Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:25, курсовая работа
Целью работы является изучение ценовой политики предприятия и оценка ее эффективности.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
− изучение цели и содержания ценовой политики;
− изучение основных принципов и методов ценообразования;
− проведение экономического анализа деятельности ОАО «МПЗ»
− проведение анализа ценовой политики ОАО «МПЗ»
− разработать предложения по совершенствованию ценовой политики и обосновать эффективность предлагаемых мероприятий.
Введение...............................................................................................................5
1 Ценовая политика и обеспечение ценовой
конкурентоспособности......................................................................7
1.1 Цели и содержание ценовой политики........................................................6
1.2 Основные принципы и методы ценообразования......................................12
1.3 Обеспечение ценовой конкурентоспособности..........................................17
2 Анализ ценовой политики и ценовой
конкурентоспособности на ОАО «Минский
подшипниковый завод».........................................................................20
2.1 Общая характеристика ОАО «Минский подшипниковый завод» и
выпускаемой продукции..........................................................................................20
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Минский подшипниковый
завод» за 2008-2010гг...............................................................................................26
2.3 Анализ ценовой политики ОАО «Минский подшипниковый завод» и
ее влияние на обеспечение ценовой конкурентоспособности продукции.........30
2.4 Проблемы обеспечения ценовой конкурентоспособности
продукции предприятия на целевом рынке...........................................................36
3 Предложения по совершенствованию ценовой
политики и повышению ценовой
конкурентоспособности ОАО «Минский
подшипниковый завод»..........................................................................41
3.1 Разработка предложений по совершенствованию ценовой политики
предприятия..............................................................................................................41
3.2 Расчет экономического эффекта от реализации предлагаемых
мероприятий..............................................................................................................45
Заключение.......................................................................................................47
Список используемых источников...............................................50
В заключение отметим, что, принимая решение о выборе того или иного уровня цены, руководству предприятия целесообразно опираться на несколько цен, рассчитанных для одного и того же товара, поскольку это позволит оценить возможности получения прибыли с различных сторон: исходя из спроса на товар, качества продукции, воспринимаемой ценности товара потребителем, уровня затрат на производство — и выбрать оптимальный уровень цены в сложившейся рыночной ситуации.
3 Предложени я по совершенствованию ценовой политики и повышению ценовой конкурентоспособности ОАО «Минский подшипниковый завод»
3.1 Разработка предложений по совершенствованию ценовой политики предприятия
Исходя из структуры видимого потребления рынка РБ, структуры отгрузки ОАО «МПЗ» на рынок РБ, рентабельности отгрузок на рынок РБ, рентабельности отгрузок по конструктивным группам, а также структуры потребления конвейерными предприятиями подшипников, не производимых ОАО «МПЗ», следует, что развитие возможно, в основном, за счет двух конструктивных групп – шариковой и конической, которые наиболее убыточны для производства на предприятии и являются неконкурентоспособными по ценам. Однако, учитывая структуру экспорта ОАО «МПЗ» и необходимости обеспечения рентабельной работы Общества, необходимо развивать, в первую очередь, роликосферическую группу подшипников, которая позволит увеличить экспорт продукции и улучшить показатель сальдо внешней торговли.
Необходимо изменить структуру продаж в РБ, с учетом сохранения объема продаж, за счет вывода из производства наиболее убыточных типов подшипников (по которым не перекрываются переменные и общепроизводственные затраты) с положительной рентабельностью или минимальной отрицательной рентабельностью.
Необходимость рассмотрения на уровне Министерства промышленности, как основного собственника предприятия, а при необходимости Совета Министров, вопроса о сохранении в РБ производства двух конструктивных групп подшипников – шариковой и конической, как стратегически важных, в том числе в целях безопасности.
Увеличение объема производства
большинства убыточных типов
до объемов потребности
Существенное значение
имеет изменение структуры
Необходимо в кратчайшие сроки обеспечить технологическое перевооружение предприятия, и, в первую очередь, роликосферическое производство, для уменьшения зависимости от человеческого фактора и сохранения подшипникового производства, в т.ч. и его объемов, а так же его конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках.
Маркетинговым службам необходимо систематически проводить исследования рынков сбыта для их детализированной углубленной сегментации, систематические исследования и анализ деятельности конкурирующих предприятий. Также необходимо разработать и претворить в жизнь индивидуальные программы продвижения продукции для определенных перспективных сегментов рынка. При работе на локальных рынках необходимо систематическое проведение технических семинаров с непосредственными потребителями подшипников как на ОАО «МПЗ», так и совместно с дистрибьюторами.
Снижение цен может быть предпринято либо производителем, который желает увеличить объем продаж или привлечь к себе новых потребителей, либо торговым предприятием, которое желает создать себе репутацию недорогой торгующей организации. Снижение цен может являться также результатом взаимного соглашения двух сторон: производитель предоставляет скидку торговой сети, а последняя переносит эту скидку частично, полностью или даже в больших размерах на потребителя.
Планово-экономическим отделом ОАО «МПЗ» был проведен CVP-анализ по группе- подшипник для конвейерных производств. Исследования показали, что у предприятия имеется возможность снизить цену на некоторые виды продукции в частности на подшипник 1229КГ. Рассчитаем точку безубыточности по данной группе товара и с помощью шкалы скидок выявим на какой % можно сбросить цену, чтобы получить наибольший эффект от снижения цены.
Рассмотрим СVР-анализ, проведенный на нашем предприятии по товарной группе подшипник 804907КЗС10.
Таблица 3.1 − Исходные данные для определения порога рентабельности
Показатель |
тыс.руб. |
Совокупная торговая надбавка на группу |
1200 |
Переменные издержки |
360 |
Сумма покрытия издержек обращения |
840 |
Постоянные издержки |
300 |
Прибыль (маржа) с налогами |
540 |
В нашем случае порог рентабельности можно определить по формуле:
где
П — прибыль;
Пи.о. — сумма покрытия издержек обращения;
Ипост. — постоянные издержки.
где
Пр — порог рентабельности;
ВД — валовый доход.
Пр =300: 0,7=428,6 тыс.руб.
Следовательно, порог рентабельности или точка безубыточности по данной группе товара будет равен 428,6 тыс. руб.
То есть при выручке от реализации данной группы товаров равной 428,6 тыс.руб. наше предприятие уже не имеет убытков, но и не имеет и прибылей. В нашем случае совокупная торговая надбавка равна 1200 тыс. руб. и прибыль 540 тыс. руб.
Возможность получения более высокой прибыли от каждой дополнительной единицы продукции закладывается в основу расчета прогрессивной шкалы скидок, в которой конечная цена зависит от объема приобретаемой партии товара. Для этого необходимо определить следующее:
- определить приемлемую
величину прибыли, которую
- определение базовой величины заказа, т.е. минимального количества продукции, после превышения которого и будут начинаться предоставление скидок;
- определение непосредственно самой шкалы скидок, т.е. той величины (в процентах), на которую будет снижаться цена.
Необходимо тщательно изучить мнение покупателей, чтобы заинтересовать покупателей в получении скидки. Рассчитаем шкалу скидок для товарной группы подшипник 804907КЗС10.
Таблица 3.2 − Исходные данные по товарной группе подшипник 804907КЗС10
Показатели |
Сумма |
Переменные издержки, млн.руб. |
7125 |
Отпускная цена |
12129 |
Общий объем постоянных расходов, млн.руб. |
1089270 |
Желаемый объем прибыли, млн.руб. |
300000 |
Точка безубыточности, шт. |
595 |
Для наглядности минимальный объем партии рассчитаем как точка безубыточности.
Таблица 3.3 − Зависимость объема выручки от размера скидок
Размер скидки, % |
3 |
6 |
9 |
12 |
15 |
Цена со скидкой, руб. |
11765 |
11401 |
11038 |
10674 |
10310 |
Объем партии, шт |
644 |
703 |
773 |
858 |
965 |
Скорректированный объем, шт |
650 |
710 |
780 |
860 |
970 |
Объем выручки, руб. |
7647250 |
8094710 |
8609640 |
9179640 |
10000700 |
Объем прибыли, .руб. |
312354 |
314436 |
312980 |
302608 |
306724 |
Следует сказать, что
предприятие должно завышать изменение
величины партий, для того, чтобы
при предоставлении большей скидки
могло реализовать эффект масштаба
и получить дополнительную прибыль
от каждой дополнительно проданной единиц
Проанализировав данную таблицу можно сделать вывод о том, что наиболее приемлемой для ОАО «Минский подшипниковый завод» данному товару будет скидка 6% и объем партии равный 710 шт, так как при данном размере скидки предприятие будет иметь наибольший объем прибыли равный 314436 тыс.руб., а объем выручки будет равен 8094710 руб.
Изобразим это графически на рисунке 3.1.
Основная задача скидок, направленных на привлечение новых покупателей, заключается в создании за определенный промежуток времени таких условий, которые могли бы заинтересовать покупателя и побудить его обратиться именно к данному продавцу.
Чтобы привлечь клиентов, предприятие должно каким-то образом «просигнализировать» потенциальному покупателю о себе и вызвать у него желание обратиться именно к нему. Для достижения такого результата вовсе не обязательно снижать цену на весь товар, достаточно снизить цену лишь на несколько наиболее интересных с точки зрения покупателя — так называемых «сигнальных товаров». Прежде всего, ассортимент предприятия должен быть взаимосвязанным, тогда покупатели будут приобретать не только товар со скидкой, но и другие товары, предлагаемые продавцом. Выполнение этого условия весьма существенно, поскольку покрытие потерь от снижения цен на некоторые товары должно осуществляться за счет дополнительной реализации других ассортиментных групп, на которые цена может быть и завышенной.
Следует также сказать о снижении цен для некоторой «особой» группы покупателей, например, постоянных клиентов РУП «МТЗ», ОАО «БелАз». Выручка, приходящаяся на категорию покупателей, которые будут включены в список для предоставления скидок, должна составлять незначительную долю в общем объеме получаемой выручки, так как предоставляя скидки клиентам, которые занимают значительную долю в общем объеме продаж предприятия, руководство идет на прямые потери. Следует помнить, что скидки могут предоставляться только в размерах, не превышающих примененные оптовые надбавки.
3.2 Расчет экономического эффекта от реализации предлагаемых
мероприятий
Основными показателями эффективности деятельности предприятия с точки зрения удовлетворения потребностей являются динамика объемов производства и реализации продукции и их доля на рынке %. Конкурентоспособный товарный ассортимент, удовлетворяющий интересы потребителей, − основная задача предприятия. Для его формирования ОАО «Минский подшипниковый завод» нужно, изучив потребности рынка, произвести конкурентоспособную продукцию, а затем по мере необходимости повысить ее конкурентоспособность посредством формирования активной ценовой политики под запросы конкретных потребителей. Теперь используем данные, которые планируется получить после реализации данного вида продукции со скидкой и определяем экономическую эффективность проекта, рентабельность предприятия после изменений и прибыль. Планируется снижение цены на 3%, 6%,9%. Ставка дисконтирования 20%. Инвестиции в проект составят 75230 млн. руб. Занесем данные в таблицу: млн. руб.
Таблица 3.5 – Основные показатели ОАО «Минский подшипниковый завод»
Скидка | |||
3% |
6% |
9% | |
Объем реализации |
7647250 |
8094710 |
8609640 |
Текущие затраты |
7334770,4 |
7780148,4 |
8296534,4 |
Продолжение таблицы 3.5
1 |
2 |
3 |
4 |
Амортизация |
125,6 |
125,6 |
125,6 |
Прибыль до НДС тыс. руб. |
312354 |
314436 |
312980 |
НДС (20%) |
62470 |
62887 |
62596 |
Налог на прибыль |
59972 |
60372 |
60092 |
Чистая прибыль |
189912 |
191177 |
190292 |
Чистые денежные поступления |
190038 |
191303 |
190418 |