Ценовая политика как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)ценовой политики п

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение ценовой политики предприятия и оценка ее эффективности.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
− изучение цели и содержания ценовой политики;
− изучение основных принципов и методов ценообразования;
− проведение экономического анализа деятельности ОАО «МПЗ»
− проведение анализа ценовой политики ОАО «МПЗ»
− разработать предложения по совершенствованию ценовой политики и обосновать эффективность предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение...............................................................................................................5
1 Ценовая политика и обеспечение ценовой
конкурентоспособности......................................................................7
1.1 Цели и содержание ценовой политики........................................................6
1.2 Основные принципы и методы ценообразования......................................12
1.3 Обеспечение ценовой конкурентоспособности..........................................17
2 Анализ ценовой политики и ценовой
конкурентоспособности на ОАО «Минский
подшипниковый завод».........................................................................20
2.1 Общая характеристика ОАО «Минский подшипниковый завод» и
выпускаемой продукции..........................................................................................20
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Минский подшипниковый
завод» за 2008-2010гг...............................................................................................26
2.3 Анализ ценовой политики ОАО «Минский подшипниковый завод» и
ее влияние на обеспечение ценовой конкурентоспособности продукции.........30
2.4 Проблемы обеспечения ценовой конкурентоспособности
продукции предприятия на целевом рынке...........................................................36
3 Предложения по совершенствованию ценовой
политики и повышению ценовой
конкурентоспособности ОАО «Минский
подшипниковый завод»..........................................................................41
3.1 Разработка предложений по совершенствованию ценовой политики
предприятия..............................................................................................................41
3.2 Расчет экономического эффекта от реализации предлагаемых
мероприятий..............................................................................................................45
Заключение.......................................................................................................47
Список используемых источников...............................................50

Работа состоит из  1 файл

Доработка КУРСОВ ЦЕНОВ ПОЛИТ.doc

— 629.50 Кб (Скачать документ)

 

Пояснения к таблице:

Прибыль до НДС (3%) = 7647250 – 7334770,4 – 125,6 = 312354 млн. руб. (рассчитывается для каждого следующего показателя аналогично);

НДС (3%) = 312354*0,2 = 62470 (рассчитывается для каждого следующего показателя аналогично);

Налог на прибыль (3%)= (312354-62470)*24/100= 59972 млн. руб.(рассчитывается для каждого следующего показателя аналогично).

Чистая прибыль (3%) = 312354 – 62470–59972 = 189912 млн. руб. (рассчитывается для каждого следующего показателя аналогично);

Чистые денежные поступления (3%) = 189912 + 125,6 = 190038 млн. руб. (рассчитывается для каждого следующего показателя аналогично).

Рассчитаем чистый приведенный  доход (NPV), используя дисконтирующий множитель, равный 1/(1 + r)t:

NPV = 190038/(1+0,2) + 191303/(1,20)2 + 190418/(1,20)3 – 326 180= 75230 тыс. руб.,

NPV > 0, значит по доходу  проект эффективен.

Рассчитаем прибыльность проекта (PI):

PI = общий доход/вложенный  капитал = 571759/75230 = 7,6

PI > 1, значит проект  прибыльный.

Прибыльность проекта  показывает, сколько рублей обеспечит 1 вложенный рубль. Рассчитаем среднегодовой показатель проекта (ARR):

ARR = (общий доход/количество  лет)/ вложенный капитал = (571759/3/75230=2,5. Среднегодовой показатель проекта показывает, что каждый рубль принесет 2,5 копейки прибыли ежегодно.

Рассчитаем рентабельность проекта после снижения цены на 6%. Рентабельность рассчитаем как отношение чистой прибыли к себестоимости.

3% = Р= 190038/(7334770+125,6)*100= 2,4

6% = Р = 191177/(7780148+125,6)*100= 2,5%

9% = Р= 190418/(8296534+125,6)*100= 2,3%.

По результатам проведенных расчетов видно, что для предприятия оптимальный вариант скидки будет- 6%, так как при данном снижении цены наблюдается наибольший объем прибыли- 314436  млн. руб., наибольшая сумма чистой прибыли- 191303 млн. руб. и наибольший уровень рентабельности- 2,5%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важной составной частью маркетинга является формирование ценовой  политики по отношению к продвигаемым на рынок товарам и услугам.

Каждое предприятие  самостоятельно устанавливает цену на свой товар. Имеется два подхода  к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен. Первая формируется на договорной основе в результате переговоров между покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов сторон. Вторая характерна тем, что все покупатели приобретают товар по одинаковой цене. Внедрение единых цен для всех потребителей связано обычно с особенностями рынка конкретного товара или с технической сложностью и крупными издержками при дифференциации цен.

Ценовая политика — это  особая область финансовых отношений, возникающих у организации с контрагентами: поставщиками и покупателями. Поэтому ценовая политика организации условно может быть представлена в виде двух частей.

Во-первых, это часть  ценовой политики, отражающая финансовые отношения с покупателями по поводу цен на реализацию готовой продукции.

Во-вторых, — часть  ценовой политики, отражающая финансовые отношения с поставщиками по поводу цен на приобретаемые и потребляемые ресурсы. Эти две части ценовой  политики организации тесно связаны  друг с другом. Однако при выработке ценовой политики организации первичными являются финансовые отношения с покупателями.

Ценовая политика организации обосновывается, во-первых, системой рыночных факторов (в первую очередь соотношением спроса и предложения), во-вторых, сугубо внутренними факторами (наличием технического и технологического потенциала, обеспеченностью финансовыми и трудовыми ресурсами, включая интеллектуальный потенциал).

К важнейшим  принципам ценообразования относятся: научная обоснованность цен; целевая направленность; непрерывность процесса образования цен; единство процесса ценообразования и контроля соблюдения цен.

Открытое акционерное  общество «Минский подшипниковый завод» (ОАО «МПЗ») является одним из крупнейших предприятий машиностроительного  комплекса Республики Беларусь, специализированном на выпуске подшипников качения.

ОАО «Минский подшипниковый  завод» входит в ряд крупнейших предприятий  Республики Беларусь и является ведущим из 24 заводов стран СНГ, занимая пятое место по объемам выпускаемой продукции и численности. ОАО «Минский подшипниковый завод» специализируется на выпуске шести основных конструктивных групп подшипников (шариковых, игольчатых, карданных, роликосферических, конических, шарнирных) более 600 типоразмеров. Все конструктивные группы и типы подшипников соответствуют требованиям международных стандартов, взаимозаменяемы с импортными аналогами и являются конкурентоспособными как на рынке стран СНГ, так и за рубежом. Общество располагает производственными мощностями, которые позволяют производить ежегодно до 30 млн. штук подшипников.

Параллельно выпускается  ряд нетрадиционных изделий: поршневые  пальцы, оси сателлита, втулочно-роликовые цепи для сельскохозяйственной техники, гильзы к блоку цилиндров, скобы путевые, подрельсовые прокладки и изоляторы.

Темп роста товарной продукции составил 159 % в 2010 г по отношению к 2009 году   и 113,9% по отношению к 2008 г.

Себестоимость реализованной  продукции в динамике за 3 года так  же увеличилась в 2008 году она составила 138 645 млн. руб., в 2009 году-  115 989 млн. руб., в 2010 году- 185 202 млн. руб. Темп роста в 2010 году по сравнению с 2008 годом составил 33,6%, по сравнению с 2009 годом себестоимость реализованной продукции выросла на 59,7%.

Анализируя показатели рентабельности реализованной продукции можно сделать вывод о том, что на предприятии рентабельность за период 2008-2010 гг. снижалась. И в 2010 г. по сравнению с 2008 г. этот показатель снизился на 8,4 процентных пунктов.

Для расчета показателя фондоотдачи основные фонды необходимо учитывать по балансовой стоимости. По сравнению с 2009 г. в 2010 г. фондоотдача с 1 рубля основных фондов снизилась 0,95.

Среднегодовая выработка товарной продукции на одного работающего увеличилась на 68,56 млн. руб./чел в 2010 году по сравнению с 2009 годом и на 21,36 млн. руб. в 2010 году по сравнению с 2008 годом.

Прибыль от реализации продукции  на ОАО «МПЗ» снижается, если в 2008 году она составляла 11952 млн. руб., то в 2009 году прибыль отрицательная -6515 млн. руб., а в 2010 году 9285 млн. руб.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом финансовое положение  завода можно охарактеризовать как  удовлетворительное. Предприятие своевременно производит расчеты с поставщиками, выплачивается заработной платы, производятся расчеты за энергоносители и текущие платежи в бюджет.

В 2010 году по сравнению с 2008 годом произошел рост выручки от реализации на 24243 млн. руб. или на 13,9%,  налоги, включаемые в выручку снизились на 400 млн. руб. или на 3%.  Выручка от реализации продукции так же выросла на 24654 млн. руб. или на 15,3%.

Эффективное функционирование предприятия достигается за счет рациональной организации текущей  производственной, коммерческой, финансовой и организационно-управленческой видов деятельности.

На ОАО «Минский подшипниковый завод»  регулирование цен производится на основании Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72) принят в развитие п. 1.1 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4.

Отпускные цены на ОАО  «Минский подшипниковый завод» формируются  затратным методом. Данный метод  предполагает формирование цены на основе плановой себестоимости, всех видов  установленных налогов и неналоговых  платежей, прибыли необходимой для воспроизводства.

Подшипники ОАО «МПЗ»  имеют низкую конкурентоспособность  по цене в сравнении с ценами специализированных подшипниковых заводов стран  СНГ, имеющих специализацию по определенным конструктивным группам, и в сравнении  с китайскими производителями, которые используют государственную поддержку как в виде финансовых льгот на экспортируемую продукцию, так и в виде льготных валютных кредитов, постоянно расширяют номенклатуру выпускаемых подшипников все с возрастающим уровнем качества и низким уровнем затрат за счет использования японских, европейских и американских технологий и оборудования (высокопроизводительного и менее энергоемкого), дешевой рабочей силы. В настоящее время разница в ценах между подшипниковой продукцией ОАО «МПЗ» и китайского производства составляет 30-70% в зависимости от качества продукции.

Планово-экономическим  отделом ОАО «МПЗ» был проведен CVP-анализ по группе- подшипник для конвейерных производств. Исследования показали, что у предприятия имеется возможность снизить цену на некоторые виды продукции в частности на подшипник 804907КЗС10.

Рассчитаем точку безубыточности по данной группе товара и с помощью  шкалы скидок выявим на какой % можно  сбросить цену, чтобы получить наибольший эффект от снижения цены.

Следует сказать, что  предприятие должно завышать изменение  величины партий, для того, чтобы  при предоставлении большей скидки могло реализовать эффект масштаба и получить дополнительную прибыль  от каждой дополнительно проданной  единицы товара.

Наиболее приемлемой для ОАО «Минский подшипниковый завод» данному товару будет скидка 6% и объем партии равный 710 шт, так как при данном размере скидки предприятие будет иметь наибольший объем прибыли равный 314436 тыс.руб., а объем выручки будет равен 8094710 руб.

Следует также сказать  о снижении цен для некоторой  «особой» группы покупателей, например, постоянных клиентов РУП «МТЗ», ОАО  «БелАз». Выручка, приходящаяся на категорию  покупателей, которые будут включены в список для предоставления скидок, должна составлять незначительную долю в общем объеме получаемой выручки, так как предоставляя скидки клиентам, которые занимают значительную долю в общем объеме продаж предприятия, руководство идет на прямые потери. Следует помнить, что скидки могут предоставляться только в размерах, не превышающих примененные оптовые надбавки.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник -М.: "Дело и Сервис", 2006. -256с.
  2. Васильева Р.Э., Козлова Л.И. Формирование цены в рыночных условиях. М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2005- 456 с.
  3. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстат-информ, 2006- 365 с.
  4. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008- 589 с.
  5. Давыдов А.Ю. США в мировых ценообразовательных процессах. М.: Наука, 2007- 452 с.
  6. Денисова И.П. Цены и ценообразование – М.: 2007г.
  7. Емельянова Т.В. Ценообразование: учебное пособие/Т.В. Емельянова-2-е издан.Минск: Выш.шк.,2008-247с.
  8. Островский В.Л. Пути повышения эффективности ценовой политики в платежной системе РБ // Белорусский банковский бюллетень. -2008. -№4. -с.59.
  9. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).  Главный бухгалтер, 2008, №28.
  10. Паршин В.Ф. Государственное регулирование цен и ценообразования в Республике Беларусь // Веснік Беларускага Дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. -2006. -№2. -с.54-58.
  11. Прохорчик А. Ценообразование в условиях государственного регулирования // Директор. -2007. -№10. -С.17-19.

.  12.   Постановление Министерства экономики РБ от 10.09.2008г. №183 «Об утверждении инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов».

      13.  Паршин, В.Ф. Ценовая политика предприятия. Минск: Выш. Школа- 2010-336с.

     14. Тарасевич, В.М. Ценовая политика предприятия/ В.М. Тарасевич; под. ред.В.М. Тарасевич.Спб.2007- 587с.

      15. Уткин, Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика/Э.А. Уткин.М.,2006- 475с.

  16.  Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»

          17.   Шуляк, П.Н. Ценообразование/П.Н. Шуляк.М.,2006.

 


Информация о работе Ценовая политика как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)ценовой политики п