Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:25, курсовая работа
Целью работы является изучение ценовой политики предприятия и оценка ее эффективности.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
− изучение цели и содержания ценовой политики;
− изучение основных принципов и методов ценообразования;
− проведение экономического анализа деятельности ОАО «МПЗ»
− проведение анализа ценовой политики ОАО «МПЗ»
− разработать предложения по совершенствованию ценовой политики и обосновать эффективность предлагаемых мероприятий.
Введение...............................................................................................................5
1 Ценовая политика и обеспечение ценовой
конкурентоспособности......................................................................7
1.1 Цели и содержание ценовой политики........................................................6
1.2 Основные принципы и методы ценообразования......................................12
1.3 Обеспечение ценовой конкурентоспособности..........................................17
2 Анализ ценовой политики и ценовой
конкурентоспособности на ОАО «Минский
подшипниковый завод».........................................................................20
2.1 Общая характеристика ОАО «Минский подшипниковый завод» и
выпускаемой продукции..........................................................................................20
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Минский подшипниковый
завод» за 2008-2010гг...............................................................................................26
2.3 Анализ ценовой политики ОАО «Минский подшипниковый завод» и
ее влияние на обеспечение ценовой конкурентоспособности продукции.........30
2.4 Проблемы обеспечения ценовой конкурентоспособности
продукции предприятия на целевом рынке...........................................................36
3 Предложения по совершенствованию ценовой
политики и повышению ценовой
конкурентоспособности ОАО «Минский
подшипниковый завод»..........................................................................41
3.1 Разработка предложений по совершенствованию ценовой политики
предприятия..............................................................................................................41
3.2 Расчет экономического эффекта от реализации предлагаемых
мероприятий..............................................................................................................45
Заключение.......................................................................................................47
Список используемых источников...............................................50
По результатам анализа видно, что среди операционных доходов основной удельный вес в 2010 году приходится на прочие доходы 98,99% и доходы от продажи активов и составил 0,8. В динамике за 2 года основные изменения произошли с доходами, полученными от продажи активов они увеличились на 447 млн. руб. а прочие опреационные доходы в динамике за 2 года выросли на 13382 млн. руб.
В 2009 году основная часть внереализационных доходов приходилась на прочие внереализационные доходы- 88,8% и 10,8% на штрафы, пени, неустойки, в 2010 году на долю штрафов, пени, неустоек приходится всего 227 млн. руб. или 2,5%, и на долю курсовые и суммовые разницы приходится 6774 млн. руб. или 75,6%.
2.3 Анализ ценовой политики ОАО «Минский подшипниковый завод» и ее влияние на обеспечение ценовой конкурентоспособности продукции
На ОАО «Минский подшипниковый завод» регулирование цен производится на основании Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72) принят в развитие п. 1.1 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4.
Пунктом 2.3 Указа № 72 установлено, что не является правонарушением реализация товаров (работ, услуг) при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства и пр.), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых в соответствии с настоящим Указом.
Вместе с тем Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», утратившим силу в связи с принятием Указа № 72, было установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при определении уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) обязаны обосновывать его соответствующими экономическими расчетами (сметой в строительстве, калькуляцией с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) и др.). То есть все субъекты хозяйствования должны были обосновывать свои цены с составлением смет и расчетов, являющихся экономическим обоснованием цены. Реализация товаров (работ, услуг) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги), расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), влекло наложение штрафа в размере до 30% стоимости реализованных товаров (работ, услуг).[10]
В связи со вступлением в силу с 01.03.2011 Указа № 72 реализация товаров (работ, услуг), цены на которые не регулируются, без экономического обоснования не является правонарушением.
С 1 февраля 2011 г. отменяются
некоторые ограничения при
Вместе с тем указанные ограничения сохраняются при формировании отпускных и розничных цен на важнейшие социально значимые товары по перечню согласно приложению 1 к Инструкции № 183.
Рассмотрим изменения произошедшие в ценообразовании на ОАО «Минский подшипниковый завод» в 2011году:
Оптовая надбавка к отпускной цене. Ранее при поставке товаров на территории нашей страны транзитом оптовая надбавка торговой организации к отпускной цене организации-изготовителя или импортера не должна была превышать 5% (независимо от количества участвующих посредников). Теперь же согласно Постановлению № 196 эти ограничения исключены.
Отпускные цены на товары иностранного происхождения. Отпускные цены на товары иностранного происхождения, ввезенные субъектами предпринимательской деятельности (импортерами) для последующей реализации на территории нашей страны, формируются исходя из контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по страхованию, процентов по кредитам и с учетом конъюнктуры рынка. В этом пункте предусмотрена только одна оговорка: за исключением товаров, указанных в приложении 1 к Инструкции № 183. Согласно приложению 1 отпускные цены на товары иностранного происхождения формируются путем добавления надбавки в размере не более 30% к сумме контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по страхованию, процентов по кредитам (контрактные цены в иностранной валюте пересчитываются по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату формирования цены).
Порядок предоставления скидок с отпускных цен и тарифов. Упрощается механизм применения оптовых скидок с отпускных цен (тарифов) и деления оптовых скидок (внесены изменения в п. 18, 19 Инструкции № 183). В частности, отменяется обязательное требование, касающееся установления фиксированных размеров применяемых скидок и конкретных условий, в зависимости от которых они предоставляются. Это позволит субъектам предпринимательской деятельности более оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка и гибко использовать инструмент предоставления скидок в условиях развития конкурентной среды. Также в целях расширения возможностей применения механизма скидок при оказании услуг из Инструкции № 183 исключен п. 20.
Отменены ограничения оптовой надбавки в размере до 20%. Постановлением № 196 отменены ограничения оптовой надбавки в размере до 20% для субъектов хозяйствования, осуществляющих оптовую торговлю товарами несобственного производства. Данное изменение в значительной мере расширит возможности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере осуществления торговой и предпринимательской деятельности.
Предоставление покупателям скидок со сформированной розничной цены. В соответствии с новой редакцией организации розничной торговли и общественного питания имеют право предоставлять покупателям скидки со сформированной розничной цены (за исключением товаров, на которые установлены фиксированные розничные цены). Организации розничной торговли и общественного питания самостоятельно определяют порядок предоставления скидок (без утвержденного порядка применения скидок). При этом, как и прежде, в реестр розничных цен изменения не вносятся.
Снижение розничных цен. Постановлением № 196 исключен из Инструкции № 183 п. 40, предусматривающий, что по товарам, по которым торговые (оптовые) надбавки к отпускным ценам определяются с учетом конъюнктуры рынка, снижение розничных цен осуществляется за счет уменьшения торговой надбавки.
Таким образом, с 1 февраля
2011 г. для данной группы действуют
ранее установленные в
В Республике Беларусь действует порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями законов, правил и норм по ценообразованию. Меры экономической и административной ответственности за нарушение законодательства о ценообразовании предусмотрены рядом законодательных и нормативных актов Республики Беларусь.
Следует иметь в виду, что санкции, применяемые за нарушение законодательства о ценообразовании, достаточно суровы, а потому их уплата может привести к серьезным финансовым последствиям для отдельных субъектов хозяйствования. В отчетном году мер экономической и административной ответственности за нарушения законодательства о ценообразовании к ОАО «МПЗ» применено не было.
Отпускные цены на ОАО «Минский подшипниковый завод» формируются затратным методом. Данный метод предполагает формирование цены на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли необходимой для воспроизводства.
1. Затратный метод с учетом полных (или средних) издержек на производство продукции основан на определении полной себестоимости, включающей как переменные, так и постоянные издержки. Суть метода состоит в суммировании совокупных издержек: переменные (или прямые) плюс постоянные (или накладные), и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить.
Главное преимущество данного метода — его простота и удобство. Это связано с тем, что у производителя всегда имеются данные о собственных затратах. Однако он имеет два больших недостатка:
1) при установлении
цен не принимаются во
2) любой метод отнесения
на себестоимость товара постоя
Отпускная цена = себестоимость + прибыль + НДС. При обосновании цены на определённый товар на предприятии разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции. Плановая калькуляция изделия представлена в таблице 3.1.
Таблица 3.1− Плановая калькуляция подшипник 3626 КН
Наименование статей |
Сумма на 1 шт, руб. |
2 |
3 |
Материалы за вычетом отходов |
305228 |
ТЗР от материалов 3% |
9157 |
Зарплата основная |
33980 |
Дополнительная зарплата |
4835 |
Отчисления на соцстрах |
13197 |
Топливо и энергия |
139574 |
Вспомогательные материалы |
8056 |
Содержание и эксплуатация оборудования |
71315 |
Общепроизводственные расходы |
35156 |
Износ инструмента |
12844 |
Общехозяйственные расходы |
59464 |
Итого затрат |
692806 |
Потери от брака |
0 |
Производственная себестоимость |
692806 |
Внепроизводственные расходы 0,9% |
6235 |
Полная себестоимость |
699041 |
Налоги, входящие в себестоимость 1,5% |
10486 |
Полная себестоимость с |
709527 |
Прибыль 0% |
0 |
Отпускная цена |
709527 |
НДС 20% |
141905 |
Цена с НДС (20%) |
851432 |
Примечание. Источник: Приложение 7
Выписка из положения о ценообразовании ОАО «Минский подшипниковый завод». «Для определения экономически обоснованного уровня цен на продукцию ОАО «Минский подшипниковый завод» на предприятии формируется плановая калькуляция».
Калькуляция рассчитывается на основании, норматива затрат на сырье, материалы и покупные комплектующие изделия, норматива затрат по основной заработной плате производственных рабочих, плановых смет накладных, прочих внепроизводственных расходов, в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции в промышленных организациях.
Выписка из пояснительной записки к годовой отчетности за 2010г.
«4.4 Амортизация основных
средств начисляется в
Согласно ведомости 15 общехозяйственные расходы, расходы будущих периодов и коммерческие расходы на ОАО «Минский подшипниковый завод» выставлены основные статьи расходов
Расходы на управление предприятием
2601 затраты на оплату аппарата управления
2602 командировки и перемещения
2603 прочие расходы
2604 содержание персонала неуправленческого характера
2603а проценты по кредитам
2603б компенсация банка за платежи
Расходы по организации и обслуживанию хозяйственной деятельности
2605 амортизация здания,
сооружений и инвентаря
2606 износ материальных активов
2607 содержание и ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского значения
2608 производственные испытания опытов исследовании сооружении общезаводских лабораторий
2609 расходы на изобретательство
техническое
2610 охрана труда
2611 охрана окружающей среды
2612 создание противопожарной и сторожевой охраны