Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:25, дипломная работа
Цель исследования состоит в совершенствовании организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений. Поставленная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Уточнить понятийный аппарат и определить методологические основы государственного финансового контроля.
2. Проанализировать допускаемые образовательными учреждениями финансовые нарушения.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государственного финансового контроля,
система органов, виды и формы финансового контроля…….…….8
Сущность государственного финансового контроля……………………….8
Система органов государственного финансового контроля, виды
и формы финансового контроля……………………………………………16
Глава 2. Методологические основы государственного финансового
контроля и особенности его организации в образовательных
учреждениях………………………………………...………………….26
2.1. Методологические основы государственного финансового контроля…….26
2.2. Организационные и методологические особенности последующего
государственного финансового контроля образовательных учреждений...34
Глава 3. Совершенствование организации последующего государствен-
ного финансового контроля образовательных учреждений………53
3.1. Организационно-экономические предпосылки и меры совершенство-
вания последующего государственного финансового контроля…………..53
3.2. Обеспечение организации результативного государственного
финансового контроля образовательных учреждений……………...……..69
Заключение………………………………………………………………………...85
Список использованной литературы…………………………………………..90
В современных условиях «в этой связи возникает вопрос: каким образом в демократическом обществе можно добиться необходимого уровня эксплуатации эксплуатантов?
Совершенно очевидно, что по собственной воле в ярмо эксплуатации они не полезут. Мировой опыт показывает; добиться этого можно только с помощью независимого государственного финансово-экономического контроля как одной из стержневых форм публичного контроля».
И.А. Белобжецкий считает, что «контроль призван, прежде всего, давать объективную оценку фактического состояния управляемого объекта и эффективности хозяйствования» [ 6 ].
В
настоящее время распространены
следующие формулировки термина
государственный финансовый контроль
(ГФК), представленные в табличной форме
(Табл.1.1.1.).
Таблица 1.1.1.
Определение понятия государственного финансового контроля
Определение ГФК | Источник |
Финансовый контроль при социализме – деятельность государственных и общественных органов, состоящая в проверке государственных и общественных органов, состоящая в проверке обоснованности процессов формирования и использования централизованных и децентрализо-ванных денежных фондов в целях соблюдения плановых пропорций в расширенном социалистическом воспроизводстве | Вознесенский Э.А. Финансовый конт-роль в СССР – М.: Юридическая литера-тура, 2003, с.43. |
Финансово-хозяйственный контроль – система надзора наделенных контрольными функциями госу-дарственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, с целью объективно оценить экономическую результатив-ность этой деятельности, установить законность, до-стоверность и целесообразность хозяйственных и фи-нансовых операций, сохранность социалистической собственности, выявить внутрихозяйственные резервы повышения эффективности и роста доходов государственного бюджета | Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. Финансы и статистика, 2005, с.25 |
Финансовый контроль – это контроль за закон-ностью и целесообразностью действий в области об-разования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуп-равления в целях эффективного социально-эконо-мического развития страны и отдельных регионов | Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник – М.: Изд-во БЕК, 2005, с.83 |
Под финансовым контролем следует понимать осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность госу-дарственных органов, наделенных законом соответ-ствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности | Козырин А.Н. Финансовый контроль / В уч. Финансовое право/ Под ред. Проф. О.Н. Горбуновой – М.: Юрист, 2006, с.48 |
Финансовый контроль с соответствии с финан-совым правом – это система институтов, инструмен-тов и методов по проверке законности и целесообраз-ности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и ор-ганов местного самоуправления, одна из форм госу-дарственного контроля, способствующая обеспече-нию законности, охране собственности, правильно-му, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помо-гающая вскрыть нарушения финансовой дисциплины | Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в РФ. – М.: Финансы и статистика, 2008, с.26 |
Госконтроль – это систематическая, конструктивная деятельность руководителей, органов управления, направленная на приближение фактического исполнения к запланированному результату | Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля – М.: Филинъ,2000, с.348 |
Государственный финансовый контроль (ГФК) – одна из важнейших функций государственного управления, которая направлена на вскрытие отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления финансовыми ресурсами и иной государственной собственностью, а при наличии таких отклонений – на своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер | Бурцев В.В. К вопросу о стандартизации госу- дарственного финансо-вого контроля // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003 с.37 |
Государственный финансовый контроль – это основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране государственной собственности, целевому, эффективному и экономному использованию государственных средств, помогающая вскрыть нарушения установленной государством финансовой дисциплины | Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль Учебник –М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2002, с.37 |
Государственный финансовый контроль в демократическом государстве – это, во-первых, орга-низованный избранными представителями общества, т.е. законодательной властью, внешний контроль управления общественными финансами и, во-вторых, организованный органами исполнительной власти внутренний контроль | Степашин С.С. Доклад на совеща-нии руководителей контрольно- счетных органов субъектов РФ |
По нашему мнению эти определения требуют уточнения, так как «нам представляется спорной концепция, которая сводит финансовый контроль лишь к проверке процессов формирования и использования денежных фондов. По нашему мнению, наиболее широко понятие государственного финансового контроля определено Белобжецким И.А. Мы согласны с его мнением, определяющим, что «диапазон действия финансового контроля весьма широк, поскольку финансовая сторона работы предприятий и объединений обусловлена материально-вещественными факторами. Зачастую весьма затруднительно, а иногда невозможно отделить финансовый контроль от хозяйственного, поскольку в большинстве финансовых операций находят свое отражение те или иные элементы хозяйственной деятельности» [6].
Мы совершенно согласны и с точкой зрения Татаринова В.А., создателя системы государственного финансового контроля в России, который считал, что «ревизия одних денежных средств, как бы хорошо она поставлена ни была, всегда будет односторонней, если она не связана с документальной ревизией имущественных ценностей».
Объектом приложения финансового контроля является комплекс хозяйственных процессов и денежных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности. Нельзя не учитывать и тот факт, что за бюджетные средства приобретаются имущество и материальные ценности.
Мы
считаем, что одним из путей уменьшения
числа злоупотреблений и
Когда учет финансовых потоков оторван от материальных: от кого конкретно ушел материальный поток, с кого списаны ресурсы, то в этом случае создаются прекрасные и сильно притягательные условия для экономической преступности. От поставщика материальный поток якобы ушел, но, ни с кого не списан и никому не поставлен на учет. К получателю материальный поток явно не приходил, поскольку его не было. А деньги он перечислил на основе ложного содержания авизо.
Неразрывную связь учета и контроля, их значение и роль в общественной жизни страны подчеркивал еще В.И.Ленин: «без всестороннего, государственного учета и контроля за производством и распределением продуктов власть трудящихся, свобода трудящихся удержаться не может, возврат под иго капитализма неизбежен» [13]. Ведь «безотчетность, бесконтрольность в деле производства и распределения продуктов… есть казнокрадство (ибо все имущество принадлежит казне…)». А основная задача органов государственного финансового контроля — установить и предотвратить казнокрадство.
Учитывая все вышесказанное, предлагается следующая формулировка понятия государственного финансового контроля:
Государственный
финансовый контроль — это правоспособная
система государственных
Место государственного финансового контроля в общей системе государственного контроля определяется в первую очередь объектом контроля – это государственные финансы.
Если рассматривать
государственные финансы в
Таким образом, государственный финансовый контроль – это контроль над формированием, использованием и воспроизводством национального достояния.
Понятно, что такая объемлющая его характеристика рождает проблему его организации, т.е. кто, где, когда и как должен осуществлять государственный финансовый контроль.
Принципиальное
Значение финансового контроля выражается в том, что при проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.
Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, и других природных ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и использование бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрачивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредита, а также соблюдения установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Финансовый контроль
за деятельностью предприятий
Государственный финансовый контроль осуществляется органами исполнительной власти, а арбитром в спорах между проверяемым и проверяющими является судебная власть. И от эффективности взаимодействия исполнительной и судебной власти в немалой степени зависит результативность государственного финансового контроля.
Полномочия по осуществлению государственного финансового контроля исполнения федерального бюджета сосредоточены в руках Министерства финансов — одного из Федеральных министерств, входящих в органы управления исполнительной власти.
Полномочия Министерства финансов РФ определены Ст. 165 БК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 № 329 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации» (далее— Положение о Министерстве финансов РФ).
Министерство финансов РФ (далее — МФ РФ) обладает следующими основными бюджетными полномочиями:
Составляет
сводную бюджетную роспись
Организует исполнение федерального бюджета;
Исполняет федеральный бюджет;
Осуществляет
предварительный и текущий
Составляет отчет об исполнении федерального бюджета;
Представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;
Взыскивает в бесспорном порядке бюджетные средства, использованные не по целевому назначению.
То есть в компетенцию МФ РФ входят все функции по составлению, ис-полнению, контролю и отчету об исполнении федерального бюджета. При этом контрольные функции МФ РФ разделены между Главным управлением феде-рального казначейства (ГУФК) и департаментом государственного финансово-го контроля. Кроме Министерства финансов РФ, контроль за исполнением фе-дерального бюджета на уровне законодательной ветви власти, осуществляет Счетная палата РФ, подчиняющаяся непосредственно Президенту РФ. Схема-тично органы государственного финансового контроля изображены на Рис. 1.2.1.
Из
Рис.1.2.1. видно, что в каждом субъекте федерации
находится территориальный орган УФК
и территориальный орган КРУ МФ РФ. Например,
в г.Ростов-на-Дону функционируют КРУ МФ
РФ в г.Ростов-на-Дону и УФК г.Ростов-на-Дону.
Отличие структуры УФК от структуры КРУ
состоит в том, что УФК имеет еще и отделения
по территориально-
При
этом, территориальные органы Федерального
Казначейства осуществляют текущий
контроль, а последующий - Счетная
палата РФ, территориальные органы
КРУ МФ РФ.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ |