Конкуренция на рынке туристских услуг: стратегия и тактика конкурентной борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:36, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является разработка стратегии развития туристической фирмы «РоссТур».
В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты конкурентоспособности турфирмы;
- дана характеристика туристической фирмы «РоссТур»;
- проведена оценка конкурентоспособности турфирмы разными методами;
- разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности туристической фирмы «РоссТур»

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции в туристской отрасли 6
1.1. Конкурентоспособность туристского предприятия: понятие, сущность, формы 6
1.2. Методы оценки конкурентных позиций предприятия на рынке туристского бизнеса 13
1.3. Стратегия и тактика конкурентной борьбы предприятия туризма 27
Глава 2. Анализ и оценка конкурентных преимуществ турагентства «РоссТур» на рынке туристских услуг 32
2.1. Характеристика объекта исследования 32
2.2. Оценка конкурентных преимуществ предприятия туризма 51
2.3. Анализ действующей стратегии предприятия 11
Глава 3. Разработка конкурентной стратегии и тактики ОООООО, оценка ее эффективности.
3.1. Маркетинговые исследования потребителей
3.2. Разработка конкурентной стратегии.
3.3. Выбор средств и методов реализации конкурентной стратегии.

Работа состоит из  1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ГОТОВО.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)

Зону риска для предприятия  представляют оставшиеся три поля, которые расположены по диагонали  снизу вверх направо. Это поле НдСК (низкая доля на рынке и сильная  конкурентоспособность товара), поле - СрдСрК (средняя доля на рынке и  средняя конкурентоспособность товара) и поле ВдСлК (высокая доля на рынке и слабая конкурентоспособность товара). Из рисковой зоны предприятие в отношении конкурентоспособности может выйти, если будут предприняты меры, которые позволят переместиться предприятию в поля по направлениям стрелок (рисунок 2). Каждая бизнес-единица компании наносится на матрицу с учетом рейтинга конкурентоспособности и привлекательности отрасли в виде кружков разного диаметра, соответствующего удельной доле фирмы на рынке. На основании полученной схемы определяются инвестиционные приоритеты организации.

Высший инвестиционный приоритет получают бизнес-единицы, расположенные в трех клетках левого верхнего угла матрицы (то есть с высокой конкурентоспособностью и в самых привлекательных отраслях). Их стратегия должна быть ориентирована на рост и расширение, им передается значительная часть инвестиционных фондов корпорации.

Средний инвестиционный приоритет получают бизнес-единицы, расположенные по диагонали слева направо и снизу вверх. Они инвестируются выборочно, в зависимости от масштаба деятельности, прибыльности, стратегического и ресурсного соответствия с целью удержания имеющихся позиций.

По отношению к бизнес-единицам, расположенным в трех ячейках  в правом нижнем углу, проводятся стратегии реструктуризации или «последнего тайма».

Использование данной матрицы  позволяет осуществлять следующие  действия:

    • сконцентрировать ресурсы в подразделениях с самой высокой привлекательностью и конкурентоспособностью;
    • избирательно инвестировать подразделения с неопределенными позициями и прекратить финансирование конкурентно слабых подразделений в непривлекательных отраслях (за исключением тех из них, эффективность которых можно резко повысить за счет реструктуризации).

Согласно общему правилу  необходимо усиленно финансировать отрасли, где у компании прочные конкурентные позиции и изымать средства из отраслей, где у нее нет шансов выйти в рыночные лидеры.

1.3. Стратегия  и тактика конкурентной борьбы  предприятия туризма

 

Стратегия турфирмы - это  всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей [22]. Все основные направления укрепления конкурентных позиций фирм находят отражение при разработке долгосрочной стратегии. Целевой установкой фирм часто является не только обеспечение устойчивой прибыли, но и сохранение занятости, чтобы избежать обострения социальной напряженности. Кроме того резко повышаются степень и специфический характер рисков принимаемых решений, к которым в первую очередь относятся частные изменения в государственной финансово-кредитной, налоговой, таможенной политике, а также низкая платежеспособность покупателей турпродукта фирмы, включая государственные ведомства и учреждения.

Умело, используя конкурентные преимущества, фирма может осуществить один из видов конкурентной стратегии:

1. Стратегия низких  издержек - предполагает максимально  возможное снижение издержек  производства и реализации товара, что позволяет привлечь максимально  возможное количество покупателей;

2. Стратегия дифференциации - направлена на придание товару  специфических черт, отличающих  его от товара конкурента;

3. Стратегия оптимальных  издержек - предполагает оптимальное  сочетание низких издержек и  дифференциации;

4. Сфокусированная   стратегия   (или   стратегия   рыночной   ниши) - сориентирована на покупателей с особыми потребностями, вкусами.

Стратегия низких издержек может стать основным методом  конкурентной борьбы лишь на тех рынках, где турпродукты стандартны и  не подлежат дифференциации. Стратегия дифференциации является наиболее эффективной для рынков, где потребительские запросы и предпочтения являются разнообразными и не удовлетворяются стандартными турпродуктами. Для того чтобы стратегия была успешной, фирма должна тщательно изучить запросы и поведение потребителей. При этом должны предлагаться такие признаки дифференциации, которые отвечают запросам покупателей, ценятся ими или являются запоминающимися. Стратегия оптимальных издержек, основана на предоставлении покупателю турпродуктов с низкими издержками и отличительными от конкурента характеристиками. Сфокусированная стратегия заключается в ориентации лишь на какой-либо сегмент или нишу рынка, которые могут быть определены исходя из географических параметров, уровня дохода потребителей. При этом цель предприятия состоит в том, чтобы наилучшим образом обслужить покупателя на данном рыночном сегменте.

Конкурентные стратегии  классифицируются на:

    • наступательные;
    • оборонительные;
    • вертикальной интеграции.

Наступательные стратегии. Конкурентное преимущество фирмы приобретается в борьбе с соперниками за счет успешных наступательных стратегических действий. В связи с этим различают следующие типы наступательных стратегий:

    • стратегия противостояния сильным сторонам конкурентов;
    • стратегия использования слабых сторон конкурентов;
    • одновременное наступление на нескольких фронтах;
    • захват незанятых пространств;
    • партизанская война;
    • упреждающие удары.

Стратегия противостояния сильным сторонам конкурентов является рискованной и ее недопустимо применять против более сильной фирмы, а целесообразно использовать против сильных сторон более слабой фирмы. Нападающая фирма должна иметь достаточное количество ресурсов. Стратегия использования слабых сторон конкурентов - наиболее распространенный и наименее опасный метод достижения конкурентного преимущества. Стратегия одновременного наступления на нескольких фронтах имеет шанс на успех тогда, когда атакующий имеет достаточно ресурсов для доведения борьбы до конца [13]. Можно вводить модифицированные товары, снижать цены, расширять каналы распределения. Стратегия захвата незанятых пространств имеет целью избежание открытого вызова конкуренту и не требует больших затрат. Поэтому ее могут использовать небольшие и несильные фирмы. Она предполагает маневрирование вокруг соперника, поиск и занятие свободных рыночных ниш. Если фирме удается захватить незанятое пространство, это позволяет добиться конкурентного преимущества на сегменте [14]. Стратегия партизанской войны осуществляется небольшими и несильными фирмами, у которых мало ресурсов и им сложно вести открытую борьбу. Стратегия основана на принципе удар-выход, когда объект атаки выбирается так, что победитель сможет временно использовать ситуацию с выгодой для себя. Стратегия упреждающих ударов состоит в действиях по сохранению выгодных позиций на рынке, которые отбивают у конкурентов желание бороться.

Оборонительная стратегия - ее главная цель состоит в защите конкурентного преимущества и обороне  своей доли рынка. Существуют пути защиты:

    • попытка помешать конкурентам начать наступательные действия;
    • доведение до внимания конкурентов того, что их действия не останутся без ответа и фирма готовиться к атаке. Целью служит попытка воспрепятствовать началу наступления конкурентов, так как их потери могут оказаться больше, чем приобретения.

Стратегия вертикальной интеграции расширяет сферу деятельности фирмы и увеличивает ее возможности.

Основной характеристикой  конкурентной стратегии является конкурентное преимущество (или их группа), реализуемое посредством данной стратегии. Избранная фирмой конкурентная стратегия определяет способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности, и всю цепочку ценности.

Тактика маркетинга - формирование и решение задач предприятия  в конкретный период времени (краткосрочный) на основе стратегии маркетинга и оценки текущей рыночной ситуации при постоянной корректировке задач по мере изменения факторов: изменение цен, обострение конкурентной борьбы, сезонное падение спроса, уменьшение интересов покупателей к турпродукту и другое. Тактика маркетинга – это тактические планы на основе стратегии турфирмы. Тактические планы включают в себя маркетинговые мероприятия, реализация которых позволит выполнить маркетинговые задачи и реализовать маркетинговые стратегии. Каждый элемент комплекса маркетинга должен иметь свои собственные цели, стратегии и тактические планы и задачи.

В процессе тактического планирования задействованы все  элементы комплекса маркетинга: турпродукт, ценообразование, продвижение, обслуживание, стимулирование сбыта и акции, реклама в СМИ и интернете, связи с общественностью.

 

Глава 2. Анализ и оценка конкурентных преимуществ турагентства «РоссТур» на рынке туристских услуг

2.1. Характеристика  объекта исследования

 

Турфирма, которая является объектом исследования,  является туристическим агентством, открытым по франчайзингу туроператором «РоссТур» (реестровый номер: МТ3 007215. Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью «Развитие Общественной Системы Сервиса и Туризма», Сокращенное фирменное наименование: ООО «РоссТур». Дата и номер приказа Ростуризма о внесении сведений в единый федеральный реестр туроператоров: дата приказа: 08/08/2011, номер приказа 209, номер выданного свидетельства  034264. Организационно-правовая форма - Общество с ограниченной ответственностью.  Вид организации по классификации ОКОГУ: организации, учрежденные гражданами.  Вид собственности - частная собственность. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) 3702532354. Турфирма создана в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Федеральным законом « Об обществах с ограниченной ответственностью», а также в соответствии с уставом предприятия, в котором прописаны все нюансы, относящиеся к деятельности  данной компании. ОГРН: 1106671005980. ИНН: 6671315602. РОССТУР - одна из крупнейших сетей России, которая успешно работает на рынке с 2005 года, сотрудничает с более чем 40 операторами России и СНГ, предлагает своим партнерам-франчайзи специальные программы, рекламную поддержку, повышенную комиссию операторов, пакет полной автоматизации продаж.

Документы, дающие право  на франчайзинг:

    • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН);
    • Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр (ОГРН);
    • Копия первой страницы и страницы с пропиской директора Агентства.

29 сентября 2009 года в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя была зарегистрирована Лысенко Ольга Сергеевна, свидетельство о государственной регистрации №309370226500098 (приложение 1). Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН) было выдано Лысенко Ольге Сергеевне 26.032003 за №370265650141 Инспекцией МНС России по г. Иваново (приложение 2).

На основании этих документов ИП Лысенко О.С. стала агентом туроператора-франчайзора  «РоссТур». Адрес турагентства: 153008, г.Иваново, ул. Лежневская, д. 55, Торговый центр «Тополь», тел.8(4932)530994.

Миссия турфирмы «РоссТур»: «Привлечь  Клиентов с помощью индивидуального  подхода, профессионализма и захватывающей  атмосферы».

Ключевые ценности компании «РоссТур»:

    • Быть ответственным за результат.
    • Превышать ожидания Клиента.
    • Быть открытым для новшеств.
    • Сосредоточиться на простоте.
    • Гордиться принадлежностью к фирме.

Цели фирмы: получение  прибыли, достижение долгосрочного  сотрудничества с клиентами, обратившимся в фирму, занятие ниши на рынке туризма.

Главные задачи туристской фирмы ООО  «РоссТур»:

    • разработка индивидуального подхода к каждому клиенту;
    • совершенствование информационной и материальной базы фирмы;
    • расширение ассортимента услуг;
    • повышение квалификации персонала.

За основу в работе коллектива турфирмы взят критерий качества:

    • тщательная разработка маршрутов,
    • компетентность сотрудников,
    • высокий уровень обслуживания.

У турфирмы есть слоган:  «Полное собрание путешествий!»

Способ финансового обеспечения -  Договор страхования гражданской ответственности туроператора, размер финансового обеспечения - 30000000 рублей. Наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение: ЗАСО «Европейское Туристическое Страхование». Закрытое Акционерное Страховое Общество «Европейское Туристическое Страхование» (лицензия ФССН C№4009 77) — единственный в России страховщик, специализирующийся на страховании путешествующих и входит в состав крупнейшей международной группы по туристическому страхованию «European Travel Insurance», основанной транснациональными страховыми холдингами «Generali» и «Munich Re Group».

Турагентство «РоссТур» (Иваново) участвует на условиях франчайзинга в программе сотрудничества, включающей ритейл-проект под единым брэндом.

Преимущества франчайзинга для агентства:

    1. Оптимальные, максимально выгодные условия для вхождения агентства в состав сети «РоссТур»,
    2. Снижение издержек, увеличение объемов продаж и оптимизация работы агентства в составе сети «РоссТур»,
    3. Повышенная доходность бизнеса,
    4. Обучение персонала и контроль качества обслуживания,
    5. Компенсация затрат на оформление вывесок,
    6. Безвозмездное участие во всех Акциях Компании.

Информация о работе Конкуренция на рынке туристских услуг: стратегия и тактика конкурентной борьбы