Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:04, дипломная работа
Цель дипломного проекта – проект АТП с высокой эффективностью использования производственно-технической базы, низкими трудовыми и материальными затратами, связанными с технической эксплуатацией автомобилей. В дипломном проекте выполнены следующие расчеты и разработки: технико-экономическое обоснование исходных данных, технологический расчет автотранспортного предприятия, разработка генерального плана, проектирование производственного корпуса, зоны ТР и кузнечно-рессорного участка, разработка технологического процесса выполнения крепежных, регулировочных и контрольных работ ТО-2 по колесам и шинам автобуса МАЗ-105, разработка комплекта узлов электромеханического шестистоечного подъемника,
Введение………………………………………………………………………………………8
1 Технико-экономическое обоснование исходных данных на проектирование………....9
1.1 Технические характеристики и область применения заданного ПС .9
2 Технологический расчет автотранспортного предприятия ……………………………13
2.1 Корректирование нормативов периодичности технического обслуживания
(ТО) и трудоемкости ТО, текущего ремонта(ТР)................................................................13
2.2 Расчет производственной программы по техническому обслуживанию…………16
2.3 Расчет годового объема работ по ТО и ТР и вспомогательных работ………………20
2.4 Определение численности работающих, распределение их по
производственным подразделениям ……………………………........................................23
2.4.1 Определение численности производственных рабочих……....................................23
2.4.2 Определение численности вспомогательных рабочих………..................................26
2.4.3 Определение численности водителей, инженерно-технических работников
(ИТР)и прочих служащих. …………………………………………………………………27
2.5 Расчет количества постов и поточных линий…………………………………………29
2.5.1 Расчет количества постов и поточных линий ежедневного обслуживания (ЕО)...29
2.5.2 Расчет количества постов и линий ТО и диагностирования. …..............................30
2.5.3 Расчет количества постов ТР………………………………………………………..31
2.5.4 Определение количества постов ожидания перед ТО, ТР и
диагностированием, мест хранения подвижного состава……………………………….32
2.5.5 Расчет количества постов контрольно-пропускного пункта………………….......33
2.6 Расчет площадей помещений…………………………………………………………..34
2.6.1 Расчет площадей производственных помещений (зон, участков,отделений)……34
2.6.2 Расчет площади складских помещений……………………………………………..35
2.6.3 Расчет площади бытовых и административных помещений………………………37
2.7. Организация и управление производством технического обслуживания и
текущего ремонта подвижного состава на предприятии…………………………............38
3 Проектирование производственного корпуса…………………………………………..43
4 Проектирование генерального плана автотранспортного предприятия ……………..47
4.1 Расчет площади участка под строительство и его показателей……………………..47
4.2 Описание генерального плана……………………………………….............................48
5 Проектирование производственных подразделений …………………………………..51
5.1 Разработка компоновочного решения зоны текущего ремонта……………………51
5.2 Разработка компоновочного решения кузнечно-рессорного участка.........................55
5.3 Требования охраны труда и техники безопасности в разрабатываемых производственных подразделениях …………….................................................................56
6 Технико-экономическая оценка проекта автотранспортного предприятия …………60
7 Разработка и описание технологического процесса крепежных, регулировочных и контрольных работ ТО-2 по колесам и шинам автобуса МАЗ-105. Составление
технологической карты. Расчет уровня механизации работ……………………………..65
8 Разработка комплекта узлов технологического оборудования ……………………….75
8.1 Назначение оборудования
8.2 Описание конструкции и принципа действия. Технические характеристики..........75
8.3 Проектирование и расчет силовых механизмов и привода разрабатываемого
узла ………………………………………………………………………………………......79
8.4 Расчет наиболее нагруженных элементов на прочность……………………………..85
8.5 Правила эксплуатации, техническое обслуживание и техника безопасности
при работе на оборудовании……………………………………………………………….86
9 Охрана труда и окружающей среды…………………………………………………...90
9.1 Пожарная безопасность, санитарно-гигиенические требования, мероприятия по защите окружающей среды на проектируемом АТП ……………………………………90
9.2 Расчет сопротивления защитного заземления для электропитающей установки
с использованием искусственного заземления………………………………………........94
9.3 Расчет выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на стоянке автобусов……...97
10 Расчет технико-экономических показателей кузнечно-рессорного участка ……...104
10.1 Общие положения и исходные данные для расчета……………………………….104
10.2. Расчет капитальных вложений по кузнечно–рессорному участку ………………105
10.3. Расчет издержек производства по кузнечно-рессорному участку……………….108
10.4 Расчет экономического эффекта и других технико-экономических
показателей эффективности по кузнечно-рессорному участку……………………….115
Заключение………………………………………………………………………………...119
Список использованных источников…………………………………………………….120
Приложение………………………………………………………………………………..121
9 Охрана труда и окружающей среды
9.1 Пожарная безопасность, санитарно-гигиенические требования, мероприятия по защите окружающей среды на проектируемом АТП
Пожарная безопасность определяется как состояние объекта, когда с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей его опасных факторов, а также обеспечивается защита материальных ценностей.
В соответствии с НПБ 5- 2000 по взрывопожарной и пожарной опасности все помещения и здания в зависимости от осуществляемых в них технологических процессов и свойств находящихся веществ и материалов подразделяются на 5 категорий: А, Б, В, Г, Д.
К категории А (взрывоопасные, пожароопасные) относят помещения, в которых хранятся лакокрасочные материалы, баллоны с ацетиленом, сжиженным нефтяным газом, карбид кальция, растворители и жидкости с температурой вспышки паров до 28 ºС включительно. На АТП к этой категории относятся помещения: аккумуляторного участка, посты окраски, склад лакокрасочных материалов, участок ремонта приборов системы питания.
К категории Б (взрывоопасные и пожароопасные) относят помещения, в которых технологический процесс связан с применением растворителей и жидкостей с температурой вспышки паров с 28 до 61 ºС. На АТП это склад наполненных кислородных баллонов.
К категории В (пожароопасные) относят помещения, в которых технологический процесс связан с применением жидкостей, температура вспышки которых выше 61 ºС; при наличии твердых сгораемых веществ и материалов. На АТП это помещения: обойного, шиномонтажно-вулканизационного участка, посты ТО, ТР, Д и посты подпора, кислотная; склады шин, запчастей и материалов.
К категории Г (пожароопасные) относят помещения, в которых имеются несгораемые вещества и материалы, горящие в раскаленном и расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается лучистым выделением теплоты, искр и пламени; твердые, жидкие и газообразные вещества, которые сжигаются или утилизируются в качестве топлива. На АТП это сварочно-медницкий и жестяницко-арматурный кузнечно-рессорный участки, а также помещения трансформаторной, электрощитовой, компрессорной.
К категории Д (пожароопасные) относят помещения, в которых имеются несгораемые вещества и материалы в холодном состоянии: комната мастеров, помещение отдела управления производством, ОГМ с кладовой, электротехнический участок, тепловой пункт, насосная станция пожаротушения, агрегатный участок, склад инструмента, слесарно-механический участок и др.
Помещения АТП, в которых выполняются кузнечно-рессорные, сварочные, окрасочные, вулканизационные, аккумуляторные, обойные работы, испытания двигателей, склады смазочных и обтирочных материалов должны иметь несгораемые стены, перегородки и покрытия с пределом огнестойкости не менее 1 ч.На АТП следует своевременно организовывать противопожарный инструктаж и занятия по пожарно-техническому минимуму. На территории, в производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях необходимо установить строгий противопожарный режим. Должны быть отведены и оборудованы специальные места для курения. Для использованного обтирочного материала предусматривают металлические ящики с крышками. Для хранения легковоспламеняющихся веществ и горючих веществ определяют места хранения и устанавливают допустимые количества их единовременного хранения. В местах стоянок автобусов, помещений ТО и ТР, на участках, складах, на пожарных объектах должны быть назначены лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности. Все помещения и автобусы должны быть обеспечены средствами пожаротушения.
Для ликвидации небольших очагов пожара в АТП применяют первичные средства пожаротушения: пенные и углекислотные огнетушители, воду, асбестовые покрывала и др. Пожарные краны во всех помещениях оснащаются рукавами и стволами, заключенными в шкафчики, которые должны быть закрыты и опломбированы, а пожарные рукава − присоединены к кранам и стволам.
Помещения для ТО и Р, хранения автобусов, склады, территория АТП должны быть обеспечены пенными огнетушителями из расчета один огнетушитель на 50 м2 площади, но не менее двух в каждом отдельном помещении. Участки испытания двигателей, ремонта электрооборудования и топливной аппаратуры обеспечиваются углекислотными огнетушителями. Огнетушитель должен быть подвешен (или установлен) на такой высоте, чтобы любой человек мог свободно, легко и быстро снять его в случае надобности (но не выше 1,5 м от пола до днища огнетушителя).
Кроме того, в указанных помещениях должны быть установлены ящики с сухим просеянным песком из расчета один ящик вместимостью 0,5 м3 на 100 м2 площади, но не менее одного в каждом отдельном помещении.
Для безопасного передвижения рабочих и грузов в цехах (отделениях) входы, выходы, въезды должны быть раздельными. На случай пожара предусматривают дополнительные эвакуационные выходы, двери которых должны открываться наружу.
Для предупреждения и быстрого тушения пожаров в помещениях для ТО, Р и хранения автобусов, а также на открытых стоянках запрещается:
− загромождать проезды, проходы, выходы из помещений, подъезды и подходы к источникам воды, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования тарой, агрегатами, материалами и т. п.;
− мыть детали бензином и керосином;
− пользоваться открытым огнем, переносными сварочными аппаратами и паяльными лампами;
− хранить запас легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, превышающий объем для работы в течение смены;
− устанавливать автобусы с течью топливного бака на стоянку или посты ТО и ТР без предварительного слива топлива, а также заправлять их здесь топливом;
− ремонтировать автобусы с разборкой агрегатов и узлов с баками, заполненными топливом, и с картерами, заполненными маслом (разлитые топливо и масло нужно немедленно удалять с помощью песка и опилок);
− наполнять посуду и приборы огнеопасными материалами (бензином, керосином, маслами, красками) в рабочих помещениях.
В целях предупреждения пожаров на автобусах запрещается:
− эксплуатировать автобусы с неисправными топливными приборами, баками и топливопроводами;
− курить в непосредственной близости к приборам системы питания и топливным бакам;
− оставлять в кабинах, кузовах и на двигателях загрязненные маслом обтирочные материалы;
− работать на автобусе с неисправными выпускным коллектором и глушителем;
− подогревать двигатель непосредственно открытым пламенем;
− пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей;
− пользоваться открытым огнем при проверке уровня электролита в аккумуляторной батарее или замере объема топлива в баке.
Санитарно-гигиенические требования к технологическому процессу ТО и ТР автобусов должны соответствовать ГОСТ 12.3.002-75 «Процессы производственные. Общие требования безопасности» и ГОСТ 12.3.017-79 «Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности» и обеспечивать полную безопасность выполнения всех операций.
Производственные участки с выделениями вредных веществ, паров пыли (сварочно-медницкий, кузнечно-рессорный, окрасочный, ремонта приборов системы питания) должны быть изолированы от других помещений.
Помещения для ТО, диагностирования, ТР и хранения автобусов должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, а канавы и траншеи - приточной вентиляцией.
Помещения с выделением взрывоопасных веществ (зарядки аккумуляторных батарей, малярных работ) должны оборудоваться отдельной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побудителем во взрывоопасном исполнении.
При выполнении ТО и ТР автобусов запрещается пользоваться неисправным оборудованием, приспособлениями и инструментом.
В помещениях для производства ТО и ремонта автобусов должна поддерживаться определенная температура, влажность и скорость движения воздуха с учетом тепловыделений и тяжести выполняемой работы.
В теплый период года температура не должна превышать: на легких работах – 22-25 ºС, работах средней тяжести – 20-23 ºС и тяжелых – 18-23 ºС; в холодный и переходный периоды года: при легких работах – 20-23 ºС, работах средней тяжести 17-20 ºС, тяжелых 16-18 ºС. Относительная влажность в рабочих зонах должна составлять 60-40 %.
Скорость движения воздуха не должна превышать в теплый период года: при легких работах − 0,2 м/с; работах средней тяжести − 0,3-0,4 м/с, тяжелых − 0,5 м/с; в холодный и переходный периоды года: при легких работах − 0,2 м/с, работах средней тяжести − 0,2-0,3 м/с, тяжелых − 0,3 м/с.
Производственные, вспомогательные и административно-бытовые помещения для поддержания оптимальных параметров воздуха оборудуются системами центрального отопления и приточно-вытяжной вентиляцией. В качестве теплоносителя в системах отопления разрешается использовать перегретую воду (150 ºС) и пар.
Помещения для ТО, диагностирования и ТР автобусов оборудуются системами общеобменной и местной вентиляции. При общеобменной вентиляции вытяжка воздуха должна осуществляться из верхней зоны над тупиковыми постами и торцами поточных линий; приток воздуха - в рабочую зону и осмотровые канавы. В осмотровые канавы воздух должен подаваться в количестве 125 м3/ч при скорости выхода из приточных отверстий под углом 45º к плоскости пола канавы 2,0-2,5 м/с и температуре подаваемого воздуха в холодный период года не ниже 16 ºС и не выше 25 ºС.
В отапливаемых производственных
помещениях, в том числе и со
значительными
Независимо от наличия приточно-вытяжной вентиляции, во всех помещениях должно обеспечиваться естественное проветривание через форточки и фрамуги.
Полы в производственных
помещениях должны быть стойкими к
воздействию агрессивных
Рабочие места в помещениях с холодным полом (цементным, асфальтобетонным) должны быть укомплектованы деревянными подножными решетками.
Основными вредными веществами в АТП являются: оксид углерода, углеводороды, аэрозоли свинца, оксиды азота и альдегиды, ангидриды серной и сернистой кислот, ацетон, бензин, бензол, ксилол, керосин, кислота серная, кислота соляная, масла минеральные (нефтяные), свинец и его неорганические соединения.
Естественное и искусственное освещение в помещениях АТП и на рабочих местах должно быть достаточным для безопасного выполнения работ. Во всех производственных и складских помещениях должно обеспечиваться максимальное естественное освещение.
Окрасочные участки, помещения для зарядки аккумуляторных батарей, промывки деталей керосином, склады и кладовые для смазочных масел, керосина, масляных красок и лаков оборудуются пыле- и водозащитными светильниками.
Шум и вибрации оказывают вредное влияние на организм человека. Шум высокого и низкого уровня вызывает быструю утомляемость и снижение работоспособности рабочего.
Допустимый уровень эквивалентного звука на постоянных рабочих местах в производственных помещениях и на рабочих местах водителя и обслуживающего персонала не должен превышать 60 дБ, такой же в административных помещениях и рабочих комнатах; 85 ДБ - на непостоянных местах в рабочих зонах производственных помещений и испытательных станций, на территории, рабочих местах водителей и обслуживающего персонала.
Запрещается даже кратковременное пребывание людей в зонах с уровнем звукового давления свыше 135 ДБ любой октавной полосы.
Для наружной мойки автобусов необходимо предусматривать систему оборотного водоснабжения.
Локальные системы оборотного водоснабжения необходимо предусматривать для следующих производств: окраски автобусов, мойки деталей, охлаждения технологического оборудования.
9.2 Расчет сопротивления защитного заземления для электропитающей установки с использованием искусственного заземления
Исходные данные:
− грунт мел, ρ = 60 Ом·м;
Определим сопротивление одиночного вертикального стержня по формуле, [8]:
, Ом (9.1)
где ρ − удельное сопротивление грунта, Ом·м;
l − длина заземлителя, м;
d − диаметр заземлителя, м;
h − расстояние от земли до середины стержня, м.
Длину вертикальных заземлителей следует принимать 2,5 − 3,5 м при погружении забивкой и 5,0 м и более − ввертыванием, [8].
Диаметр заземлителя принимается из труб диаметром 0,038; 0,042; 0,05 м. Если заземлитель стержневой из уголков с различным сечением, например 0,03х0,03; 0,04х0,04; 0,05х0,05 тогда d = 0,95 · b, где b − полка уголка, мм.
Принимаем вертикальный заземлитель длиной l = 3 м из труб диаметром d = 0,05 м.
Расстояние от земли до середины стержня определяется по формуле, [8]:
h = h0 + 0,5·l, м (9.2)
где h0 − глубина заложения стержня (принимается 0,5 − 0,8 м), м
h = 0,5 + 0,5·3 = 2 м
Ом
Определим требуемое количество вертикальных стержней, [8].
, шт.
где RДОП − допустимая величина сопротивления защитного заземления, зависящая от мощности питания сети (4 или10 Ом), для стационарного контура заземления и напряжения источника питания более 30В,
RДОП = 4 Ом, [8];
ηС − коэффициент использования заземлителей из вертикальных стержней, таблица 6.4, [8].
Для нахождения ηС = число стержней берется приближенно из отношения RЗ.О./RДОП. Если nФ дробное число, его необходимо округлить до меньшего числа в меньшую сторону.
RЗ.О./RДОП = 37,9/4 = 9,5
Электроды размещаем в ряд. Отношение расстояния между электродами к их длине принимаем а/l = 1. В связи с этим выбираем по таблице 6.4, [8] ηС = 0,59.