Государственная политика по защите материнства и дества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:52, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является рассмотрение различных подходов и способов в реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей.
Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи:
- дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем;
- раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические и законодательные основы государственной политики по защите материнства и детства………………………………………………….6
1.1. Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства………………………6
1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты в России……...11
1.3 Характеристика демографической ситуации в России на современном этапе………………………………………………………………………………20
1.4. Эффекты и меры государственной политики поддержки материнства и детства: международный опыт………………………………………………….24
2. Организационные механизмы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства на региональном уровне…………….........30
2.1. Социальное партнёрство государственных и общественных организаций в решении проблем семейной политики……………………………………….30
2.2. Программы Ульяновской области в рамках национальной политики по защите материнства и детства…………………………………………………..47
2.3. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении вопросов социальной защиты…………………...51
Заключение…………………………………………………………………........57
Список лилературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

диплом Государственная политика по защите материнства и детства.doc

— 630.50 Кб (Скачать документ)

В 2010 году принято 426 актов в данной сфере.

Так, в сфере семейной политики приняты нормативные  правовые акты, направленные на социальную защиту и поддержку следующих граждан.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты) предусмотрены:

        адресная социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (республики Татарстан, Марий Эл, Удмуртская Республика);

        установление  следующих мер социальной поддержки в виде:

предоставления ежемесячной денежной выплаты на период обучения в общеобразовательных школах (школах-интернатах) (Республика Татарстан, Кировская, Нижегородская области);

оплаты проезда учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста восемнадцати лет, из многодетных семей, а также детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях (республики Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская Республика, Пензенская, Ульяновская, Оренбургская, Кировская, Самарская, Нижегородская области);

обеспечения жильем, в том числе социальные выплаты на приобретение жилья (во всех субъектах Российской Федерации);

обеспечения выпускников одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием (республики Мордовия, Марий Эл, Удмуртская Республика, Оренбургская, Нижегородская, Пензенская, Ульяновская, Кировская и Самарская области, Пермский край);

выплаты единовременного денежного пособия выпускникам общеобразовательных учреждений (Оренбургская, Пензенская, Кировская и Нижегородская области);

материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в государственных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения (Оренбургская, Кировская, Самарская, Саратовская, Пензенская области, Республика Марий Эл);

        опека и попечительство:

а) выплата опекуну или попечителю денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) (Нижегородская, Ульяновская, Самарская, Пензенская, Саратовская области, республики Удмуртская, Мордовия и Марий Эл),

б) назначение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (Ульяновская, Нижегородская и Саратовская области),

в) полномочиями по опеке и попечительству наделены органы местного самоуправления (Нижегородская, Пензенская, Ульяновская, Саратовская, Кировская, Самарская области, Удмуртская Республика, Пермский край, республики Марий Эл, Мордовия);

        патронатное воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (Нижегородская, Ульяновская области, Удмуртская и Чувашская республики, республики Башкортостан и Марий Эл, Пермский край);

        институт общественных воспитателей (Удмуртская Республика);

        материальное обеспечение и меры социальной поддержки приемных семей (все регионы округа);

        возмещение образовательным учреждениям расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования (Пензенская, Нижегородская, Ульяновская, Кировская, Самарская области, республики Марий Эл, Мордовия);

        внедрение системного комплекса «Видеопаспорт ребенка» (Нижегородская область);

        перечень медицинских показаний для установления повышенного размера оплаты труда приемным родителям (Самарская область);

        возмещение стоимости проживания детей-сирот, которые обучаются в государственных образовательных учреждениях профессионального образования (Пензенская область).

Семьям, имеющим детей, гарантированы:

        меры по организации отдыха и оздоровления детей (во всех субъектах округа), в Республике Марий Эл, Пермском крае данными полномочиями наделены органы местного самоуправления;

        обеспечение беременных женщин, детей в возрасте до 3 лет продуктами питания (республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашская и Удмуртская республики, Нижегородская, Саратовская и Пензенская области, Пермский край);

        меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию (Ульяновская, Нижегородская, Оренбургская, Саратовская, Пензенская области, республики Мордовия, Чувашская и Марий Эл);

        выплата ежемесячного пособия на ребенка (республики Марий Эл, Мордовия, Чувашская и Удмуртская республики, Пензенская, Самарская, Оренбургская области);

        выплата единовременного пособия беременной жене военнослужащего по призыву (Чувашская Республика, Пензенская область, Пермский край);

        именной капитал «Семья» (Ульяновская область);

        ежемесячное пособие беременным женщинам (Пензенская область);

        адресная социальная помощь (Удмуртская Республика, Самарская область);

        социальная поддержка малоимущих семей (Нижегородская и Самарская области, Пермский край);

        выплата компенсации родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования (республики Марий Эл, Мордовия, Удмуртская Республика, Самарская, Нижегородская, Ульяновская, Пензенская области, Пермский край);

        организация профессионального обучения женщин, имеющих детей до трех лет (Ульяновская область);

        установление нормативов распространения печатной продукции (республики Башкортостан, Марий Эл, Чувашская, Мордовия, Нижегородская область);

        выплата на приобретение (строительство) жилья (Республика Мордовия, Пермский край);

        защита ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью (республики Мордовия и Марий Эл, Мордовия);

        оказание супружеским парам специализированной медицинской помощи с применением вспомогательных репродуктивных технологий Самарская область).

Многодетным семьям предусмотрены:

        установление единовременной материальной помощи многодетным матерям, родителям, награжденным медалями, орденами родительской славы (республики Башкортостан, Мордовия, Удмуртская, Чувашская республики, Нижегородская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская области);

        предоставление социальных выплат (Республика Мордовия, Пензенская область);

        предоставление автотранспорта, его оплата (Республика Башкортостан);

        социальная выплата на строительство (приобретение) жилья (республики Марий Эл, Мордовия, Оренбургская область, Пермский край);

        ежемесячная денежная компенсация расходов платы за жилищно-коммунальные услуги (Республика Марий Эл, Ульяновская область);

        внеочередной прием в детские дошкольные образовательные учреждения (Ульяновская область);

        бесплатное посещение детьми из многодетной семьи один раз в месяц государственных музеев (Удмуртская Республика);

        компенсация стоимости проезда на внутригородском транспорте, также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ и образовательных учреждений (Удмуртская Республика).

Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются меры социальной поддержки в виде:

        доплаты к пенсии по инвалидности, ежемесячного денежного пособия (республики Башкортостан, Марий Эл, Нижегородская, Пензенская, Ульяновская области);

        предоставления жилья (республики Башкортостан, Марий Эл, Удмуртская, Мордовия, Пензенская, Нижегородская, Ульяновская, Кировская, Самарская, Оренбургская области, Пермский край);

        ежеквартальной надбавки к пенсии детям-инвалидам (Оренбургская область);

        оплаты стационарного обслуживания в государственных учреждениях стационарного типа (Республика Татарстан, Чувашская и Удмуртская республики, Оренбургская, Нижегородская, Пензенская, Самарская области, Пермский край);

        обеспечения техническими средствами реабилитации (республики Марий Эл, Мордовия, Нижегородская, Оренбургская, Ульяновская области, Пермский край);

        выплаты инвалидам, имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, компенсации уплаченной ими (законными представителями) страховой премии по договору  обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Оренбургская, Нижегородская, Пензенская, Самарская области, Пермский край);

        освобождения от уплаты транспортного налога (Нижегородская область);

        социального обслуживания на дому (республики Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Пензенская, Оренбургская, Нижегородская области);

        выплаты на строительство (приобретение) жилья (республики Марий Эл, Мордовия, Чувашская Республика, ульяновская область);

        квотирования рабочих мест (Республика Татарстан, Чувашская Республика, Нижегородская, Пензенская области);

        частичной или полной оплаты жилищно-коммунальных услуг (республики Марий Эл, Мордовия, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Кировская области, Пермский край);

        обеспечения бесплатными путевками в социально-оздоровительные организации (Нижегородская и Пензенская области);

        обеспечения автотранспортными средствами детей-инвалидов (Республика Мордовия, Самарская область);

        компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно на всех видах транспорта инвалиду и лицу, его сопровождающему (Республика Марий Эл, Самарская и Нижегородская области, Пермский край);

        оплаты транспортных расходов городского и пригородного назначения (Республика Мордовия, Нижегородская область);

        компенсации затрат на обучение детей-инвалидов (Республика Мордовия).

 Кроме того, в округе реализуются меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних (Нижегородская, Самарская, Саратовская, Пензенская области, республики Марий Эл, Мордовия).

Созданы комиссии по делам несовершеннолетних (во всех регионах округа), в Ульяновской, Нижегородской, Саратовская областях, Удмуртской Республике данными полномочиями наделены органы местного самоуправления).

Органы местного самоуправления Республики Марий Эл наделены полномочиями по организации и получения гражданами, содержащимися в исправительных учреждениях, общего образования.

Также всеми субъектами Российской Федерации округа меры социальной поддержки оказываются гражданам в рамках предоставленных региональных программ.

 

Обзор законодательства в указанной сфере показал, что в целом органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, реализованы полномочия по урегулированию правоотношений в указанной сфере в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации.

Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации, по информации территориальных органов Минюста России, до настоящего времени не утверждены акты, устанавливающие:

        порядок предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (пункт 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») (Пензенская область);

        нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации») (Оренбургская область);

        порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей (часть 5 статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487- I) (Ульяновская область);

        порядок осуществления учета лиц, желающих усыновить детей (часть 2 статьи 126 Семейного Кодекса Российской Федерации) (Саратовская область);

        порядок и условия предоставления несовершеннолетним в интересах охраны здоровья права на бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности (пункт 4 части 1 статьи 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-I)  (Ульяновская область).

 

Территориальными органами Минюста России, находящимися в пределах Приволжского федерального округа (далее – территориальные органы), проведены 1502 правовых экспертизы, в том числе в 2010 году - 461.

Несоответствия федеральному законодательству выявлены в 76 нормативных правовых актах, из них в 2010 году – в 45 актах (Пензенская область – 8, Нижегородская область – 7,  Саратовская область, Пермский край – по 6,  Самарская область – 5, Республика Башкортостан – 4,  Республика Марий Эл, Чувашская Республика – по 3, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Оренбургская область – по 1).

Приведены в соответствие с федеральным законодательством 58 актов, из них в 2010 году – 28 (Пензенская область – 6, Нижегородская область и Пермский край – по 5, Самарская область – 3, республики Чувашская, Башкортостан, Марий Эл – по 2, республики Мордовия, Удмуртская, Саратовская область – по 1).

Информация о работе Государственная политика по защите материнства и дества