Ценовая политика как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)ценовой политики п

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение ценовой политики предприятия и оценка ее эффективности.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
− изучение цели и содержания ценовой политики;
− изучение основных принципов и методов ценообразования;
− проведение экономического анализа деятельности ОАО «МПЗ»
− проведение анализа ценовой политики ОАО «МПЗ»
− разработать предложения по совершенствованию ценовой политики и обосновать эффективность предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение...............................................................................................................5
1 Ценовая политика и обеспечение ценовой
конкурентоспособности......................................................................7
1.1 Цели и содержание ценовой политики........................................................6
1.2 Основные принципы и методы ценообразования......................................12
1.3 Обеспечение ценовой конкурентоспособности..........................................17
2 Анализ ценовой политики и ценовой
конкурентоспособности на ОАО «Минский
подшипниковый завод».........................................................................20
2.1 Общая характеристика ОАО «Минский подшипниковый завод» и
выпускаемой продукции..........................................................................................20
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Минский подшипниковый
завод» за 2008-2010гг...............................................................................................26
2.3 Анализ ценовой политики ОАО «Минский подшипниковый завод» и
ее влияние на обеспечение ценовой конкурентоспособности продукции.........30
2.4 Проблемы обеспечения ценовой конкурентоспособности
продукции предприятия на целевом рынке...........................................................36
3 Предложения по совершенствованию ценовой
политики и повышению ценовой
конкурентоспособности ОАО «Минский
подшипниковый завод»..........................................................................41
3.1 Разработка предложений по совершенствованию ценовой политики
предприятия..............................................................................................................41
3.2 Расчет экономического эффекта от реализации предлагаемых
мероприятий..............................................................................................................45
Заключение.......................................................................................................47
Список используемых источников...............................................50

Работа состоит из  1 файл

Доработка КУРСОВ ЦЕНОВ ПОЛИТ.doc

— 629.50 Кб (Скачать документ)

Формирование плана производства и реализации продукции, а также товарного портфеля осуществляется на основании заявок потребителей на производство определенного вида продукции.

На начало 2010 года номенклатура новой и обновлённой модернизированной подшипниковой продукции составила 119 типоразмеров.

Новой и обновленной подшипниковой  продукции за 2010 год реализовано 321076 штук на сумму 10,710 млрд. рублей РБ, что составляет 9,02 % от общей реализации подшипниковой продукции ОАО «МПЗ» в 2010 г. (118,622 млрд. рублей РБ) [19]. Рентабельность отгрузки новой и обновленной продукции (73 базовых типоразмера с учетом исключенных из перечня новых изделий ОАО «МПЗ») за 2010 г. составила 27,2 %.  В 2010 г. было реализовано 15 новых изделий, освоенных в 2010 году.  Реализация новых изделий, освоенных в 2010 году составила: по количеству — 5800 шт., по стоимости — 1,323 млрд. рублей РБ, что составляет 1,8 % в общезаводской реализации и 12,35 % в реализации новых изделий. Рентабельность отгрузки 15 новых изделий составила 9,3 %[5].

В график подготовки производства и освоения новых изделий на 2011 г. было включено 41 изделие.

Предприятие имеет 4 основные рынка сбыта своей продукции: РБ, РФ, Украина, Дальнее Зарубежье. В целом для выбора потребителей используется несколько критериев, но основным является платежеспособность заказчика и цена, которую он готов заплатить за необходимый ему товар. В таблице 2.2 приведены данные о продаже подшипников по регионам[19].

 

Таблица 2.2 − Данные о продаже подшипников по регионам

Регион

Объем продаж, тыс. шт.

Соотношение отгрузок по годам,%

2008г

2009г

2010г

2009/2008

2010/2009

2010/2008

Беларусь

7262,9

6140,4

7252,8

84,5

118,1

99,9

Россия

6491,1

2990,0

2425,1

46,1

81,1

37,4

Украина

340,4

508,9

453,0

149,5

89,0

133,1

Прочие страны

38,3

26,3

24,1

68,7

91,6

62,9

Дальнее зарубежье

237,3

87,0

68,4

36,7

78,6

28,8

Итого:

14370,0

9752,6

10223,4

67,9

104,8

71,1


 

Для наглядности структуру  продаж подшипников по регионам можно  представить в виде диаграммы (рисунок 2.2)

РРисунок 2.2. Диаграмма структуры продаж подшипников по регионам

Анализируя структуру  продаж подшипниковой продукции  по регионам  можно сделать следующие  выводы: основные отгрузки по трем годам  велись по двум регионам – Беларусь и Россия. Анализируя 2010 год, мы видим, что отгрузка подшипников на территории РБ составляет 7 252,8 тыс.шт (70,9 % от общего количества отгруженных подшипников). Количество отгруженной продукции увеличилось на 1385,4 тыс.шт по сравнению с 2009 годом и находится примерно на одном уровне , если сравнивать с 2008 годом. В структуре продаж подшипников в Россию наблюдается тенденция уменьшения продаж. По Украине, прочим странам и дальнему зарубежью, если сравнивать 2009 и 2010 гг. наблюдается та же ситуация – идет плавное снижение продаж. Это происходит за счет расторжения договоров с некоторыми потребителями и увеличением конкуренции китайских и других производителей подшипников.

 

2.2 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Минский подшипниковый завод»

Анализ  текущего финансового состояния ОАО «Минский подшипниковый завод» проводился по данным бухгалтерской отчетности предприятия (балансов и приложений к нему) за 2008-2010 годы (таблица 2.3).

Таблица 2.3 − Динамика показателей финансово-экономической деятельности ОАО «МТЗ» за период 2008-2010 гг., млн. рублей

Наименование показателя

Годовое значение показателя, млн. руб.

Темп роста %

2008 г

2009 г

2010 г

2010/2008

2010/2009

1

2

3

4

7

8

Товарная продукция в сопоставимых ценах на начало года

          200335      

          143520      

          228220      

 

113,9

 

159

Реализованная продукция 

174204

124803

198447

113,9

159

Себестоимость реализованной продукции

138645

115989

185202

133,6

159,7

Управленческие расходы

59

36

52

88,1

144,4

Расходы на реализацию

1186

1142

1579

133,1

138,3

Прибыль от реализации продукции

20658

-6515

9285

44,9

-

Чистая прибыль

11952

-29944

443

3,7

-

Среднегодовая стоимость основных фондов

892680

917922

925794

103,7

100,9

Среднегодовая стоимость нормируемых  оборотных средств

625870

596450

694345

110,9

116,4


Продолжение таблицы 2.3

1

2

3

4

5

6

Рентабельность реализованной  продукции %

8,6

-

0,2

-

-

Рентабельность всего капитала %

1,3

-

0,05

-

-

Фондоотдача с 1 рубля основных фондов %

0,22

0,16

0,25

113,6

156,2

Численность промышл-

произв. персонала

1209

1211

1220

100,9

100,7

Среднегодовая выработка ТП на одного рабочего

165,7

118,5

187,06

112,9

157,9


 

Темп роста товарной продукции составил 159 % в 2010 г по отношению к 2009 году и 113,9% по отношению к 2008 г.

Себестоимость реализованной  продукции в динамике за 3 года так  же увеличилась в 2008 году она составила 138 645 млн. руб., в 2009 году-  115 989 млн. руб., в 2010 году- 185 202 млн. руб. Темп роста в 2010 году по сравнению с 2008 годом составил 33,6%, по сравнению с 2009 годом себестоимость реализованной продукции выросла на 59,7%.

Анализируя показатели рентабельности реализованной продукции  можно сделать вывод о том, что на предприятии рентабельность за период 2008-2010 гг. снижалась. И в 2010 г. по сравнению с 2008 г. этот показатель снизился на 8,4 процентных пунктов.

Для расчета показателя фондоотдачи основные фонды необходимо учитывать по балансовой стоимости. По сравнению с 2009 г. в 2010 г. фондоотдача с 1 рубля основных фондов снизилась 0,95.

Из таблицы видно, что среднегодовая выработка товарной продукции на одного работающего увеличилась на 68,56 млн. руб./чел в 2010 году по сравнению с 2009 годом и на 21,36 млн. руб. в 2010 году по сравнению с 2008 годом. Прибыль от реализации продукции на ОАО «МПЗ» снижается, если в 2008 году она составляла 11952 млн. руб., то в 2009 году прибыль отрицательная -6515 млн. руб., а в 2010 году 9285 млн. руб. На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом финансовое положение завода можно охарактеризовать как удовлетворительное. Предприятие своевременно производит расчеты с поставщиками, выплачивается заработной платы, производятся расчеты за энергоносители и текущие платежи в бюджет. Структура затрат на производство продукции ОАО «МПЗ» в 2008-2010 гг. представлена в таблице 2.4.

 

 

 

 

Таблица 2.4 − Структура затрат на производство продукции ОАО «МПЗ» в 2008-2010 гг.

Элементы затрат

Сумма, млн.руб.

Отклонения

2008г

2009г

2010г

2010 от 2009

2010 от 2008

Темп роста %

2010 к 2009

1

2

3

4

5

6

7

1 Материальные затраты

90119

75390

125938

+50548

+35819

167

2 Оплата труда

30501

25518

36300

+10782

+5799

142,2

3 Отчисления на соц. нужды

10675

8930

12700

+6230

+2025

142,2

4 Амортизация

3250

4150

5020

+870

+1770

121,0

5 Прочие расходы

4100

2001

5244

+3243

+1144

262,1

Итого затрат

138645

115989

185202

+69213

+46557

159,7


 

Из таблицы 2.4. видно, что в абсолютных показателях величины всех элементов затрат растут. Это вполне можно объяснить ростом цен на все используемые ресурсы в течении анализируемого периода. Рассмотрим изменение структуры затрат в 2008-2010 годах. Для большей наглядности она представлена в виде диаграммы (рисунок 2.3.).

Рисунок 2.3 − Структура затрат на производство продукции ОАО «МПЗ» в 2008-2010 гг.

 

Из данной диаграммы  видно, что во все годы подавляющий  удельный вес в структуре затрат на производство и реализацию продукции  ОАО «МПЗ» имеют материальные затраты. Именно здесь и необходимо искать основные резервы снижения себестоимости продукции, а как следствие и снижение отпускных цен предприятия − изготовителя.

Рассмотрим динамику выручки от реализации продукции  ОАО «МПЗ» в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 − Динамика выручки от реализации продукции  ОАО «МПЗ» за 2008-2010гг.

Показатель 

2008г

2009г

2010г

Темп

роста %

2010  к 

2008

Выручка от реализации продукции, млн. руб.

174204

124803

198447

113,9

Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции млн. руб.

13656

8814

13245

97,0

Выручка от реализации продукции без  налогов и прочих отчислений из выручки, млн. руб.

160548

115989

185202

115,3


 

По результатам анализа  видно, что в 2010 году по сравнению с 2008 годом произошел рост выручки от реализации (за счет увеличения объема продаж и цен на продукцию) на 13,9%,  налоги, включаемые в выручку снизились на 400 млн. руб. или на 3%. Выручка от реализации продукции так же выросла на 24654 млн. руб. или на 15,3%.

Доля доходов разных видов, в том числе внереализационных, в общей сумме валовой выручки  предприятия может быть достаточно большой, а в отдельных случаях – даже превышать выручку от реализации. Поэтому самую полную картину финансово – хозяйственной деятельности предприятия даст анализ всех его доходов.

Рассмотрим состав и структуру операционных и внереализационных доходов организации за 2009-2010гг. в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 − Состав и структура операционных доходов ОАО «МПЗ» за 2009-2010гг.

Источники получения  доходов

Сумма млн. руб.

Темп роста %

2009г

2010г

Доходы, полученные от продажи активов

60

507

845

Проценты к получению

2

8

400

Доходы от участия в УФ других организаций

80

123

615

Прочие операционные доходы

51687

65069

125,9

Итого операционные доходы

51829

65707

100

Штрафы, пени, неустойки

203

227

111,8

Списание задолженности

7

9

128,6

Курсовые и суммовые разницы

-

6774

-

Прочие внереализационные доходы

1592

1950

122,5

Итого внереализационных  доходов

1875

8960

478

Информация о работе Ценовая политика как экономический механизм управления предприятием (на материалах ОАО «Минский подшипниковый завод»)ценовой политики п