Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:25, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в совершенствовании организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений. Поставленная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Уточнить понятийный аппарат и определить методологические основы государственного финансового контроля.
2. Проанализировать допускаемые образовательными учреждениями финансовые нарушения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государственного финансового контроля,
система органов, виды и формы финансового контроля…….…….8
Сущность государственного финансового контроля……………………….8
Система органов государственного финансового контроля, виды
и формы финансового контроля……………………………………………16
Глава 2. Методологические основы государственного финансового
контроля и особенности его организации в образовательных
учреждениях………………………………………...………………….26
2.1. Методологические основы государственного финансового контроля…….26
2.2. Организационные и методологические особенности последующего
государственного финансового контроля образовательных учреждений...34
Глава 3. Совершенствование организации последующего государствен-
ного финансового контроля образовательных учреждений………53
3.1. Организационно-экономические предпосылки и меры совершенство-
вания последующего государственного финансового контроля…………..53
3.2. Обеспечение организации результативного государственного
финансового контроля образовательных учреждений……………...……..69
Заключение………………………………………………………………………...85
Список использованной литературы…………………………………………..90

Работа состоит из  1 файл

Д.р..doc

— 445.50 Кб (Скачать документ)

     З. Определение составов ревизионных  бригад и сроков проведения ревизий. Получив утвержденный руководителем КРУ квартальный план подлежащих ревизиям объектов, начальники отделов формируют ревизионные бригады с учетом сроков проведения ревизий. Ревизионные бригады, как правило, возглавляют контролеры не ниже старшей государственной должности (старший, главный контролер-ревизор, заместитель начальника, начальник отдела). Ревизионные бригады формируются также с учетом психологических особенностей членов бригад, поскольку государственным служащим необходимо «избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа».

     Организационный этап состоит из трех процедур.

     1. Выписка удостоверений на ревизию.  На проведение каждой ревизии  участвующим в ней работникам  выдается специальное удостоверение,  которое подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им уполномоченным, и заверяется печатью указанного органа.

     2. Составление программы и календарного  плана ревизии. От составления  программы зависит и исход  ревизии, так как «при умелой, правильной постановке вопросов одна уже постановка вопросов предрешает успех ревизии...». Как показывают исследования ученых, «наличие заранее сформулированной конкретной установки позволяет повысить результативность человеческой деятельности почти на 30%».

     Календарный план предусматривает распределение  контрольных функций программы  ревизии по времени и по исполнителям. Поскольку каждая ревизия проводится в сжатые сроки, установленные удостоверением, подписанным руководителем КРУ, необходимо четко придерживаться плана выполнения контрольных функций.

     З. Изучение нормативно-правовых актов  и материалов предыдущих ревизий. Поскольку  основной задачей органов государственного финансового контроля является установление фактов нарушения законодательства, постольку постоянное отслеживание и изучение всех сопутствующих работе нормативных актов является неотъемлемой и весомой составляющей повседневной работы контролеров-ревизоров. Если взять прирост объемов правовой информации, то только на федеральном уровне принимается более 100 нормативных актов в месяц.

     Работать  с таким массивом документов без  современных компьютерных технологий просто невозможно. Поэтому при изучении  нормативной базы решающее значение имеет умение ревизоров пользоваться компьютерными справочно-правовыми системами. Компьютерная справочная правовая система  (КСПС) – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации – производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.

     Наиболее  известны в России следующие продукты и разработавшие их компании:

    • «Консультант-Плюс» (компания «Консультант-Плюс»);
    • «Гарант» (НПП «Гарант-Сервис»);
    • «Кодекс» (Центр компьютерных разработок).

Наиболее  широко распространена КСПС «Консультант-Плюс»  из-за удобной поисковой системы  и относительно невысокой цены. Но для контролеров-ревизоров преимуществом  обладает  КСПС «Кодекс», так как она сопровождается МФ РФ и в ней можно найти те документы Министерства финансов РФ, которых нет в «Консультанте-Плюс».

При изучении материалов предыдущих ревизий устанавливаются  особенности проверяемого образовательного учреждения и анализируются финансовые нарушения, выявленные в результате предыдущих ревизий. При выходе на ревизию проверяется устранение замечаний, отмеченных в акте предыдущей ревизии.

     Блоки 1-6 рабочего этапа подробно рассматриваются в параграфе III.2. диссертационного исследования, поэтому здесь остановлюсь только на последнем блоке  рабочего этапа:

     7. Написание и подписание акта. Результаты ревизии оформляются  актом, который подписывается  руководителем ревизионной группы (контролером - ревизором), а при  необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации.

     В акте ревизии, ревизующие должны соблюдать  объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность  и системность изложения.

     Результаты  ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально-ответственных лиц.

     Описание  фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую  обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или  их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

     При этом «приемы постановки отчетности, приемы кары за недочеты, приемы «ловли»  за обман, приемы проверки исполнения не деле должны быть ... изучены, сведены, подытожены...».

     В КРУ должен быть список образовательных  учреждений, «поставивших сносную отчетность..., лишь бы систематично, неуклонно вести  упорную и неослабную войну за расширение области применения хорошего образца».

     По  итогам финансового года рекомендуется  составлять сводный реестр выявленных КРУ за год фактов финансовых нарушений  в разрезе бюджетополучателей. Форма  реестра приведена ниже. Этот сводный  реестр может быть представлен в  МФ РФ с целью составления свода финансовых нарушений по всей стране.

     В акте ревизии не допускается включение  различного рода выводов, предположений  и фактов, не подтвержденных документами  или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.

     В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально-ответственных  лиц ревизуемой организации, квалифицировать  их поступки, намерения и цели. Акт излагается в последовательности, изложенной в программе ревизии.

     Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и  полных ответов на все вопросы  программы ревизии.

     До  подписания акта необходимо выяснить, будут ли представлены возражения по нему. При наличии возражений или  замечаний по акту подписывающие  его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы (контролеру - ревизору) письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью.

     Руководитель  ревизионной группы (контролер - ревизор) в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем контрольно—ревизионного органа или лицом, им уполномоченным, направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии.

     Реализационный  этап состоит из 5 процедур. Этот этап является наиболее емким по временным и трудовым затратам. На этом этапе активно включается механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля.

     1. Направление представления в проверенную организацию об исправлении недостатков.

     2. Направление письма в вышестоящую  организацию.

     З. Направление в УФК представления  на сумму нецелевого использования. Эта процедура выполняется только в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств. По акту ревизии составляется бумага, называемая представление, в которой указывается сумма нецелевого использования в разрезе ведомственной, функциональной и экономической классификаций. Здесь необходимо отметить проблему возврата из УФК материалов ревизий. То есть УФК не применяет никаких санкций к нарушителям бюджетного законодательства, выявленных КРУ, если возвращает обратно акты КРУ. Основными причинами возврата актов ревизий КРУ являются:

     • неясное изложение обстоятельств по совершенным нарушениям;

     • факты нецелевого использования  не подтверждаются заверенными копиями  первичных документов — доказательств  нецелевого использования;

     • при описании нарушений сделана  ссылка на нормативно-правовой акт, утративший силу;

     • не указаны реквизиты нормативно-правового  акта, нарушение которого привело  к факту нецелевого использования  бюджетных средств;

     • при возражении по акту КРУ доказано отсутствие факта нецелевого использования.

     То  есть основной причиной возвратов представлений служит некачественность актов ревизий, что говорит о низкой квалификации ревизоров. Но если представление принято УФК, то ему дается дальнейший ход.

     4. Направление акта со значительными  суммами нарушений в правоохранительные  органы. Здесь приводится в действие механизм взаимодействия с правоохранительными органами.

     Реализация  этого взаимодействия осуществляется путем взаимного информирования по фактам выявленных нарушений в  сфере экономики, осуществления  рабочих контактов и оказания взаимопомощи по проводимым ревизиям (проверкам), а также путем создания в субъектах Российской федерации Межведомственных рабочих групп на постоянной основе, основной задачей которых является оперативное рассмотрение всех вопросов совместных действий. По актам, переданным в правоохранительные органы, могут быть возбуждены уголовные дела. Но практика показывает крайне низкий процент возбуждения уголовных дел по актам КРУ. Так, например, за 2005-2007 гг. КРУ МФ РФ в г. Ростов-на-Дону передано правоохранительным органам 184 материала ревизий, связанных с использованием средств федерального бюджета. А возбуждено 38 уголовных дел по этим материалам за 2005г., что составляет 21% от количества материалов, переданных в правоохранительные органы. Причинами низкой эффективности взаимодействия с правоохранительными органами являются в основном несовершенство нормативной базы и некачественность материалов ревизий.

     6. Контроль исполнения мероприятий  по устранению нарушений по  истечении б месяцев после  ревизии.

     Чтобы обеспечить переход системы государственного финансового контроля из стадии становления в стадию полномасштабного функционирования, целесообразно предусмотреть и осуществить на практике ряд мероприятий.

     В части правовой базы. Принять федеральный закон о государственном финансовом контроле в Российской Федерации. Отсутствие закона фактически открывает возможности для произвола в осуществлении контроля, что недопустимо в правовом государстве.

     В части органов  последующего государственного финансового контроля. Настоятельно необходимо реализовать предложения Минфина России по усилению государственного финансового контроля в системе исполнительной власти - создание Комитета государственного финансового контроля Российской Федерации и организацию эффективного ведомственного контроля.

     Наряду  с этим надо конкретизировать контрольные  полномочия органов исполнительной власти, наделенных отдельными функциями  государственного финансового контроля.

     В части порядка  и методов осуществления  государственного финансового  контроля. Законодательно установить периодичность ревизий и проверок формирования и использования бюджетных, государственных средств. Определить, какие органы государственного финансового контроля, на каких объектах и в какие сроки проводят ревизии и проверки.

     Особо следует отметить значение ревизии.

     Только  ревизия способна дать полный и достоверный  ответ о положении дел на проверяемом  объекте. Проверка предполагает выборочность, т.е. заведомо содержит возможность  пропустить какие-либо даже существенные обстоятельства, факты нарушений и злоупотреблений.

     Однако  в последнее время происходит направленное удаление ревизии не только из практики, но из правовой базы контроля. При внесении поправок в Бюджетный  кодекс из него исключили даже упоминание о ревизии в бюджетной сфере. Не нашлось места для ревизии и в новом Уголовно-процессуальном кодексе. Похоже, что против ревизии ополчились люди, которые хорошо понимают, чем она для них опасна.

     Исключение  ревизии из практики государственного финансового контроля приведет к  непоправимым последствиям. Реальный последующий контроль за расходованием денег фактически перестанет существовать.

Информация о работе Государственный финансовый контроль