Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение различных подходов и способов в реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей.
Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи:
- дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем;
- раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства;
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические и законодательные основы государственной политики по защите материнства и детства………………………………………………….6
1.1. Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства………………………6
1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты в России……...11
1.3 Характеристика демографической ситуации в России на современном этапе………………………………………………………………………………20
1.4. Эффекты и меры государственной политики поддержки материнства и детства: международный опыт………………………………………………….24
2. Организационные механизмы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства на региональном уровне…………….........30
2.1. Социальное партнёрство государственных и общественных организаций в решении проблем семейной политики……………………………………….30
2.2. Программы Ульяновской области в рамках национальной политики по защите материнства и детства…………………………………………………..47
2.3. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении вопросов социальной защиты…………………...51
Заключение…………………………………………………………………........57
Список лилературы……………………………………
В настоящее время в стадии приведения в соответствие с федеральным законодательством находятся 18 актов:
17 из выявленных в 2010 году: Саратовская область – 5, Республика Башкортостан, Нижегородская, Пензенская, Самарская области – по 2, республики Марий Эл, Чувашская, Оренбургская области, Пермский край – по 1;
1 акт Республики Татарстан выявлен в 2009 году.
Типичными нарушениями федерального законодательства являлись:
1. ограничение прав и свобод граждан, предоставленных федеральным законодательством, в части:
установления очередности на получение свидетельства на жилье (Пензенская область);
установления неполного перечня лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки (Кировская область);
нарушения порядка рассмотрения обращений граждан (Нижегородская, Саратовская, Пензенская области, Республика Татарстан, Пермский край):
необоснованного установления права отказа специалистов учреждений социальной поддержки населения в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение ребенку (Саратовская область);
сокращения возраста приема детей, имеющих право зачисления на полное государственное обеспечение (Чувашская Республика);
взимания платы с детей для получения ими второго начального профессионального образования (Чувашская Республика);
2. Включение в нормативный правовой акт норм и положений, противоречащих либо искажающих смысл федерального законодательства, в части:
определения неверного понятийного аппарата (Самарская, Нижегородская области, Пермский край);
определения иного перечня лиц, имеющих право на получение гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 30.03.1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (Чувашская Республика);
установления иных условий, при которых несовершеннолетний в установленном порядке помещается в специализированное учреждение (Республика Мордовия);
определения иных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья (Республика Башкортостан);
определения иных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере осуществления гарантий прав ребенка (Республика Башкортостан).
3. Несвоевременное реагирование органов государственной власти субъекта Российской Федерации на изменения федерального законодательства в части:
несоответствия порядка предоставления мер социальной поддержки детям-сиротам изменившемуся Федеральному закону от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Пензенская область).
4. Превышение полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части:
наделения субъектом Российской Федерации отдельными полномочиями органы местного самоуправления, которые уже наделены ими федеральным законодательством (Оренбургская область);
определения порядка направления граждан, имеющих право на получение социальной помощи в виде лечения в медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета (Удмуртская Республика);
установления необоснованного права субъекта Российской Федерации оформления удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, предоставленные Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (Пензенская область).
5. Вторжение в компетенцию органов местного самоуправления в части:
отнесения вопросов местного значения (по организации отдыха детей в каникулярное время) к полномочиям субъекта Российской Федерации (Чувашская Республика);
возложения на органы местного самоуправления обязанности финансировать расходы, связанные с бесплатным обеспечением детей до трех лет продуктами питания (Республика Башкортостан).
В целях устранения выявленных нарушений экспертные заключения на региональные акты направлялись в органы, их принявшие, и органы прокуратуры.
Кроме того, с 2010 года территориальными органами организована работа по проведению антикоррупционных экспертиз региональных актов в данной сфере, так, ими проведено 392 таких экспертизы.
По результатам проведения коррупциогенные факторы выявлены в 21 региональном акте, из них в 10 актах замечания устранены, 11 актов находятся в стадии устранения.
Типичными коррупционными положениями данных актов являются:
- широта дискреционных полномочий, наличие дублирующих полномочий (Кировская, Саратовская области, Пермский край);
- определение компетенции по формуле "вправе" (Нижегородская, Пензенская области, Пермский край)
- злоупотребление правом заявителя органами государственной власти (Саратовская область);
- выборочное изменение объема прав (Саратовская область, Пермский край);
- принятие акта за пределами компетенции (Оренбургская область);
- отсутствие или неполнота административных процедур (Самарская область, Республика Мордовия).
Приведение в соответствие с федеральным законодательством данных актов и устранение в актах коррупциогенных факторов находится на контроле Главного управления.
Предложения территориальных органов по совершенствованию федерального законодательства:
Динамичному развитию регионального нормотворчества будет способствовать дальнейшее совершенствование федерального законодательства.
1. Требуют корректировки положения о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствование порядка обеспечения выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем.
В этой связи предлагаем законодательно закрепить запрет перехода обязанности возмещения задолженности по оплате коммунальных услуг от лиц, проживающих в жилом помещении, в котором зарегистрирован ребенок, на его опекунов. Подобная ситуация возникает, например, тогда, когда ребенок постоянно зарегистрирован в квартире биологических родителей, которые имеют задолженность по оплате коммунальных услуг. Данная задолженность по действующему законодательству переходит на его опекунов, что не способствует социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Согласно абзацу 4 части 1 статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ действие данного федерального закона распространяется, в том числе на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке).
Однако в соответствии с частью 1 статьи 6 указанного федерального закона право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы имеют только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование.
В этой связи предлагаем включить в категорию льготников, на которую распространяются указанные меры социальной поддержки, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц в возрасте от 18 до 23 лет).
3. Считаем возможным внесение в данный федеральный закон изменений, касающихся определения понятия «закрепленное жилое помещение», поскольку ни Жилищным кодексом Российской Федерации, ни указанным федеральным законом не дается толкования данного понятия.
4. Много вопросов возникает при анализе нормативных правовых актов, регулирующих вопросы получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Статьей 3 Федерального закона № 256-ФЗ установлены категории граждан, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее -материнский (семейный) капитал), в их числе женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Таким образом, основанием для получения материнского (семейного) капитала является количество не имеющихся, а рожденных детей и данная норма распространяется также на лиц, первый ребенок которых умер.
В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на материнский (семейный) капитал.
Пунктом 8 части 2 статьи 4 Федерального закона № 256-ФЗ в качестве основания для включения в указанный федеральный регистр предусмотрены свидетельства о рождении детей. Однако в случае смерти ребенка на первой неделе жизни законодательством не предусмотрена выдача свидетельства о его рождении.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» документом, подтверждающим факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни, является справка о рождении. Таким образом, остаются неурегулированными вопрос о праве на материнский (семейный) капитал матери ребенка, родившегося мертвым, и умершего на первой неделе жизни.
5. Целесообразно предусмотреть в федеральном законодательстве возможность направления части материнского капитала на оплату дорогостоящего лечения, необходимого ребенку в первые годы жизни.
Федеральный закон № 256-ФЗ дает возможность распоряжаться средствами материнского капитала по достижении ребенком трехлетнего возраста и только на строго определенные цели (улучшение жилищных условий, формирование накопительной части трудовой пенсии женщины). Вместе с тем наивысшая степень нуждаемости семьи и женщины-матери в получении материнского капитала возникает, как правило, в первый год жизни рожденного ребенка, когда для младенца и матери наиболее необходима специализированная медицинская помощь и наблюдение, а также специальное питание и различные средства по уходу.
6. Остается актуальным вопрос, связанный с исполнением нормы, установленной частью 4 статьи 10 Федерального закона № 256-ФЗ, в случае, когда место жительства второго родителя не установлено либо когда, место жительства установлено, но фактическое место пребывания его неизвестно.
7. В части 4 статьи 10 Федерального закона № 256-ФЗ установлено, что жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 данной статьи средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки. Таким образом, неурегулированной остается ситуация, когда средства материнского (семейного капитала) направляются на исполнение ранее возникшего обязательства, например, ипотечного кредита, т.к. приобретенное с привлечением ипотечного кредита жилое помещение могло быть оформлено в собственность одного из родителей. Также возникает вопрос в связи с исполнением нормы, установленной частью 4 статьи 10 Федерального закона № 256-ФЗ, в случае, когда место жительства второго родителя не установлено либо когда, место жительства установлено, но фактическое место пребывания его неизвестно.
8. В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 81-ФЗ законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации устанавливаются размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка.
Переход к региональному обеспечению детей указанным пособием выявил ряд проблем, обусловленных установлением различных размера, условий, порядка назначения, индексации и выплаты пособия.
Например, в разных регионах размер пособия варьируется в зависимости от предусмотренных бюджетом средств и установленных соответствующими региональными законодательными актами условий назначения и выплаты пособий. Все это способствует развитию определенного социального неравенства.
Вместе с тем согласно статье 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В этой связи предлагаем установить на федеральном уровне минимальный размер ежемесячного пособия на ребенка и предусмотреть единые организационно-методические основы по определению порядка его назначения, индексации и выплаты.
9. Наличие пробелов в законодательных актах федерального значения осложняет развитие такой формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья, так, согласно пункту 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов, однако данный федеральный закон не упоминает в перечне законных представителей приемных родителей.
Информация о работе Государственная политика по защите материнства и дества