-и,а
и в конкретной науке Кант был глубоким,проницательным
мыслителем.Разработанная им гипотеза
происхождения Солн.системы из гигантской
газовой туманности до сих пор является
одной из фундаментальных науч.идей астрономии.Высказал
идею, что причина отливов и приливов–влияние
Луны.Кроме того, он выдвинул идею распределения
животных по порядку их возможного происхождения,а
также идею естественного происхождения
чел.рас.Фил.воззрения Канта существенно
менялись по мере его дух.развития.Если
до нач.80-хгг.18в. его интересовали гл.образом
естественно-науч.??,то потом его дух погружается
в так называемые метафизические,т.е. общефил.,проблемы
бытия,позн-я,чела,нравственности, гос-ва
и права,эстетики,т.е.всей системы ф-ии.(«Чел,этика
и право–вот альфа и омега всего фил.учения
великого мыслителя»).С 1770г.–критический
период его тв-ва.До Канта в теории позн-я
господствовало представление,что структура
и зн-е определяются объектом позн-я.Кант
говорил обратное:структуру позн-я определяет
субъект позн-я.Для док-ва нужны след.понятия:феномен,ноумен,
вещь в себе.Феномен–явление,т.е.чувственное
восприятие вещи,как она является нам(в
повседневной жизни имеем дело с феноменами).Ноумен–постигаемая
сущность явления, проникновение нашего
мышления вглубь предмета–промежуточная
стадия м/д феноменом и вещью в себе. Имея
дело с феноменом,мы постигаем ноумен,но
никогда не познаем вещь в себе.Чтобы ориентироваться
в мире феноменов,мы используем априорные
формы рассудка,к-ые живут в нашем созн-и,но
к-ых нет в реальной жизни (мери-дианы есть
на карте,но их нет на самом деле).Несоответ-ствие
феномена и вещи в себе–основание для
скандала в ф-и:мы знаем,что мир сущ-ет,но
док-ть это логически не сможем.Мы будем
работать не с предметами,а с их феноменами.Кант:«Разум
имеет дело с феноменами, способен немного
проникнуть с помощью ноумена вглубь вещи,
но познать вещь в себе невозможно», следовательно,
этот мир непознаваем.Разум может себя
чувствовать спокойно и уверенно в мире
феноменов,а вне него–трансцендентально–там
уже господствует вера.Априорные формы
рассудка в нашем созн-и уже есть.Мы окружены
феноменами.Чтобы разобраться с потоком
феноменов, мы должны их упорядочить.Это
упорядочение не имеет ничего общего с
содержанием того объективного мира,к-ый
является источником феноменов.Понятия
пространства и времени помогают расположить
феномены рядом, установить причинно–следственные
связи,но в мире нет понятия пространства
и времени,они есть только в нашей голове.Кант
опровергает существование врожденных
идей(а как же быть с понятием пространства
и времени–это априорные формы рассудка).Вывод:Кант
воздвигнул непроходимую границу м/д субъектом
и объектом,если под объектом мы понимаем
не феномен,а его сущность.