Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение различных подходов и способов в реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей.
Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи:
- дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем;
- раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства;
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические и законодательные основы государственной политики по защите материнства и детства………………………………………………….6
1.1. Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства………………………6
1.2. Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты в России……...11
1.3 Характеристика демографической ситуации в России на современном этапе………………………………………………………………………………20
1.4. Эффекты и меры государственной политики поддержки материнства и детства: международный опыт………………………………………………….24
2. Организационные механизмы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства на региональном уровне…………….........30
2.1. Социальное партнёрство государственных и общественных организаций в решении проблем семейной политики……………………………………….30
2.2. Программы Ульяновской области в рамках национальной политики по защите материнства и детства…………………………………………………..47
2.3. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении вопросов социальной защиты…………………...51
Заключение…………………………………………………………………........57
Список лилературы……………………………………
3. Внести в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающего включение в состав доходов, не подлежащих налогообложению, средств, получаемых налогоплательщиками от благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном порядке, на поддержку детей.
4. Обеспечить создание в домах ребёнка, детских домах и коррекционных образовательных учреждениях попечительских советов.
5. Обеспечить разработку и реализацию программ социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов.
6. Разработать порядок единовременного предоставления на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома или дачи семьям при рождении третьего (или последующего) ребёнка.
7. Проработать вопрос о введении в субъектах Российской Федерации «материнского капитала», финансируемого за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
8. Внести в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающего увеличение начиная с 2011 года размера налоговых вычетов для семей с детьми, в том числе для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми, до 3 тысяч рублей в месяц на каждого ребёнка, начиная с третьего, а также отмену применяемого в настоящее время стандартного налогового вычета в размере 400 рублей.
9. В целях развития дошкольного образования:
а) разработать и реализовать программы реконструкции существующих и строительства новых детских садов;
б) обеспечить поддержку развития вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций и семейных детских садов, предусмотрев, по возможности, предоставление им соответствующих помещений, применение пониженных ставок арендной платы, льгот по налогу на имущество;
в) предусмотреть создание для детей, не посещающих детские сады, дошкольных групп в общеобразовательных школах.
Правительству Российской Федерации обеспечить внесение, при необходимости, изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации.
10. Проанализировать имеющийся в субъектах Российской Федерации опыт работы служб по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними и обеспечить распространение наиболее эффективных форм работы во всех субъектах Российской Федерации.
11. Инициировать до 1 марта 2011 года разработку на основе инициативы «Наша новая школа» проектов перспективного развития для каждой школы и предусмотреть механизмы их реализации.
12. В рамках создания общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей предусмотреть меры, позволяющие одарённым детям развивать свои способности независимо от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Реализовать этот подход при внедрении новых образовательных стандартов и разработке нормативов подушевого финансирования педагогического сопровождения одарённых детей.
Рабочая группа Госсовета и комиссии по нацпроектам, в состав которой вошли представители федеральных и региональных органов государственной власти, экспертного сообщества в сфере здравоохранения, образования, регионального развития, культуры и спорта, подготовила доклад о государственной политике по поддержке семьи, материнства и детства, а также предложения, направленные на улучшение социально-экономического положения семей с детьми и качества их жизни. В докладе проанализирован и обобщен опыт регионов, сформулированы необходимые меры развития государственной политики в данной области. На основе предложений рабочей группы на федеральном и региональном уровне будут выработаны меры, направленные на развитие государственной политики по поддержке семьи, материнства и детства.
Таким образом, государственная политика по поддержке материнства и детства регламентирована рядом законодательных и иных правовых документов: от международных до внутригосударственных (федеральных, региональных и муниципальных). Кроме того законодательство постоянно совершенствуется, с учётом возникающих проблем и вскрывающегося несовершенства норм права. Среди организационных мероприятий важное место занимают целевые программы указанного профиля.
Демографическая ситуация в России характеризуется сложными и не однозначными процессами в развитии населения. По числу жителей РФ занимает седьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана. К началу XXI века Россия подошла в состоянии устойчивого процесса депопуляции, имея один из самых высоких темпов естественной убыли населения. [37; С. 43]
Главными особенностями сложившейся демографической ситуации в современной России являются: значительные масштабы сокращения населения; низкая рождаемость, массовое распространение однодетной семьи, не обеспечивающей воспроизводства населения; продолжающееся старение населения, изменение соотношения между работниками и пенсионерами, обостряющее проблемы пенсионного обеспечения; огромные потери населения от сверхсмертности мужчин, особенно от несчастных случаев, отравлений и травм; кризис семьи, высокий уровень разводов; зависимость темпов сокращения численности населения от уровня компенсации естественной убыли внешней миграции; значительные объемы вынужденной миграции и нелегальной миграции; сокращение объема внутренней миграции, снижение мобильности населения. [41; С. 127]
По данным Росстата в 2010 году в России родилось 1,789 миллиона человек. Это почти на 29 тысяч больше, чем в 2009 году (родилось 1,76 млн. человек). В то же время росла и смертность: умерло 2,031 миллиона человек (за 2009 умерло 2 млн. человек). Причем смертность по-прежнему перекрывает рождаемость. В 2010 году население России сократилось на 241,4 тысячи человек. Однако по отношению к 2009 году темпы естественной убыли снизились - на 5,6 процента.[41; С. 58]
Рост рождаемости зафиксирован лишь в Северо-Кавказском (из всех его субъектов убыль наблюдалась лишь в Ставропольском крае) и Уральском федеральных округах.
Рост числа родившихся зафиксирован в шести федеральных округах, снижение произошло лишь в Сибирском и в Южном федеральных округах.
Число умерших сократилось в шести федеральных округах, выросло в Дальневосточном и Сибирском округах (2,1 и 1,2% соответственно). Младенческая смертность уменьшилась на 1,1% — 3,46 тыс. детей умерли в России, не дожив до одного года.[46; Институт демографических исследований]
В то же время в России постепенно растет продолжительность жизни. За период с 2006 по 2010 год продолжительность жизни увеличилась почти на четыре года. Мужчины в среднем по итогам 2010 года живут 63 года, в 2009 году - 62,7. Для женщин эти показатели в 2010 году - 74,8 года, а в 2009 году - 74,6. Жара и ЧП на воде стали основными причинами роста смертности в июле 2010 года. [46; Институт демографических исследований]
Среди основных причин гибели россиян – болезни системы кровообращения (ишемическая и цереброваскулярные болезни), рак и так называемые внешние причины смерти, среди которых ДТП, убийства и отравления алкоголем.
Высокой остается смертность населения от причин, связанных с употреблением алкоголя. Это такие заболевания, как алкогольная кардиомиопатия, случайные отравления алкоголем, алкогольная болезнь печени, хронический алкоголизм, алкогольные психозы, дегенерация нервной системы, вызванная алкоголем, хронический панкреатит алкогольной этиологии. В 2010 году от этих причин умерло 56 тысяч мужчин и 20 тысяч женщин. [48; Министерство здравоохранения и социального развития]
Среди всех умерших почти 30% приходится на лиц трудоспособного возраста (более 600 тыс. человек в год), из них 80% - мужчин.
Из статистики также следует, что россияне в 2010 году женились чаще, а разводились меньше, чем в 2009 году. Всего в январе – декабре прошлого года в России было заключено 1,215 миллиона браков, что на 1,2% больше, чем в 2009 году.
В условиях естественной убыли населения миграция стала единственным источником восполнения его численности. Однако объемы миграции таковы, что только в "пиковый" 1994 г. они были достаточны не только для компенсации естественной убыли, но и для обеспечения прироста численности россиян.
Изменения численности населения в 2010 г. практически не повлияли на структуру расселения. Более 60 процентов населения России сосредоточено в трёх федеральных округах — Центральном (26 %), Приволжском (22 %) и Южном (16 %). Самым малочисленным является Дальневосточный федеральный округ — 4,6 % населения.
В августе 2009 года в России впервые за последние 15 лет зафиксирован естественный прирост населения, который составил 1 тыс. человек. Об этом заявила 29 сентября 2009 года министр здравоохранения и социального развития России Т. Голикова. По данным министерства, за август 2009 г. в России родилось 151,7 тыс. детей, умерло 150,7 тыс. человек. Количество родившихся за январь-август 2009 составило 1,164 млн. человек, что больше на 41 тыс. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Количество умерших составило 1,347 млн, что на 57 тыс. человек меньше показателя 2008 г[46; Институт демографических исследований]
Улучшению демографической ситуации способствовали такие меры, как внедрение родовых сертификатов, оснащение лечебных учреждений современным оборудованием, субсидии на строительство и приобретение жилья, увеличение размеров пособий. Например, самая «массовая» выплата - ежемесячное пособие на ребенка, возросла значительно и сегодня ее получают родители 107954 детей в возрасте до 16 лет.
В Ульяновской области за 8 месяцев 2010 года родилось 9213 детей, это на 122 ребёнка меньше, чем в 2009 года (9335).
Количество умерших в области за восемь месяцев 2010 года увеличилось в сравнении с соответствующим периодом прошлого года на 1105 человек (8,5%) и составило 14181 человек (аналогичный период 2009 года – 13076 человека). Снижение смертности произошло всего лишь в девяти муниципальных образованиях.
Следует отметить, что ярким показателем репродуктивной деградации является и число совершаемых ежегодно абортов. В 2005 году в России только по официальной статистике было прервано 1 611 тыс. беременностей, что превысило число рождений на 151 тыс. чел. Число абортов в России до сих пор является одним из самых высоких в мире. Таким образом, большая часть беременностей в нашей стране ежегодно уходит в абортивную плоскость, способствуя тем самым ухудшению женского здоровья и нарастанию демографического кризиса[53; ]
По оценке министра здравоохранения и социального развития РФ в России ежегодно делается 1,6 - 1,7 миллионов абортов. Россия на первом месте в мире по числу абортов: здесь, даже по официальной статистике, абортом заканчиваются 57% всех беременностей. Каждый пятый аборт делается подростками до 18 лет. От 10 до 15 % абортов дают различные осложнения, 7-8 % женщин после них становятся бесплодными. Каждый год армия тех, кто не может иметь детей, пополняется на 200-250 тысяч. В нашей стране около 15% пар, состоящих в браке, не способны зачать ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения, 15% - это предел, после которого бесплодие становится социальной проблемой... Главный акушер-гинеколог Минздрава РФ академик РАМН Владимир Кулаков привел данные Научного центра акушерства и гинекологии, директором которого он является: "бесплодны 6-7 млн. российских женщин и 3-4 млн. мужчин. Данные эти неполные... Многие врачи говорят, что официальную статистику по количеству абортов следует умножить вдвое.[48; Министерство здравоохранения]
Итак, в заключение перовой главы хотелось бы отметить следующие моменты:
в последние годы значительно повысился интерес государственных структур к демографическим и социальным проблемам, что, в свою очередь, отразилось на направлении государственной политики в сторону поддержки материнства и детства;
органами власти приняты государственные программы, ориентированные на стабилизацию и улучшение демографического положения и поддержку детей;
в настоящее время в России разработан и реализован механизм финансирования целевых программ по поддержке материнства и детства.
1.4. Международный опыт государственной политики по поддержке материнства и детства, в контексте Российских проблем.
Снижение рождаемости, рост численности малоимущих семей, тендерные вопросы заставляют органы государственной власти во всем мире расширять и реформировать систему поддержки семьи, материнства и детства [35; С. 109]. Какие цели в отношении объекта политики - семьи преследует власть в разных странах мира, какие средства использует для достижения желаемого результата, зависит от комплекса факторов, определяющих лицо страны.[33; С. 110].
Анализ отечественной и зарубежной литературы, нормативно-правовых актов по вопросам семьи показывает, что семейная политика в разных государствах имеет различные главные цели. В то время как во Франции например, основная цель ее - повышение рождаемости, в странах Северной Европы - достижение равенства прав и возможностей мужчин и женщин, в южноевропейских странах - поддержка молодых семей [37, С. 133]. Правительства США и Великобритании не включают ее в сферу своей ответственности. Китайское руководство в 1979 г. провозгласило «политику однодетной семьи». Для поощрения такой семьи разработана система льгот (лучшее обеспечение жилплощадью, бесплатное образование и медицинское обслуживание). Для городских жителей однодетная семья должна стать нормой, в сельской же местности разрешается обзаводиться вторым ребенком, а иметь третьего большинству жителей запрещено. Нарушители подвергаются денежным штрафам, к ним применяются меры административного воздействия. Так, за рождение третьего ребенка родителям снижают зарплату [37; С. 134].
За последние 40 лет уровень рождаемости существенно снизился почти во всех промышленно развитых странах. Большинство демографов и экономистов связывают этот процесс:
во-первых, с периодом либерализации социальных и общественных отношений в 60-70-е годы прошлого столетия, когда стала реализовываться политика гендерного равенства на рынке труда, ослабли ограничения, связанные с возможностью развода, и произошли революционные изменения в технологиях контрацепции;
во-вторых, снижению рождаемости способствовала и политика неолиберализма 80-90-х годов двадцатого века, когда работники получили больше возможностей в повышении уровня жизни за счет более производительного и квалифицированного труда. В результате люди все большее внимание уделяли накоплению капитала, отказываясь, или откладывая реализацию таких планов, как создание семьи и рождение детей. Осознав это, большинство стран объявили о реализации политики, направленной на повышение рождаемости. Процесс формирования и реализации такой политики сопровождался дискуссией об эффективности таких мер, как:
Информация о работе Государственная политика по защите материнства и дества