Ценовая политика как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)ценовой политики п

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение ценовой политики предприятия и оценка ее эффективности.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
− изучение цели и содержания ценовой политики;
− изучение основных принципов и методов ценообразования;
− проведение экономического анализа деятельности ОАО «МПЗ»
− проведение анализа ценовой политики ОАО «МПЗ»
− разработать предложения по совершенствованию ценовой политики и обосновать эффективность предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение...............................................................................................................5
1 Ценовая политика и обеспечение ценовой
конкурентоспособности......................................................................7
1.1 Цели и содержание ценовой политики........................................................6
1.2 Основные принципы и методы ценообразования......................................12
1.3 Обеспечение ценовой конкурентоспособности..........................................17
2 Анализ ценовой политики и ценовой
конкурентоспособности на ОАО «Минский
подшипниковый завод».........................................................................20
2.1 Общая характеристика ОАО «Минский подшипниковый завод» и
выпускаемой продукции..........................................................................................20
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Минский подшипниковый
завод» за 2008-2010гг...............................................................................................26
2.3 Анализ ценовой политики ОАО «Минский подшипниковый завод» и
ее влияние на обеспечение ценовой конкурентоспособности продукции.........30
2.4 Проблемы обеспечения ценовой конкурентоспособности
продукции предприятия на целевом рынке...........................................................36
3 Предложения по совершенствованию ценовой
политики и повышению ценовой
конкурентоспособности ОАО «Минский
подшипниковый завод»..........................................................................41
3.1 Разработка предложений по совершенствованию ценовой политики
предприятия..............................................................................................................41
3.2 Расчет экономического эффекта от реализации предлагаемых
мероприятий..............................................................................................................45
Заключение.......................................................................................................47
Список используемых источников...............................................50

Работа состоит из  1 файл

Доработка КУРСОВ ЦЕНОВ ПОЛИТ.doc

— 629.50 Кб (Скачать документ)

 

По результатам анализа  видно, что среди операционных доходов  основной удельный вес в 2010 году приходится на прочие доходы 98,99% и доходы от продажи активов и составил 0,8. В динамике за 2 года основные изменения произошли с доходами, полученными от продажи активов они увеличились на 447 млн. руб. а прочие опреационные доходы в динамике за 2 года выросли на 13382 млн. руб.

В 2009 году основная часть внереализационных доходов приходилась на прочие внереализационные доходы- 88,8% и 10,8% на штрафы, пени, неустойки, в 2010 году на долю штрафов, пени, неустоек приходится всего 227 млн. руб. или 2,5%, и на долю курсовые и суммовые разницы приходится 6774 млн. руб. или 75,6%.

 

2.3 Анализ ценовой политики ОАО «Минский подшипниковый завод» и ее влияние на обеспечение ценовой конкурентоспособности продукции

 

На ОАО «Минский подшипниковый  завод»  регулирование цен производится на основании Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72) принят в развитие п. 1.1 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4.

Пунктом 2.3 Указа № 72 установлено, что не является правонарушением реализация товаров (работ, услуг) при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства и пр.), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых в соответствии с настоящим Указом.

Вместе с тем Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», утратившим силу в связи с принятием Указа № 72, было установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при определении уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) обязаны обосновывать его соответствующими экономическими расчетами (сметой в строительстве, калькуляцией с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) и др.). То есть все субъекты хозяйствования должны были обосновывать свои цены с составлением смет и расчетов, являющихся экономическим обоснованием цены. Реализация товаров (работ, услуг) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги), расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), влекло наложение штрафа в размере до 30% стоимости реализованных товаров (работ, услуг).[10]

В связи со вступлением  в силу с 01.03.2011 Указа № 72 реализация товаров (работ, услуг), цены на которые  не регулируются, без экономического обоснования не является правонарушением.

С 1 февраля 2011 г. отменяются некоторые ограничения при формировании отпускных и розничных цен  на товары (работы, услуги), предусмотренные  Инструкцией № 183, упрощается механизм формирования и применения цен (тарифов), а также предоставления скидок с отпускных цен (тарифов).

Вместе с тем указанные  ограничения сохраняются при  формировании отпускных и розничных  цен на важнейшие социально значимые товары по перечню согласно приложению 1 к Инструкции № 183.

Рассмотрим изменения  произошедшие в ценообразовании на ОАО «Минский подшипниковый завод» в 2011году:

Оптовая надбавка к отпускной цене. Ранее при поставке товаров на территории нашей страны транзитом оптовая надбавка торговой организации к отпускной цене организации-изготовителя или импортера не должна была превышать 5% (независимо от количества участвующих посредников). Теперь же согласно Постановлению № 196 эти ограничения исключены.

Отпускные цены на товары иностранного происхождения. Отпускные цены на товары иностранного происхождения, ввезенные субъектами предпринимательской деятельности (импортерами) для последующей реализации на территории нашей страны, формируются исходя из контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по страхованию, процентов по кредитам и с учетом конъюнктуры рынка. В этом пункте предусмотрена только одна оговорка: за исключением товаров, указанных в приложении 1 к Инструкции № 183. Согласно приложению 1 отпускные цены на товары иностранного происхождения формируются путем добавления надбавки в размере не более 30% к сумме контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходов по страхованию, процентов по кредитам (контрактные цены в иностранной валюте пересчитываются по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату формирования цены).

Порядок предоставления скидок с отпускных цен и тарифов. Упрощается механизм применения оптовых скидок с отпускных цен (тарифов) и деления оптовых скидок (внесены изменения в п. 18, 19 Инструкции № 183). В частности, отменяется обязательное требование, касающееся установления фиксированных размеров применяемых скидок и конкретных условий, в зависимости от которых они предоставляются. Это позволит субъектам предпринимательской деятельности более оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка и гибко использовать инструмент предоставления скидок в условиях развития конкурентной среды. Также в целях расширения возможностей применения механизма скидок при оказании услуг из Инструкции № 183 исключен п. 20.

Отменены ограничения  оптовой надбавки в размере до 20%. Постановлением № 196 отменены ограничения оптовой надбавки в размере до 20% для субъектов хозяйствования, осуществляющих оптовую торговлю товарами несобственного производства. Данное изменение в значительной мере расширит возможности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере осуществления торговой и предпринимательской деятельности.

Предоставление  покупателям скидок со сформированной розничной цены. В соответствии с новой редакцией организации розничной торговли и общественного питания имеют право предоставлять покупателям скидки со сформированной розничной цены (за исключением товаров, на которые установлены фиксированные розничные цены). Организации розничной торговли и общественного питания самостоятельно определяют порядок предоставления скидок (без утвержденного порядка применения скидок). При этом, как и прежде, в реестр розничных цен изменения не вносятся.

Снижение розничных  цен. Постановлением № 196 исключен из Инструкции № 183 п. 40, предусматривающий, что по товарам, по которым торговые (оптовые) надбавки к отпускным ценам определяются с учетом конъюнктуры рынка, снижение розничных цен осуществляется за счет уменьшения торговой надбавки.

Таким образом, с 1 февраля 2011 г. для данной группы действуют  ранее установленные в Инструкции № 183 общие правила снижения розничных цен, согласно которым при невозможности реализации товаров за счет уменьшения размера торговой надбавки (наценки) или ее отмены возможно снижение цен на условиях, предусмотренных договором с поставщиком. При отсутствии указанных условий в договорах и (или) наличии письменного отказа поставщика по снижению цен на товары, не пользующиеся спросом, с истекающими сроками годности, имеющие сезонный характер, снижение розничных цен может производиться организациями розничной торговли ниже цен приобретения с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности. При поставке товаров по согласованным розничным ценам их снижение производится за счет организации изготовителя или импортера и торговой организации в равных долях.

В Республике Беларусь действует порядок применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями законов, правил и норм по ценообразованию. Меры экономической и административной ответственности за нарушение законодательства о ценообразовании предусмотрены рядом законодательных и нормативных актов Республики Беларусь.

        Следует иметь в виду, что санкции, применяемые за нарушение законодательства о ценообразовании, достаточно суровы, а потому их уплата может привести к серьезным финансовым последствиям для отдельных субъектов хозяйствования. В отчетном году мер экономической и административной ответственности за нарушения законодательства  о ценообразовании к ОАО «МПЗ»  применено не было.

Отпускные цены на ОАО «Минский подшипниковый завод» формируются затратным методом. Данный метод предполагает формирование цены на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли необходимой для воспроизводства.

1. Затратный метод с учетом полных (или средних) издержек на производство продукции основан на определении полной себестоимости, включающей как переменные, так и постоянные издержки. Суть метода состоит в суммировании совокупных издержек: переменные (или прямые) плюс постоянные (или накладные), и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить.

Главное преимущество данного  метода — его простота и удобство. Это связано с тем, что у  производителя всегда имеются данные о собственных затратах. Однако он имеет два больших недостатка:

1) при установлении  цен не принимаются во внимание  имеющийся спрос на товар и  конкуренция на рынке, поэтому  возможна ситуация, когда товар  при данной цене не будет  пользоваться спросом; 

2) любой метод отнесения  на себестоимость товара постоянных накладных расходов, которые являются расходами по управлению предприятием.

Отпускная цена = себестоимость + прибыль + НДС. При обосновании цены на определённый товар на предприятии разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции. Плановая калькуляция изделия представлена в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1−  Плановая калькуляция подшипник 3626 КН

Наименование статей

Сумма  на 1 шт, руб.

2

3

Материалы за вычетом отходов

305228

ТЗР от материалов 3%

9157

Зарплата основная

33980

Дополнительная зарплата

4835

Отчисления на соцстрах

13197

Топливо и энергия

139574

Вспомогательные материалы

8056

Содержание и эксплуатация оборудования

71315

Общепроизводственные расходы

35156

Износ инструмента

12844

Общехозяйственные расходы

59464

Итого затрат

692806

Потери от брака

0

Производственная себестоимость

692806

Внепроизводственные расходы 0,9%

6235

Полная себестоимость

699041

Налоги, входящие в себестоимость 1,5%

10486

Полная себестоимость с налогами

709527

Прибыль  0%

0

Отпускная цена

709527

НДС 20%

141905

Цена с НДС (20%)

851432


Примечание. Источник:  Приложение 7

Выписка из положения  о ценообразовании ОАО «Минский подшипниковый завод». «Для определения экономически обоснованного уровня цен на продукцию ОАО «Минский подшипниковый завод» на предприятии формируется плановая калькуляция».

Калькуляция рассчитывается на основании, норматива затрат на сырье, материалы и покупные комплектующие  изделия, норматива затрат по основной заработной плате производственных рабочих, плановых смет накладных, прочих внепроизводственных расходов, в соответствии с отраслевыми методическими рекомендациями по прогнозированию, учету и калькулированию себестоимости продукции в промышленных организациях.

Выписка из пояснительной  записки к годовой отчетности за 2010г.

«4.4 Амортизация основных средств начисляется в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств и  нематериальных активов, утв. Постановлением Министерством архитектуры и  строительства от 27.02.2009 года 37\18\6\ с  изменениями и дополнениями, линейным методом. С учетом действующего законодательства с 1 января 2010г. производить начисление амортизации  по инструкции 37\18\6 продлив нормативные сроки службы и сроки полезного использования объектов по которым не начислялась амортизация на срок равный периоду в котором не производилось начисление данной амортизации.

Согласно ведомости 15 общехозяйственные расходы, расходы  будущих периодов и коммерческие расходы на ОАО «Минский подшипниковый завод» выставлены основные статьи расходов

Расходы на управление предприятием

2601 затраты на оплату  аппарата управления

2602 командировки и  перемещения

2603 прочие расходы

2604 содержание персонала  неуправленческого характера

2603а проценты по  кредитам

2603б компенсация банка  за платежи

Расходы по организации и обслуживанию хозяйственной деятельности 

2605 амортизация здания, сооружений и инвентаря общезаводского  значения

2606 износ материальных  активов

2607 содержание и ремонт  зданий, сооружений и инвентаря  общезаводского значения

2608 производственные испытания опытов исследовании сооружении общезаводских лабораторий

2609 расходы на изобретательство  техническое усовершенствование  и рационализаторские предложения

2610 охрана труда

2611 охрана окружающей  среды

2612 создание противопожарной  и сторожевой охраны

Информация о работе Ценовая политика как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)ценовой политики п