Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:25, дипломная работа
Цель исследования состоит в совершенствовании организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений. Поставленная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Уточнить понятийный аппарат и определить методологические основы государственного финансового контроля.
2. Проанализировать допускаемые образовательными учреждениями финансовые нарушения.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государственного финансового контроля,
система органов, виды и формы финансового контроля…….…….8
Сущность государственного финансового контроля……………………….8
Система органов государственного финансового контроля, виды
и формы финансового контроля……………………………………………16
Глава 2. Методологические основы государственного финансового
контроля и особенности его организации в образовательных
учреждениях………………………………………...………………….26
2.1. Методологические основы государственного финансового контроля…….26
2.2. Организационные и методологические особенности последующего
государственного финансового контроля образовательных учреждений...34
Глава 3. Совершенствование организации последующего государствен-
ного финансового контроля образовательных учреждений………53
3.1. Организационно-экономические предпосылки и меры совершенство-
вания последующего государственного финансового контроля…………..53
3.2. Обеспечение организации результативного государственного
финансового контроля образовательных учреждений……………...……..69
Заключение………………………………………………………………………...85
Список использованной литературы…………………………………………..90
В заключение следует подчеркнуть насущность и безотлагательность решения проблем государственного финансового контроля.
Допущенное
промедление негативно
3.2.
Обеспечение организации
результативного
последующего государственного
финансового контроля
образовательных
учреждений
В современных условиях «важнейшими аспектами формирования и использования государственных средств, подлежащими финансово-экономическому контролю являются: бюджетный процесс, а точнее финансово-экономическая экспертиза проекта бюджета и его исполнения, и, что более важно, результативность и рациональность использования государственных средств конечными пользователями».
Для обеспечения результативности организации государственного финансового контроля образовательных учреждений необходимо решить основные задачи государственного финансового контроля в России:
— формирование единой системы информационного обеспечения органов госфинконтроля;
—
разработка механизма взаимодействия
и четкого разграничения
— определение основных положений взаимодействия органов государственного финансового контроля с правоохранительными органами;
— усиление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций — в том числе связанных с незаконным вывозом за рубеж российского капитала, а также проверка выполнения государственных международных обязательств;
— противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
— установление порядка осуществления финансового контроля органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и создание единой системы мониторинга финансовых операций как основы информационного обеспечения государственного финансового контроля;
— совершенствование методологии контроля с целью минимизации условий, способствующих потерям и нецелевому использованию государственных средств, обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и поступления доходов от их использования в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
— внесение изменений в законодательство Российской Федерации — уголовное, гражданское, бюджетное и административное — в части усиления мер ответственности за нецелевое и неэффективное использование государственных средств;
— согласованное планирование контрольных мероприятий всеми органами государственного финансового контроля в текущем году на очередной год;
— установление единой методологии (стандартов) и методики проведения контрольных мероприятий для всех органов государственного финансового контроля, а также единых критериев обобщения результатов контрольных мероприятий;
— сотрудничество с органами государственного финансового контроля стран СНГ, иностранных государств и международными организациями, занимающимися вопросами финансового контроля;
— повышение кадрового, информационно-технического и материального обеспечения органов государственного финансового контроля, унификация форм и методов их работы, более качественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области государственного финансового контроля.
Решение вышеуказанных задач позволит — при соблюдении приоритетов построения демократичного правового государства — обеспечить целевое и эффективное использование государственных средств, уменьшить число злоупотреблений и правонарушений, связанных с использованием государственного имущества.
Результативность последующего государственного финансового контроля рассматривается как следствие сложного взаимодействия различных факторов. Работу органов последующего государственного финансового контроля можно признать действительно эффективной лишь в том случае, если они успешно решают проблему оптимальной защиты интересов государства и оптимальной защиты интересов населения, социальных групп и каждого человека. В этой двуединой задаче — важнейшая сторона понятия результативности последующего государственного финансового контроля.
Таким образом, можно выделить следующие критерии результативности последующего государственного финансового контроля:
• степень систематизации процесса;
• уровень взаимодействия контролирующих органов;
• уровень квалификации кадров;
•
уровень автоматизации
Общая теория эффективности пришла к выводу, что результативность развитых систем вообще нельзя выразить одним показателем. Даже что-то суперглавное распадается на ряд составляющих, имеет ряд аспектов, т. е. всегда требуется система показателей и критериев. И это тем более справедливо, если мы беремся оценивать такое сложное явление, как последующий государственный контроль. Здесь нужно иметь систему показателей и критериев результативности, которая была бы сквозной, но многоуровневой с взаимоувязанными элементами. В центре может стоять один сводный, обобщающий интегральный показатель, но он обязательно будет опираться на множество формирующих его показателей, заслуживающих отдельной оценки.
Важнейшим, первым критерием надо назвать уровень результативности осуществления последующего государственного финансового контроля. Надо иметь хороший государственный аппарат, обоснованную законодательную систему, действенные механизмы выполнения выработанных правил поведения, сильные органы управления, квалифицированные кадры. Отступления от законов должны обязательно выявляться и наказываться. Если последующий государственный финансовый контроль будет проводиться эффективно, то вместе с ним будет укрепляться и развиваться государственный аппарат, т. е. государство, прежде всего, должно сделать себя государством. Первый блок критериев оценки результативности должен, следовательно, давать комплексную характеристику последующего государственного финансового контроля, его организационной структуры, степени систематизации и автоматизации, уровня взаимодействия с другими контрольными органами.
Второй
уровень критериев — это
В результате применения метода Дельфи при обосновании показателей, влияющих на результативность последующего государственного финансового контроля, интегральным показателем определен уровень результативности последующего государственного финансового контроля, который зависит в основном от четырех факторов первого уровня.
Рассмотрев проблемы, возникающие при осуществлении последующего государственного финансового контроля, автором установлены основные четыре фактора, влияющих на его результативность:
1.
Степень систематизации
Системный подход к процессу государственного финансового контроля в целом означает, прежде всего, рассмотрение государственного финансового контроля в целом как системы, т.е. как совокупности элементов, образующих комплексное единое целое, имеющее определенную внутреннюю организацию. Системный подход означает, что руководители любого уровня могут оценить ситуацию в целом, принять решение лишь с учетом всех обстоятельств и возможных последствий для управляемого объекта как единой системы. Только системный подход служит надежной гарантией против односторонности, выхватывания какой-то одной, иногда несущественной стороны процесса. Системный подход обеспечивает гармоничное функционирование всех составных частей управляемого объекта, способствует ликвидации диспропорций и противоречий между различными его сторонами. Системный подход предполагает правильное определение основных задач развития управляемого объекта, а также учет различных путей достижения намеченных целей. Последнее позволяет выбрать оптимальный вариант решения поставленной задачи. Применительно к управлению системный подход означает, в частности, также четкое определение прав и обязанностей всех звеньев управления и взаимодействия между ними.
Отсутствие
системного подхода приводит к неполному
выявлению нарушений и
Любая система представляет собой совокупность элементов и связей между ними, поэтому чрезвычайно важно учитывать следующий фактор.
В настоящее время при подготовке и проведении ревизий не учитывается связевой подход. Вопросы проверки распределяются отдельно друг от друга. Например, одному ревизору дается только проверка кассовых операций. Но целевое использование невозможно установить, не учитывая взаимосвязь кассовых операций с операциями по расчетам с подотчетными лицами, по расчетам с организациями и пр.
2.
Уровень взаимодействия
При слабом уровне взаимодействия контролирующих органов эффект от проведения ревизий и проверок — минимален. Например, если в результате ревизии органами КРУ МФ РФ установлено нецелевое использование средств федерального бюджета, а факт нецелевого использования не подтвержден Управлением федерального казначейства МФ РФ, то взыскать сумму нецелевого использования с нарушителя невозможно. Или, в случае отсутствия четкой постановки задачи проверки перед органами КРУ МФ РФ правоохранительными органами по возбужденному уголовному делу, факты нарушения законодательства не подтверждаются и дело не доходит до суда.
З. Уровень квалификации кадров.
Поскольку
работники органов
Что
касается кадрового состава, то «следует
признать: профессионализм
В связи с тем, что уровень должностных окладов государственных служащих значительно меньше окладов соответствующих по квалификации работников внебюджетного сектора экономики, наблюдается «отток высококвалифицированных кадров и ослабление деятельности государственного аппарата. В результате государственная служба стала малопривлекательной и непрестижной, имеются трудности с обеспечением высокой дисциплины, исполнительности и ответственности государственного служащего».
Удручает картина статистического опроса государственных служащих:
«Сегодня более 43% госслужащих трудятся в системе госслужбы лишь благодаря тому, что здесь есть хоть какая-то гарантия постоянной работы и стабильность положения. Почти каждый пятый пошел на госслужбу потому, что так сложились обстоятельства, «не было другого выбора». Лишь 30% опрошенных чиновников руководствовались при выборе области приложения своих сил стремлением реализовать себя в управленческой сфере».
Ревизор изначально поставлен в сложные психологические условия. В любом случае он испытывает негативное отношение со стороны проверяемых. И психологические знания помогут ревизору избежать стрессовых ситуаций при осуществлении процесса проведения ревизии. «Ревизору психологические познания необходимы на всех этапах его деятельности. В частности, ревизор должен: в соответствии с поставленной целью выработать психологическую установку; систематизировать информацию и анализировать мнения работников; принимать решения; воспринимать обратную информацию и вступать в контакт с работниками; прогнозировать результативность принимаемых решений и эмоционально воздействовать на исполнителей; производить самооценку своих действий и др.»