Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:25, курсовая работа
Целью работы является изучение ценовой политики предприятия и оценка ее эффективности.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
− изучение цели и содержания ценовой политики;
− изучение основных принципов и методов ценообразования;
− проведение экономического анализа деятельности ОАО «МПЗ»
− проведение анализа ценовой политики ОАО «МПЗ»
− разработать предложения по совершенствованию ценовой политики и обосновать эффективность предлагаемых мероприятий.
Введение...............................................................................................................5
1 Ценовая политика и обеспечение ценовой
конкурентоспособности......................................................................7
1.1 Цели и содержание ценовой политики........................................................6
1.2 Основные принципы и методы ценообразования......................................12
1.3 Обеспечение ценовой конкурентоспособности..........................................17
2 Анализ ценовой политики и ценовой
конкурентоспособности на ОАО «Минский
подшипниковый завод».........................................................................20
2.1 Общая характеристика ОАО «Минский подшипниковый завод» и
выпускаемой продукции..........................................................................................20
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Минский подшипниковый
завод» за 2008-2010гг...............................................................................................26
2.3 Анализ ценовой политики ОАО «Минский подшипниковый завод» и
ее влияние на обеспечение ценовой конкурентоспособности продукции.........30
2.4 Проблемы обеспечения ценовой конкурентоспособности
продукции предприятия на целевом рынке...........................................................36
3 Предложения по совершенствованию ценовой
политики и повышению ценовой
конкурентоспособности ОАО «Минский
подшипниковый завод»..........................................................................41
3.1 Разработка предложений по совершенствованию ценовой политики
предприятия..............................................................................................................41
3.2 Расчет экономического эффекта от реализации предлагаемых
мероприятий..............................................................................................................45
Заключение.......................................................................................................47
Список используемых источников...............................................50
Пояснения к таблице:
Прибыль до НДС (3%) = 7647250 – 7334770,4 – 125,6 = 312354 млн. руб. (рассчитывается для каждого следующего показателя аналогично);
НДС (3%) = 312354*0,2 = 62470 (рассчитывается для каждого следующего показателя аналогично);
Налог на прибыль (3%)= (312354-62470)*24/100= 59972 млн. руб.(рассчитывается для каждого следующего показателя аналогично).
Чистая прибыль (3%) = 312354 – 62470–59972 = 189912 млн. руб. (рассчитывается для каждого следующего показателя аналогично);
Чистые денежные поступления (3%) = 189912 + 125,6 = 190038 млн. руб. (рассчитывается для каждого следующего показателя аналогично).
Рассчитаем чистый приведенный доход (NPV), используя дисконтирующий множитель, равный 1/(1 + r)t:
NPV = 190038/(1+0,2) + 191303/(1,20)2 + 190418/(1,20)3 – 326 180= 75230 тыс. руб.,
NPV > 0, значит по доходу проект эффективен.
Рассчитаем прибыльность проекта (PI):
PI = общий доход/вложенный капитал = 571759/75230 = 7,6
PI > 1, значит проект прибыльный.
Прибыльность проекта показывает, сколько рублей обеспечит 1 вложенный рубль. Рассчитаем среднегодовой показатель проекта (ARR):
ARR = (общий доход/количество лет)/ вложенный капитал = (571759/3/75230=2,5. Среднегодовой показатель проекта показывает, что каждый рубль принесет 2,5 копейки прибыли ежегодно.
Рассчитаем рентабельность проекта после снижения цены на 6%. Рентабельность рассчитаем как отношение чистой прибыли к себестоимости.
3% = Р= 190038/(7334770+125,6)*100= 2,4
6% = Р = 191177/(7780148+125,6)*100= 2,5%
9% = Р= 190418/(8296534+125,6)*100= 2,3%.
По результатам проведенных расчетов видно, что для предприятия оптимальный вариант скидки будет- 6%, так как при данном снижении цены наблюдается наибольший объем прибыли- 314436 млн. руб., наибольшая сумма чистой прибыли- 191303 млн. руб. и наибольший уровень рентабельности- 2,5%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важной составной частью маркетинга является формирование ценовой политики по отношению к продвигаемым на рынок товарам и услугам.
Каждое предприятие самостоятельно устанавливает цену на свой товар. Имеется два подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен. Первая формируется на договорной основе в результате переговоров между покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов сторон. Вторая характерна тем, что все покупатели приобретают товар по одинаковой цене. Внедрение единых цен для всех потребителей связано обычно с особенностями рынка конкретного товара или с технической сложностью и крупными издержками при дифференциации цен.
Ценовая политика — это особая область финансовых отношений, возникающих у организации с контрагентами: поставщиками и покупателями. Поэтому ценовая политика организации условно может быть представлена в виде двух частей.
Во-первых, это часть ценовой политики, отражающая финансовые отношения с покупателями по поводу цен на реализацию готовой продукции.
Во-вторых, — часть ценовой политики, отражающая финансовые отношения с поставщиками по поводу цен на приобретаемые и потребляемые ресурсы. Эти две части ценовой политики организации тесно связаны друг с другом. Однако при выработке ценовой политики организации первичными являются финансовые отношения с покупателями.
Ценовая политика организации обосновывается, во-первых, системой рыночных факторов (в первую очередь соотношением спроса и предложения), во-вторых, сугубо внутренними факторами (наличием технического и технологического потенциала, обеспеченностью финансовыми и трудовыми ресурсами, включая интеллектуальный потенциал).
К важнейшим
принципам ценообразования
Открытое акционерное
общество «Минский подшипниковый завод»
(ОАО «МПЗ») является одним из крупнейших
предприятий
ОАО «Минский подшипниковый завод» входит в ряд крупнейших предприятий Республики Беларусь и является ведущим из 24 заводов стран СНГ, занимая пятое место по объемам выпускаемой продукции и численности. ОАО «Минский подшипниковый завод» специализируется на выпуске шести основных конструктивных групп подшипников (шариковых, игольчатых, карданных, роликосферических, конических, шарнирных) более 600 типоразмеров. Все конструктивные группы и типы подшипников соответствуют требованиям международных стандартов, взаимозаменяемы с импортными аналогами и являются конкурентоспособными как на рынке стран СНГ, так и за рубежом. Общество располагает производственными мощностями, которые позволяют производить ежегодно до 30 млн. штук подшипников.
Параллельно выпускается ряд нетрадиционных изделий: поршневые пальцы, оси сателлита, втулочно-роликовые цепи для сельскохозяйственной техники, гильзы к блоку цилиндров, скобы путевые, подрельсовые прокладки и изоляторы.
Темп роста товарной продукции составил 159 % в 2010 г по отношению к 2009 году и 113,9% по отношению к 2008 г.
Себестоимость реализованной продукции в динамике за 3 года так же увеличилась в 2008 году она составила 138 645 млн. руб., в 2009 году- 115 989 млн. руб., в 2010 году- 185 202 млн. руб. Темп роста в 2010 году по сравнению с 2008 годом составил 33,6%, по сравнению с 2009 годом себестоимость реализованной продукции выросла на 59,7%.
Анализируя показатели рентабельности реализованной продукции можно сделать вывод о том, что на предприятии рентабельность за период 2008-2010 гг. снижалась. И в 2010 г. по сравнению с 2008 г. этот показатель снизился на 8,4 процентных пунктов.
Для расчета показателя фондоотдачи основные фонды необходимо учитывать по балансовой стоимости. По сравнению с 2009 г. в 2010 г. фондоотдача с 1 рубля основных фондов снизилась 0,95.
Среднегодовая выработка товарной продукции на одного работающего увеличилась на 68,56 млн. руб./чел в 2010 году по сравнению с 2009 годом и на 21,36 млн. руб. в 2010 году по сравнению с 2008 годом.
Прибыль от реализации продукции на ОАО «МПЗ» снижается, если в 2008 году она составляла 11952 млн. руб., то в 2009 году прибыль отрицательная -6515 млн. руб., а в 2010 году 9285 млн. руб.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом финансовое положение завода можно охарактеризовать как удовлетворительное. Предприятие своевременно производит расчеты с поставщиками, выплачивается заработной платы, производятся расчеты за энергоносители и текущие платежи в бюджет.
В 2010 году по сравнению с 2008 годом произошел рост выручки от реализации на 24243 млн. руб. или на 13,9%, налоги, включаемые в выручку снизились на 400 млн. руб. или на 3%. Выручка от реализации продукции так же выросла на 24654 млн. руб. или на 15,3%.
Эффективное функционирование предприятия достигается за счет рациональной организации текущей производственной, коммерческой, финансовой и организационно-управленческой видов деятельности.
На ОАО «Минский подшипниковый завод» регулирование цен производится на основании Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72) принят в развитие п. 1.1 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4.
Отпускные цены на ОАО
«Минский подшипниковый завод» формируются
затратным методом. Данный метод
предполагает формирование цены на основе
плановой себестоимости, всех видов
установленных налогов и
Подшипники ОАО «МПЗ» имеют низкую конкурентоспособность по цене в сравнении с ценами специализированных подшипниковых заводов стран СНГ, имеющих специализацию по определенным конструктивным группам, и в сравнении с китайскими производителями, которые используют государственную поддержку как в виде финансовых льгот на экспортируемую продукцию, так и в виде льготных валютных кредитов, постоянно расширяют номенклатуру выпускаемых подшипников все с возрастающим уровнем качества и низким уровнем затрат за счет использования японских, европейских и американских технологий и оборудования (высокопроизводительного и менее энергоемкого), дешевой рабочей силы. В настоящее время разница в ценах между подшипниковой продукцией ОАО «МПЗ» и китайского производства составляет 30-70% в зависимости от качества продукции.
Планово-экономическим отделом ОАО «МПЗ» был проведен CVP-анализ по группе- подшипник для конвейерных производств. Исследования показали, что у предприятия имеется возможность снизить цену на некоторые виды продукции в частности на подшипник 804907КЗС10.
Рассчитаем точку
Следует сказать, что предприятие должно завышать изменение величины партий, для того, чтобы при предоставлении большей скидки могло реализовать эффект масштаба и получить дополнительную прибыль от каждой дополнительно проданной единицы товара.
Наиболее приемлемой для ОАО «Минский подшипниковый завод» данному товару будет скидка 6% и объем партии равный 710 шт, так как при данном размере скидки предприятие будет иметь наибольший объем прибыли равный 314436 тыс.руб., а объем выручки будет равен 8094710 руб.
Следует также сказать о снижении цен для некоторой «особой» группы покупателей, например, постоянных клиентов РУП «МТЗ», ОАО «БелАз». Выручка, приходящаяся на категорию покупателей, которые будут включены в список для предоставления скидок, должна составлять незначительную долю в общем объеме получаемой выручки, так как предоставляя скидки клиентам, которые занимают значительную долю в общем объеме продаж предприятия, руководство идет на прямые потери. Следует помнить, что скидки могут предоставляться только в размерах, не превышающих примененные оптовые надбавки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
. 12. Постановление Министерства экономики РБ от 10.09.2008г. №183 «Об утверждении инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов».
13. Паршин, В.Ф. Ценовая политика предприятия. Минск: Выш. Школа- 2010-336с.
14. Тарасевич, В.М. Ценовая политика предприятия/ В.М. Тарасевич; под. ред.В.М. Тарасевич.Спб.2007- 587с.
15. Уткин, Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика/Э.А. Уткин.М.,2006- 475с.
16. Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»
17. Шуляк, П.Н. Ценообразование/П.Н. Шуляк.М.,2006.