Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение различных подходов и способов в реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей.
Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи:
- дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем;
- раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства;
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические и законодательные основы государственной политики по защите материнства и детства………………………………………………….6
1.1. Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства………………………6
1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты в России……...11
1.3 Характеристика демографической ситуации в России на современном этапе………………………………………………………………………………20
1.4. Эффекты и меры государственной политики поддержки материнства и детства: международный опыт………………………………………………….24
2. Организационные механизмы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства на региональном уровне…………….........30
2.1. Социальное партнёрство государственных и общественных организаций в решении проблем семейной политики……………………………………….30
2.2. Программы Ульяновской области в рамках национальной политики по защите материнства и детства…………………………………………………..47
2.3. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении вопросов социальной защиты…………………...51
Заключение…………………………………………………………………........57
Список лилературы……………………………………
Проведение социальной политики в отношении семьи, материнства и детства требует расходования бюджетных средств. При этом расходование бюджетных средств осуществляется по следующим направлениям расходов бюджетной системы РФ:
1. Фонд заработной платы женщин в бюджетных отраслях (образование, здравоохранение, культура, наука).
2. Пособия по безработице и другие меры поддержки женщин.
3. Ежемесячные пособия на детей.
4. Пособия по беременности и родам.
5. Пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.
6. Пособия при рождении, либо при передаче ребенка на воспитание в семью.
7. Пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности.
8. Средства на детский отдых, оздоровительные лагеря.
9. Пенсии по старости, инвалидности, при потере кормильца (по доли женщин).
10. Пенсии детям – инвалидам.
11. Единовременные денежные выплаты семьям с детьми - инвалидами в связи с монетизацией льгот.
12. Увеличение льгот (вычетов) по налогу на доходы физических лиц на детей.
13. Федеральные, региональные, муниципальные целевые программы: «Дети России»; «Обеспечение молодых семей жильем»; «Семья»; «Вернуть детство» и ряд других.
Финансирование мероприятий и программ в рамках социальной политики поддержки детей осуществляется государством из разных источников. Виды и источники бюджетных расходов на детей в РФ представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Бюджетные расходы на детей и источники их покрытия в РФ
Виды расходов | Источники |
УСЛУГИ и льготы | |
Образование (детские учреждения, школы, центры, дворцы, клубы) | Все уровни бюджетов |
Здравоохранение и физкультура (лечение и охрана здоровья детей) | Все уровни бюджетов, Фонд обязательного медицинского страхования |
Социальное обслуживание детей (интернаты, приюты, питание школьников, льготы на проезд, социальная помощь семьям с детьми и пр.) | Бюджеты территорий |
Федеральная программа “Дети России” (беспризорность, одаренные дети, дети Севера и пр.) | Федеральный бюджет |
Организация детского отдыха, оздоровление детей (загородные лагеря и пр.) | Федеральный бюджет, Фонд социального страхования |
ПОСОБИЯ и пенсии на детей | |
Ежемесячные выплаты семьям, имеющим детей | Федеральный бюджет |
По уходу за больным ребенком | Фонд социального страхования |
По беременности и родам | Фонд социального страхования |
По уходу за ребенком до 1,5 лет, на рождение и другие родительские пособия | Фонд социального страхования |
Пенсии семьям с детьми, потерявшим кормильца, детям – инвалидам | Пенсионный фонд |
Материнский (семейный) капитал | Пенсионный фонд |
Таким образом, по данным таблицы можно сделать вывод о том, что в финансовом обеспечении государственной социальной политики задействована вся бюджетная система РФ: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В Конституции РФ закреплено, что «… в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...». Также Конституция РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»[2].
Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.
К важнейшим законам, закрепляющим права детей в РФ, относятся: Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ.[40; С.167]
Определяющее значение в установлении пределов охраны материнства и детства имеют международно-правовые акты. В ст.15 ч.4 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартиях о правах человека с начала XX века. Всеобщая декларация прав человека закрепила (п. 2 ст. 25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется в:
Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.);
Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.).
Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).
С начала XX века было разработано и принято множество специальных международно-правовых актов, направленных на охрану рассматриваемого института, в частности необходимо выделить следующие акты[3]:
Конвенция Международной Организации Труда №103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.);
Конвенция Международной Организации Труда № 3 об охране материнства, принятая в 1919 г. (не ратифицирована РФ);
Конвенция Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.);
Рекомендация Международной Организации Труда от 15 июня 2000 г. № 191 о пересмотре рекомендации 1952 года об охране материнства;
Рекомендация Международной Организации Труда от 28 июня 1952 г. № 95 об охране материнства.[43; С. 40 54-57]
Защите интересов детства посвящены, в том числе, следующие специальные конвенции Международной Организации Труда: № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу», № 29 «О принудительном или обязательном труде» и № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».
В РФ проживает 31,6 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей) и дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). Указанные группы детей нуждаются, в первую очередь, в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.[41; С. 123]
Ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, ведут к росту детской заболеваемости и инвалидности.
Только 30% новорожденных могут быть признаны здоровыми. Более половины детей имеют функциональные отклонения, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.
Поэтому одновременно с развитием федерального законодательства в сфере обеспечения прав и интересов детей сформированы основы соответствующего регионального законодательства. Важнейшим направлением обеспечения прав и интересов детей в субъектах РФ является принятие специальных законов по защите прав детей. Так, например, на территории Ульяновской области принято 30 Законов, направленных на обеспечение защиты прав и интересов детей, реализацию эффективной семейной и демографической политики.
С 01.01.2007 года в Ульяновской области действует Закон Ульяновской области от 01.11.2006 № 152-ЗО «О пособиях на детей в Ульяновской области», который заменил ранее действовавший Закон Ульяновской области от 01.12.2004 № 092-ЗО «О ежемесячном пособии на ребёнка в Ульяновской области».
В целях улучшения демографической ситуации и стимулирования многодетности в области принят и успешно действует Закон 29.12.2005 года № 154-ЗО "О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области".
Ульяновская область одна из первых в России ввела сертификаты именного капитала "Семья" молодым многодетным семьям. Законом Ульяновской области "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", в котором предусматривается выдача государственного сертификата на именной капитал "Семья" в размере 100 тыс. рублей.
Обращает на себя внимание, что, в целях повышения рождаемости и повышения роли института семьи, внесены поправки к закону «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», в соответствии с которыми при рождении в семье после 1 января 2011 года третьего и последующего ребёнка - не важно свой или усыновлённый - получат в собственность земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, причём совершенно бесплатно. На эти цели многодетные семьи могут использовать материнский (семейный капитал) плюс капитал «Семья».
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в РФ, обуславливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.
В табл. 2 представлены данные об объемах и источниках финансирования Программы «Дети России».
Таблица 2 – Объем финансирования федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2010 гг., млн. руб.
Наименование | Федеральный бюджет | Бюджеты субъектов РФ | Внебюджетные источники | Общий объем финансирования |
Капитальные вложения | 6917 | 18812,3 | 170 | 25899,3 |
НИОКР | 37,7 | - | - | 37,7 |
Прочие нужды | 3147 | 17502,8 | 1259,1 | 21908,9 |
Всего | 10101,7 | 36315,1 | 1429,1 | 47845,9 |
По данным таблицы видно, что максимальным объемом финансирования программы являются расходы за счет бюджетов субъектов РФ. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы финансируются в отличие от других расходов только за счет средств федерального бюджета.
В результате реализации Программы часть средств федерального и регионального бюджетов будет сэкономлена за счет снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов. Экономия бюджетных средств произойдет в результате снижения инвалидности детей в результате скрининга новорожденных, улучшения состояния здоровья детей, сокращения затрат на содержание детей в учреждениях интернатного типа, а также сокращения затрат на интеграцию в общество выпускников этих учреждений, что позволит переориентировать освободившиеся средства на организацию работы с детьми и их семьями, нуждающимися в особой заботе государства. [51]
Реализация Программы в части усиления профилактической направленности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей будет способствовать сокращению факторов социального неблагополучия семей с детьми, приводящих к социальному сиротству, и снижению тем самым доли детей, нуждающихся в государственном попечении.
Система учреждений, предоставляющих социальные услуги, позволит превентивно решать многие возникающие проблемы и избегать попадания семей с детьми в ситуацию социального риска.
Повышение эффективности работы и оптимизация использования государственных ресурсов в сфере профилактики социального неблагополучия семей с детьми и социального сиротства будет способствовать улучшению общего социального климата в стране и повышению качества жизни.[37; С. 84-87]
1. Предусмотреть направление не менее 25 процентов средств, совокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения, на развитие детской медицины, обеспечить проведение, начиная с 2011 года углублённой диспансеризации подростков.
2. Внести в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающего возможность применения на постоянной основе нормы об использовании средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитному договору (договору займа).
Информация о работе Государственная политика по защите материнства и дества