Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:04, дипломная работа
Цель дипломного проекта – проект АТП с высокой эффективностью использования производственно-технической базы, низкими трудовыми и материальными затратами, связанными с технической эксплуатацией автомобилей. В дипломном проекте выполнены следующие расчеты и разработки: технико-экономическое обоснование исходных данных, технологический расчет автотранспортного предприятия, разработка генерального плана, проектирование производственного корпуса, зоны ТР и кузнечно-рессорного участка, разработка технологического процесса выполнения крепежных, регулировочных и контрольных работ ТО-2 по колесам и шинам автобуса МАЗ-105, разработка комплекта узлов электромеханического шестистоечного подъемника,
Введение………………………………………………………………………………………8
1 Технико-экономическое обоснование исходных данных на проектирование………....9
1.1 Технические характеристики и область применения заданного ПС .9
2 Технологический расчет автотранспортного предприятия ……………………………13
2.1 Корректирование нормативов периодичности технического обслуживания
(ТО) и трудоемкости ТО, текущего ремонта(ТР)................................................................13
2.2 Расчет производственной программы по техническому обслуживанию…………16
2.3 Расчет годового объема работ по ТО и ТР и вспомогательных работ………………20
2.4 Определение численности работающих, распределение их по
производственным подразделениям ……………………………........................................23
2.4.1 Определение численности производственных рабочих……....................................23
2.4.2 Определение численности вспомогательных рабочих………..................................26
2.4.3 Определение численности водителей, инженерно-технических работников
(ИТР)и прочих служащих. …………………………………………………………………27
2.5 Расчет количества постов и поточных линий…………………………………………29
2.5.1 Расчет количества постов и поточных линий ежедневного обслуживания (ЕО)...29
2.5.2 Расчет количества постов и линий ТО и диагностирования. …..............................30
2.5.3 Расчет количества постов ТР………………………………………………………..31
2.5.4 Определение количества постов ожидания перед ТО, ТР и
диагностированием, мест хранения подвижного состава……………………………….32
2.5.5 Расчет количества постов контрольно-пропускного пункта………………….......33
2.6 Расчет площадей помещений…………………………………………………………..34
2.6.1 Расчет площадей производственных помещений (зон, участков,отделений)……34
2.6.2 Расчет площади складских помещений……………………………………………..35
2.6.3 Расчет площади бытовых и административных помещений………………………37
2.7. Организация и управление производством технического обслуживания и
текущего ремонта подвижного состава на предприятии…………………………............38
3 Проектирование производственного корпуса…………………………………………..43
4 Проектирование генерального плана автотранспортного предприятия ……………..47
4.1 Расчет площади участка под строительство и его показателей……………………..47
4.2 Описание генерального плана……………………………………….............................48
5 Проектирование производственных подразделений …………………………………..51
5.1 Разработка компоновочного решения зоны текущего ремонта……………………51
5.2 Разработка компоновочного решения кузнечно-рессорного участка.........................55
5.3 Требования охраны труда и техники безопасности в разрабатываемых производственных подразделениях …………….................................................................56
6 Технико-экономическая оценка проекта автотранспортного предприятия …………60
7 Разработка и описание технологического процесса крепежных, регулировочных и контрольных работ ТО-2 по колесам и шинам автобуса МАЗ-105. Составление
технологической карты. Расчет уровня механизации работ……………………………..65
8 Разработка комплекта узлов технологического оборудования ……………………….75
8.1 Назначение оборудования
8.2 Описание конструкции и принципа действия. Технические характеристики..........75
8.3 Проектирование и расчет силовых механизмов и привода разрабатываемого
узла ………………………………………………………………………………………......79
8.4 Расчет наиболее нагруженных элементов на прочность……………………………..85
8.5 Правила эксплуатации, техническое обслуживание и техника безопасности
при работе на оборудовании……………………………………………………………….86
9 Охрана труда и окружающей среды…………………………………………………...90
9.1 Пожарная безопасность, санитарно-гигиенические требования, мероприятия по защите окружающей среды на проектируемом АТП ……………………………………90
9.2 Расчет сопротивления защитного заземления для электропитающей установки
с использованием искусственного заземления………………………………………........94
9.3 Расчет выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на стоянке автобусов……...97
10 Расчет технико-экономических показателей кузнечно-рессорного участка ……...104
10.1 Общие положения и исходные данные для расчета……………………………….104
10.2. Расчет капитальных вложений по кузнечно–рессорному участку ………………105
10.3. Расчет издержек производства по кузнечно-рессорному участку……………….108
10.4 Расчет экономического эффекта и других технико-экономических
показателей эффективности по кузнечно-рессорному участку……………………….115
Заключение………………………………………………………………………………...119
Список использованных источников…………………………………………………….120
Приложение………………………………………………………………………………..121
7 Разработка и описание
Для поддержания работоспособного состояния ходовой части автобуса проводят визуальную ходовую диагностику и выполняют работы ТО и ТР. Они включают проверку состояния шин и создание в них нормального внутреннего давления воздуха; периодический контроль; проверку зазоров в подшипниках ступиц колес и шкворневых соединениях; проверку состояния рамы и подвески; проверку крепления и смазку деталей ходовой части.
Особого внимания заслуживают шины, на которые приходится до 14% эксплуатационных затрат. Разрушение покрышек может происходить в результате дефектов, допущенных в производстве, или по причинам эксплуатационного характера. Причинами повреждения шин являются также неправильные углы установки передних колес, повышенные зазоры в рулевом управлении и т.п. При контроле технического состояния шин их осматривают, проверяют давление воздуха, подкачивают, удаляют острые предметы, проверяют зазор между сдвоенными шинами (не менее 40 мм), состояние вентиля и обода колеса.
Технологический процесс ТО-2 колес и шин автобуса МАЗ-105 осуществляется в зоне ТО-2 на универсальном проездном посту оборудованном осмотровой канавой, канавным автоподъемником П-114.
Технологические карты ТО-2 колес и шин автобуса МАЗ-105 приведены в таблице 7.1.
Таблица 7.1 − Карта технологическая операционная на выполнение крепежных, регулировочных и контрольных работ ТО-2 по колесам и шинам автобуса МАЗ-105
Наименование и содержание операции |
Количество точек обслужи-вания |
Трудо-ёмкость, чел.-мин. |
Оборудование, приспособления, инструмент, материалы |
Технические требования и указания. Исполнитель | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||||
Колеса и шины передней оси | |||||||||
1 Установить автобус на пост |
1 |
1,0 |
Пост напольный для ТО-2 автобусов МАЗ |
Исполнитель №1 | |||||
2 Установить страховочные подставки под опорные площадки кузова Приподнять переднюю ось автобуса. |
2 |
7 |
Подъемник П-114 Подставка под кузов (2 шт.) (собственного изготовления) |
Исполнитель №1 | |||||
Продолжение таблицы 7.1 | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||||
3 Отвернуть гайки крепления передних колес, снять колеса и установить на тележку |
2 |
14 |
Гайковерт реверсивный ГКВ-1 Тележка для снятия и транспортировки колес 5.90015 Головка 7812-0502 1 Н12Х1 ГОСТ 25604 |
Запрещается во время снятия колес ударять по диску или шине колеса. Исполнители №1 и №2. | |||||
4 Проверить состояние диска колеса на отсутствие трещин, состояние отверстий под шпильки крепления колеса |
2 |
6 |
Штангенциркуль ШЦ-I-125-0.1-1 ГОСТ 166 |
Диаметр отверстия под шпильки должен быть равным Ø26+0,1 мм Исполнители №1 и №2. | |||||
5 Отвернуть два болта крепления тормозного барабана. Снять левый и правый тормозной барабан передней оси |
2 |
27 |
Ключ 7811-0027 С1Х9 ГОСТ 2839 (13х14 мм) Ключ 7811-0023 С1Х9 ГОСТ2839 (17х19 мм) |
Перед выполнением при необходимости свести тормозные колодки. Для снятия тормозного барабана ввернуть два болта М16 длиной до 60 мм в демонтажные резьбовые отверстия барабана, вверты-ванием болтов демонтировать тормозной барабан Исполнители №1 и №2. | |||||
6 Вывернуть болты крепления крышки ступицы и снять. Вывернуть стяжной болт клеммной гайки крепления ступицы и отвернуть клеммную гайку ступицы, снять шайбу. Снять левую и правую ступицу передней оси. |
2 |
42 |
Ключ 7811-0004 С1Х9 ГОСТ 2839 (10х12 мм) Ключ специальный 3901006 |
На корпусе гайки не допускает Исполнители №1 и №2. |
Продолжение таблицы 7.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 Очистить правую и левую цапфу поворотного кулака, суппорт, проверить их состояние и крепление. Удалить старую смазку из внутренней полости ступицы между подшипниками |
2 |
41 |
Обтирочный материал Ключ 7811-0289 1Х9 ГОСТ 2906 (17х19 мм) Ключ 7811-0291 1Х9 ГОСТ 2906 (22х24 мм) Колибр-пробка резьбовая НЕ М 42х2-6Н ГОСТ 18465 Микрометр МК 75-1 ГОСТ 6507 |
На поверхности и галтелях цапфы не должно быть повреждений. Запрещается изменять диаметр резьбовой части М42х2-6Н цапфы поворотного кулака Исполнители №1 и №2. |
8 Проверить состояние тормозного барабана, фрикционных накладок, пружин, осей колодок, разжимного кулака правого и левого переднего тормоза и крепление его опоры, при необходимости заменить тормозные колодки, пружины |
2 |
43 |
Штангенциркуль ШЦ-I-125-0.1-1 ГОСТ 166 Ключ 7811-0023 С1Х9 ГОСТ2839 (17х19 мм) Головка 7812-0471 1 Н12Х1 ГОСТ 25604 (12 мм) Плоскогубцы 7814-0161 1Х9 ГОСТ 17438 Вороток для головок (10 мм) Отвертка 7810-0318 Н12Х1 ГОСТ 17199 Монтажная лопатка ИП-3901283 Штангенциркуль ШЦ-I-250-0.1-1 ГОСТ 166 Переносная лампа ЭД6-516147А |
На рабочей поверхности барабана не допускается кольцевой канавки, ступенчатой выработки и трещин. При необходимости сдать тормозные барабаны для проточки. Исполнители №1 и №2. |
9 Заложить смазку во внутреннюю
полость между подшипниками Установить подшипник в ступицу. Установить и завернуть болты крепления крышки с манжетой внутреннего подшипника. Установить наружную обойму подшипника. |
2 |
63 |
Ключ специальный 3901006 Ключ 7811-0004 С1Х9 ГОСТ 2839 (10х12 мм) Ключ динамометрический МТ-1-800 Угломер 1-2 ГОСТ 5378 |
Заложить смазку Литол 24 ГОСТ 21150 во внутреннюю полость между подшипниками. Дублирующие марки: Солидол С, Прессолидол С ГОСТ 4366; Солидол Ж, Прессолидол Ж ГОСТ 1033. Исполнители 12. |
Продолжение таблицы 7.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Установить ступицу на поворотный кулак. Установить наружный подшипник в ступицу. Установить шайбу. Навернуть гайку клеммового крепления подшипников. |
||||
10 Установить правый и левый тормозной барабан передней оси и закрепить его |
2 |
32 |
Ключ 7811-0023 С1Х9 ГОСТ2839 (17х19 мм) Приспособление для снятия и установки тормозных барабанов Индикатор часового типа ИЧ-0,2 кл. 0 ГОСТ 577 |
Закрепить двумя болтами тормозной барабан Исполнители №1 и №2. |
11 Установить левое и правое колесо и завернуть гайки крепления колес |
2 |
37 |
Гайковерт реверсивный ГКВ-1 Тележка для снятия и транспортировки колес 5.90015 Головка 7812-0502 1 Н12Х1 ГОСТ 25604 Ключ динамометрический МТ-1-800 |
Гайки колес должны быть затянуты моментом от 540 до 590 Нм. Затяжку гаек колес произвести в следующем порядке: сначала затянуть верхнюю, а затем диаметрально противоположную ей гайку. Остальные гайки затягивать также попарно. Исполнители1 и 2. |
Продолжение таблицы 7.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
12 Проверить состояние шин, довести давление воздуха в шинах до нормы |
2 |
10 |
Манометр шинный МД 231Устройствоавтоматического накачивания колес AIRD PRO-10 Индикатор замера глубины протектора TDG 16Переносная лампа ЭД6-516147А |
Шины не должны иметь трещин, разрывов, вздутий, отрыва протектора, отслоения, выхода корда наружу. При подкачке шины необходимо находиться сбоку колеса на расстоянии 1,5 м от края колеса. |
13 Выполнить регулировку подшипников ступиц колес передней оси |
2 |
65 |
Ключ 7811-0004 С1Х9 ГОСТ 2839 (10х12 мм) Ключ динамометрический МТ-1-800 Ключ специальный 3901006 Зубило 2810-0195 Н12Х1 ГОСТ 7211 Молоток 7850-0103 Ц12.хр ГОСТ 2310 Индикатор часового типа ИЧ-0,2 кл. 0 ГОСТ 577 Угломер 1-2 ГОСТ 5378 |
Регулировку подшипников ступиц передних колес производить после устранения люфта в шкворневом соединении. Колесо должно вращаться легко без заеданий. Исполнители №1 и №2. |
14 Опустить переднюю ось автобуса. Убрать страховочные подставки |
1 |
1,0 |
Подъемник П-114 |
Исполнители №1 |
Примечания 1 Общая трудоемкость работ составляет 839 чел.-мин. 2 Исполнитель №1 − слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда 3 Исполнитель №2 −
слесарь по ремонту |
Расчет уровня механизации работ
Оценка механизации производственных процессов производится по двум показателям:
− уровню механизации производственных процессов,
− степени механизации производственных процессов.
Уровень механизации производственных процессов определяет долю механизированного труда в общих трудозатратах.
Степень механизации производственных процессов определяет замещение рабочих функций человека реально применяемым оборудованием в сравнении с полностью автоматизированным технологическим процессом.
Количество замещенных оборудованием рабочих функций человека определяется «звенностью» оборудования. По этому принципу все средства механизации подразделяются на семь групп:
1) ручные орудия труда, звенность Z = 0;
2) машины ручного действия
без специального источника
3) механизированные ручные машины с подводом энергии от специального источника, звенность Z=2;
4) механизированные машины, звенность Z = 3;
5) машины-полуавтоматы, звенность Z = 3,5;
6) машины-автоматы, звенность Z = 4.
7) гибкие автоматизированные производства (ГАП), звенность Z = 5.
С учетом специфики производственных процессов на АТП максимальная звенность оборудования принимается Z = 4.
Сопоставляя количество
имеющихся звеньев с
Формулы для расчета показателей механизации основываются на двух принципиальных зависимостях (7.1) и (7.2).
Уровень Y механизации производственных процессов, [6]:
где ТМ − трудоемкость механизированных операций процесса, чел.-мин;
ТОБЩ − общая трудоемкость всех операций процесса, чел.-мин;
Степень механизации производственных процессов, [6]:
М = 1М1 + 2М2 + ЗМ3 + 3,5М3,5 + 4М4 (7.3)
где M1; M2; М3; М3,5; М4 − количество механизированных операций, выполняемых с применением оборудования с соответствующей звенностью;
Н − общее число операций.
Полученные фактические уровни механизации по производственным зонам и участкам АТП уравниваются с нормативными, и делается вывод о состоянии дел с механизацией, разрабатываются меры по дооснащению недостаточно укомплектованных технологическим оборудованием подразделений.
Расчет показателей
механизации представлен в
Таблица 7.2 - Расчет показателей механизации технологического
процесса на выполнение ТО-2 колес и шин автобуса МАЗ-105
Наименование видов работ, наименование механизированных операций |
Наименование, марка оборудования |
Значение MZ, при звенности Z оборудования |
Сумма MZ·Z |
Общее кол-во опера-ций |
Трудоем-кость, чел.-мин. | |||||
1 |
2 |
3 |
3,5 |
4 |
М |
Н |
ТМ |
ТОбщ | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 Установить автобус на пост |
Пост напольный для ТО-2 автобусов МАЗ |
- |
- |
+ |
- |
- |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 Установить страховочные подставки под опорные площадки кузова Приподнять переднюю ось автобуса. |
Подъемник П-114 Подставка под кузов (2 шт.) (собственного изготовления) |
- |
+ |
- |
- |
- |
2 |
1 |
10 |
14 |
3 Отвернуть гайки крепления передних колес, снять колеса и установить на тележку |
Гайковерт реверсивный ГКВ-1 Тележка для снятия и транспортировки колес 5.90015 Головка 7812-0502 1 Н12Х1 ГОСТ 25604 |
- |
+ |
- |
- |
- |
2 |
1 |
28 |
28 |
4 Проверить состояние диска колеса на отсутствие трещин, состояние отверстий под шпильки крепления колеса |
Штангенциркуль ШЦ-I-125-0.1-1 ГОСТ 166 |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
1 |
0 |
12 |
5 Отвернуть два болта крепления тормозного барабана. Снять левый и правый тормозной барабан передней оси |
Ключ 7811-0027 С1Х9 ГОСТ 2839 (13х14 мм) Ключ 7811-0023 С1Х9 ГОСТ2839 (17х19 мм) |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
1 |
0 |
54 |
Продолжение таблицы 7.2 | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
6 Вывернуть болты крепления крышки ступицы и снять её вместе с прокладкой. Вывернуть стяжной болт клеммной гайки крепления ступицы и отвернуть клеммную гайку ступицы, снять шайбу. Снять левую и правую ступицу передней оси. |
Ключ 7811-0004 С1Х9 ГОСТ 2839 (10х12 мм) Ключ специальный 3901006 |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
1 |
0 |
84 |
7 Очистить правую и левую цапфу поворотного кулака, суппорт, проверить их состояние и крепление. Удалить старую смазку из внутренней полости ступицы между подшипниками |
Обтирочный материал Ключ 7811-0289 1Х9 ГОСТ 2906 (17х19 мм) Ключ 7811-0291 1Х9 ГОСТ 2906 (22х24 мм) Колибр-пробка резьбовая НЕ М 42х2-6Н ГОСТ 18465 Микрометр МК 75-1 ГОСТ 6507 |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
1 |
0 |
82 |
8 Проверить состояние |
Штангенциркуль ШЦ-I-125-0.1-1 ГОСТ 166 Ключ 7811-0023 С1Х9 ГОСТ2839 (17х19 мм) Головка 7812-0471 1 Н12Х1 ГОСТ 25604 (12 мм) Плоскогубцы 7814-0161 1Х9 ГОСТ 17438 Вороток для сменных головок (10 мм) Отвертка 7810-0318 Н12Х1 ГОСТ 17199 Монтажная лопатка ИП-3901283 Штангенциркуль ШЦ-I-250-0.1-1 ГОСТ 166 Переносная лампа ЭД6-516147А |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
1 |
0 |
86 |
9 Заложить смазку во внутреннюю полость между подшипниками ступицы, смазать подшипники |
Продолжение таблицы 7.2 | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 | |||
Установить внутренний подшипник в ступицу. Установить и завернуть болты крепления крышки с манжетой внутреннего подшипника. Установить наружную обойму подшипника в ступицу. Установить ступицу на поворотный кулак. Установить наружный подшипник в ступицу. Установить шайбу. Навернуть гайку клеммового крепления подшипников. |
Ключ специальный 3901006 Ключ 7811-0004 С1Х9 ГОСТ 2839 (10х12 мм) Ключ динамометрический МТ-1-800 Угломер 1-2 ГОСТ 5378 |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
1 |
0 |
126 | |||
10 Установить правый и левый
тормозной барабан передней |
Ключ 7811-0023 С1Х9 ГОСТ2839 (17х19 мм) Приспособление для снятия и установки тормозных барабанов (собственного изготовления) Индикатор часового типа ИЧ-0,2 кл. 0 ГОСТ 577 |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
1 |
0 |
64 | |||
11 Установить левое и правое колесо и завернуть гайки крепления колес |
Гайковерт реверсивный ГКВ-1 Тележка для снятия и транспортировки колес 5.90015 Головка 7812-0502 1 Н12Х1 ГОСТ 25604 Ключдинамометрический МТ-1-800 |
- |
+ |
- |
- |
- |
2 |
1 |
60 |
74 | |||
12 Проверить состояние шин, |
Манометр шинный МД 231Устройство автоматическогонакачивания колес AIRD PRO-10Индикатор замера глубины протектора TDG 16 Переносная лампа ЭД6-516147А |
- |
- |
- |
+ |
- |
3,5 |
1 |
16 |
20 |