Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:25, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в совершенствовании организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений. Поставленная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Уточнить понятийный аппарат и определить методологические основы государственного финансового контроля.
2. Проанализировать допускаемые образовательными учреждениями финансовые нарушения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государственного финансового контроля,
система органов, виды и формы финансового контроля…….…….8
Сущность государственного финансового контроля……………………….8
Система органов государственного финансового контроля, виды
и формы финансового контроля……………………………………………16
Глава 2. Методологические основы государственного финансового
контроля и особенности его организации в образовательных
учреждениях………………………………………...………………….26
2.1. Методологические основы государственного финансового контроля…….26
2.2. Организационные и методологические особенности последующего
государственного финансового контроля образовательных учреждений...34
Глава 3. Совершенствование организации последующего государствен-
ного финансового контроля образовательных учреждений………53
3.1. Организационно-экономические предпосылки и меры совершенство-
вания последующего государственного финансового контроля…………..53
3.2. Обеспечение организации результативного государственного
финансового контроля образовательных учреждений……………...……..69
Заключение………………………………………………………………………...85
Список использованной литературы…………………………………………..90

Работа состоит из  1 файл

Д.р..doc

— 445.50 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение  ……………………………………………………………………………3 

Глава 1. Сущность государственного финансового контроля,

                система органов, виды и формы финансового контроля…….…….8

    1. Сущность государственного финансового контроля……………………….8
    2. Система органов государственного финансового контроля, виды

    и формы финансового контроля……………………………………………16 

Глава 2. Методологические основы государственного финансового              

                 контроля и особенности его организации в образовательных      

                 учреждениях………………………………………...………………….26

2.1. Методологические  основы государственного финансового  контроля…….26

2.2. Организационные   и методологические особенности  последующего 

        государственного финансового контроля образовательных учреждений...34 

Глава 3. Совершенствование  организации последующего государствен-      

               ного финансового контроля образовательных учреждений………53

3.1. Организационно-экономические  предпосылки и меры совершенство-

       вания последующего государственного финансового контроля…………..53

3.2. Обеспечение  организации результативного государственного 

       финансового контроля образовательных учреждений……………...……..69 

Заключение………………………………………………………………………...85 

Список  использованной литературы…………………………………………..90 
 

    Введение 

    В процессе формирования интеллектуальной элиты российского общества значительную роль играют образовательные учреждения. Решение этой задачи зависит от того, насколько эффективно организуют образовательные учреждения свою деятельность, в том числе и финансовую. Финансовая деятельность образовательных учреждений определяется, в основном, объемом финансирования из федерального бюджета. Объемы финансирования государственных образовательных учреждений растут из года в год. Например, за 2007 г. общий объем финансирования образовательных учреждений г.Ростов-на-Дону по сравнению с 2006 г. вырос в 1,26 раза, за 2008г. по сравнению с 2007 г. — в 1,34 раза. А за три года, с 2006 по 2009гг., этот объем вырос в 1,69 раза.

    Бюджетные средства выделяются в распоряжение образовательных учреждений по принципу эффективности с указанием конкретных целей, на которые они могут быть использованы. Любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные в бюджете РФ, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

    Проверку  эффективности и целенаправленности использования бюджетных средств  осуществляют органы государственного финансового контроля при проведении предварительного, текущего и последующего контроля.

    Актуальность исследования обусловлена тем, что образовательные учреждения, несмотря на регулярные проверки, допускают финансовые нарушения. В результате анализа материалов последующего государственного финансового контроля за 2005 — 2008 гг., проведенного КРУ МФ РФ в г.Ростов-на-Дону по итогам каждого финансового года, установлено, что финансовые нарушения выявлены более чем в 85% государственных образовательных учреждений.

    В принятом решении межведомственной комиссии Совета Безопасности при Президенте РФ отмечено, что сегодня финансовые нарушения, их суммарный объем и количество стали представлять угрозу для национальной безопасности страны.

    Одной из причин наличия финансовых нарушений  является отсутствие в бюджетном  законодательстве норм и четких формулировок, позволяющих однозначную трактовку понятия «финансовое нарушение». Поэтому актуальность исследования обусловлена также недоработкой и противоречивостью нормативно-правовой базы.

    Среди всех проблем, связанных с осуществлением последующего государственного финансового контроля, центральное место занимает проблема отсутствия универсальной методической базы, что вызывает определенные трудности при проведении ревизий.

    Необходимость изучения организации последующего государственного финансового контроля обусловлена, с одной стороны, недоработкой нормативно-правовой базы и отсутствием методической базы, с другой - проблемой результативности самого последующего государственного финансового контроля.

    Таким образом, оценка результативности государственного финансового контроля является актуальной задачей, требующей решения.

    Цель  исследования состоит в совершенствовании организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений. Поставленная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:

    1. Уточнить понятийный аппарат и определить методологические основы государственного финансового контроля.

    2. Проанализировать допускаемые образовательными  учреждениями финансовые нарушения.

    З. Классифицировать финансовые нарушения, выявленные в результате последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений.

    4. Разработать универсальную методику  последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений.

    5. Определить факторы, влияющие  на повышение результативности последующего государственного финансового контроля.

    6. Обосновать метод комплексной  оценки уровня результативности  последующего государственного  финансового контроля образовательных  учреждений.

    В настоящее время вопросы государственного финансового контроля недостаточно разработаны. В общем случае экономисты и юристы исследуют контроль как сферу деятельности органов государственного управления и определяют его как одну из форм управленческой деятельности.

    Широко  известны исследования в этой области таких ученых, как И.А. Белобжецкого, Н.Т. Белухи, В.И. Видяпина, Э.А. Вознесенского, Е.Ю. Грачевой., Ю.М. Иткина, Е.А. Кочерина, Л.М. Крамаровского, Т.М. Мезенцевой, Г.А. Соловьева, В.И. Стражева, и др. Анализ работ отечественных авторов показал, что, в основном, рассматривается круг вопросов, связанных с теорией и практикой государственного финансового контроля в основном доперестроечного периода.

    В процессе  исследования были изучены  и обобщены теоретические и методические разработки рассмотрения вопросов стандартизации и поиска форм финансового контроля в условиях российских реалий настоящего периода, содержащиеся в трудах российских ученых ВВ. Бурцева, Ю.А. Данилевского, А.В. Крикунова, Л.Н. Овсянникова В.И. Подольского, В.А. Привезенцева, А.Н. Пыткина, В.М. Родионовой, ВИ. Тимофеева, А.Г. Фирсова, Т.Г. Шешуковой, С.О. Шохина и др.

    Вместе  с тем явно недостаточно работ, в  которых бы разрабатывались обоснованные методологические и практические рекомендации, учитывающие действующую нормативную  базу и направленные на повышение результативности государственного финансового контроля.

    Среди зарубежных ученых, рассматривающих проблемы государственного финансового контроля, следует отметить Дж. Робертсона, Д. Стрика, А. Шика и др. Однако, анализ работ зарубежных авторов показал, что зарубежный опыт не всегда можно применить к российскому менталитету.

    Таким образом, степень разработанности  проблемы характеризуется недостаточностью, как теоретических исследований данного вопроса, так и практических рекомендаций.

    Объект исследования — образовательные учреждения и органы последующего государственного финансового контроля в г.Ростов-на-Дону. В настоящей работе под образовательными учреждениями понимаются организации, созданные органами государственной власти РФ для осуществления функций начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, деятельность которых финансируется из федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов.

    Так, объектами контроля были: государственное  образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №7 г. Новочеркасск Ростовской области, государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ростовское хореографическое училище», государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования:

    1. Донской государственный технический университет, расположенный по адресу: г.Ростов-на-Дону, пл. Гагарина,1. В университете работают следующие факультеты: конструкторский, гуманитарный, автоматизации и информатики,  технологии машиностроения;

    2. Донской юридический институт, расположенный по адресу: г.Ростов-на-Дону, б-р Комарова, 30/2. В институте функционирует один юридический факультет;

    3. Ростовский государственный медицинский университет, расположенный по адресу: г.Ростов-на-Дону, Нахичеванский пер. 29. В университете осуществляют обучение по следующим специальностям: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, сестринское дело;

    4. Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», расположенный по адресу: г.Ростов-на-Дону, пл. Народного Ополчения, 2. В университете работают следующие факультеты: национальной и мировой экономики, коммерции и маркетинга, информатизации и управления, финансовый, учетно-экономический, юридический, лингвистики и журналистики.

    Кроме того, объектом нашего исследования было государственное образовательное  учреждение  послевузовского профессионального образования Северо-Кавказская академия государственной службы (СКАГС), расположенная по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 70. В академии работают факультеты государственного и муниципального управления и налогообложения и менеджмента.    
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Сущность государственного финансового контроля, система органов, виды и формы финансового контроля 

    1.1. Сущность государственного финансового контроля. 

    Понятие контроль возникло более 2-х тысяч  лет назад. В разных странах на различных языках оно звучит по-разному.  Так, в латинском языке такого слова не существует. Самое близкое  по смыслу является соntга-lego (лат.) - производить проверочное чтение, считывать (с рукописью). Во французском оно имеет четыре значения. Так, в переводе с французского соntrolе — 1. контроль, проверка, наблюдение, надзор, досмотр;  2. контрольный пункт, контроль;  3. контроль, управление;  4. ведомость, список.

    В английском языке слово контроль имеет наибольшее количество значений — 10, среди которых наиболее подходящим к предмету данного исследования являются; управление, руководство; регулировка; ограничение.

    Таким образом, слово контроль постепенно наполняется следующим экономическим  содержанием.

    Контроль  — составная часть управления экономическими объектами и процессами, включающая наблюдение за объектом с  целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами.

    Система контроля является подсистемой социального  управления и во многом обеспечивает сохранение системой ее качественных характеристик, функционирования и развития. Посредством контроля достигается надежная связь, которая позволяет выявлять результаты воздействия управляющего объекта на управляемый, допущенные отклонения от управленческих решений, а также принципов организации и регулирования. То есть по сути дела, контроль является одной из функций государственного управления.

    Еще тридцать лет назад Э.А.Вознесенский писал: «Будучи функцией управления, контроль не может быть подчинен решению  задач, выходящих за рамки управления. Поэтому назначение контроля должно соответствовать целям самого управления, которые в свою очередь определяются экономическими и политическими закономерностями развития данной формации.

    Отсюда  вытекает важное значение контроля как  орудия осуществления политики (в том числе и экономической) господствующих классов»[ 10 ].

Информация о работе Государственный финансовый контроль