Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение различных подходов и способов в реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей.
Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи:
- дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем;
- раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства;
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические и законодательные основы государственной политики по защите материнства и детства………………………………………………….6
1.1. Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства………………………6
1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты в России……...11
1.3 Характеристика демографической ситуации в России на современном этапе………………………………………………………………………………20
1.4. Эффекты и меры государственной политики поддержки материнства и детства: международный опыт………………………………………………….24
2. Организационные механизмы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства на региональном уровне…………….........30
2.1. Социальное партнёрство государственных и общественных организаций в решении проблем семейной политики……………………………………….30
2.2. Программы Ульяновской области в рамках национальной политики по защите материнства и детства…………………………………………………..47
2.3. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении вопросов социальной защиты…………………...51
Заключение…………………………………………………………………........57
Список лилературы……………………………………
В контексте региональной программы поддержки молодых семей, в Инзенском районе разработана муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей – граждан Инзенского района на 2011-2015 годы»
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики муниципального образования «Инзенский район».
Реализация мероприятий районной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей – граждан Инзенского района на 2006-2010 годы» демонстрирует ежегодный рост числа молодых семей, желающих стать участниками Программы. Так, на 01 января 2010 года изъявили желание участвовать в Программе 8 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В течение четырёх лет (2006-2009 годы) в рамках районной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей – граждан Инзенского района» на 2006-2010 годы» улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счёт средств федерального бюджета, бюджета Ульяновской области и местного бюджета 2 молодые семьи.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в муниципальном образовании «Инзенский район». Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодёжи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан муниципального образования «Инзенский район» позволит сформировать экономически активный слой населения.
Муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей-граждан «Инзенского района» на 2011-2015 годы» (далее – Программа) направлена на реализацию одного из направлений Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», которое предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определённым категориям граждан и улучшении жилищных условий.
Целью программы является решение жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат.
Участником Программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее – молодая семья).
Реализация системы мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:
- нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
- финансовое обеспечение реализации Программы;
- организационное обеспечение Программы.
Таблица - объёмы финансирования Программы «Обеспечение жильём молодых семей – граждан Инзенского района на 2011-2015 годы»
Источники направления финансирования | Всего | В том числе (в тыс. руб.) | ||||
2011год (3 семьи) | 2012 год (3 семьи) | 2013 год (4 семьи) | 2014 год (4 семьи) | 2015 год (5 семей) | ||
Средства бюджета муниципального образования «Инзенский район» | 1148,0 | 181,0 | 181,0 | 242,0 | 242,0 | 302,0 |
Федеральный бюджет | 9195,2 | 1453,0 | 1453,0 | 1935,0 | 1935,0 | 2419,2 |
Областной бюджет Ульяновской области | 1148,0 | 181,0 | 181,0 | 242,0 | 242,0 | 302,0 |
Собственные заёмные средства молодых семей | 13789,6 | 2177,3 | 2177,3 | 2903,0 | 2903,0 | 3629,0 |
Всего: | 25280,8 | 3992,3 | 3992,3 | 5322,0 | 5322,0 | 6652,2 |
Реализация мероприятий программы будет осуществляться через предоставлении субсидий из областного бюджета Ульяновской области и федерального бюджета бюджету муниципального образования «Инзенский район» и предоставление молодым семьям-участницам Программы дополнительных социальных выплат при рождении (усыновлении) ребёнка. Субсидии перечисляются на условиях софинансировании в порядке, утверждённом Правительством Ульяновской области. Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться в соответствии с заключёнными соглашениями с муниципальным образованием «Инзенский район». Предоставление социальных выплат при рождении (усыновлении) ребёнка осуществляется за счёт средств областного бюджета Ульяновской области в порядке, утверждённом Правительством Ульяновской области.
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи используется свидетельство на право получения социальной выплаты для приобретения жилья, срок действия которого составляет не более 9 месяцев со дня выдачи, указанного в свидетельстве.
В результате выполнения Программы молодые семьи улучшат свои жилищные условия, что будет способствовать укреплению семейных отношений, приведёт к уменьшению числа расторжения брака, улучшению демографической ситуации в муниципальном образовании «Инзенский район», будет способствовать развитию системы ипотечного жилищного кредитования.
В г.Инза ведётся строительство многоквартирных домов на земельном участке площадью 1,7 га. По информации регионального Министерства строительства, всего на данном участке будет построено 6 многоквартирных домов, в которых будет выделяться жилье ветеранам Великой Отечественной войны, молодым семьям, сельским специалистам, часть квартир будет продана жителям Инзы. Все дома обеспечены инженерными коммуникациями, связью. Квартиры с отделкой и сантехническим оборудованием.
Важнейшим этапом социального укрепления позиций муниципального образования Инзенского района стало открытие в 1998 году Образовательного учреждения областного уровня на базе Железнодорожной школы-гимназии под руководством, теперь уже доктора педагогических и доктора исторических наук В.Н. Шкунова. Благодаря этому в городе остаются и продолжают сою учёбу и работу молодые люди, которые впоследствии создают свои семьи и, таким образом, решают демографическую проблему муниципального образования.
В 2008 году было отремонтировано и сдано в эксплуатацию ДОУ «Солнышко» в микрорайоне Диатомовый комбинат. Что явилось серьёзной поддержкой семей, имеющих детей.
В городе работает ДЮСШ, на базе которой специалисты своего дела тренируют детей в различных видах спорта, проводят семинары, приглашая на лекции мастеров более высокого класса. Ребята выезжают на областные и региональные соревнования и завоёвывают там призовые места. Что также является одной из мер решения проблем детства.
На базе ГДК и других детских учреждений работают различные кружки, на которых дети могут совершенствовать свои способности в различных видах творчества. Дети устраивают выставки своих работ, участвуют в различных конкурсах, программах городских праздников.
Все эти мероприятия формируют в сознании юного поколения активную позицию, что пригодится им в будущем, когда они сами будут участвовать в разработке мер социальной поддержки материнства и детства в своём регионе.
В результате проделанной работы приходим к следующим выводам.
Государственная политика по защите материнства и детства представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального характера, адресованных непосредственно семье. От эффективности этой политики зависит не только благополучие каждого человека, но и общества в целом.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют об углублении долгосрочных тенденций изменения поддержки семьи и влиянии на положение российских семей социально-экономических, политических, социокультурных условий в современных условиях. На функционирование семей воздействуют объективные процессы изменения брачно-семейных отношений, характерные для всех экономически развитых стран: семья становится более независимой от социального окружения, растет доля семей, простых по структуре, состоящих из двух человек.
Итак, в ходе проведенного исследования были получены следующие выводы:
1. Семья, материнство и детство охраняются в нашей стране Конституцией, международными и национальными правовыми актами. В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь международных деклараций.
2. Материнство – это реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. В понятие «материнство» входят гарантированные законом права женщины по воспитанию, уходу и общению с детьми. В свою очередь, «ребенок» определяется действующим законодательством как лицо, не достигшее 18 лет (несовершеннолетний), вне зависимости, состоят ли его родители в браке или нет.
3. Охрана материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества. Сюда входят как соответствующие законодательные акты, так и действенные механизмы их реализации, а также гарантии по осуществлению и защите прав матери и ребенка в различных сферах жизнедеятельности.
4. Семейное законодательство, исходя из международных принципов реализации интересов матери (отца) и ребенка, регулирует в своих нормах семейные права детей и родителей в целях укрепления семьи. Семейное законодательство стремится установить в семье такие отношения, при которых нашли бы свое удовлетворение интересы личности (родителей и детей) и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей.
5. Трудовой кодекс РФ закрепляет и защищает трудовые права беременных женщин, матерей с детьми и несовершеннолетних работников, гарантируя им защиту в случае нарушения их конституционного права на труд. Специальные и особые нормы, регулирующие трудовые отношения данных категорий работников явились знаком того, что государство особенно заботится о судьбе будущих поколений граждан. Нормы иных отраслей права (уголовного, административного, права социального обеспечения и др.) также максимально поддерживают и защищают интересы рассматриваемых групп. Санкции и наказание за нарушение их прав должны быть жесткими и безоговорочными.
В рамках государственной политики по поддержки материнства и детства применяется программно-целевой метод.
За 2007-2010 гг. значительно увеличилось финансирование соответствующих целевых программ. Принят ряд федеральных законов, обеспечивающих гарантии поддержки семей, имеющих детей.
В настоящее время действует ряд целевых программ по поддержке детства, которые предусматривает решение таких задач, как обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности, создание системы выявления и поддержки одаренных детей, профилактика социального неблагополучия семей с детьми, совершенствование системы профилактики безнадзорности, обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов, профилактика социального сиротства.
В настоящее время была завершена работа по организационному и правовому обеспечению мер обновленной демографической политики, основными направлениями которой в будущем являются: социально-экономическая адресная поддержка семей, обеспечивающая условия для рождения детей и их воспитания, содействие в решении жилищных проблем молодых семей, проведение широкомасштабной пропаганды ценности семьи, реализация эффективных мер по сохранению репродуктивного здоровья. Важнейшим направлением демографической политики будет сокращение смертности населения. Предполагается, что к 2015 году уровень рождаемости увеличится до 11,1 промилле; коэффициент смертности сократится до 15,5 промилле; естественная убыль уменьшится до 4,3 промилле.
Информация о работе Государственная политика по защите материнства и дества