Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение различных подходов и способов в реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей.
Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи:
- дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем;
- раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства;
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические и законодательные основы государственной политики по защите материнства и детства………………………………………………….6
1.1. Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства………………………6
1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты в России……...11
1.3 Характеристика демографической ситуации в России на современном этапе………………………………………………………………………………20
1.4. Эффекты и меры государственной политики поддержки материнства и детства: международный опыт………………………………………………….24
2. Организационные механизмы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства на региональном уровне…………….........30
2.1. Социальное партнёрство государственных и общественных организаций в решении проблем семейной политики……………………………………….30
2.2. Программы Ульяновской области в рамках национальной политики по защите материнства и детства…………………………………………………..47
2.3. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении вопросов социальной защиты…………………...51
Заключение…………………………………………………………………........57
Список лилературы……………………………………
Министр труда и социального развития Ульяновской области Анатолий Васильев подчеркнул, что в регионе сформирована целостная политика по социальной поддержке многодетных семей, включающая: 50% скидку на оплату коммунальных услуг, ежемесячное пособие на каждого ребенка из малообеспеченной семьи, внеочередной прием в детские дошкольные учреждения, бесплатное посещение учреждений культуры и спорта, внеочередное обеспечение путевками в специализированные детские учреждения лечебного и санаторного типа. Производятся выплаты дополнительных единовременных пособий: 1100 - при рождении первого ребенка, 2000 - при рождении второго, 3000 - при рождении третьего и последующих детей. Бесплатное выделение земельных участков строительства собственного жилья с подведением всех инженерных коммуникаций за счет бюджетных средств отмечено в Послании Президента РФ в 2010 году как позитивный опыт Ульяновской области.
Заместитель председателя Общественной палаты Ульяновской области Галина Батракова представила доклад на тему: «Работа некоммерческих организаций региона в сфере сохранения материнства и детства», в котором осветила основные программы ульяновского регионального благотворительного фонда «Мама», направленные на поддержку материнства, формирование здорового образа жизни среди девушек в возрасте 14-20 лет, оказание помощи сиротам, представила проекты социализации детей-инвалидов регионального отделения «Российского детского фонда», рассказала о деятельности городского общественного учреждения помощи семье и детям «Луч надежды» и Центра поддержки молодой студенческой семьи Ульяновского госуниверситета. Всего, по данным ОП Ульяновской области, в реализации программ в сфере защиты материнства и детства в нашем регионе участвуют около 10 некоммерческих организаций.
В ходе пленарного заседания члены Общественной палаты Ульяновской области обсудили актуальные для региона проблемы: неудовлетворительное состояние материально-технической базы медицинских учреждений, сокращение числа молочных кухонь в г. Ульяновске, увеличение числа молодых людей, живущих в «гражданском браке», необходимость размещения социальной рекламы, пропагандирующей семейные ценности, и более эффективного проведения уроков полового воспитания для девушек и юношей старшего школьного возраста - и совместно с главами профильных министерств разработали пути их решения. Все эти и многие другие вопросы отражены в решении Общественной палаты, направленном в Правительство региона.
Благотворительным фондом защиты семьи, материнства и детства, в рамках разработанной им же программы, последние несколько лет ведётся работа по созданию макетов для наружной социальной рекламы, популяризирующих семейные ценности и направленных на профилактику абортов. В настоящий момент Благотворительный фонд защиты семьи, материнства и детства — единственный, кто в России обладает столь широкой коллекцией социальной рекламы на тему семьи, материнства и детства.
Реализация данной программы началась в 2006 г. под характерным слоганом: «С прибавлением!». Начиная с 2006 г. данная социальная реклама была размещена более чем в 40 российских регионах. В разработке указанной социальной рекламы участвовали лучшие специалисты в области рекламы из России и СНГ. Впоследствии к сотрудничеству удалось привлечь такие компании, как «Уралсиб», «Геополис», газета «Труд», «Детский Мир», «Polaris» и т. д.
При реализации своего проекта фонд руководствуется следующими принципами:
1. Важно не просто заниматься социальной рекламой, а делать ее максимально профессионально. Социальная реклама является вопросом профессионалов.
2. Конструктивное содержание. Все информационные продукты в рамках программы разрабатываются без негатива и обвинительной риторики. Например, вся серия макетов по профилактике абортов построена на позитивно ориентированных сюжетах, апеллирующих к материнскому чувству, либо на предупреждении о вреде абортов для женского здоровья.
3. Использование в семейном контексте образа трехдетной семьи. Именно такая модель семьи по демографическим расчетам способна обеспечить воспроизводство населения.
4. Привлечение в качестве дизайнеров и рекламщиков женщин — желательно состоявшихся матерей. Практика показала, что противоабортную тематику они чувствуют гораздо тоньше, чем самые опытные дизайнеры-мужчины.
Проанализировав федеральное законодательство и региональные модели можно констатировать, что в Российской Федерации сложилась разнообразная практика взаимодействия институтов гражданского общества и власти в области реализации семейной политики.
Укрепление семьи с детьми как социального института требует специальных усилий со стороны не только государства, но и общества, общественных объединений и самой семьи. Одной из важнейших составляющих семейной политики является разработка стимулов к экономически активному поведению и на этой основе - интенсивное воспроизводство семейных ценностей. Решению этой задачи будет способствовать развитая модель взаимодействия власти и организаций гражданского общества, стимулирующая личную инициативу и свободу выбора. Данная система открывает возможности для эффективного развития общественного диалога и реализации приоритетов семейной политики совместными усилиями государства, общества и семьи.
С другой стороны в ходе исследования было выявлено, что пока государственная политика в отношении ННО не адекватна динамике их развития. Действующие нормативно - правовые акты, регламентирующие деятельность гражданских организаций в области семейной политики, содержат много противоречий и потому не позволяют в полной мере мобилизовать потенциал ННО, направить их ресурсы на решение проблем российского социума. Практикуемый механизм взаимоотношений власти и организаций гражданского общества не способствует их становлению как конкурентоспособного равноправного партнера госструктур.
Для создания системы взаимодействия институтов гражданского общества и власти нужны формы постоянного рабочего взаимодействия, прототипом которых являются: «рабочие площадки», общественные палаты и комиссии, экспертные советы при органах государственной власти и управления.
Для организации диалога в режиме социального взаимодействия сотрудникам ННО помимо активной гражданской позиции необходимо обладать профессиональными навыками работы в данной сфере, с тем, чтобы компетентно влиять на процессы жизнедеятельности общества и организацию диалога с властными структурами всех уровней.
Есть основание утверждать, что именно ННО принадлежит ведущая роль в консолидации российского гражданского общества и налаживании сотрудничества его институтов с органами власти. ННО активно реализуют инновационные программы в социально-значимых направлениях государственной политики, в частности по поддержке семьи, материнства и детства.
2.2. Программы Ульяновской области в рамках национальной политики по защите материнства и детства.
В Ульяновской области проживает 207 тыс. семей, в которых воспитываются более 210 тыс. несовершеннолетних детей, из них: 74% - полные семьи, 26% - это неполные семьи.
Однодетные семьи составляют 68%, двухдетные- 28%, многодетные семьи-2,3%. В РФ - многодетных семей – 2,6%, в ПФО – 5%.
В области разработан и реализуется широкий комплекс мер, направленных на поддержку семьи, материнства и детства. Это, прежде всего, сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности семьи, развития различных форм поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, повышение их уровня жизни.
В соответствии с действующим региональным законодательством выплачивается ежемесячное пособие на несовершеннолетних детей в размере 120 рублей, на детей одиноких родителей – 240 рублей, на детей разыскиваемых родителей – 180 рублей.
В настоящее время прорабатывается вопрос о введении с 2012 года дифференцированного подхода к выплате пособий на детей с учётом категории семьи.
В целях стимулирования рождаемости в области с 2008 года выплачивается единовременное пособие при рождении ребёнка: 1100 рублей – при рождении первого ребёнка, 2000 руб. – при рождении второго ребёнка, 3000 рублей – при рождении третьего и последующих детей.
В Ульяновской области успешно реализуется закон «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области» от 29.12.2005 № 154-ЗО, в соответствии с которым многодетные семьи пользуются следующими мерами социальной поддержки:
1) ежемесячная скидка в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг и стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива;
2) внеочередной приём детей в дошкольные учреждения;
3) бесплатное посещение учреждений культуры и искусства, находящихся в государственной собственности Ульяновской области;
4) внеочередное обеспечение детей путёвками (по медицинским показаниям) в специализированные детские учреждения лечебного и санаторного типа, оздоровительные лагеря и другие оздоровительные учреждения;
5) ежемесячная денежная выплата в размере 160 рублей на каждого ребенка, предоставляется в случае, если среднедушевой доход многодетной семьи не превышает величины прожиточного минимума, установленного в Ульяновской области на душу населения;
6) ежегодная выплата в размере 1000 рублей на каждого ребенка школьного возраста на приобретение школьной и спортивной одежды;
7) единовременная денежная выплата при награждении орденом «Родительская слава» в размере 15000 рублей.
С 01.01.2010 года в соответствии с Законом Ульяновской области от 31.03.2009 № 26-ЗО «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» и статью 3 Закона Ульяновской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей проживающих на территории Ульяновской области» натуральные меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, приобретению топлива заменены соответственно ежемесячной денежной компенсацией расходов в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги и денежной компенсацией расходов на приобретение твёрдого топлива в пределах норм, установленных для продажи населению, и оплату транспортных услуг для доставки этого топлива в размере 50 процентов установленной стоимости.
В соответствии с Законом Ульяновской области от 04.10.2006 № 137-ЗО «О размере оплаты труда приёмных родителей и льготах, предоставляемых приёмной семье, в Ульяновской области» (с изменениями, внесёнными на основании закона Ульяновской области от 03.03.2009 г. № 18-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области»), на приёмную семью, имеющую трёх и более детей, включая родных и усыновлённых, также распространяются льготы для многодетных семей, установленные законодательством Ульяновской области.
В 2010 году принят закон Ульяновской области «О внесении изменений в ст. 3 закона Ульяновской области «О социальной поддержке многодетных семей на территории Ульяновской области», в котором предусмотрена единовременная выплата на улучшение жилищных условий при рождении трёх и более детей в результате многоплодных родов из расчёта 18 кв. м на ребёнка по федеральной стоимости одного кв. м жилья. В Ульяновской области в 2010 году в трёх семьях родились тройняшки.
С 1 июля 2008 года вступил в силу Закон Ульяновской области от 05.02.2008 № 24-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», в котором предусматривается выдача государственного сертификата на именной капитал «Семья» в размере 100 тыс. рублей, женщинам, не достигшим 35-летнего возраста при рождении (усыновлении) 3-его ребёнка, которым можно воспользоваться по достижении ребёнком возраста полутора лет, направив их на улучшение жилищных условий и образование детей. Сертификаты получили более 1460 молодых многодетных семей.
С 1 января 2010 года средства капитала «Семья» реализовали 25 семей на сумму 2,2 млн. рублей, направив их на улучшение жилищных условий.
В целях усиления мер социальной поддержки семей, имеющих детей и стимулирования рождаемости 9 ноября т.г. принят Закон Ульяновской области № 178-ЗО «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», который предусматривает с 1 июля 2011 года:
1. исключение возрастных ограничений для получения именного капитала «Семья» в размере 100,0 тыс. рублей в случае рождения третьего и последующих детей;
2. возможность получения именного капитала «Семья» при рождении второго ребёнка в размере 50,0 тыс. рублей;
3. дифференцированный подход к размеру именного капитала «Семья»: при рождении четвёртого ребенка – 150,0 тыс. рублей; пятого ребёнка – 200,0 тыс. рублей; шестого ребёнка – 250,0 тыс. рублей и т.д.
Со дня подписания закона предусмотрено:
4. направление средств именного капитала «Семья» на проведение капитального и текущего ремонта жилого помещении, реконструкцию и строительство жилья;
5. направление средств именного капитала «Семья» на лечение детей в любом медицинском учреждении на территории Российской Федерации.
Внесены изменения в Закон Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», в соответствии с которым предусматривается бесплатное выделение земельных участков для строительства жилых домов семьям, в которых с 1 января 2011 года родится третий и последующий ребёнок, а также семьям, усыновившим третьего и последующего ребёнка.
В настоящее время разрабатывается порядок бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям.
2.3. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении вопросов социальной защиты.
Разработаны единые социальные стандарты поддержки беременных женщин во всех муниципальных образованиях области за счёт средств местных бюджетов и в рамках программ социального партнёрства.
В них вошли:
- обеспечение продуктовыми наборами;
- бесплатный проезд на внутрирайонном транспорте до женской консультации и обратно;
- единовременная помощь при рождении ребёнка;
- обеспечение витаминами и антианемическими препаратами (за счёт средств родового сертификата).
Данные меры социальной поддержки предоставляются всем беременным женщинам, состоящие на учёте в женских консультациях.
В ряде муниципальных образованиях (г. Ульяновск, Мелекесский, Инзенским, Павловский и др.) предоставляются дополнительные меры социальной поддержки беременным женщинам - единовременная выплата при рождении двойни, тройни, дополнительное витаминизированное питание беременным женщинам, находящимся в стационаре и др.
Информация о работе Государственная политика по защите материнства и дества