Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение доходов торгово-заготовительной организации, анализ их формирования в ЧУП Коопзаготпромторг Поставского райпо, выявление недостатков и резервов их увеличения. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• Определить сущность, источники формирования, тенденции развития доходов в торгово-заготовительной деятельности организации
• Изучить методику экономического анализа доходов организации
Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность, источники формирования, тенденции развития доходов торгово-заготовительной деятельности………………………………..........5
2. Методика экономического анализа доходов организации……..............12
3. Анализ, состояние и динамика доходов ЧУП Коопзаготпромторг Поставского райпо.
3.1 Социально-экономическая характеристика района и объемов деятельности ЧУП Коопзаготпромторг Поставского райпо………………17
3.2 Анализ доходов и факторов, влияющих на них………………...............25
3.3 Анализ использования доходов ЧУП Коопзаготпромторг Поставского райпо…………………………………………………………………………...31
4. Пути и резервы увеличения доходов в торгово-заготовительной деятельности…………………………………………………………..............34
Заключение…………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………39
Приложения.
Уровень доходов, определяемый как процентное отношение суммы доходов организации к заготовительному обороту (ли к обороту по реализации);
Структура доходов организации (удельный вес в сумме доходов организаций отдельных его элементов: доходов от основных видов деятельности, операционных доходов, внереализационных доходов).
Для сравнения полученных размеров валовых доходов по предприятиям и организациям используют показатель уровня доходов.
Рассмотрим сложившиеся тенденции по системе БЕЛКООПСОЮЗА.
Таблица 1.
Валовые доходы, в % к реализации.
| Торговля | заготовки | ||||
2003г. | 2004г. | Отклоне- ние(+/-) | 2003г. | 2004г. | Отклоне- ние(+/-) | |
БКС | 16,5 | 16,98 | 0,48 | 18,58 | 19,41 | 0,83 |
Брестский ОПС | 16,58 | 17,05 | 0,47 | 18,65 | 19,65 | 1,00 |
Витебский ОПС | 15,37 | 16,30 | 0,93 | 14,87 | 16,89 | 2,02 |
Гомельский ОПС | 15,25 | 16,48 | 1,23 | 23,34 | 22,96 | -0,38 |
Гродненский ОПС | 16,55 | 16,45 | -0,10 | 20,43 | 18,35 | -2,08 |
Минский ОПС | 15,9 | 15,87 | -0,03 | 16,69 | 16,91 | 0,22 |
Могилевский ОПС | 16,82 | 16,8 | -0,02 | 20,27 | 24,12 | 3,85 |
Источник: Результаты финансово-хозяйственной деятельности потребительской кооперации за 2004 год. Мн:2005,стр.27.
Согласно данных таблицы 1, в целом по системе произошло незначительное увеличение уровня валовых доходов в 2004 году по сравнению с 2003 годом, как в торговле, так и в заготовках. В разрезе облпотребсоюзов наблюдается снижение уровня доходов торговли в Гродненском, Минском и Могилевском ОПС, заготовок – Гомельском и Гродненском ОПС.
2. Методика экономического анализа доходов организации.
Анализ валовых доходов, как и других результативных показателей, предполагает:
А) изучение исследуемого показателя в его взаимосвязях;
Б) оценку воздействия объективных экономических законов и факторов субъективного характера;
В)использование результатов анализа при разработке бизнес-планов;
Г) выявление и количественное измерение действия факторов на исследуемое явление;
Д) определение тенденции и пропорций в развитии изучаемого показателя с определением неиспользуемых внутрихозяйственных резервов;
Е) изучение и обобщение передового, в том числе зарубежного, опыта и использование его при принятии управленческих решений.
Основной целью изучения валовых доходов является поиск резервов их роста и достижение на основе этого оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления ими.
С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых результатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение торгового предприятия, оплата труда работников, поскольку источником формирования прибыли является валовой доход.
Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относятся: оценка абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, группировки, индексный, графический, метод цепных подстановок, балансовый.
Достоверность результатов анализа валовых доходов находится в прямой зависимости от качества его информационного обеспечения. Источники экономической информации подразделяются на учетные, внеучетные и нормативные. К учетным относятся бухгалтерский учет и отчетность; статистический учет и отчетность; выборочные учетные данные; к внеучетным - материалы внутриведомственной и вневедомственной ревизии, внешнего и внутреннего аудита, проверок налоговой службы, протоколы собраний трудового коллектива, материалы печати; объяснительные и докладные записки; переписка с вышестоящими организациями, финансовыми органами, банками; материалы , получаемые в результате личных контактов с исполнителями.
Нормативные источники – рекомендации вышестоящих органов управления, утвержденные тарифы, ставки, размеры среднего уровня валового дохода, достигнутые конкурентами, и т.п.
Перед анализом необходимо тщательно проверить все привлекаемые к анализу материалы. Подготовка к анализу состоит главным образом в их проверке, в проверке качества отчетных материалов.
Основными материалами для анализа валового дохода служат бухгалтерский отчет и отчетность, статистическая отчетность.
В процессе анализа валового дохода устанавливается степень соответствия фактических (ожидаемых) значений прогнозным (плановым), выполнения заданий по валовому доходу. В ходе анализа определяется динамика валового дохода, устанавливаются причины его роста или снижения. В связи с тем, что существуют определенные расхождения в формировании цен на товары, закупаемые из различных источников, целесообразно учет валовых доходов организовать в зависимости от того, по каким каналам поступает товар на торговое предприятие для его последующей реализации конечным потребителям. Если предприятие в состоянии обеспечить максимальную механизацию учета, тогда наблюдения за развитием валового дохода необходимо провести по каждому источнику поступления товара, по каждому договору купли продажи, что позволит создать возможность для стратегического управления процессом формирования валовых доходов.
При анализе особое внимание следует уделить расчету влияния основных факторов на сумму и уровень валового дохода.
К основным факторам, оказывающим воздействие на размер валового дохода, относятся: объем и ассортиментная структура товарооборота, уровень торговых надбавок и цен, звенность товародвижения, состав товарооборота и др.
Общая тенденция развития валового дохода торгового предприятия соответствует оптимальному соотношению индекса роста валового дохода (IВД) и индекса роста товарооборота (Iт) и имеет следующий вид:
(IВД) > (Iт). (1.2)
Влияние изменения объема продаж на сумму валового дохода (ВДт) рассчитывается по формуле:
ВДт =(Т1-Т0)*ВД0/100, (1.3)
где
Т1, Т0 – соответственно базисный и отчетный объем товарооборота.
ВД0 – базовый уровень валового дохода, % к товарообороту.
Влияние среднего уровня валового дохода на его сумму (ВДвд) определяется следующим образом:
ВДвд =(ВД1-ВД0)*Т1/100, (1.4)
где
ВД1 – уровень валового дохода отчетного периода, % к товарообороту.
Значительное влияние на валовой доход оказывает изменение структуры товарооборота. Увеличение доли товаров с более высоким уровнем торговых надбавок ведет к повышению среднего уровня валового дохода, и наоборот. Влияние изменения структуры товарооборота на уровень валового дохода определяется методом процентных чисел.
При покупке товаров через оптовые предприятия и других посредников торговое предприятие отдает им часть торговой надбавки, что уменьшает его валовой доход. Влияние изменения зависимости товародвижения на валовой доход изучают по договорам поставки товаров, счет-фактурам и данным учета поступления товаров.
Следующим этапом анализа валового дохода является анализ валового дохода по месяцам, кварталам, декадам в разрезе подведомственных подразделений в сравнении с достижениями конкурентов.
Завершается анализ валовых доходов расчетом упущенных возможностей в росте валовых доходов и разработкой мероприятий с определением ответственных за их выполнение и установление мер ответственности за их реализацию.
Материалы анализы служат базой прогнозирования и планирования валового дохода на будущий период.
Задачами проведения анализа доходов в заготовках являются:
1. оценка общей суммы и уровня доходов заготовительного предприятия;
2. оценка выполнения плана и динамика суммы доходов и их уровня;
3. оценка структуры доходов заготовительного предприятия и ее изменения;
4. оценка влияния факторов на сумму и уровень доходов заготовительного предприятия: изменения объема и структуры заготовительного оборота, звенности товародвижения, сроков закупки и качества отдельных видов сельскохозяйственной продукции, полноты и своевременности получения доходов и т.п.
Таким образом, доходы, являясь важной экономической категорией, отражают результат деятельности предприятия, служат основой для получения прибыли. Анализ доходов позволяет выявить резервы для более эффективной работы, обнаружить недостатки и недоработки.
3. Анализ состояния и динамика доходов ЧУП Коопзаготпромторг Поставского райпо.
3.1 Социально-экономическая характеристика района и объемов деятельности ЧУП Коопзаготпромторг Поставского райпо.
Унитарное торговое предприятие “Коопзаготпромторг”, собственником имущества которого является Поставское райпо, создано 15 июня 1951 года.
Унитарное торговое предприятие “Коопзаготпромторг” Поставского райпо является правоприемником предприятия “коопзаготпромторг” Поставского райпо в результате изменения последним своего наименования.
Местонахождение предприятия: 211840, Витебская область, г. Поставы, ул. Гагарина, 98.
Предприятие основано на частной форме собственности юридического лица и создано на неопределённый срок. Коопзаготпромторг является юридическим лицом, состоит на хозяйственном расчёте, имеет самостоятельный баланс, расчётные и иные счета в учреждениях банка.
Главной целью УТП “Коопзаготпромторга” является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Коопзаготпромторг осуществляет 32 вида деятельности, среди которых выделяют: выращивание картофеля, зерновых, кормовых культур, разведение крупного рогатого скота, оптовая торговля, заготовка и закупка сельскохозяйственной, дикорастущей продукции, розничная торговля, хранение и складирование, транспортно-экспедиционные услуги и другие.
Территория Поставского района составляет 2,1 тыс. кв. км, где проживает 52 тыс. человек. В городе Поставы проживает 23 тыс. человек. В Поставском районе расположено 534 населённых пункта. Промышленность района представлена 14 предприятиями: заводы “Белит”, завод учебного оборудования, консервный завод, молокозавод, спиртзавод, Воронаевский ДОК, лесхоз, рыбхоз, комбинат кооперативной промышленности, производственный участок “ Витебсковцепром”, завод ЖБИ, стеклозавод.
Таблица 3.1.
Изменение численности обслуживаемого населения
Поставским райпо за 2001-2003 гг.
Показатели
| Ед. измерения
| Год | Отклонение (+,-) или темп роста, % | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2003 к 2002 | 2004 к 2002 | ||
1. Всего населения в районе | чел. | 53140 | 52850 | 52470 | 99,45 | 98,74 |
В том числе, обслуживаемого потребительской кооперацией | чел. | 36135 | 35832 | 34683 | 99,16 | 95,98 |
Из них: | чел. |
|
|
|
|
|
мужчин | чел. | 13620 | 12600 | 12471 | 92,51 | 91,56 |
женщин | чел. | 12150 | 12765 | 13105 | 105,06 | 107,86 |
детей | чел. | 10365 | 10467 | 9107 | 100,99 | 87,86 |
2. Удельный вес населения, обслуживаемого потребительской кооперацией в общей численности населения района | % | 68 | 67,8 | 66,1 | -0,2 | -1,9 |