Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:55, шпаргалка

Описание

1. Проблема определения философии
2. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
3. Исторические типы мировоззрения.
...
96.Человек и природа в ракурсе экологической философии.

Работа состоит из  1 файл

filosofia_EKZAMEN.doc

— 452.50 Кб (Скачать документ)

1. Проблема определения философии

Философия  —  продукт духовного развития человечества и особая форма общественного сознания. Под философией понимается стремление к высшему познанию, что отличало ее от житейской и иных форм знания, а также от религиозно - мифического познания мира. Философы пытались осмыслить основания бытия, способы познавательной деятельности, сущность не только явлений природы, но и общественной жизни. Философия — систематическое завершенное учение о законах развития природы, общества. Основной вопрос философии имеет две стороны. Первая сторона — это вопрос о том, что первично — материя или дух, бытие или мышление. Материалисты первичной считают материю, а дух — производной от материи. Идеалисты утверждают, что первично сознание, мышление, дух. Другая сторона основного вопроса философии — вопрос о том, познаваем ли мир. Основная проблема философии — проблема человека. Основные темы философии: мир в целом (космологический подход) и человек в этом мире (антропологический подход).

С появлением философии в отличие от мифологического мироощущения в духовной культуре человечества закрепилось рефлексивное, а не непосредственно-эмпирическое отношение к миру, к себе и к своему мышлению. В современных культурах философия также мыслиться одной из форм общественного сознания, выполняющей синтетическую рефлексивную миссию по отношению к культуре. Функции философии: 1) мировоззренческая (мировоззрение: мироощущение (эмоционально-психологическая сторона на  уровне настроений и чувств); мировоспитание (опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений): миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения). 2) познавательная (философия — особая форма познания мира, осознание уникальности природы, культуры, человека); 3) методологическая (разработка методологии создания целостной картины бытия человека в мире); 4) ценностно-регулятивная функция философии (усиление потенциала общечеловеческих ценностей, оценка путей познания и деятельности с позиций их соответствия гуманистическим идеалам).

 

2. Понятие мировоззрения, его  структура и основные функции.

Мировоззрение - это обобщённая и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью. Выделяют основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.

Знания, как основной компонент, задают обобщённую модель мира и места в нём человека. В них представлены важнейшие категории культуры, формирующие целостный образ реальности. Благодаря наличию знаний как содержательного компонента всякое мировоззрение реализует функции миропонимания и интерпретации связей и отношений реальности. Ценности выполняют нормативно - регулир. функции. Они определяют правила и принципы соц. жизни человека, важнейшие ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политич, религ, правовых, моральных, эстетич. взглядов. Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективное восприятие человеком окружающей действительности и своего места в соц. и прир. мире. Они придают мировоззрению характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

Мировоззрение формируется  не только философией, но научными дисциплинами, а также различными формами общественного сознания. Мировоззрение существует на двух уровнях: 1) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности и 2) рациональном — на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений. Мировоззрение на рац. уровне явл. самым глубоким пониманием мира. Оно основывается на теоретическом обосновании законов развития объективных процессов, может осуществляться только на основе их чувственного восприятия (своего собственного или других людей)

Выделают сл. типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, обыденное. Мифологическое формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира. стихийные явления природы, определить свое место в окружающем лире. Мифология — фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа — боги, духи, герои — наделены человеческими чертами.  Религиозное сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Религиозное мировоззрение отличается верой в существование сверхъестественных сил. Вера в сверхъестественное — основа религиозного мировоззрения. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим сверхъестественным силам, которым приписывались свойства предметов. Новым типом является фил. мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения. Строгость мысли, логика нередко сочетались с художественными образами, аллегориями, сравнениями. Обыденное, или эмпирическое мировоззрение, является первоисточником всех других его типов. Обыденное мировоззрение служит ориентиром в повседневной деятельности.

 

3. Исторические типы мировоззрения.

 Мифологическое мировоззрение — это совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходство с человеком и человеческим поведением. Особенности:антропоморфизм(аналогия частей чел. Тела с компонентами природы) отрицание эволюции природной реальности и признание вечного круговорота умирания и возрождения организмов и тел.

Отсутствие рац-теор. уровня, регулировка поведения осущ-ся на базе эмоц-чувств ур-ня.оно не может  дать сист ориентиров, кот. позволила  бы индивиду быть в опред. степ свободным в выборе линии поведения, возник миф - сист. жёстких предписаний, не допуск. никаких отклонений, носителями стандартов явл-ся герой или предки.

Религиозное мировоззрение  — это совокупность представлений  о мире и его происхождении, месте в нем человека, основанных на вере в сверхъестественную силу и существование двух миров — высшего (совершенного небесного) и низшего (несовершенного земного). В отличие от мифологического религиозное мировоззрение лишь частично базируется на антропоморфных представлениях, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание единства человеческого рода. Наличие рац уровня, в основе кот. лежит вера в некое сущ-во, кот оправдывает те или иные действия индивида.

Философское мировоззрение — это система рационально обоснованных представлений о мире, месте в нем человека, направленности, принципах и целях его деятельности. Исторически философское мировоззрение возникло позже мифологического, религиозного и повседневно-обыденного и формировалось во многом как средство преодоления их недостаточности. Содержание философского мировоззрения формируется исходя из понимания соотношения сознания и бытия, места человека в этом мире, его возможностей познавать и изменять мир, смысла человеческой жизни, смерти и бессмертия. Рац-теор. уровень форм-ся ср-вами философии и науки, и именно понимание мира, общества или чел-ка, слож. в Ф и науке, выступают как основание для формир. эмоц-чувств. компонентов регулир-го повед.

 

4. Специфика проблемного поля классической философии.

 Основной  вопрос классической философии  - соотношение материи и сознания (бытия и мышление). Встает вопрос, что из них первично, явл-ся  ли сознание отображением материи.  Идеализм-первичность духовного  начала, материализм – первичность материи и подчинение ей сознания.

Второй вопрос - вопрос о познаваемости мира. Суть познания лежит в возможности  объективного отражения реальности, позволяющего человеку ориентироваться  в мире и преобразовывать этот мир. Философы, признающие познаваемость мира – гносеологические рационалисты.Философы, отрицающие познаваемость мира на уровне сущности вещей, получили название агностиков, а их учение— агностицизм.

Области философского знания имеют различные предметы:

историко-философский  — содержит определенную трактовку возникновения и развития философии как формы общественного сознания

онтология —  учение о бытии, основных формах существования  природной, социальной и духовной реальности

философская антропология — учение о человеческом бытии, о  человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности;

гносеология (теория познания) — содержит определенную трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей человеческого  познания

социальная философия  — отражает структуру, законы функционирования и развития общества как целостной саморазвивающей сис-мы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Современная философия – это диалог культур, философских культур, структур бытия и человека, его эмоций, переживаний, ценностей и смыслов. Однако это и есть поиск своего бытия, бытия фил. современности, устремлённого к первоначалам, которое соответствует динамике современной науки. Мысль обращается к мудрости, от системы мирообъяснения- к бытийственному миропониманию,   к видению. Фил. становится и открытием новых горизонтов «опыта души». Язык становится центром состояний сострадательности бытию и сопричастности ему, а понимание- не способом познания, а способом бытия. Введение сознательных и жизненных явлений в научную картину мира символизирует неклассический, а осознание их культурно-историч. ценности –постнеклассический, социокуль-турный идеал рациональности.

 

 

7. Генезис философии

Философия(любовь к мудрости) возникла в V—VI вв. до н.э., в Древней Греции и Китае. Причины  возникновния:1.установление демократического социального строя, предполагавшего участие в общественных делах основной массы свободного населения(развитие интеллектуальных способностей) 2.расширение культурных и хозяйственно-экономических контактов(сопоставление обычаев, верований, традиций, нравов, жизненного уклада) . 3.сомнение в мировоззренческой состоятельности и практической достаточности мифологических представлений и норм обыденного сознания. Это сомнение выразилось необходимости различать мнение и знание.

Мнение — то, что основано на традиции или обыденном опыте и, как правило, является мнением большинства. Знание — то, что истинно в действительности, соответствует реальному положению вещей и ходу событий и менее всего зависит от позиции большинства по данному вопросу.

 

8.Мифогенная и гносеогенная концепция.

Мифогенная концепция  вскрывает переходные от мифологии  к философии формы миросозерцания, анализирует мифологическое мировоззрение  как предфилософское. Но с мифогенной концепцией нельзя согласится в том, что она сводит мифологию к  религии,не видит отличительных особенностей фил. от мифологии не только по форме, но и по содержанию.

Гносеогенная  концепция показывает значение зачатков научного знания для фил-ии. Но она  несправедливо рассматривает мифологию  как нечто совершенно лишённое всякого  исторически оправданного содержания и ценности.

 

9. Школы древнеиндийской философии.

Философия др.Индии  возникает в 5-6в. До н.э.

в период формирования гос-ва в обществе, где разделение классов скрыто за кастовым делением. Отличием индийской Ф является то, что Ф формируется на основе древнейших источников – веды(фил.часть – упанишады) Вся Ф разделилась на 2 направления: неортодоксальная(крит.веды) и ортодоксальная(защ.веды). НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

Джайнизм-освобождение души от её подчинения страстям(телу). Средство освобождения-знание, носители – реально жившие мудрецы, развивающие идеи Джины. Все вещи наделены субстанциональными и несубстанциональными свойствами. Душа по своей природе обладает безграничными возможностями, но подчинена желаниям, причина кот – незнание мира.

Буддизм - религиозно-философское течение, направленное против госп религии – брахманизм. Основные принципы: -жизнь наполнена страданиями, -сущ причина страданий(взаимообусловленность всех явлений и процессов), -сущ путь для избежания страданий(освоение знаний и следование догмам буддизма),достижимо в жизни на земле. Душа не сущ как некая сущность, а как поток измен. состояний сознания. Полное освобождение души от  тела – нирвана. Для её достижения необходимо стать на путь благодетели, следовать правильному образу жизни, речи, мысли.

Локаяда – матераил. течение, согласно ему весь мир состоит из первоэлементов, а вещи – сочетание первоэлементов. Бога, души и рая нет, т.к они не доступны восприятию. Сознание – свойство тела. Избежать страданий невозможно, но возможно свести их к min.

ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ

Веданта оформилась в к 8в - требует от чела неукоснительного следования за ведами, постоянного размышления над их содержанием. Душа связана с телом, стремится к чувств. удовольствиям и проходит ряд перевоплощений.

Йога – рассм. веру в Бога как

-элемент теорит. Мировоззрения

-условие успешной  практ. деятельности

Необходимо в  своей деятельности основываться на 1)правилах аскетизма 2) правилах этики, согласно кот всё живое тождественно(можно  заставить своё тело вспомнить то, что оно «забыло»).

 

10. Особенности философской мысли  Древнего Китая.

 Ф др.Китая  возникла в 5-6 в до н.э. Основная  проблема – соотношение индивид.  бытия чела и некой внешней  необходимости. Это обусловлено  истор развитием Китая и необходимостью управлять населением.

Конфуций создаёт  основные исходные предельно общие  принципы Ф, центр. проблема – проблема нравственности и гос-ва. Конфуций придерживался  традиц. религиозных взглядов(небо – верховное божество); все люди близки по своей природе, но различаются в процессе воспитания, для постижения сущности необходимо взглянуть внутрь себя. Эти идеи носили предельно общий хар-р.

Даосизм – основоположник Лао-Цзы считал, что жизнь людей  протекает по определенному естественному  пути “дао” . Дао – закон бытия вещей. Мир находится в движении и изменении, вещи переходят в свою противоположность. Последователь Янь Чжу считал, что чел должен удовлетворять свои потребности, но при этом разумно использовать вещи, сохраняя природу.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"