Ценовая политика как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)ценовой политики п

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение ценовой политики предприятия и оценка ее эффективности.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
− изучение цели и содержания ценовой политики;
− изучение основных принципов и методов ценообразования;
− проведение экономического анализа деятельности ОАО «МПЗ»
− проведение анализа ценовой политики ОАО «МПЗ»
− разработать предложения по совершенствованию ценовой политики и обосновать эффективность предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение...............................................................................................................5
1 Ценовая политика и обеспечение ценовой
конкурентоспособности......................................................................7
1.1 Цели и содержание ценовой политики........................................................6
1.2 Основные принципы и методы ценообразования......................................12
1.3 Обеспечение ценовой конкурентоспособности..........................................17
2 Анализ ценовой политики и ценовой
конкурентоспособности на ОАО «Минский
подшипниковый завод».........................................................................20
2.1 Общая характеристика ОАО «Минский подшипниковый завод» и
выпускаемой продукции..........................................................................................20
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Минский подшипниковый
завод» за 2008-2010гг...............................................................................................26
2.3 Анализ ценовой политики ОАО «Минский подшипниковый завод» и
ее влияние на обеспечение ценовой конкурентоспособности продукции.........30
2.4 Проблемы обеспечения ценовой конкурентоспособности
продукции предприятия на целевом рынке...........................................................36
3 Предложения по совершенствованию ценовой
политики и повышению ценовой
конкурентоспособности ОАО «Минский
подшипниковый завод»..........................................................................41
3.1 Разработка предложений по совершенствованию ценовой политики
предприятия..............................................................................................................41
3.2 Расчет экономического эффекта от реализации предлагаемых
мероприятий..............................................................................................................45
Заключение.......................................................................................................47
Список используемых источников...............................................50

Работа состоит из  1 файл

Доработка КУРСОВ ЦЕНОВ ПОЛИТ.doc

— 629.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ ценовой политики и ценовой конкурентоспособности на ОАО «Минский подшипниковый завод»

 

2.1 Общая характеристика ОАО «Минский подшипниковый завод» и

выпускаемой продукции

 

 

          Открытое акционерное общество «Минский подшипниковый завод» (ОАО «МПЗ») является одним из крупнейших предприятий машиностроительного комплекса Республики Беларусь, специализированном на выпуске подшипников качения. Строительство завода было начато в 1948 году в составе бывшего Министерства автотракторной промышленности СССР. В августе 1951 года, был собран первый подшипник с маркой «Минского подшипникового завода» – ГПЗ – 11.

В 1991 году по решению конференции  трудового коллектива работниками  завода была создана организация арендаторов и взято в аренду государственное имущество предприятия. Предприятие было основано на коллективной форме собственности. Арендодателем по отношению к государственному имуществу, арендуемому заводом, выступило Министерство промышленности Республики Беларусь.

ОАО «Минский подшипниковый завод» было создано в 1999 году путём преобразования арендного предприятия.

Общество является коммерческой организацией - юридическим лицом, имеет самостоятельный  баланс, расчетный и иные счета  в учреждениях банков. Форма собственности  частная (с преобладанием государственной  доли).

Расположен завод по ул.Жилуновича, 2 и занимает площадь 38,8 га, из них общая площадь крытых помещений 27 га (269,5 тыс. кв. м.). На заводе установлено 6 021 ед. оборудования, в том числе 2 856 ед. технологического оборудования. Износ оборудования составляет  98%.

ОАО «Минский подшипниковый завод» входит в ряд крупнейших предприятий Республики Беларусь и является ведущим из 24 заводов стран СНГ, занимая пятое место по объемам выпускаемой продукции и численности. ОАО «Минский подшипниковый завод» специализируется на выпуске шести основных конструктивных групп подшипников (шариковых, игольчатых, карданных, роликосферических, конических, шарнирных) более 600 типоразмеров. Все конструктивные группы и типы подшипников соответствуют требованиям международных стандартов, взаимозаменяемы с импортными аналогами и являются конкурентоспособными как на рынке стран СНГ, так и за рубежом. Общество располагает производственными мощностями, которые позволяют производить ежегодно до 30 млн. штук подшипников.

Параллельно выпускается ряд нетрадиционных изделий: поршневые пальцы, оси сателлита, втулочно-роликовые цепи для сельскохозяйственной техники, гильзы к блоку цилиндров, скобы путевые, подрельсовые прокладки и изоляторы.

Кроме того, ОАО «Минский подшипниковый завод» изготавливает оборудование и станки для собственных нужд и сторонних потребителей, товары народного потребления, выполняет работы промышленного характера, оказывает платные услуги населению, имеет подсобные сельскохозяйственные производства, санаторий-профилакторий, оздоровительный лагерь, детские дошкольные учреждения, ЖЭУ, физкультурно-оздоровительный комплекс.

Основными потребителями подшипников  являются предприятия горнодобывающей, металлургической, энергетической,

деревобрабатывающей, нефтегазовой промышленности, станкостроения, машиностроения и другие.

ОАО «Минский подшипниковый завод» - экспортоориентированное предприятие, около 67 % продукции идет на экспорт, в том числе 41 % - в Российскую Федерацию, 12 % - в другие страны СНГ, 14 % - в страны дальнего зарубежья (в 26 стран мира). В Республике Беларусь 2080 промышленных предприятий используют продукцию ОАО «МПЗ», из них около 400 предприятий Министерства промышленности. Это свидетельствует о стратегическом значении ОАО «Минский подшипниковый завод» для функционирования различных отраслей народного хозяйства Республики Беларусь.

Высшим органом управления в  Обществе является общее собрание акционеров. В период между собраниями акционеров общее руководство деятельностью осуществляет наблюдательный совет. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет генеральный директор.

Существующая организационная  структура ОАО «Минского подшипникового завода» обеспечивает осуществление полного производственного цикла изделий, начиная с разработки конструкторской и технологической документации на производимую продукцию, создание и совершенствование средств производства (включая производство и модернизацию отдельных видов оборудования, изготовление инструмента и оснастки) и завершая производством и реализацией продукции.

В настоящее время организационная структура предприятия включает в себя 9 управлений, 43 структурных подразделения (отделы, самостоятельные бюро, участки и др.).

В состав основного производства входят 4 выпускных цеха и 6 комплектующих  цехов. Кроме того, в структуру  входит ряд цехов вспомогательного и обслуживающего назначения, включая транспортный цех, заготовительный цех, ремонтно-механический и цех строительства, ремонта, благоустройства и обслуживания.

При ОАО «Минский подшипниковый завод» осуществляют свою деятельность унитарное предприятие «РИПРЭН» ОАО МПЗ.

УП «РИПРЭН» ОАО МПЗ занимается разработкой и производством подшипников мелких серий и их деталей на ремонтные нужды, ремонтным обслуживанием технологического оборудования, опытно-конструкторскими, научно-исследовательскими разработками, реализацией научно-технической и информационной продукции.

ОАО «Минский подшипниковый завод» имеет свое подсобное сельское хозяйство, расположенное  в д. Новое Поле Минского района, организованное 26.02.1982 г. С августа 2004 года к ОАО «Минский подшипниковый завод» был присоединен СПК «Домовицкий», который введен  в структуру Общества как подсобное сельское хозяйство «Домовицкий» (ПСХ «Домовицкий»). Общая земельная площадь, закрепленная за ПСХ д. Новое  Поле составляет 395 га, за ПСХ «Домовицкий» – 2766 га.

    Мировую подшипниковую отрасль определяют 10 компаний, которые контролируют около 90% мирового рынка подшипников (это составляет около 35 млрд. долл..США) (таблица 2.1):

 

Таблица 2.1 − Доля мирового рынка 10 подшипниковых компаний

Компания

Страна регистрации

Торговая

марка

Доля мирового рынка

SKF Group

Швеция

SKF

19

FAG Kugelfischer G. Sch. AG

Германия

FAG - INA

20

INA Schaeffler KG

Германия

SNR Roulemente

Франция

NTN - SNR

8

NTN

Япония

The Timken Company

США

TIMKEN - TORRINGTON

13

Torrington

США

NSK Ltd

Япония

NSK

16

Koyo-Seiko

Япония

KOYO

11

Nachi-Fujikoshi

Япония

NACHI

3


 

         Конкуренция в подшипниковой отрасли вынуждает компании к объединению в альянсы. В 21 веке развиваются процессы глобализации подшипниковой отрасли. При этом слияния осуществляют транснациональные корпорации, которые и до слияния присутствовали на всех континентах: NSK (Япония) – RHP (Великобритания), INA (Германия) – FAG (Германия), TIMKEN (США) – TORINGTON (США), NTN (Япония) – SNR (Франция). Специалисты подшипниковой отрасли считают, что процесс глобализации отрасли не закончен и через 10 или более лет мировой рынок подшипников будет контролироваться двумя-тремя транснациональными группами. Основа для доминирования вышеуказанных торговых марок на мировом рынке – преимущественное распространение в мире технологий и оборудования Европейского Союза, США и Японии.

Лишь около 5% мирового рынка контролируют производители Восточной Европы, СНГ, Китая и Индии. В этой группе доминируют производители подшипников Китая и Индии, количество которых превышает тысячу компаний (на них приходится около 70% указанного сектора рынка или более 4% мирового рынка подшипников). Основа для доминирования компаний Китая и Индии в этом секторе мирового рынка – низкий уровень цен.

Подшипники – это не конечный продукт для потребителя, а стандартизированная  комплектующая единица для машин  и оборудования, а также для  ремонтно-эксплуатационных нужд, их использование  определяется производителями машин  и технологического оборудования. Учитывая, что на мировом рынке большая доля занята производителями японских, европейских и американских марок, а также доминирование на рынке подшипников лидеров данной отрасли, рынок продаж подшипниковой продукции ОАО «МПЗ» ограничен. Кроме того, после вступления стран Восточной Европы в ЕС, ускоренными темпами идет перевооружение преимущественно на технологическое оборудование производства ЕС. Аналогичные процессы все с ускоряющими темпами набирают силу и в странах СНГ, что также приводит к сужению рынка сбыта подшипниковой продукции ОАО «МПЗ». Выйти же на рынки производства машин и оборудования, давно занятые японскими, европейскими и американскими производителями, в настоящее время не представляется возможным в связи с технологической отсталостью и изношенностью оборудования ОАО «МПЗ», что приводит к существенной разнице в качестве производимой продукции. Кроме того, большое количество предложений на рынке, особенно стран дальнего зарубежья, обусловило острую ценовую конкуренцию.

ОАО «МПЗ» - технологически специализированное предприятие с основным товарным ассортиментом – роликовые сферические  подшипники, доля которых в структуре  продаж составляет более 60%. В структуре  же мирового потребления подшипников  роликовые сферические подшипники составляют небольшую часть – около 13% как по стоимости, так и по весу. В указанной товарной нише, где ранее реализовывалась и реализовывается в настоящее время большая часть продукции ОАО «МПЗ» с каждым годом конкуренция ужесточается, и основным фактором, который играет здесь первостепенную роль, является цена. Китайские производители, используя государственную поддержку в виде финансовых льгот на экспортируемую продукцию и льготных валютных кредитов, постоянно расширяют номенклатуру выпускаемых подшипников все с возрастающим уровнем качества и низким уровнем затрат за счет  использования японских, европейских и американских технологий и оборудования (высокопроизводительных и менее энергоемких) и дешевой рабочей силы.

ОАО «МПЗ» является метало- и энергоемким предприятием, как следствие, рост цен на топливно-энергетические ресурсы и подшипниковую сталь (за 2006 – первое полугодие 2007 г. на черный металлопрокат – от 11-32%; цветной металл – 75-87%; электроэнергия – 18,4%; теплоэнергия – 54,4%; газ – 93,6%) приводит к росту себестоимости продукции ОАО «МПЗ» и вынуждает повышать цены на выпускаемую продукцию для обеспечения рентабельности продаж и болезненно воспринимается рынком[5].

Кроме того, в настоящее время  большинство заводов-производителей сокращает собственное производство и переходит на закупку комплектующих  к подшипникам и готовых подшипников с клеймом производителя СНГ у Китайских производителей. Следует также отметить, что в настоящее время большинство производителей перешло на входной контроль с целью сокращения потерь от поставки некачественных комплектующих, и  качество выпускаемой продукции все больше сказывается при работе с потребителями и при оценке соотношения цена-качество. В свою очередь, качество – это, прежде всего, высокотехнологичное оборудование, на ОАО «МПЗ» же износ основного технологического оборудования составляет 95,6%.

Учитывая данные факты и принимая во внимание, что в настоящее время  разница в ценах между подшипниковой  продукцией ОАО «МПЗ» и китайского производства составляет 30-70%, в зависимости от производителя подшипников, в ближайшее время главную роль будет играть оптимальное соотношение цены и качества продукции.

Конкурентов ОАО «Минский подшипниковый завод» можно условно  разделить на три стратегические группы исходя из позиционирования (восприятия потребителями) торговых марок на глобальном рынке в системе «качество-цена» и относительно схожими другими характеристиками (размеры компаний, годовой оборот, глобальный характер торговых марок).

Анализ всей продукции, выпускаемой на заводе, можно произвести по следующим показателям:

− широта – в целом на предприятии кроме подшипников также изготавливают товары народного потребления;

− насыщенность – например, МПЗ выпускает следующие конструктивные группы подшипников: шариковые, игольчатые, карданные, шарнирные, роликовые конические, роликовые сферические; все они также делятся на группы (подшипники шариковые радиальные, радиальные сферические двухрядные, радиально-упорные, радиально-упорные многорядные, упорно-радиальные многорядные);

− глубина – в рамках каждой ассортиментной группы также выделяют виды подшипников;

− гармоничность – степень близости товаров различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения и др. показателей; МПЗ производит гармоничные товары, т.к. все они производятся на одном оборудовании, из одинакового сырья, не предъявляя дополнительных требований к производству.

Информация о работе Ценовая политика как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)ценовой политики п