Государственная политика по защите материнства и дества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:52, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является рассмотрение различных подходов и способов в реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей.
Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи:
- дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем;
- раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические и законодательные основы государственной политики по защите материнства и детства………………………………………………….6
1.1. Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства………………………6
1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты в России……...11
1.3 Характеристика демографической ситуации в России на современном этапе………………………………………………………………………………20
1.4. Эффекты и меры государственной политики поддержки материнства и детства: международный опыт………………………………………………….24
2. Организационные механизмы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства на региональном уровне…………….........30
2.1. Социальное партнёрство государственных и общественных организаций в решении проблем семейной политики……………………………………….30
2.2. Программы Ульяновской области в рамках национальной политики по защите материнства и детства…………………………………………………..47
2.3. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении вопросов социальной защиты…………………...51
Заключение…………………………………………………………………........57
Список лилературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

диплом Государственная политика по защите материнства и детства.doc

— 630.50 Кб (Скачать документ)

Проведение социальной политики в отношении семьи, материнства и детства требует расходования бюджетных средств. При этом расходование бюджетных средств осуществляется по следующим направлениям расходов бюджетной системы РФ:

1.       Фонд заработной платы женщин в бюджетных отраслях (образование, здравоохранение, культура, наука).

2.       Пособия по безработице и другие меры поддержки женщин.

3.       Ежемесячные пособия на детей.

4.       Пособия по беременности и родам.

5.       Пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.

6.       Пособия при рождении, либо при передаче ребенка на воспитание в семью.

7.       Пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности.

8.       Средства на детский отдых, оздоровительные лагеря.

9.       Пенсии по старости, инвалидности, при потере кормильца (по доли женщин).

10.         Пенсии детям – инвалидам.

11.         Единовременные денежные выплаты семьям с детьми - инвалидами в связи с монетизацией льгот.

12.         Увеличение льгот (вычетов) по налогу на доходы физических лиц на детей.

13.         Федеральные, региональные, муниципальные целевые программы: «Дети России»; «Обеспечение молодых семей жильем»; «Семья»; «Вернуть детство» и ряд других.

Финансирование мероприятий и программ в рамках социальной политики поддержки детей осуществляется государством из разных источников. Виды и источники бюджетных расходов на детей в РФ представлены в табл. 1.

 

Таблица 1 - Бюджетные расходы на детей и источники их покрытия в РФ

Виды расходов

Источники

УСЛУГИ и льготы

Образование (детские учреждения, школы, центры, дворцы,

клубы)

Все уровни бюджетов

Здравоохранение и физкультура (лечение и охрана здоровья детей)

Все уровни бюджетов, Фонд обязательного медицинского страхования

Социальное обслуживание детей (интернаты, приюты, питание школьников, льготы на проезд, социальная помощь семьям с детьми и пр.)

Бюджеты территорий

Федеральная программа “Дети России” (беспризорность, одаренные дети, дети Севера и пр.)

Федеральный бюджет

Организация детского отдыха, оздоровление детей (загородные лагеря и пр.)

Федеральный бюджет, Фонд социального страхования

ПОСОБИЯ и пенсии на детей

Ежемесячные выплаты семьям, имеющим детей

Федеральный бюджет

По уходу за больным ребенком

Фонд социального страхования

По беременности и родам

Фонд социального страхования

По уходу за ребенком до 1,5 лет, на рождение и другие родительские пособия

Фонд социального страхования

Пенсии семьям с детьми, потерявшим кормильца, детям – инвалидам

Пенсионный фонд

Материнский (семейный) капитал

Пенсионный фонд


 

Таким образом, по данным таблицы можно сделать вывод о том, что в финансовом обеспечении государственной социальной политики задействована вся бюджетная система РФ: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

 

1.2 Нормативно-правовые основы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства.

 

В Конституции РФ закреплено, что «… в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...». Также Конституция РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»[2].

Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

К важнейшим законам, закрепляющим права детей в РФ, относятся: Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ.[40; С.167]

Определяющее значение в установлении пределов охраны материнства и детства имеют международно-правовые акты. В ст.15 ч.4 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартиях о правах человека с начала XX века. Всеобщая декларация прав человека закрепила (п. 2 ст. 25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется в:

        Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.);

        Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.).

Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).

С начала XX века было разработано и принято множество специальных международно-правовых актов, направленных на охрану рассматриваемого института, в частности необходимо выделить следующие акты[3]:

        Конвенция Международной Организации Труда №103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.);

        Конвенция Международной Организации Труда № 3 об охране материнства, принятая в 1919 г. (не ратифицирована РФ);

        Конвенция Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.);

        Рекомендация Международной Организации Труда от 15 июня 2000 г. № 191 о пересмотре рекомендации 1952 года об охране материнства;

        Рекомендация Международной Организации Труда от 28 июня 1952 г. № 95 об охране материнства.[43; С. 40 54-57]

Защите интересов детства посвящены, в том числе, следующие специальные конвенции Международной Организации Труда: № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу», № 29 «О принудительном или обязательном труде» и № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».

В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций. Так, например, можно выделить Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы».

В РФ проживает 31,6 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей) и дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). Указанные группы детей нуждаются, в первую очередь, в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.[41; С. 123]

Ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, ведут к росту детской заболеваемости и инвалидности.

Только 30% новорожденных могут быть признаны здоровыми. Более половины детей имеют функциональные отклонения, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.

Поэтому одновременно с развитием федерального законодательства в сфере обеспечения прав и интересов детей сформированы основы соответствующего регионального законодательства. Важнейшим направлением обеспечения прав и интересов детей в субъектах РФ является принятие специальных законов по защите прав детей. Так, например, на территории Ульяновской области принято 30 Законов, направленных на обеспечение защиты прав и интересов детей, реализацию эффективной семейной и демографической политики.

С 01.01.2007 года в Ульяновской области действует Закон Ульяновской области от 01.11.2006 № 152-ЗО «О пособиях на детей в Ульяновской области», который заменил ранее действовавший Закон Ульяновской области от 01.12.2004 № 092-ЗО «О ежемесячном пособии на ребёнка в Ульяновской области».

В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования многодетности в области принят и успешно действует  Закон 29.12.2005 года № 154-ЗО "О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области".

Ульяновская область одна из первых в России  ввела сертификаты именного капитала "Семья" молодым многодетным семьям. Законом Ульяновской области  "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", в котором предусматривается выдача государственного сертификата на именной капитал "Семья" в размере 100 тыс. рублей.

Обращает на себя внимание, что, в целях повышения рождаемости и повышения роли института семьи, внесены поправки к закону «О регулировании земельных отношений  в Ульяновской области», в соответствии с которыми при рождении в семье  после 1 января 2011 года   третьего и последующего ребёнка  - не важно свой или усыновлённый - получат  в собственность земельный участок  под индивидуальное жилищное строительство, причём совершенно бесплатно. На эти цели многодетные семьи могут  использовать материнский (семейный капитал)   плюс капитал «Семья».

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в РФ, обуславливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.

В табл. 2 представлены данные об объемах и источниках финансирования Программы «Дети России».

 

Таблица 2 – Объем финансирования федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2010 гг., млн. руб.

Наименование

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов РФ

Внебюджетные источники

Общий объем финансирования

Капитальные вложения

6917

18812,3

170

25899,3

НИОКР

37,7

-

-

37,7

Прочие нужды

3147

17502,8

1259,1

21908,9

Всего

10101,7

36315,1

1429,1

47845,9


 

По данным таблицы видно, что максимальным объемом финансирования программы являются расходы за счет бюджетов субъектов РФ. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы финансируются в отличие от других расходов только за счет средств федерального бюджета.

В результате реализации Программы часть средств федерального и регионального бюджетов будет сэкономлена за счет снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов. Экономия бюджетных средств произойдет в результате снижения инвалидности детей в результате скрининга новорожденных, улучшения состояния здоровья детей, сокращения затрат на содержание детей в учреждениях интернатного типа, а также сокращения затрат на интеграцию в общество выпускников этих учреждений, что позволит переориентировать освободившиеся средства на организацию работы с детьми и их семьями, нуждающимися в особой заботе государства. [51]

Реализация Программы в части усиления профилактической направленности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей будет способствовать сокращению факторов социального неблагополучия семей с детьми, приводящих к социальному сиротству, и снижению тем самым доли детей, нуждающихся в государственном попечении.

Система учреждений, предоставляющих социальные услуги, позволит превентивно решать многие возникающие проблемы и избегать попадания семей с детьми в ситуацию социального риска.

Повышение эффективности работы и оптимизация использования государственных ресурсов в сфере профилактики социального неблагополучия семей с детьми и социального сиротства будет способствовать улучшению общего социального климата в стране и повышению качества жизни.[37; С. 84-87]

Поддержка семьи, материнства и детства стала главной темой Послания Федеральному собранию президента. Исходя из тематики послания, в части поддержки материнства и детства, 7 декабря 2010 года был утверждён перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию:

1. Предусмотреть направление не менее 25 процентов средств, совокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения, на развитие детской медицины, обеспечить проведение, начиная с 2011 года углублённой диспансеризации подростков.

2. Внести в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающего возможность применения на постоянной основе нормы об использовании средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитному договору (договору займа).

Информация о работе Государственная политика по защите материнства и дества