Ценовая политика как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)ценовой политики п

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение ценовой политики предприятия и оценка ее эффективности.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
− изучение цели и содержания ценовой политики;
− изучение основных принципов и методов ценообразования;
− проведение экономического анализа деятельности ОАО «МПЗ»
− проведение анализа ценовой политики ОАО «МПЗ»
− разработать предложения по совершенствованию ценовой политики и обосновать эффективность предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение...............................................................................................................5
1 Ценовая политика и обеспечение ценовой
конкурентоспособности......................................................................7
1.1 Цели и содержание ценовой политики........................................................6
1.2 Основные принципы и методы ценообразования......................................12
1.3 Обеспечение ценовой конкурентоспособности..........................................17
2 Анализ ценовой политики и ценовой
конкурентоспособности на ОАО «Минский
подшипниковый завод».........................................................................20
2.1 Общая характеристика ОАО «Минский подшипниковый завод» и
выпускаемой продукции..........................................................................................20
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Минский подшипниковый
завод» за 2008-2010гг...............................................................................................26
2.3 Анализ ценовой политики ОАО «Минский подшипниковый завод» и
ее влияние на обеспечение ценовой конкурентоспособности продукции.........30
2.4 Проблемы обеспечения ценовой конкурентоспособности
продукции предприятия на целевом рынке...........................................................36
3 Предложения по совершенствованию ценовой
политики и повышению ценовой
конкурентоспособности ОАО «Минский
подшипниковый завод»..........................................................................41
3.1 Разработка предложений по совершенствованию ценовой политики
предприятия..............................................................................................................41
3.2 Расчет экономического эффекта от реализации предлагаемых
мероприятий..............................................................................................................45
Заключение.......................................................................................................47
Список используемых источников...............................................50

Работа состоит из  1 файл

Доработка КУРСОВ ЦЕНОВ ПОЛИТ.doc

— 629.50 Кб (Скачать документ)

При незначительном разрыве  в ценах между двумя соседними  товарами ассортимента потребители  будут покупать более современный, а при значительном — менее современный.

Установление  цен на обязательные принадлежности. В ряде отраслей промышленности производят обязательные принадлежности, которые используются вместе с основным товаром (бритвенные лезвия, фотопленка и др.). Производители основных товаров (станков для бритья, фотокамер) могут назначать на них низкие цены, а на обязательные принадлежности устанавливать высокие наценки. Другим производителям, не предлагающим собственные дополнительные принадлежности, приходится для получения такой же выручки устанавливать на свои основные товары более высокие цены.

Установление  цен по географическому принципу. Географический подход к ценообразованию предполагает принятие решения об установлении фирмой разных цен для потребителей в разных частях страны (исходя из расходов по доставке).

Установление  цен ФОБ в месте происхождения товара. Этот метод означает, что товар передается перевозчику на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к заказчику, который оплачивает все расходы по транспортировке, страховке и др. расходы от места нахождения фирмы к месту назначения.

Преимущества — каждый платит за себя.

Установление единой цены с включенными в нее расходами  по доставке. Этот метод является полной противоположностью метода "ФОБ в месте происхождения товара". В данном случае фирма взимает единую цену с включением в нее одной и той же суммы транспортных расходов независимо от удаленности клиента. Плата за перевозку равна средней сумме транспортных расходов.

Выгоды метода — относительная  простота применения и возможность  для фирмы рекламировать единую цену в общенациональном масштабе.

Установление  зональных цен. Метод представляет собой нечто среднее между методами цены ФОБ в месте происхождения товара и методом единой цены с включенными в нее расходами по доставке.

Фирма выделяет две и  более зоны. Все заказчики, находящиеся  в границах отдельной зоны, платят одну и ту же суммарную цену, которая  становится выше по мере удаленности зоны.

Установление  цен применительно к базисному  пункту. Метод позволяет продавцу выбирать тот или иной город в качестве базисного и взимать со всех заказчиков транспортные расходы в сумме, равной стоимости доставки из этого пункта, независимо от того, откуда в действительности происходит отгрузка.

Преимущество использования  базисного пункта вне района расположения фирмы состоит в том, что одновременно с повышением размеров суммарной  цены для заказчиков, находящихся  неподалеку от фирмы, для отдаленных заказчиков эта цена снижается.

Установление  цен с принятием на себя расходов по доставке. В этом случае, чтобы обеспечить поступление заказов, фирма частично или полностью принимает на себя фактические расходы по доставке товара, в надежде расширить объемы продаж и снизить издержки, что с лихвой покроет дополнительные транспортные расходы.

Этим методом пользуются для проникновения на новые рынки, а также для удержания своего положения на рынках с обостряющейся  конкуренцией.

Установление  цен со скидками и зачетами. В качестве вознаграждения потребителей за такие действия, как ранняя оплата счетов, закупка большого объема или внесезонные закупки, многие фирмы готовы изменять свои исходные цены.

Скидки за платеж наличными  — это уменьшение цены для покупателей, которые оперативно оплачивают счета. Типичным примером является условие "2/10, нетто 30". Это означает, что платеж должен быть произведен в течение 30 дней, но покупатель может вычесть из суммы платежа 2 %, если расплатится в течение 10 дней.

Скидки за количество закупаемого товара — уменьшение цены для покупателей, приобретающих большие количества товара. Скидки за количество не должны превышать суммы экономии издержек продавца. Экономия складывается за счет сокращения издержек по продаже, поддержанию запасов и транспортировке товара.

Функциональные скидки (скидки в сфере торговли). Производители  предлагают службам товародвижения, выполняющим определенные функции  по продаже товара, его хранению, ведению учета и т.д.

Сезонные скидки —  уменьшение цены для потребителей, совершающих внесезонные покупки товаров или услуг. Сезонные скидки позволяют продавцу поддерживать более стабильный уровень производства в течение всего года (покупка лыж летом)[16 с.98].

Зачеты — это другие виды скидок с прейскурантной цены.

Товарообменный зачет  — это уменьшение цены нового товара при условии сдачи старого (например, автомобили).

Зачеты на стимулирование сбыта — выплаты или скидки с цены для вознаграждения дилеров  за участие в программах рекламы  и поддержания сбыта.

Установление цен для стимулирования сбыта:

− установление цен как на "убыточных лидеров" ради привлечения покупателей в надежде, что они заодно приобретут и другие товары с обычными наценками;

− установление цен для особых случаев (зимние, весенние, предпраздничные распродажи);

− другие виды скидок.

Установление  дискриминационных цен. С учетом различий в потребителях, товарах, местностях и т.п., фирмы часто вносят коррективы в свои цены. При установлении дискриминационных цен фирма продает товар или услугу по двум и более разным ценам без учета различий в издержках.

Установление дискриминационных  цен происходит в разных формах.

− с учетом разновидностей покупателей.

Разные покупатели платят за один и тот же товар или услугу разные цены. Музеи меньше берут  за вход со студентов и престарелых.

− с учетом местонахождения.

Товар продается по разной цене в разных местах, хотя издержки его в этих местах одинаковы (напитки  в центре города дороже, чем на окраинах).

− с учетом времени.

Цены меняются в зависимости  от сезона (дома отдыха, сезонные товары, фрукты и т.д.), дня недели (в воскресные дни билеты в музеи в 2 раза дешевле) и даже часа суток (тарифы на городской транспорт и такси, телефон, стоимость эл. энергии и т.д.).

По обеспечению конкурентоспособности  белорусского товара следует сказать, что из года в год на белорусских предприятиях растут запасы нереализованной продукции. В течение последних лет от 27 до 47% готовой продукции каждый месяц оставались на предприятиях [9 с.121].

Непроданные запасы значительно  ухудшают результативность хозяйствования, стабильно растет число убыточно работающих предприятий – с 8,8 до 32,9 % в исследуемом периоде. Уровень рентабельности реализованной продукции промышленности в 2010 году составил 10,5 % при необходимом для расширенного воспроизводства 30-35 % (рисунок 1.2.)


 

Рисунок 1.2 − Динамика рентабельности реализованной продукции и удельного веса убыточных предприятий промышленности

Примечание. Источник: [15 с.114]

 

Совершенно очевидно, что при сохранении существующего  положения дел, достичь запланированных в концепции результатов не представляется возможным. На наш взгляд, главная причина столь негативных тенденций в настоящее время является низкая конкурентоспособность отечественных товаров. Низкая конкурентоспособность белорусских товаров подтверждается тем фактом, что сальдо внешней торговли  Республики Беларусь все последние годы было отрицательным.

Несмотря на всю сложность  и комплексность выполнения такой  задачи, как повышение конкурентоспособности  отечественной продукции, существует всего 2 способа ее реализации. Данную задачу можно решить либо повышая качество выпускаемой продукции, либо уменьшая издержки на ее производство и, тем самым, уменьшая ее цену. В идеале, конечно же, эти 2 направления должны реализовываться одновременно.

 

1.3 Обеспечение ценовой конкурентоспособности

 

На сегодняшний день главным фактором повышения конкурентоспособности белорусских предприятий является снижение издержек производства. Дело в том, что для того, чтобы повысить качество продукции на более или менее существенную величину, необходимо осуществить очень значительные инвестиции на закупку нового оборудования, организацию технологического процесса и т. д. Реалии белорусской экономики таковы, что на сегодняшний день большинство предприятий не в состоянии это сделать.

Что касается снижения издержек производства, то резервы для этого  имеются практически у каждого  предприятия и резервы эти  очень существенны. У большинства предприятий имеются возможности снижения себестоимости выпускаемой продукции путем пересмотра устаревших норм расхода всех видов ресурсов, замены дорогостоящих видов сырья и материалов на более дешевые без ухудшения качества производимой продукции, совершенствования форм организации труда и т.д. В большинстве случаев все эти мероприятия не требуют значительных инвестиций[24 с.102].

Необходимость и важность снижения издержек производства четко  осознается органами государственного управления экономикой. Так, Министерством промышленности Республики Беларусь на протяжении нескольких последних лет ведется системная работа по выполнению установленных Правительством заданий по снижению материалоемкости, энергосбережению и уменьшению затрат на производство и реализацию продукции. Особое внимание обращается на снижение стоимости импортного сырья, денежные формы оплаты за товарно-материальные ценности, их приобретение на тендерной основе и т. д.  Ежегодно по каждой промышленной организации Министерством промышленности определяются меры организационного характера, направленные на выполнение заданий по снижению издержек производства и реализации продукции. Эти мероприятия разрабатываются в пофакторном разрезе с необходимыми экономическими расчетами и обоснованиями.

Следует отметить, что  в структуре затрат промышленных предприятий по-прежнему наибольший удельный вес составляют материальные затраты (свыше 65%). Очевидно, что в таких условиях важнейшим путем снижения себестоимости продукции является экономия сырья и материалов. С развитием НТП появляются новые виды сырья и материалов, машин и оборудования, технологии, более совершенные формы организации труда, позволяющие снижать материалоемкость, трудоемкость продукции.

 Во всех подведомственных  организациях Минпрома созданы  подразделения или назначены ответственные лица, занимающиеся вопросами изучения конъюнктуры цен на закупаемые сырье, материалы и комплектующие изделия. Для проведения эффективной целенаправленной государственной политики и координации деятельности своих подведомственных предприятий в сфере энергосбережения Минпромом ежегодно разрабатывается и реализуется Отраслевая программа по энергосбережению. Одной из основных задач разработки и реализации данной программы является обеспечение снижения потребления топливно-энергетических ресурсов в соответствии с основными целевыми показателями прогноза экономического развития за соответствующий период.

Кроме того, особое внимание уделяется работе по сокращению и  оптимизации численности управленческого персонала на предприятиях, что оказывает существенное влияние на снижение расходов на оплату труда, а, следовательно, и отчислений на социальное страхование[25 с.121].

Для обеспечения единого  подхода всеми организациями  при выработке краткосрочных  прогнозов развития Министерством  промышленности были подготовлены Отраслевые рекомендации по разработке бизнес-планов. В нем особое внимание уделяется вопросу снижения издержек производства за счет таких факторов, как внедрение новых, модернизация и совершенствование существующих технологических процессов, изменение конструкции деталей, штампов, сборки узлов, изготовление деталей из отходов производства и др.

Однако необходимо отметить, что на снижение издержек производства оказывает негативное влияние множество  удорожающих факторов, на которые  промышленные организации не могут  оказать воздействие. Это рост цен на материальные ресурсы, девальвация белорусского рубля, увеличение ставок налогов и сборов, включаемых в себестоимость произведенной продукции.

Таким образом, подводя  итоги данного параграфа, можно  сделать следующие выводы:

  1. Для достижения прогнозных показателей социально-экономического развития страны необходимым условием является существенное повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Самым простым, но в то же время самым действенным способом реализации этой задачи является снижение издержек производства белорусскими предприятиями без ухудшения качества продукции и снижение цены на продукцию. Этим обстоятельством обусловлена актуальность проблемы снижения издержек национального производителя.
  2. Снижения затрат на производство продукции можно добиться только при комплексном подходе к данному вопросу как на уровне отдельного предприятия, так и в масштабах всего государства.
  3. Для поддержания достигнутых темпов роста экономики, повышения конкурентоспособности продукции, повышения ее качества и снижения себестоимости необходимы серьезные структурные изменения в производстве на базе качественно новой технологической основы, которые не дают краткосрочной отдачи, но закладывают качественную ресурсную базу роста.
  4. Снижения цен на продукцию белорусских производителей можно добиться только при комплексном подходе к данному вопросу как на уровне отдельного предприятия, так и в масштабах всего государства.    

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Ценовая политика как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)ценовой политики п