Финансовое обеспечение федеральных целевых программ и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:31, дипломная работа

Описание

Целью исследования является изучение понятия целевых программ, анализ их влияния на социально-экономическое положение России, направлений, порядка их принятия, анализ механизмов финансирования федеральных целевых программ, определение направлений совершенствования в данной области, концептуальных предложений по совершенствованию системы финансирования.

Содержание

Введение__________________________________________________________
Глава 1. Федеральные целевые программы: понятие и экономическая сущность_______________________________________________________
1.1. Назначение федеральных целевых программ_______________________
1.2. Система финансирования реализации федеральных целевых программ______________________________________________________
Глава 2. Финансовое обеспечение основных приоритетных направлений реализации федеральных целевых программ____________________________
2.1. Направления и сферы реализации федеральных целевых программ________________________________________________________
2.2. Анализ финансового обеспечения федеральной целевой программы «Жилище»_________________________________________________________
2.3. Анализ финансового обеспечения федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»_______________________________
Глава 3. Совершенствование механизмов финансового обеспечения реализации федеральных целевых программ___________________________
3.1. Государственный мониторинг и финансовый контроль______________
3.2. Проблемные аспекты финансирования федеральных целевых программ и пути их решения__________________________________________________
Заключение________________________________________________________
Список источников__________________________________________________

Работа состоит из  1 файл

Текст диплома Марина 1 отправка.docx

— 317.15 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Допущено к защите в ГАК

Заведующий кафедрой

финансов, денежного обращения

и кредита

к.э.наук., профессор

___________ С.С. Жукова

___________________2012


 

 

                                                   

 

 

 

 

 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

 

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ  ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ  И ПУТИ ЕГО  СОВЕРШЕНСТВОВАНИФ

 

 

Выполнил 

Студентка 3 курса

Заочной формы обучения                                                                      М.Н. Бохан

 

 

Научный руководитель

к.э.наук., доцент                                                                                   Л.Д. Зубкова                              

 

 

Рецензент                                                                                       

Начальник экономического

отдела ООО «Услуга»                                                                       Ю.И. Злобова

 

 

 

 

Тюмень 2012

Содержание

Список сокращений______________________________________________

Введение__________________________________________________________

Глава  1. Федеральные целевые программы: понятие и экономическая сущность_______________________________________________________

    1. Назначение федеральных целевых программ_______________________

1.2.    Система финансирования реализации федеральных целевых программ______________________________________________________

Глава  2. Финансовое обеспечение основных приоритетных направлений реализации федеральных целевых программ____________________________


    1. Направления и сферы реализации федеральных целевых программ________________________________________________________
    2. Анализ финансового обеспечения федеральной целевой программы «Жилище»_________________________________________________________
    3. Анализ финансового обеспечения федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»_______________________________

Глава 3. Совершенствование механизмов финансового обеспечения реализации федеральных целевых программ___________________________

    1. Государственный мониторинг и финансовый контроль______________
    2. Проблемные аспекты финансирования федеральных целевых программ и пути их решения__________________________________________________

Заключение________________________________________________________


Список источников__________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Список  сокращений

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

БНА -  Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

ВКС - Вестник Конституционного суда Российской Федерации

ВС РФ -  Верховный Суд Российской Федерации

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс

ГД- Государственная Дума

КоАП РФ -  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

НК РФ- Налоговый кодекс Российской Федерации

НДФЛ- Налог на доходы физических лиц

НИКОР- Научно-исследовательские конструкторские решения

РФ - Российская Федерация

СААП РФ -  Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

СФ - Совет Федерации

СЕ - Совет Европы

ФБ- Федеральный бюджет

ФЗ - Федеральный закон

ФЦП- Федеральные целевые программы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Федеральные целевые программы  и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует  Российская Федерация (далее - целевые  программы), представляют собой увязанный  по задачам, ресурсам и срокам осуществления  комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и  других мероприятий, обеспечивающих эффективное  решение системных проблем в  области государственного, экономического, экологического, социального и культурного  развития Российской Федерации.

Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению финансового обеспечения реализации федеральных целевых программ и направлениям совершенствования механизмов финансирования.

Актуальность темы исследования обусловлена несколькими объективными причинами.

О важности реализации начатых федеральных целевых программ в различных сферах, обеспечения стабильного финансирования, первостепенности решения поставленных Президентом перед Правительством Российской Федерации задач, постоянно упоминается Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному собранию. Так, в президентском Послании от 22.12.2011 года бывший Президент Российской Федерации Медведев Д.А. отметил важные направления социальной и экономической политики России на 2012 год:  дальнейшая реализация стартовавших федеральных целевых программ для поддержки семей с тремя и более детьми, учителей, врачей, молодых инженеров и ученых (возможности для улучшения жилищных условий с помощью льготной ипотеки), полноценная реализация программы «Доступная среда», направленная на социальную адаптацию инвалидов, включающая их трудоустройство, существенное увеличение количества школ с инклюзивным образованием. Модернизация  бюджетной сферы, в 2012 году будет ускорено решение проблемы нехватки мест в детских садах, с повышением уровня оплаты труда работающих с детьми преподавателей и воспитателей. Государство обязуется принимать дополнительные меры, стимулирующие рост семейных форм устройства детей-сирот, с одновременной разработкой субъектами Федерации программ, необходимых для медико-психологического и педагогического сопровождения семей, которые воспитывают детей-сирот. В 2012 году планируется завершение разработки программ социальной адаптации выпускников детских домов. Так же первостепенной задачей является разработка  долгосрочной стратегии развития пенсионной системы, а так же реализация программы модернизации здравоохранения. Разработка нового законодательства об охране здоровья позволит определить гарантированные объемы качества оказываемых медицинских услуг, а за счёт заложенных в бюджете дополнительных денежных средств привести в порядок материальную базу медицинских учреждений и повысить зарплаты медицинским работникам. Важным направлением социального развития является дальнейшая  реализация программы национальной инициативы – «Наша новая школа». Приоритеты последующих лет – это полноценное формирование новой системы поиска и поддержки юных талантов, переход к практически ориентированной модели образования в средней и старшей школе, и превращение школы в центр жизни, а не только в место, где учат детей.1

Особый акцент был сделан Медведевым В.А. на необходимости строго контроля за финансированием целевых программ с целью недопущения их «сворачивания», увеличение сроков и объёмов реализации.

Целью исследования является изучение понятия целевых программ, анализ их влияния на социально-экономическое положение России, направлений, порядка их принятия, анализ механизмов финансирования федеральных целевых программ, определение направлений совершенствования в данной области,  концептуальных предложений по совершенствованию системы финансирования.

Для достижения целей исследования автор поставил следующие задачи:

- Раскрыть понятие федеральных целевых программ;

- Рассмотреть порядок разработки, финансирования, утверждения федеральных целевых программ;

- Проанализировать некоторые федеральные целевые программы;

- Определить влияние федеральных целевых программ на социально-экономическое положение страны.

Объектом исследования является система бюджетного финансирования федеральных целевых программ.

Предметом исследования являются сущность, формы, методы финансирования.

Теоретическую основу исследования составили  работы отечественных и зарубежных авторов: А. П. Алехина, С. С. Алексеева, Г. В. Атаманчука, Д. Н. Бахраха, И. Л. Бачило, А. С. Вельского, С. Н. Братуся, И. И. Веремеенко, Е. Ю. Грачевой, А. А. Гришковца, А. А. Демина, Е. В. Додина, Ю. М. Козлова, Н. М. Конина, А.П. Коренева, Б. М. Лазарева, В. А. Лория, А. Е. Лунева, В. И. Максимовского, В. М. Манохина, М. Я. Масленникова, В. П. Новоселова, В. Г. Розенфельда, Н. Г. Салищевой, Ю. Н. Старилова, М. С. Студеникиной, Ю. А. Тихомирова, А. П. Шергина, В. А. Юсупова и других. Научные исследования указанных авторов помогли изучить и объяснить особенности финансового регулирования реализации федеральных целевых программ.

Автором обобщено и проанализировано федеральное законодательство, а  также законодательство субъектов  РФ по вопросам регулирования данной сферы. Использовались материалы научно-практических конференций, периодической печати, статистические, социологические данные, информационно-аналитические данные Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России.

Структура работы определена логикой, целями и задачами исследования. Она состоит из введения, трёх глав, включающих  семь параграфов, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Федеральные целевые программы: понятие и экономическая сущность

 

1.1 Назначение федеральных целевых программ

 

Федеральная целевая программа – увязанный  по задачам, ресурсам и срокам осуществления  комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и  других мероприятий, обеспечивающих эффективное  решение системных проблем в  области государственного, экономического, экологического, социального и культурного  развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших  средств реализации структурной  политики государства, активного воздействия  на его социально-экономическое  развитие и должны быть сосредоточены  на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных  органов исполнительной власти.

Целевая программа, как правило, включает в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Бюджетное финансирование можно разделить  на две части – финансирование объема услуг и конкретные целевые  программы. В первом случае средства поступают к конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансирование может поступать в ряд отраслей. В таком случае финансирование направляется или напрямую исполнителю, или через  ведомство.

Долгосрочной  целевой программой, реализуемой  за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых  программ, реализуемых за счет средств  бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов).

Условия предоставления и методика расчета  указанных межбюджетных субсидий устанавливаются  соответствующей программой.

В роли заказчика  долгосрочной целевой программы  может выступать орган государственной  власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ. Именно такой орган действует  от имени государства или муниципального образования при разработке долгосрочной целевой программы и ее реализации.

Долгосрочные  целевые программы разрабатываются  органом исполнительной власти, органом  местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления при  рассмотрении и утверждении бюджета  или самостоятельно.

Информация о работе Финансовое обеспечение федеральных целевых программ и пути его совершенствования