Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:50, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 64 вопроса по "Философии".

Работа состоит из  1 файл

doc.doc

— 568.00 Кб (Скачать документ)

6.Ф-я  Возр-я.Соц.-эк.изменения к.15-нач.16в.привели к возникновению довольно многочисленного слоя буржуазной интеллигенции.Если до этого ученые и фил-ы были под влиянием церкви,то теперь оно ослабевало.В данный период возникла новая культура,получившая название гуманизма,к-ый означал светскую образованность.Гуманисты противо-поставляли светские науки церковно-схоласт.учености. Особенность ранней буржуазной культуры закл.в широком использовании антич.культ.наследия.Антич.культура была ближе и понятнее нарождающейся буржуазии,чем культура феод.общ-ва.Знач-е антич.культ.наследия было столь велико,что вся эпоха получила название эпохи Возр-я,т.е. произошло восстановление мн.сторон богатой антич.куль-туры после более чем тысячелетнего забвения.Для развития материалист.мировозз-я еще большее знач-е имело появление натурфил-и-учения о природе,свободного от под-чинения теологии.она отождествляла Бога с природой,не отрицая его существ-я.Огромное знач-е для становления и развития новых материалист.взглядов и идей этого периода имели естественнонауч. труды пантеиста Кузанского,мат-ка и астронома Коперника,Бруно,Винчи,Галилея и мн.др.По выражению Энгельса,"эпоха,к-ая нуждалась в титанах и к-ая породила титанов по силе мысли,страсти и хар-ру...".Источниками ф-и Возр-я:ф-я Платона и Аристотеля, средневек.ереси,к-ые расшатывали церковную догматику,восточная,ф-я с ее материалистич. тенденциями. Мыслители Возр-я стремились объяснить сущ-е единого бесконечного материального мира из него самого,незавимо от внеш.потусторонней силы-божества, понимая его как мир,подчиняющийся единому з-ну причинно-следственной связи.Кардано,Кампанелла,Бруно продолжили материалист. линию в ф-и,находясь под воздей-ем успехов естеств.наук и антич.фил.традиции.1ую-атомистическую-концепцию раз-вивали приверженцы эпикуреизма:.Монтень,Шаррон, Галилей.2ую-пантеистическую-концепциюКардано,Кузан-ский,Бруно.В этой концепции выдвигалась на 1ый план идея единого бытия,из к-ой выводилась множественность вещей материального мира.?о движении и его источниках решался большинством фил-ов Возр-я стихийно-диалектически:они рассм-ли движущую силу как неотделимое от материи разумное начало.Осн.тенденции теории позн-я в гносеологии:опыт,чувственность,разум.Нек-ые пред-ли фил. мысли Возр-я вносили в теорию позн-я моменты скепти-цизма,к-ый был направлен против"абсолютных истин", выдвигаемых теологией,и не ставил под сомнение способность чела познавать окруж.мир.Гносеологическим и натурфилософским концепциям мыслителей Возр-я были внутренне присущи элементы диалектики.Теория позн-я было тесно связана с этикой,к-ая была боевой,направленной против отживших идеалов феодализма.В эпоху Возр-я появились и 1ые социалист.утопии.В большей или меньшей мере они отражали стихийный протест крестьянских масс и городской бедноты,поднимавшихся на восстания,порой перераставшие в крестьянские войны.В сфере эстетической мысли того времени мы не находим законченных систем.Общая тенденция намечалась в пользу секуляриза-ции искусства.Возродилась антич.теория подражания. Объективность искусства сближается с наукой.Передовые фил.идеи,составляющие ядро мировозз-я эпохи Возр-я,нанесли серьезный удар по средневек.феод.-клерикальной идеологии и расчистили путь науч.знанию,подготовили становление метофиз.материализма 17-18вв. 

7.Развитие фил.мысли в Нов.время было тесно сопряжено с утверждением и развитием капитализма.Последний возник в регионе,очерченном географией основных процессов, связанных с его генезисом.Итал.Возр-е,германская Рефор-я,революции в Нидерландах, Анг.,Фр.вступали,как инструменты в оркестре,дополняя друг друга и сливаясь в одну общую симфонию.В ожесточенной борьбе были сломлены мощь феод.двор-ва и дух. диктатура церкви,расчищены пути для невиданного доселе развития промыш-сти и торговли.Европ.чел постепенно освобождается от средневек.связанности,вследствие чего рождаются его субъективизм и индивидуализм.К сущностным явлениям Нов.времени,по справедливому замечанию нем.ф-фа Хайдеггера,принадлежат также наука,машинная техника и искусство,к-ое выдвигается в горизонт эстетики.Чел.дея-сть понимается в целом как культура.Ускоряющееся развитие буржуазных отн-й предъявляло новые требования к отд.наукам и к методологии.Именно в данный период возникает"наука Нов.времени",т.е. наука в собственном смысле этого слова.В16-17вв.выделяется в самостоятельную науч.дисциплину астрономия,в 17-18-физика,химия, биология и др.В 17-18вв.появляется плеяда видных ученых и мыслителей,сыгравших огромную роль в борьбе с религ.схоластикой,в разработке науч.и фил.проблем.Особое место среди них принадлежит Ньютону,открытия к-ого произвели подлинную революцию.Его трудами был заложен фундамент механ.картины мира и механист.мировоззрения.Содержание науч.метода Ньютона составили принципы(осн.понятия и з-ны),устанавливаемые на основе опыта путем индукции.Цель этого метода-противопоставление достоверного естественнонауч.зн-я домыслам натурфил.хар-ра.Знаменитый девиз ученого"гипотез не измышляю"стал лозунгом такого противостояния. 

8.эмпиризм  и рационализм.Хар-на ориентация на по-зн-е реаль-ти,основ-ое на чувств-ом.Формирова-ние естествозн-я связано с тенденцией позн-я на ед-ых фактах.Встает?о сущ-ти и хар-ре самого позн-я. Стремление к систематизации,колич.рост и усилив-шаяся дифференциация позн-я вызывают развитие теорет.мышления,стремящегося к созданию целостного образа мира.Стремл-е к выяснению взаимосвязей ведет к повыш.роли рац.рассм-я,поэтому с развитием чувственного эмпирич.позн-я мира развивается и точное математ.мышление. Осн.пред-ли:Бекон,Декарт.Д.фр.ф-в.Его ф-я связана с матемой,физикой,космогонией.Уч-е о материи. (суб-станции).Общая причина движения по Д–бог,он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же общее кол-во движения и покоя.В челе связаны бездуш.и безжизн.телесный механизм с мыслящей душой.Тело и душа взаимосвязаны шишковидной железой.Материалис-тич.физиология выступала в противоречивом сочетании   с уч-ем о нематериальности души:тело сущ-ет в протяжение,душа-в мышлении.Кон.задачу зн-я видел в господстве чела над силами природы,в открытии и изобретении технич.ср-в,в усовершенствовании природы чела.Он родоначальник рационализма.Отвел в пр-ссе позн-я гл.роль дедук-ции.Бэкон.Лейтмотив его ф-и–«зн-е–сила».Осн.зас-луг:1ым изменил отн-е к теории позн-я.Осн.метод науч.исслед-й-аристотелевским(дедукция–от общего к единичному путем лог.выводов).На этом пути не найти нов.зн-е,можно лишь выявить уже известное скрытое.Осн.познав.дея-ти д.б.индукция,к-ая опира-ется на опыт.Чтобы получить общее пред-е о ч-л,нужно иметь опред.опыт.Возражения:опыт имели крестьяне,невеж.люди,аобраз.люди опыта не имели). Б.:«Получить зн-е можно,если избавиться от заблуж-дений»-идолов:1.Идола рода(люди в силу своей природы объясняют мир из чел природы,перенося на него свои кач-ва–антропоморфность мифа).2.Идола пещер(каждый смотрит на мир из своей пещеры,к-ая сделана из образования,воспитания,соц.положения) 3.Идола рынка(на рынке люди общаются,усваивают мнения др.лю-дей,что приводит к ошибочным выво-дам,слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения).4.Идола театра(в театре люди черпали образцы должного поведения,нужно критично относится к мнениям авторитетных людей). Б.принадлежал к эмпирикам(в основе позн-я лежит опыт).Считал:ф-я должна носить практ.хар-р,высшая цель науки-господство чела над природой,а«господ-ть над природой можно,только подчиняясь ее з-нам».Б.провозгласил ставший знаменитым девиз:«Знание–сила».Могуществен тот,кто может,а может тот,кто знает.Путь,ведущим к зн-ю,-наблюдение,анализ,сравнение и эксперимент.Ученый дол-жен идти в своих исс-ях от наблюдения ед.фактов к широким обобщениям.В трактате«Новый органон»Б развил нов.понимание задач науки.Именно он возжег факел нов.науки–методологии экспериментального естествозн-я.Б-верующим челом.Наука,подобно воде, имеет своим источником или небесные сферы,или землю.Она состоит из 2х видов зн-я–один из них внушается Богом, а др ведет свое начало от органов чувств.Наука,т о,делится на теологию и ф-ю.Б стоял на позиции двойств.исти-ны:есть истина религиозная и «светская».Вера в Бога достигается путем открове-ния,«светская»истина постиг.опытом и разумом.Он не сознавал важности и индукции,и дедукции.Подобно тому как чел не м-ет ходить на одн.ноге,так и ученый не м-ет полноц заним.наукой,пользуясь лишь одним из этих методов. 

9.Учение  о субстанциях  в ф-и Нов.времени.Вслед за Бэконом и Декартом осн.цель ф-и исследовал Спиноза-нидерланд.ф-ф-материалист,пантеист и атеист."Богословско-полит.трактат"и "Этика".Цель ф-и-в господстве над внеш.природой и совершенствовании чел.природы..Разрабатывал учение о свободе.В основу своего материализма и атеизма положил идею:сущ-ет лишь одна субстанция-природа,к-ая -причина  самой себя и не нуждается для своего существ-я ни в чем другом.От субстанции следует отличать мир отд.конечных вещей,или сов-ть модусов(то,что сущ-ет не само по себе,а в др-ом).Субстанция едина.Модусы и субстанция соотносятся как точки на прямой линии и сама прямая.Природа сущ-ет сама по себе.Она бесконечна.Атрибуты субстанции-протяжение и  мышление. Чел-часть природы (не соц.существо,а"вещь"природы).Его этика изложена геометрическим методом(аксиомы,теоремы).Разрабатывает учение о свободе.Отвергает  идеалистическое учение о свободе воли.Свобода,-познанная необходимость, т.е.ясное и отчетливое представление о том,что необходимо.свобода-только господство разума над чувствами.Он не понимал роль материальной практики в осуществлении свободы.Теория позн-я Спинозы имеет материалистический и рационал.хар-р.1ая,низшая ступень позн-я-чувственные восприятия,2ая-зн-е,основывающееся на уме,3ья непосредственное созерцание.Он принижает роль чувственного позн-я и опыта,не видит в практике,опыте критерия истинности зн-я..Сыграл большую роль в развитии атеизма и религиозного свободомыслия..Его общ.-полит.воззрениях:принимает теорию Гоббса о гос-ве,общ-ве, однако высшей формой считает демократическое правление.В отличие от Гоббса ограничил всесилие госуд.власти требованиями свободы и разума.Он полагал,что власть,способная управлять людьми поср-вом страха,не м.б. признана добродетельной.Людей надо вести так,чтобы им казалось,будто их не ведут,а они живут по своему собственному разуму и по своему свободному изволению.Если Гоббс,Спиноза,Локк в основном продолжали линию материализма и развивали его в 16-17вв.,тоЛейбниц-представитель идеализма 17в.  Стремился к выработке широких объединяющих воззрений.Пытался соединить несоединимое:науку с религией,априоризм с эмпиризмом.Хар-ая черта науч. дея-ти-стремление соединить теорию с практикой.Его внимание привлекали и соц.??Учение о субстанции, исходил из мн-ва субстанций.Любая вещь-суб-станция.Каждая вещь-"монада"(отгр.топазединица, простая сущность).Монада-дух.единица бытия,дух.атом, к-ый замкнут в себе и не имеет возможности влиять на др.монады.Весь мир-собрание монад.Бытие монад- внутр.дея-ть представления.Монады выстраиваются согласно своей иерархии.Низшие из них образуют уровень обычного матер.бытия и отличаются не-значительн.способностями к ясному представлению.Эти способности возрастают по мере восхождения к высшей монаде-Богу.Бог приводит все монады в состояние соответствия друг другу,при к-ом изменения в одной монаде связаны с изменениями всех остальных. Такая«предустановленная гармония»делает наш мир луч-шим из возможных миров.Применительно к декартовой проблеме отн-я души и тела монадология Л.представляет как способ сохранить независимость души и тела и в то же время объяснить их сгласованность.Л.согласен с эмпириками,утверждавшими,что чувства служат исходной ступенькой позн-я.Считает он,поск-ку всякая душа есть монада,направленная лишь на самое себя,то позн-е-процесс постепенного осозн-я того,что имеется в бессознательном.Т.о.,Л.внес существенные коррективы в теорию врожденных идей Декарта.Врожденные идеи рассм-ся как возможность,к к-ой чел может идти,как к бессознательному в себе.Вариант подхода, предложен-ный Л.,должен был ослабить силу критики теории врож-денных идей со стороны эмпирической ф-и,оставляя в неприкосновенности притязания разума.    

10.В нач.17в.в Европе зародилось Просвещ-е-идейное тече-ние,связанное с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феодализма.Из предшествующих эпох П-ем была унаследована фундаментальная идея европ. мыслителей-идея переустройства жизни на разумных началах.Это переустройство понимается как рез-т распространения в общ-ве полож.,практ.полезных зн-й.Особое внимание уделялось правителям.т.к.просвещен-ные монархи европы должны были внедрить принципы разума в повседневную жизнь своих гос-в.Поск-ку же нов. зн-я противоречили христ.вероучению,то свою гл.задачу просветители видели в борьбе с религ.догматами,прини-маемые на веру,без опытного-рационального обоснова-ния.Особенно сильно заявило о себе во Фр.Наиб.яркая фигура-Вольтер.Творчески восприняв учения Локка и Ньютона,В.пришел к пониманию ф-и как действенного орудия разума в борьбе против неразумного,отжившего свой век общ-ва.Все тв-во проникнуто антицерк.настрое-ниями.Сила В.как ф-фа-в уничтожающей критике всей прежней метафизики.Руссо-один из наиб.влият.идеологов Пр-я.1-ый,кто указал на противореч.хар-р обществ.прог-ресса.в трактате«Об общ.договоре»ф-ф разраб-л концепцию такой орган-ии общ-ва,к-ая предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отн-я,ра-венство всех лиц и признание ими осн.з-ов.Обосновал право народа на восстание против деспотической власти.Родина не может сущ-ть без свободы,свобода-без добродетели,добродетель-без граждан.«у вас будет всё если вы воспитаете граждан,без этого у вас все,начиная с правителей гос-ва,будут лишь жалкими рабами».Монте-скье в работе «О духе з-ов»предложил нов.взгляд на сущ-ть общ-ва.Гл.идея-идея сопряжения з-ов и естеств.сре-ды.Пытался объяснить принципы развития общ-ва естеств.образом.Однако,утверждая,что природная среда имеет опред-ее влияние на развитие общ-ва,он переоце-нил это влияние.Тенденция объяснить уст-во общ-ва естеств.путём сыграло боль.роль во фр.бурж.предрево-люц.мышлении. 

11.Видным пред-лем анг.эмпирической традиции был Локк.Заслуга:развернутая критика декартовой т-и врож-денных идей и в разработке материалистической гносео-логии.«Опыт о чел.разумении"-огромное воздей-е на раз-витие фил.мысли и естествозн-я.Идеи и понятия- возникают в пр-ссе взаимодей-я чела и вн.мира.Ребенок рождается без всяких идей.Его душа подобна"чистой доске",на к-ой лишь с теч-ем времени под воздей-ем предметов вн.мира появляются разл.узоры.Все люди рож-даются с один.способностями к дух.развитию.В зависи-мости от конкр.усл-й у них возникают те или иные пол.и религ.идеи,понятия о добре и зле,о прекрасном и безо-бразном.Все идеи и представления чел черпает из внеш.и внут.опытов.Под внеш.опытом ф-ф понимал воздей-е на чела предметов объект.мира,к-ые вызывают у него соот-ветствующие ощущения и восприятия, являющиеся 1ой и осн.ступенью позн-я.Органы чувств доставляют простые идеи,к-ые не разлагаются,—напр.,идеи цвета, мышления. Мышл.комбинирует,обраб-ет эти простые идеи и создает сложные понятия о телах и явлениях-напр., красота, войско.Выделял внут.(рефлексию)опыт,к-ый дает челу зн-я о состоянии его души и собственных переживаниях. Док-л:чел может доверять своим чув-ам.Разработал уч-е о первичных и вторичных кач-ах.Вещи отличаются друг от друга величиной,фигурой,покоем.Эти кач-ва-перви-чные, присущие самим вещам.А кач-ва как запах, вкус,звук, образующиеся в созн-и на основе разл.сочетаний первичных кач-в-вторичные,зависящие от восприятия их органами чувств.Соц.-пол.пр-сс-развитие чел-ва от есте-ств.состояния до гражд.общ-ва и самоуправления.В естеств.состоянии люди свободны,равны,поступают по "естеств.праву".При переходе от естест.состояния к общ.решающее зн-е имеет собственность.Каждый чел является собственником своей жизни,своего труда и того,что необходимо для труда.Чел адресует гос-ву часть своих прав с тем,чтобы оно обеспечило неприкосно-венность собственности, гаран-тирующую индив.свободу. Если же гос-во не соблюдает правила"общ.договора",оно становится незаконным,что дает право челу на сопротивление.Материализм:Ламетри,Гольбаха,Дидро,Гельвеция.В центре-чел,его интересы и стремления,к-ый рас-см-ся ими как часть природы.От природы все люди равны-одинаково стремятся к выгоде и личному благосостоянию,рождаются не добрыми не злыми.в зависимости от среды,в к-ой живут,развиваются хор.или плохие инстинкты.Боролись за коренное изменение общ.отн-й.Единств.источником зн-й чела о внеш.мире считали ощущения.Титаническим делом фр.матер-ов стало создание «Энциклопедии»,в к-ой с просветительс-ких позиций была дана оценка всего того,что было достигнуто чел-ом в области ремесел,искусств и наук. Дидро,Ламетри,Гольбах были воинствующими атеистами. Религия-рез-т невежества.Понимали,что церковь является серьезным препятствием на пути преобразования общ-ва,развития науки и культуры.Решительно выступая против засилия клерикализма,призывали к позн-ю вечной,бесмертной  пророды,без зн-я з-нов к-ой чел не м.б.счастливым.Фр.материализм 18в.оказал огр.влияние на общ.-пол.жизнь того времени .Идеологи Фр.революции широко использовали его идеи и мысл 

№12.Кант.Принцип историзма–осн.принцип идей.До 1770 г–докритический период его тв-ва.В 1770г.пишет докторскую диссертацию,получает место профессора, полностью посвящает себя ф-и.Лекции читал до 1797г.Образ жизни-целая наука,при этом удивительно оригинальная и поучительная.Спать он ложился ровно в 9 вечера.Подъем в 5 утра.Обед только в кругу остроумных друзей,за обедом: немного сухого вина,свежевыловленная треска,шутливые рассказы,анекдоты, непременно шутки,смех..Родившись очень слабеньким и болезненным ребенком,благодаря мудрому образу жизни,прожил долгую и духовно удивит-но богатую жизнь.Не только в ф-и,а и в конкретной науке Кант был глубоким,проницательным мыслителем.Разработанная им гипотеза происхождения Солн.системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных науч.идей астрономии.Высказал идею, что причина отливов и приливов–влияние Луны.Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения,а также идею естественного происхождения чел.рас.Фил.воззрения Канта существенно менялись по мере его дух.развития.Если до нач.80-хгг.18в. его интересовали гл.образом естественно-науч.??,то потом его дух погружается в так называемые метафизические,т.е. общефил.,проблемы бытия,позн-я,чела,нравственности, гос-ва и права,эстетики,т.е.всей системы ф-ии.(«Чел,этика и право–вот альфа и омега всего фил.учения великого мыслителя»).С 1770г.–критический период его тв-ва.До Канта в теории позн-я господствовало представление,что структура и зн-е определяются объектом позн-я.Кант говорил обратное:структуру позн-я определяет субъект позн-я.Для док-ва нужны след.понятия:феномен,ноумен, вещь в себе.Феномен–явление,т.е.чувственное восприятие вещи,как она является нам(в повседневной жизни имеем дело с феноменами).Ноумен–постигаемая сущность явления, проникновение нашего мышления вглубь предмета–промежуточная стадия м/д феноменом и вещью в себе. Имея дело с феноменом,мы постигаем ноумен,но никогда не познаем вещь в себе.Чтобы ориентироваться в мире феноменов,мы используем априорные формы рассудка,к-ые живут в нашем созн-и,но к-ых нет в реальной жизни (мери-дианы есть на карте,но их нет на самом деле).Несоответ-ствие феномена и вещи в себе–основание для скандала в ф-и:мы знаем,что мир сущ-ет,но док-ть это логически не сможем.Мы будем работать не с предметами,а с их феноменами.Кант:«Разум имеет дело с феноменами, способен немного проникнуть с помощью ноумена вглубь вещи, но познать вещь в себе невозможно», следовательно, этот мир непознаваем.Разум может себя чувствовать спокойно и уверенно в мире феноменов,а вне него–трансцендентально–там уже господствует вера.Априорные формы рассудка в нашем созн-и уже есть.Мы окружены феноменами.Чтобы разобраться с потоком феноменов, мы должны их упорядочить.Это упорядочение не имеет ничего общего с содержанием того объективного мира,к-ый является источником феноменов.Понятия пространства и времени помогают расположить феномены рядом, установить причинно–следственные связи,но в мире нет понятия пространства и времени,они есть только в нашей голове.Кант опровергает существование врожденных идей(а как же быть с понятием пространства и времени–это априорные формы рассудка).Вывод:Кант воздвигнул непроходимую границу м/д субъектом и объектом,если под объектом мы понимаем не феномен,а его сущность.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"