Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение различных подходов и способов в реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей.
Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи:
- дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем;
- раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства;
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические и законодательные основы государственной политики по защите материнства и детства………………………………………………….6
1.1. Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства………………………6
1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты в России……...11
1.3 Характеристика демографической ситуации в России на современном этапе………………………………………………………………………………20
1.4. Эффекты и меры государственной политики поддержки материнства и детства: международный опыт………………………………………………….24
2. Организационные механизмы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства на региональном уровне…………….........30
2.1. Социальное партнёрство государственных и общественных организаций в решении проблем семейной политики……………………………………….30
2.2. Программы Ульяновской области в рамках национальной политики по защите материнства и детства…………………………………………………..47
2.3. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении вопросов социальной защиты…………………...51
Заключение…………………………………………………………………........57
Список лилературы……………………………………
7. формировать в регионе банк данных общественных организаций и предоставляемых ими услуг по социальному сервису;
8. развивать систему конкурсов социально значимых проектов, направленных на работу с семьей и детьми, решение социальных проблем; привлекать специалистов НКО к работе в оргкомитетах конкурсов, экспертных советах;
9. обеспечить заключение соглашений о взаимодействии между женскими общественными организациями и органами государственной власти в регионах.
3. Органам местного самоуправления:
1. модернизировать банк данных о семьях, нуждающихся в помощи, с учетом дифференцированного подхода к жизненной ситуации каждой семьи;
2. обеспечить расширение адресной помощи семьям, имеющим несовершеннолетних детей;
3. активнее внедрять новые технологии поддержки семьи, взаимодействуя с общественными организациями, особенно по месту жительства;
4. проводить информационные и образовательные медико-социальные мероприятия среди подростков и молодежи по формированию ответственного отношения к своему здоровью и репродуктивному поведению; разработать на межведомственной основе программы охраны репродуктивного здоровья девушек и юношей;
5. обеспечить организацию и активное участие в Эстафете родительского подвига, различных других мероприятиях, посвященных материнству, отцовству;
6. заключить соглашение о взаимодействии между органами муниципального управления и женскими общественными организациями.
4. Общественным объединениям, некоммерческим организациям:
1. усилить взаимодействие с органами государственной власти по включению в программы, иные документы, определяющие направления общественной деятельности, вопросов активизации гражданского участия женщин в становлении безопасного, справедливого общества, ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
2. способствовать продвижению эффективной государственной семейной политики и созданию национального механизма ее реализации, в частности, путем законодательной инициативы по принятию законов по поддержке семьи, женщин- матерей и детей;
3. формировать общественное мнение, пропагандируя культуру семейных отношений; вести среди населения с помощью публичных выступлений, работы волонтеров пропаганду ценностей семьи, ответственного материнства, отцовства;
4. содействовать реализации принципа равных прав и равных возможностей женщин и мужчин во всех сферах общественной жизни; отслеживать факты дискриминации по признаку пола и делать их достоянием общественности;
5. активизировать работу по правовому просвещению и демографическому воспитанию граждан, обратив особое внимание на работу с молодежью;
6. уделять особое внимание поддержке социально значимых проектов, направленных на развитие внутреннего потенциала семьи, расширение ее ресурсов по самообеспечению и самосохранению;
7. актуализировать взаимодействие со средствами массовой информации в целях усиления духовно-нравственного воспитания семей, пропаганды культурных ценностей и здорового образа жизни.[51, Межрегиональная конференция «Социальное партнерство – совместная ответственность в деле укрепления семьи и базовых семейных ценностей]
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил государственному руководству Российской Федерации ряд предложений в связи с возможным рассмотрением Государственным советом РФ вопроса «О государственной политике поддержки семьи, материнства и детства в Российской Федерации».
Предложения по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве касаются следующих вопросов семьи, материнства и детства:
В области противодействия абортам предлагается ряд мер, создающих условия более осмысленного и ответственного отношения к решению вопросов прерывания беременности, а также по организации поддержки матерей, оказавшихся в кризисной ситуации.
В области поддержки многодетной семьи предлагается приравнять труд матери по воспитанию детей к другому общественно полезному труду, установив, в частности, пособия по многодетности; создавать жилищные проекты для многодетных семей с учетом близости к образовательной инфраструктуре; создать механизмы поощрения работодателей, предоставляющих специальные пособия многодетным сотрудникам и включающих помощь семьям с детьми в социальный пакет; предусмотреть денежное или иное существенное материальное содержание, вручение государственных наград многодетным матерям и отцам; предусмотреть в федеральном законодательстве право многодетных семей на летний отдых в составе всей семьи и финансовые механизмы обеспечения этого права; разработать особые программы медицинского страхования для многодетных семей.
В сфере помощи детям, оставшимся без попечения родителей предлагается поощрять создание попечительских советов детских домов, состоящих из представителей общественных организаций и традиционных религий; допустить на законодательном уровне возможность традиционного религиозного воспитания детей в детских домах, предусмотреть среди разновидностей так называемой временной опеки, наряду с проведением каникул и пребыванием в гостях, временную опеку для организации посещения богослужения; предусмотреть возможность обучения детей, проживающих в детских домах, необходимым бытовым навыкам, как участие в приготовлении пищи, уборке, другой посильной деятельности по планированию и обеспечению повседневной жизни; предусмотреть способы поощрения работодателей, предоставляющих рабочие места выпускникам детских домов; проводить активную информационную политику поощрения государством усыновления (удочерения) ребенка.
В области законотворческой работы, связанной с защитой семьи и детства предлагается законодательно обеспечить приоритетную возможность семьи самостоятельно решать вопросы, касающиеся ее внутренней жизни; принять законодательные меры, создающие дополнительные гарантии права родителей на воспитание детей, ознакомления с учебными материалами, печатной, аудио- и видеопродукцией, интернет-сайтами; разработать действенные механизмы помощи проблемной и нуждающейся семье, а не только изъятия из нее детей; строго минимизировать и четко прописать в законодательстве условия, при которых возможно внесудебное изъятие детей из семьи. [52, Патриархия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Предложения государственному руководству Российской Федерации]
В последнее время все активнее участниками и инициаторами социального партнерства выступают учреждения культуры, которые способны оказывать ощутимое воздействие на эффективность проведения реформ в обществе, на консолидацию общественности для решения социально-значимых проблем.
В феврале 2011 года специалистами Ульяновского областного государственного учреждения социальной защиты населения по Железнодорожному району был организован круглый стол.
За круглым столом присутствовали представители Государственного юридического бюро, ЗАГСа по Железнодорожному району, комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, специалисты по вопросам семьи и детей УОГУ СЗН, а также гости из Мурманской области и Камчатки. Были затронуты различные темы: демографическая ситуация в Ульяновской области, проблемы и поддержка многодетных семей, вопросы организации попечительства над детьми, проблемы нарушения прав ребёнка в Ульяновской области.
Библиотекой им. С. Т. Аксакова была организована выставка «Права человека начинаются с прав ребёнка», на которой все присутствующие могли ознакомиться с книгами и периодическими изданиями по правам детей, подаренными Уполномоченным при Губернаторе Ульяновской области по правам ребёнка Долининым К. А., а также получить индивидуальную консультацию у библиографа Легченковой Н.Н. Заместитель директора по библиотечной и инновационной деятельности библиотеки имени
С. Т. Аксакова В рамках мероприятия прошла презентация информационного ресурса по правам ребёнка и рассказала об акции «Я – ребёнок! Я – человек! Я – гражданин!», организуемая на базе библиотеки ежеквартально.
Многие присутствующие, сотрудники различных ведомств, заинтересовались работой библиотеки и высказали пожелания принять участие в Акции, активно сотрудничать в дальнейшем по различным направлениям работы с детьми.
На мероприятии присутствовали представители многодетных и малообеспеченных семей, родители детей-инвалидов, будущие матери, которые имели возможность активно обсуждать насущные семейные проблемы и пути их решения, здесь же, выслушав выступления представителей различных государственных социальных структур, находили ответы на свои вопросы. [54, Круглый стол «Мама – друг своего ребёнка»]
Аналогичной теме было посвящено пленарное заседание Общественной палаты Ульяновской области, состоявшееся 2 марта 2011 г. в Колонном зале Правительства региона. На мероприятии присутствовали министр внутренней политики Ульяновской области Татьяна Кириллова, министр здравоохранения Валентина Караулова, глава министерства труда и социального развития Анатолий Васильев, заместитель председателя Ульяновской Городской Думы Сергей Кузьмин, а также приглашенные гости: член Общественной палаты РФ, президент международной ассоциации благотворительных фондов «Мама» Раис Атнагулов, председатель Общественной палаты Орловской области, ректор Орловского государственного института экономики и торговли Нина Лыгина, член ОП Республики Татарстан, директор благотворительного фонда «Ак Барс Созидание» Альфия Валиева, член ОП Владимирской области, президент регионального благотворительного фонда «Мама» Татьяна Питиримова.
«Выбор Ульяновска в качестве площадки для проведения IV Всероссийского форума матерей был не случаен, - считает Раис Атнагулов. - Во многом это заслуга Губернатора и Правительства вашего региона, а также представителей общественности, которые совместными усилиями реализуют на ульяновской земле многочисленные проекты и программы, направленные на улучшение демографической ситуации, оказание помощи многодетным и неполным семьям, повышение качества медицинских услуг для беременных женщин, молодых мам и их детей». По словам председателя Общественной палаты Ульяновской области Сергея Ермакова, сохранение российского народа является приоритетной задачей для государства, при этом опыт Ульяновской области в поддержке многодетных семей заслуживает тщательного изучения и ретрансляции на другие регионы страны. [55; IV Всероссийский форум матерей]
В своем докладе «О региональных программах поддержки материнства и детства» министр здравоохранения Ульяновской области Валентина Караулова отметила, что реализация мероприятий национального проекта и демографическая политика, проводимая в регионе, в том числе акция «Роди патриота в День России», инициированная Губернатором Сергеем Морозовым, обусловили позитивную динамику демографических показателей. За период 2005-2010 гг. рождаемость в области увеличилась на 22%, при этом доля вторых и третьих рождений возросла на 4%. Показатель младенческой и перинатальной смертности уменьшился на 40%, а число абортов среди женщин фертильного возраста снизилось с 30,4 в 2005 г. до 21,6 в 2010 г. По мнению министра здравоохранения, одними из важнейших направлений демографической политики является улучшение материально-технической базы учреждений родовспоможения, социальная поддержка беременных женщин и молодых матерей, а также работа по охране репродуктивного здоровья подрастающего поколения, профилактика абортов.
Информация о работе Государственная политика по защите материнства и дества