Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:25, дипломная работа
Цель исследования состоит в совершенствовании организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений. Поставленная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Уточнить понятийный аппарат и определить методологические основы государственного финансового контроля.
2. Проанализировать допускаемые образовательными учреждениями финансовые нарушения.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государственного финансового контроля,
система органов, виды и формы финансового контроля…….…….8
Сущность государственного финансового контроля……………………….8
Система органов государственного финансового контроля, виды
и формы финансового контроля……………………………………………16
Глава 2. Методологические основы государственного финансового
контроля и особенности его организации в образовательных
учреждениях………………………………………...………………….26
2.1. Методологические основы государственного финансового контроля…….26
2.2. Организационные и методологические особенности последующего
государственного финансового контроля образовательных учреждений...34
Глава 3. Совершенствование организации последующего государствен-
ного финансового контроля образовательных учреждений………53
3.1. Организационно-экономические предпосылки и меры совершенство-
вания последующего государственного финансового контроля…………..53
3.2. Обеспечение организации результативного государственного
финансового контроля образовательных учреждений……………...……..69
Заключение………………………………………………………………………...85
Список использованной литературы…………………………………………..90
Рис.
1.2.1. Органы государственного финансового
контроля.
В зависимости от времени проведения выделяют три формы государственного финансового контроля:
предварительный, текущий, последующий.
Вместе с тем, не все ученые поддерживают такую классификацию форм контроля. Э.А. Вознесенский, например, признавая под формами контроля «отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий», утверждает, что по отношению к финансовому контролю его формами являются только предварительный и последующий контроль. При этом он отмечал, что «как предварительный, так и последующий финансовый контроль осуществляется в ходе текущей деятельности контролируемых объектов и выражает содержание текущей оперативной работы соответствующих органов» [10]. На этом основании он отрицал понятие «текущий контроль», относя все контрольные действия либо к предварительному, либо к последующему финансовому контролю.
Но, тем не менее, три формы государственного финансового контроля закреплены законодательно в БК РФ и мы обязаны их придерживаться.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительских документов и т. д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности организации в целом. Еще на стадии составления смет доходов и расходов с его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиления ответственности предприятий за свое финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.
Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения бюджета, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений.
В
настоящее время
При
предварительном и текущем
Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведенных мероприятий производится в результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных хозяйственно-финансовых операций на основе проверки отчетных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующимся на нем.
Территориальные органы УФК осуществляют предварительный и текущий государственный финансовый контроль, а территориальные органы КРУ МФ РФ и Счетная палата РФ — последующий государственный финансовый контроль. Предметом исследования является деятельность территориальных органов КРУ МФ РФ в субъекте федерации по осуществлению последующего государственного финансового контроля.
Территориальные органы КРУ МФ РФ являются территориальными юнтрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации и создаются по его решению.
Территориальные органы КРУ МФ РФ действуют на основании Положения о Министерстве финансов РФ (далее — МФ РФ), Положения о территориальных контрольно-ревизионных органах МФ РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.08.05 № 888.
Последующий государственный финансовый контроль осуществляется территориальными органами КРУ МФ РФ путем проведения:
1) Ревизий, 2) Проверок.
1) Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Характерными чертами ревизии являются взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации; участие в ее проведении специалистов, способных квалифицированно разбираться в специфике деятельности организации; максимально возможное сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности хозяйственных и финансовых операций.
Л.Н. Овсянников, заместитель начальника КРУ Минфина России, в статье «Время узаконить ревизию» с горечью констатирует: «Если ревизия — действие законное, что в общем-то ни у кого сомнения не вызывает, если она нужна государству, министрам, прокурорам, следователям, финансистам, что, как уже сказано, закреплено законами, то почему до сих пор не узаконены понятие ревизии, ее параметры, права ревизора?»[17].
2) Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
Проверки могут быть тематическими и совместными.
Тематическая проверка проводится по определенному кругу вопросов одной теме (вопросу) путем ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности. При этом используются различные приемы фактического и документального контроля, и не всегда обязательно прибегать к тотальной проверке первичных документов и учетных записей с точки зрения законности и достоверности.
Под совместной проверкой понимается контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово - хозяйственной деятельности ревизуемой организации, проведенное по мотивированным постановлениям правоохранительных или ведомственных органов.
Цель ревизии или проверки (далее - ревизия) - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Основной задачей деятельности территориальных органов КРУ МФ РФ является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или региона Российской Федерации.
Территориальные органы КРУ МФ РФ в соответствии с возложенной на него задачей выполняют следующие основные функции:
а) осуществляют последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
б) проводят в пределах своей компетенции ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности;
в) проводят документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;
г) проводят в установленном порядке по обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на договорной основе ревизии и финансовые проверки поступления и расходования средств соответствующих бюджетов;
л) в соответствии с поручениями Министерства финансов Российской Федерации осуществляют контроль за результативностью проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций (кроме аудита в банковской системе);
е) участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции управления:
ж) анализируют практику применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции управления, представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию этого законодательства;
з) осуществляют в необходимых случаях контроль за своевременностью и полнотой устранения нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управлением организации, а также возмещения ими причиненного ущерба;
и) координируют свою деятельность с деятельностью других органов финансового контроля в целях устранения параллелизма и дублирования в проведении ревизии и проверок, обеспечения их комплексности и периодичности;
к) соблюдают режим секретности проводимых управлением работ, в том числе при обработке с использованием технических средств документов, составляющих государственную тайну.
Задача государственного финансового контроля - осуществление надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
То
есть при осуществлении
субъект
Рис. 1.2.2. Структура финансового нарушения.
Рассмотрев
структуру финансового
Финансовое нарушение — противоправное действие должностных лиц, выразившееся в неверном применении положений нормативно-правовых актов в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
В процессе государственного финансового контроля, прежде всего, проверяется отчетность бюджетных учреждений, так как «постановка отчетности ... есть вещь основная во всех учреждениях самых разнородных».
Отчетность — система обобщающих показателей, характеризующих состояние и динамику управления служебной деятельностью, а также саму деятельность конкретного органа (подразделения). Отчетность является важнейшим элементом функции контроля в управленческой деятельности. Выделяют два вида отчетности, подлежащей последующему государственному финансовому контролю: