Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:25, дипломная работа
Цель исследования состоит в совершенствовании организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений. Поставленная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Уточнить понятийный аппарат и определить методологические основы государственного финансового контроля.
2. Проанализировать допускаемые образовательными учреждениями финансовые нарушения.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государственного финансового контроля,
система органов, виды и формы финансового контроля…….…….8
Сущность государственного финансового контроля……………………….8
Система органов государственного финансового контроля, виды
и формы финансового контроля……………………………………………16
Глава 2. Методологические основы государственного финансового
контроля и особенности его организации в образовательных
учреждениях………………………………………...………………….26
2.1. Методологические основы государственного финансового контроля…….26
2.2. Организационные и методологические особенности последующего
государственного финансового контроля образовательных учреждений...34
Глава 3. Совершенствование организации последующего государствен-
ного финансового контроля образовательных учреждений………53
3.1. Организационно-экономические предпосылки и меры совершенство-
вания последующего государственного финансового контроля…………..53
3.2. Обеспечение организации результативного государственного
финансового контроля образовательных учреждений……………...……..69
Заключение………………………………………………………………………...85
Список использованной литературы…………………………………………..90
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государственного финансового контроля,
система органов, виды и формы финансового контроля…….…….8
и формы
финансового контроля……………………………………………16
Глава 2. Методологические основы государственного финансового
контроля и особенности его организации в образовательных
учреждениях………………………………………...…
2.1. Методологические
основы государственного
2.2. Организационные
и методологические
государственного финансового контроля
образовательных учреждений...34
Глава 3. Совершенствование организации последующего государствен-
ного финансового контроля образовательных учреждений………53
3.1. Организационно-экономические
предпосылки и меры
вания последующего государственного финансового контроля…………..53
3.2. Обеспечение
организации результативного
финансового контроля образовательных
учреждений……………...……..69
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………..90
Введение
В процессе формирования интеллектуальной элиты российского общества значительную роль играют образовательные учреждения. Решение этой задачи зависит от того, насколько эффективно организуют образовательные учреждения свою деятельность, в том числе и финансовую. Финансовая деятельность образовательных учреждений определяется, в основном, объемом финансирования из федерального бюджета. Объемы финансирования государственных образовательных учреждений растут из года в год. Например, за 2007 г. общий объем финансирования образовательных учреждений г.Ростов-на-Дону по сравнению с 2006 г. вырос в 1,26 раза, за 2008г. по сравнению с 2007 г. — в 1,34 раза. А за три года, с 2006 по 2009гг., этот объем вырос в 1,69 раза.
Бюджетные средства выделяются в распоряжение образовательных учреждений по принципу эффективности с указанием конкретных целей, на которые они могут быть использованы. Любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные в бюджете РФ, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
Проверку
эффективности и
Актуальность исследования обусловлена тем, что образовательные учреждения, несмотря на регулярные проверки, допускают финансовые нарушения. В результате анализа материалов последующего государственного финансового контроля за 2005 — 2008 гг., проведенного КРУ МФ РФ в г.Ростов-на-Дону по итогам каждого финансового года, установлено, что финансовые нарушения выявлены более чем в 85% государственных образовательных учреждений.
В принятом решении межведомственной комиссии Совета Безопасности при Президенте РФ отмечено, что сегодня финансовые нарушения, их суммарный объем и количество стали представлять угрозу для национальной безопасности страны.
Одной из причин наличия финансовых нарушений является отсутствие в бюджетном законодательстве норм и четких формулировок, позволяющих однозначную трактовку понятия «финансовое нарушение». Поэтому актуальность исследования обусловлена также недоработкой и противоречивостью нормативно-правовой базы.
Среди всех проблем, связанных с осуществлением последующего государственного финансового контроля, центральное место занимает проблема отсутствия универсальной методической базы, что вызывает определенные трудности при проведении ревизий.
Необходимость изучения организации последующего государственного финансового контроля обусловлена, с одной стороны, недоработкой нормативно-правовой базы и отсутствием методической базы, с другой - проблемой результативности самого последующего государственного финансового контроля.
Таким образом, оценка результативности государственного финансового контроля является актуальной задачей, требующей решения.
Цель исследования состоит в совершенствовании организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений. Поставленная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Уточнить понятийный аппарат и определить методологические основы государственного финансового контроля.
2.
Проанализировать допускаемые
З. Классифицировать финансовые нарушения, выявленные в результате последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений.
4.
Разработать универсальную
5. Определить факторы, влияющие на повышение результативности последующего государственного финансового контроля.
6.
Обосновать метод комплексной
оценки уровня
В
настоящее время вопросы
Широко известны исследования в этой области таких ученых, как И.А. Белобжецкого, Н.Т. Белухи, В.И. Видяпина, Э.А. Вознесенского, Е.Ю. Грачевой., Ю.М. Иткина, Е.А. Кочерина, Л.М. Крамаровского, Т.М. Мезенцевой, Г.А. Соловьева, В.И. Стражева, и др. Анализ работ отечественных авторов показал, что, в основном, рассматривается круг вопросов, связанных с теорией и практикой государственного финансового контроля в основном доперестроечного периода.
В процессе исследования были изучены и обобщены теоретические и методические разработки рассмотрения вопросов стандартизации и поиска форм финансового контроля в условиях российских реалий настоящего периода, содержащиеся в трудах российских ученых ВВ. Бурцева, Ю.А. Данилевского, А.В. Крикунова, Л.Н. Овсянникова В.И. Подольского, В.А. Привезенцева, А.Н. Пыткина, В.М. Родионовой, ВИ. Тимофеева, А.Г. Фирсова, Т.Г. Шешуковой, С.О. Шохина и др.
Вместе
с тем явно недостаточно работ, в
которых бы разрабатывались обоснованные
методологические и практические рекомендации,
учитывающие действующую
Среди зарубежных ученых, рассматривающих проблемы государственного финансового контроля, следует отметить Дж. Робертсона, Д. Стрика, А. Шика и др. Однако, анализ работ зарубежных авторов показал, что зарубежный опыт не всегда можно применить к российскому менталитету.
Таким
образом, степень разработанности
проблемы характеризуется
Объект исследования — образовательные учреждения и органы последующего государственного финансового контроля в г.Ростов-на-Дону. В настоящей работе под образовательными учреждениями понимаются организации, созданные органами государственной власти РФ для осуществления функций начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, деятельность которых финансируется из федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Так, объектами контроля были: государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №7 г. Новочеркасск Ростовской области, государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ростовское хореографическое училище», государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования:
1. Донской государственный технический университет, расположенный по адресу: г.Ростов-на-Дону, пл. Гагарина,1. В университете работают следующие факультеты: конструкторский, гуманитарный, автоматизации и информатики, технологии машиностроения;
2. Донской юридический институт, расположенный по адресу: г.Ростов-на-Дону, б-р Комарова, 30/2. В институте функционирует один юридический факультет;
3. Ростовский государственный медицинский университет, расположенный по адресу: г.Ростов-на-Дону, Нахичеванский пер. 29. В университете осуществляют обучение по следующим специальностям: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, сестринское дело;
4. Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», расположенный по адресу: г.Ростов-на-Дону, пл. Народного Ополчения, 2. В университете работают следующие факультеты: национальной и мировой экономики, коммерции и маркетинга, информатизации и управления, финансовый, учетно-экономический, юридический, лингвистики и журналистики.
Кроме
того, объектом нашего исследования было
государственное
Глава
1. Сущность государственного
финансового контроля,
система органов, виды
и формы финансового
контроля
1.1.
Сущность государственного
финансового контроля.
Понятие контроль возникло более 2-х тысяч лет назад. В разных странах на различных языках оно звучит по-разному. Так, в латинском языке такого слова не существует. Самое близкое по смыслу является соntга-lego (лат.) - производить проверочное чтение, считывать (с рукописью). Во французском оно имеет четыре значения. Так, в переводе с французского соntrolе — 1. контроль, проверка, наблюдение, надзор, досмотр; 2. контрольный пункт, контроль; 3. контроль, управление; 4. ведомость, список.
В английском языке слово контроль имеет наибольшее количество значений — 10, среди которых наиболее подходящим к предмету данного исследования являются; управление, руководство; регулировка; ограничение.
Таким
образом, слово контроль постепенно
наполняется следующим
Контроль — составная часть управления экономическими объектами и процессами, включающая наблюдение за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами.
Система контроля является подсистемой социального управления и во многом обеспечивает сохранение системой ее качественных характеристик, функционирования и развития. Посредством контроля достигается надежная связь, которая позволяет выявлять результаты воздействия управляющего объекта на управляемый, допущенные отклонения от управленческих решений, а также принципов организации и регулирования. То есть по сути дела, контроль является одной из функций государственного управления.
Еще тридцать лет назад Э.А.Вознесенский писал: «Будучи функцией управления, контроль не может быть подчинен решению задач, выходящих за рамки управления. Поэтому назначение контроля должно соответствовать целям самого управления, которые в свою очередь определяются экономическими и политическими закономерностями развития данной формации.
Отсюда вытекает важное значение контроля как орудия осуществления политики (в том числе и экономической) господствующих классов»[ 10 ].