Конкуренция на рынке туристских услуг: стратегия и тактика конкурентной борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:36, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является разработка стратегии развития туристической фирмы «РоссТур».
В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты конкурентоспособности турфирмы;
- дана характеристика туристической фирмы «РоссТур»;
- проведена оценка конкурентоспособности турфирмы разными методами;
- разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности туристической фирмы «РоссТур»

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции в туристской отрасли 6
1.1. Конкурентоспособность туристского предприятия: понятие, сущность, формы 6
1.2. Методы оценки конкурентных позиций предприятия на рынке туристского бизнеса 13
1.3. Стратегия и тактика конкурентной борьбы предприятия туризма 27
Глава 2. Анализ и оценка конкурентных преимуществ турагентства «РоссТур» на рынке туристских услуг 32
2.1. Характеристика объекта исследования 32
2.2. Оценка конкурентных преимуществ предприятия туризма 51
2.3. Анализ действующей стратегии предприятия 11
Глава 3. Разработка конкурентной стратегии и тактики ОООООО, оценка ее эффективности.
3.1. Маркетинговые исследования потребителей
3.2. Разработка конкурентной стратегии.
3.3. Выбор средств и методов реализации конкурентной стратегии.

Работа состоит из  1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ГОТОВО.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)

В турагентстве существуют такие формы проявления организационно-административных методов:

1) обязательное предписание  (приказ, распоряжение, указание);

2) рекомендации, пожелания  (совет, разъяснение, предложение).

В распорядительных документах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются  конкретные исполнители и сроки  выполнения. Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендации. Управление магазином осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе деятельности.

Методы распорядительного  воздействия отражают динамику процесса управления и представляют собой  текущее распорядительство. В магазине и директор, и сотрудники понимают обязательность выполнения распоряжений и указаний: их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой взыскания. Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия.

Административная ответственность  и взыскания применяются в  случаях совершения административных правонарушений. В магазине могут быть такие виды административного взыскания, как предупреждения и штрафы.

3. Социально-психологические методы, то есть способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии, используются мало.

Система морального и  материального стимулирования в  турагентстве предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности работающих и как следствие  повышение эффективности и качества труда.

Система стимулирования персонала состоит из материального  вознаграждения и  дополнительных стимулов.

Материальное вознаграждение включает в себя:

    • Заработную плату.
    • Премии.
    • Дополнительные выплаты.

Дополнительные стимулы  включают в себя:

    • Скидки на покупку турпрдуктов.
    • Помощь в оплате расходов на образование.
    • Медицинская страховка.
    • Предоставление дополнительного отпуска.
    • Предоставление дополнительных выходных.
    • Отчисления в пенсионный фонд.

Систему стимулирования формируют постоянные и переменные элементы, льготы и факторы мотивации. Изначально стимулирующие факторы можно разделить на моральные и материальные.  Система стимулирования, применяемая в турфирме «РоссТур», разработана с учетом соответствия материального стимулирования моральному.

Системы стимулирования продаж (комиссионные выплаты) представляют собой формализованные программы, где размер вознаграждения основан полностью на количественных параметрах  и имеют своей целью достижение определенного уровня продаж. В противовес бонусам, которые в прямую не связаны с определенной производительностью труда, комиссионные выплаты имеют место, если они подтверждены продажами.

Проанализировав ситуацию с мотивацией и стимулированием  сотрудников турагентства «РоссТур», можно сказать, что в целом  руководство компании прикладывает много усилий для того, чтобы сотрудники предприятия чувствовали себя нужными своему предприятию. Для этого на предприятии разработаны программы мотивации персонала. Однако надо всегда помнить, что любая программа может дать сбой, если не учитывать особенности отдельных сотрудников.

2.2. Оценка  конкурентных преимуществ предприятия туризма

 

Конкурентоспособность организации оценивалась методами:

1. Метод рейтингового  анализа. 

2. Метод расчета интегрального  показателя конкурентоспособности.

1. Метод рейтингового  анализа. Методика оценки конкурентоспособности  предприятия основана на рейтинговой  оценке, носит универсальный характер, но позволяет учитывать отраслевые  особенности предприятий. Рейтинг – это оценка анализируемого объекта по шкале показателей, в данном случае исследование проводилось в сравнении с конкурентами.

При анализе рассматривались различные аналитические подходы к ранжированию предприятий:

    • описательный метод создания рейтинга с помощью ряда показателей;
    • метод балльных оценок;
    • метод сравнительной рейтинговой оценки с учетом весовых коэффициентов;
    • графический метод анализа;
    • матричный метод анализа.

Описательная диагностика  базировалась на собранной информации для целей диагноза. Описательный метод — вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик. Описательный метод состоял из нескольких процедур, системное применение которых обеспечило результативность употребления описательного метода.

1. Исходным пунктом развертывания описательного метода было формирование первичного предмета описания — признаков, параметров и характеристик объекта, маркирующихся в качестве значимых и существенных, и составляющих основной аналитический фокус наблюдения и описания. Для турфирмы «РоссТур» были выбраны параметры:

        • Местонахождение
        • Подъездные пути
        • Уровень цены
        • Ассортимент
        • Качество обслуживания клиентов
        • Реклама
        • Репутация фирмы
        • Социально-экономическое положение
        • Наличие услуг
        • Время деятельности предприятия
        • Уровень культуры обслуживания потребителей
        • Индивидуальность тура

2. Материал, собранный и переработанный был использован для углубленного научного исследования.

На данный момент в  городе Иваново функционируют около 124 туристских агентств (приложение 6). Они отличаются друг от друга по таким параметрам, как основной вид деятельности (отправка или прием туристов), организационно-правовая форма, специализация на внутреннем или международном туризме. Две   трети   туристских   организаций,   работающих   на   рынке   Иваново, можно отнести к мелкому и среднему бизнесу. Численность их сотрудников не превышает десяти человек. Эти фирмы работают как турагентства, но иногда разрабатывают один - два собственных маршрута.

Большинство туристских фирм работает на рынке выездного  туризма, часть из них является представителями  туроператоров, остальные выступают  как турагенты, распространяя туры за комиссионное вознаграждение (оно может составлять до 15% стоимости путевки). Среди крупных туроператоров можно назвать такие фирмы как «Нева», «Tez Tour», «Natali Tour», «Пегас», «Тройка тур» и другие.   Существует   множество   турфирм,   которые   работают  только   на комиссионной основе. Многие фирмы одновременно работают по этим двум направлениям. На туристском рынке в г. Иваново лидирующее место по спросу и предложению занимает такой вид туризма, как отдых.

Прежде чем оценивать  конкурентный потенциал туристической  фирмы необходимо выявить и изучить основных конкурентов, которое является огромное множество в Ивановской области. На наш взгляд, к основным конкурентам «РоссТур» можно отнести следующие туристические фирмы, находящиеся на близком расстоянии:

    1. «Natali Tours» - данная фирма размещает свой офис далеко от исследуемой фирмы, но функционирует на ивановском рынке давно и является филиалом туроператора под одноименным названием.
    2. «Мировая прогулка» - крупная ивановская туристическая фирма, которая предлагает разнообразный спектр услуг и может отправить туриста в любую точку земного шара. При этом реклама этой фирмы идет по телевидению.
    3. Славянка, туристическая фирма находится недалеко от «РоссТур» (Иваново, пл. Революции, 2/1, офис 360), эта фирма работает на рынке давно.
    4. ЛиНа Тур Гупп, молодое турагентство, находящееся поблизости (Иваново, ул. Марии Рябининой, 5).
    5. Ивтур (Иваново, ул. Багаева, 7)
    6. Туристическая фирма Экспресс-тур (Иваново, пл. Революции, 2/1)

Турфирму «РоссТур» от других туристических агентств отличает то, что она функционирует на рынке недавно, тогда как другие туристические фирмы заняли давно данную нишу, а также то, что она открыта по франчайзингу туроператора.

Сначала проведем анализ описательным методом. Заполняем таблицу «Анализ описательным  методом» (таблица 11).  Для конкурентоспособности фирмы важно ее местоположение. Расположение фирмы «РоссТур» достаточно выгодное,  плюсами являются:

      • расположение рядом с центром города;
      • расположение рядом с  автобусной остановкой;
      • место для парковки;
      • расположение в торговом центре «Тополь».

 

 

Таблица 11

Анализ и оценка конкурентов  аналитическим методом

№ п/п

Критерии анализа

«РоссТур»

«ЛиНа Тур Гупп»

«Славянка»

«Natali Tours»

«Мировая прогулка»

Ивтур

Экспресс-тур

1.

Местонахождение

По магистрали

В центре

В центре

В центре

В центре

В центре

В центре

2.

Подъездные пути

Стоянка на 60 машин у  торгового центра

Стоянка на 20 машин

Стоянка на 8 машин

Нет стоянки

Нет стоянки

Нет стоянки

Нет стоянки

3.

Уровень цены

Низкие

Высокие

Низкие 

Низкие

Высокие

Высокие

Средние

4.

Ассортимент

широкий

узкий

широкий

широкий

широкий

узкий

узкий

5.

Качество обслуживания клиентов

Высокое

Низкое

Высокое

Высокое

Высокое

Среднее

Среднее

6.

Реклама

Журналы, буклеты, каталоги, почтовая рассылка

нет

Буклеты, каталоги

Буклеты, каталоги

телевидение

нет

нет

7.

Репутация фирмы

Завоевывает потребителей

Завоевывает потребителей

Надежная репутация. Постоянные клиенты

Завоевывает потребителей

Надежная репутация. Постоянные клиенты.

Завоевывает потребителей

Завоевывает потребителей

8.

Социально-экономическое положение

зарплата невысокая, кадры  меняются

зарплата невысокая, кадры  меняются

зарплата невысокая, кадры  не меняются

зарплата невысокая, кадры  меняются

зарплата невысокая, кадры  меняются

зарплата невысокая, кадры  меняются

зарплата невысокая, кадры меняются

9.

Наличие услуг

разнообразные

мало

разнообразные

разнообразные

разнообразные

нет

нет

10.

Время деятельности предприятия

На рынке недавно

На рынке недавно

На рынке давно

На рынке давно

На рынке давно

На рынке недавно

На рынке недавно

11.

Уровень культуры обслуживания потребителей

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

Средний

Средний

12.

Индивидуальность тура

Обычные  туры

Эксклюзивные туры

Обычные  туры

Обычные  туры

Эксклюзивные туры

Эксклюзивные туры

Обычные  туры

Обычные  туры


 

«РоссТур» неоднократно был награжден дипломами и грамотами за проявление высокого уровня профессионализма в популяризации туристических услуг.

Проведенный анализ не дает возможности сказать, что туристическая  фирма «РоссТур» является  лидером на рынке.

Аналитической диагностикой называют процесс установления диагноза с помощью маркетинговой и статистической информации. Расчетно-аналитический метод основан на  анализе цифрового материала.

Проведем анализ аналитическим  методом (Таблица 12).

По месту нахождения в более выгодном положении находятся турагентства «Natali Tours»  и «Славянка», «РоссТур» имеет средний балл. По ценовой политике наибольшее количество баллов набрал «РоссТур». По ассортименту положение лучше у «Natali Tours»и агентства  «Мировая прогулка». В рекламе так же лидируют «РоссТур» и «Мировая прогулка».

По общему количеству баллов лидирует турагентство «Славянка», имеет прекрасное место расположения в центе города, у агентства хорошая ценовая политика и широкий ассортимент услуг.

«РоссТур» проигрывает в местоположении, времени работы на рынке, зато выигрывает в рекламе за счет франчайзора.

По многим показателям турфирма «РоссТур» является конкурентоспособной.

Проведем анализ графическим  методом. Это наиболее сложный по уровню обобщения этап анализа конкуренции, т.к. он систематизирует данные, полученные на предыдущих этапах. Метод определения конкурентоспособности фирмы – «Многоугольник конкурентоспособности». Данный метод, по сути, похож на предыдущий, но более наглядный.  

Таблица 12

Анализ расчетно-аналитическим  методом

 

Параметры

Весомость параметров

«РоссТур»

«Natali Tours»

«Мировая прогулка»

Ивтур

Экспресс-тур

Славянка

«ЛиНа Тур Гупп»

 

А

P1

A*p1

P2

A*p2

P3

A*p3

P4

A*p4

P5

A*p5

P6

A*p6

P7

A*p7

Местоположение

0.16

7

1.12

10

1.6

8

1.28

7

1.12

5

0.8

9

1.44

5

0.8

Подъездные пути

0.10

9

0.9

10

1

8

0.8

5

0.5

4

0.4

9

0.9

7

0.7

Ценовая политика

0.15

9

1.35

8

1.2

8

1.2

6

0.9

7

1.05

10

1.5

7

1.05

Ассортимент

0.15

10

1.5

7

1.05

7

1.05

5

0.75

5

0.75

10

1.5

3

0.45

Качество обслуживания

0.10

10

1

10

1

10

1

5

0.5

6

0.6

10

1

2

0.2

Реклама

0.04

10

0.4

8

0.32

10

0.4

2

0.08

2

0.08

7

0.28

1

0.04

Репутация

0.05

8

0.4

5

0.25

10

0.5

5

0.25

5

0.25

10

0.5

2

0.1

Социально-экономическое положение

0.05

7

0.35

10

0.5

8

0.4

5

0.25

5

0.25

8

0.4

4

0.2

Наличие услуг

0.05

8

0.4

10

0.5

10

0.5

5

0.25

5

0.25

10

0.5

5

0.25

Время деятельности предприятия

0.05

4

0.2

9

0.45

9

0.45

7

0.35

8

0.4

10

0.5

7

0.35

Уровень культуры обслуживания потребителей

0.10

10

1

8

0.8

10

1

8

0.8

8

0.8

10

1

8

0.8

Индивидуальность тура

0.03

10

0.3

5

0.15

6

0.18

8

0.24

6

0.18

10

0.3

9

0.27

Итого

1.00

 

8.92

 

8.92

 

8.77

 

5.99

 

5.81

 

9.82

 

5.21

Информация о работе Конкуренция на рынке туристских услуг: стратегия и тактика конкурентной борьбы