Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:25, курсовая работа
Целью работы является изучение ценовой политики предприятия и оценка ее эффективности.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
− изучение цели и содержания ценовой политики;
− изучение основных принципов и методов ценообразования;
− проведение экономического анализа деятельности ОАО «МПЗ»
− проведение анализа ценовой политики ОАО «МПЗ»
− разработать предложения по совершенствованию ценовой политики и обосновать эффективность предлагаемых мероприятий.
Введение...............................................................................................................5
1 Ценовая политика и обеспечение ценовой
конкурентоспособности......................................................................7
1.1 Цели и содержание ценовой политики........................................................6
1.2 Основные принципы и методы ценообразования......................................12
1.3 Обеспечение ценовой конкурентоспособности..........................................17
2 Анализ ценовой политики и ценовой
конкурентоспособности на ОАО «Минский
подшипниковый завод».........................................................................20
2.1 Общая характеристика ОАО «Минский подшипниковый завод» и
выпускаемой продукции..........................................................................................20
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Минский подшипниковый
завод» за 2008-2010гг...............................................................................................26
2.3 Анализ ценовой политики ОАО «Минский подшипниковый завод» и
ее влияние на обеспечение ценовой конкурентоспособности продукции.........30
2.4 Проблемы обеспечения ценовой конкурентоспособности
продукции предприятия на целевом рынке...........................................................36
3 Предложения по совершенствованию ценовой
политики и повышению ценовой
конкурентоспособности ОАО «Минский
подшипниковый завод»..........................................................................41
3.1 Разработка предложений по совершенствованию ценовой политики
предприятия..............................................................................................................41
3.2 Расчет экономического эффекта от реализации предлагаемых
мероприятий..............................................................................................................45
Заключение.......................................................................................................47
Список используемых источников...............................................50
Формирование плана
На начало 2010 года номенклатура новой и обновлённой модернизированной подшипниковой продукции составила 119 типоразмеров.
Новой и обновленной подшипниковой продукции за 2010 год реализовано 321076 штук на сумму 10,710 млрд. рублей РБ, что составляет 9,02 % от общей реализации подшипниковой продукции ОАО «МПЗ» в 2010 г. (118,622 млрд. рублей РБ) [19]. Рентабельность отгрузки новой и обновленной продукции (73 базовых типоразмера с учетом исключенных из перечня новых изделий ОАО «МПЗ») за 2010 г. составила 27,2 %. В 2010 г. было реализовано 15 новых изделий, освоенных в 2010 году. Реализация новых изделий, освоенных в 2010 году составила: по количеству — 5800 шт., по стоимости — 1,323 млрд. рублей РБ, что составляет 1,8 % в общезаводской реализации и 12,35 % в реализации новых изделий. Рентабельность отгрузки 15 новых изделий составила 9,3 %[5].
В график подготовки производства и освоения новых изделий на 2011 г. было включено 41 изделие.
Предприятие имеет 4 основные рынка сбыта своей продукции: РБ, РФ, Украина, Дальнее Зарубежье. В целом для выбора потребителей используется несколько критериев, но основным является платежеспособность заказчика и цена, которую он готов заплатить за необходимый ему товар. В таблице 2.2 приведены данные о продаже подшипников по регионам[19].
Таблица 2.2 − Данные о продаже подшипников по регионам
Регион |
Объем продаж, тыс. шт. |
Соотношение отгрузок по годам,% | ||||
2008г |
2009г |
2010г |
2009/2008 |
2010/2009 |
2010/2008 | |
Беларусь |
7262,9 |
6140,4 |
7252,8 |
84,5 |
118,1 |
99,9 |
Россия |
6491,1 |
2990,0 |
2425,1 |
46,1 |
81,1 |
37,4 |
Украина |
340,4 |
508,9 |
453,0 |
149,5 |
89,0 |
133,1 |
Прочие страны |
38,3 |
26,3 |
24,1 |
68,7 |
91,6 |
62,9 |
Дальнее зарубежье |
237,3 |
87,0 |
68,4 |
36,7 |
78,6 |
28,8 |
Итого: |
14370,0 |
9752,6 |
10223,4 |
67,9 |
104,8 |
71,1 |
Для наглядности структуру продаж подшипников по регионам можно представить в виде диаграммы (рисунок 2.2)
Анализируя структуру продаж подшипниковой продукции по регионам можно сделать следующие выводы: основные отгрузки по трем годам велись по двум регионам – Беларусь и Россия. Анализируя 2010 год, мы видим, что отгрузка подшипников на территории РБ составляет 7 252,8 тыс.шт (70,9 % от общего количества отгруженных подшипников). Количество отгруженной продукции увеличилось на 1385,4 тыс.шт по сравнению с 2009 годом и находится примерно на одном уровне , если сравнивать с 2008 годом. В структуре продаж подшипников в Россию наблюдается тенденция уменьшения продаж. По Украине, прочим странам и дальнему зарубежью, если сравнивать 2009 и 2010 гг. наблюдается та же ситуация – идет плавное снижение продаж. Это происходит за счет расторжения договоров с некоторыми потребителями и увеличением конкуренции китайских и других производителей подшипников.
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Минский подшипниковый завод»
Наименование показателя |
Годовое значение показателя, млн. руб. |
Темп роста % | |||
2008 г |
2009 г |
2010 г |
2010/2008 |
2010/2009 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
8 |
Товарная продукция в |
200335 |
143520 |
228220 |
113,9 |
159 |
Реализованная продукция |
174204 |
124803 |
198447 |
113,9 |
159 |
Себестоимость реализованной продукции |
138645 |
115989 |
185202 |
133,6 |
159,7 |
Управленческие расходы |
59 |
36 |
52 |
88,1 |
144,4 |
Расходы на реализацию |
1186 |
1142 |
1579 |
133,1 |
138,3 |
Прибыль от реализации продукции |
20658 |
-6515 |
9285 |
44,9 |
- |
Чистая прибыль |
11952 |
-29944 |
443 |
3,7 |
- |
Среднегодовая стоимость основных фондов |
892680 |
917922 |
925794 |
103,7 |
100,9 |
Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств |
625870 |
596450 |
694345 |
110,9 |
116,4 |
Продолжение таблицы 2.3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Рентабельность реализованной продукции % |
8,6 |
- |
0,2 |
- |
- |
Рентабельность всего капитала % |
1,3 |
- |
0,05 |
- |
- |
Фондоотдача с 1 рубля основных фондов % |
0,22 |
0,16 |
0,25 |
113,6 |
156,2 |
Численность промышл- произв. персонала |
1209 |
1211 |
1220 |
100,9 |
100,7 |
Среднегодовая выработка ТП на одного рабочего |
165,7 |
118,5 |
187,06 |
112,9 |
157,9 |
Темп роста товарной продукции составил 159 % в 2010 г по отношению к 2009 году и 113,9% по отношению к 2008 г.
Себестоимость реализованной продукции в динамике за 3 года так же увеличилась в 2008 году она составила 138 645 млн. руб., в 2009 году- 115 989 млн. руб., в 2010 году- 185 202 млн. руб. Темп роста в 2010 году по сравнению с 2008 годом составил 33,6%, по сравнению с 2009 годом себестоимость реализованной продукции выросла на 59,7%.
Анализируя показатели рентабельности реализованной продукции можно сделать вывод о том, что на предприятии рентабельность за период 2008-2010 гг. снижалась. И в 2010 г. по сравнению с 2008 г. этот показатель снизился на 8,4 процентных пунктов.
Для расчета показателя фондоотдачи основные фонды необходимо учитывать по балансовой стоимости. По сравнению с 2009 г. в 2010 г. фондоотдача с 1 рубля основных фондов снизилась 0,95.
Из таблицы видно, что среднегодовая выработка товарной продукции на одного работающего увеличилась на 68,56 млн. руб./чел в 2010 году по сравнению с 2009 годом и на 21,36 млн. руб. в 2010 году по сравнению с 2008 годом. Прибыль от реализации продукции на ОАО «МПЗ» снижается, если в 2008 году она составляла 11952 млн. руб., то в 2009 году прибыль отрицательная -6515 млн. руб., а в 2010 году 9285 млн. руб. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом финансовое положение завода можно охарактеризовать как удовлетворительное. Предприятие своевременно производит расчеты с поставщиками, выплачивается заработной платы, производятся расчеты за энергоносители и текущие платежи в бюджет. Структура затрат на производство продукции ОАО «МПЗ» в 2008-2010 гг. представлена в таблице 2.4.
Таблица 2.4 − Структура затрат на производство продукции ОАО «МПЗ» в 2008-2010 гг.
Элементы затрат |
Сумма, млн.руб. |
Отклонения | ||||
2008г |
2009г |
2010г |
2010 от 2009 |
2010 от 2008 |
Темп роста % 2010 к 2009 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 Материальные затраты |
90119 |
75390 |
125938 |
+50548 |
+35819 |
167 |
2 Оплата труда |
30501 |
25518 |
36300 |
+10782 |
+5799 |
142,2 |
3 Отчисления на соц. нужды |
10675 |
8930 |
12700 |
+6230 |
+2025 |
142,2 |
4 Амортизация |
3250 |
4150 |
5020 |
+870 |
+1770 |
121,0 |
5 Прочие расходы |
4100 |
2001 |
5244 |
+3243 |
+1144 |
262,1 |
Итого затрат |
138645 |
115989 |
185202 |
+69213 |
+46557 |
159,7 |
Из таблицы 2.4. видно, что в абсолютных показателях величины всех элементов затрат растут. Это вполне можно объяснить ростом цен на все используемые ресурсы в течении анализируемого периода. Рассмотрим изменение структуры затрат в 2008-2010 годах. Для большей наглядности она представлена в виде диаграммы (рисунок 2.3.).
Рисунок 2.3 − Структура затрат на производство продукции ОАО «МПЗ» в 2008-2010 гг.
Из данной диаграммы видно, что во все годы подавляющий удельный вес в структуре затрат на производство и реализацию продукции ОАО «МПЗ» имеют материальные затраты. Именно здесь и необходимо искать основные резервы снижения себестоимости продукции, а как следствие и снижение отпускных цен предприятия − изготовителя.
Рассмотрим динамику выручки от реализации продукции ОАО «МПЗ» в таблице 2.5.
Таблица 2.5 − Динамика выручки от реализации продукции ОАО «МПЗ» за 2008-2010гг.
Показатель |
2008г |
2009г |
2010г |
Темп роста % 2010 к 2008 |
Выручка от реализации продукции, млн. руб. |
174204 |
124803 |
198447 |
113,9 |
Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции млн. руб. |
13656 |
8814 |
13245 |
97,0 |
Выручка от реализации продукции без налогов и прочих отчислений из выручки, млн. руб. |
160548 |
115989 |
185202 |
115,3 |
По результатам анализа видно, что в 2010 году по сравнению с 2008 годом произошел рост выручки от реализации (за счет увеличения объема продаж и цен на продукцию) на 13,9%, налоги, включаемые в выручку снизились на 400 млн. руб. или на 3%. Выручка от реализации продукции так же выросла на 24654 млн. руб. или на 15,3%.
Доля доходов разных видов, в том числе внереализационных, в общей сумме валовой выручки предприятия может быть достаточно большой, а в отдельных случаях – даже превышать выручку от реализации. Поэтому самую полную картину финансово – хозяйственной деятельности предприятия даст анализ всех его доходов.
Рассмотрим состав и структуру операционных и внереализационных доходов организации за 2009-2010гг. в таблице 2.6.
Таблица 2.6 − Состав и структура операционных доходов ОАО «МПЗ» за 2009-2010гг.
Источники получения доходов |
Сумма млн. руб. |
Темп роста % | |
2009г |
2010г | ||
Доходы, полученные от продажи активов |
60 |
507 |
845 |
Проценты к получению |
2 |
8 |
400 |
Доходы от участия в УФ других организаций |
80 |
123 |
615 |
Прочие операционные доходы |
51687 |
65069 |
125,9 |
Итого операционные доходы |
51829 |
65707 |
100 |
Штрафы, пени, неустойки |
203 |
227 |
111,8 |
Списание задолженности |
7 |
9 |
128,6 |
Курсовые и суммовые разницы |
- |
6774 |
- |
Прочие внереализационные доходы |
1592 |
1950 |
122,5 |
Итого внереализационных доходов |
1875 |
8960 |
478 |