Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:25, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в совершенствовании организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений. Поставленная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Уточнить понятийный аппарат и определить методологические основы государственного финансового контроля.
2. Проанализировать допускаемые образовательными учреждениями финансовые нарушения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государственного финансового контроля,
система органов, виды и формы финансового контроля…….…….8
Сущность государственного финансового контроля……………………….8
Система органов государственного финансового контроля, виды
и формы финансового контроля……………………………………………16
Глава 2. Методологические основы государственного финансового
контроля и особенности его организации в образовательных
учреждениях………………………………………...………………….26
2.1. Методологические основы государственного финансового контроля…….26
2.2. Организационные и методологические особенности последующего
государственного финансового контроля образовательных учреждений...34
Глава 3. Совершенствование организации последующего государствен-
ного финансового контроля образовательных учреждений………53
3.1. Организационно-экономические предпосылки и меры совершенство-
вания последующего государственного финансового контроля…………..53
3.2. Обеспечение организации результативного государственного
финансового контроля образовательных учреждений……………...……..69
Заключение………………………………………………………………………...85
Список использованной литературы…………………………………………..90

Работа состоит из  1 файл

Д.р..doc

— 445.50 Кб (Скачать документ)
tify">    Точка зрения Э.А.Вознесенского согласуется  с высказыванием В.И.Ленина: «В сущности говоря, весь вопрос о контроле сводится к тому кто кого контролирует, то есть какой класс является контролирующим и какой контролируемым…»[ 13 ].

    В современных условиях «в этой связи  возникает вопрос: каким образом  в демократическом обществе можно  добиться необходимого уровня эксплуатации эксплуатантов?

    Совершенно  очевидно, что по собственной воле в ярмо эксплуатации они не полезут. Мировой опыт показывает; добиться этого можно только с помощью независимого государственного финансово-экономического контроля как одной из стержневых форм публичного контроля».

    И.А. Белобжецкий считает, что «контроль призван, прежде всего, давать объективную оценку фактического состояния управляемого объекта и эффективности хозяйствования» [ 6 ].

    В настоящее время распространены следующие формулировки термина  государственный финансовый контроль (ГФК), представленные в табличной форме (Табл.1.1.1.). 
 
 
 

    Таблица 1.1.1.

    Определение понятия государственного финансового контроля

    Определение ГФК     Источник
    Финансовый  контроль при социализме – деятельность государственных и общественных органов, состоящая в проверке государственных и общественных органов, состоящая в проверке обоснованности процессов формирования и использования централизованных и децентрализо-ванных денежных фондов в целях соблюдения плановых пропорций в расширенном социалистическом воспроизводстве Вознесенский Э.А. Финансовый конт-роль в СССР – М.: Юридическая литера-тура, 2003, с.43.
    Финансово-хозяйственный  контроль – система надзора наделенных контрольными функциями госу-дарственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, с целью объективно оценить экономическую результатив-ность этой деятельности, установить законность, до-стоверность и целесообразность хозяйственных и фи-нансовых операций, сохранность социалистической собственности, выявить внутрихозяйственные резервы повышения эффективности и роста доходов государственного бюджета Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный  механизм. Финансы и статистика, 2005, с.25
    Финансовый  контроль – это контроль за закон-ностью и целесообразностью действий в области об-разования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуп-равления в целях эффективного социально-эконо-мического развития страны и отдельных регионов Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник – М.: Изд-во БЕК, 2005, с.83
    Под финансовым контролем следует понимать осуществляемую с использованием специфических  организационных форм и методов  деятельность госу-дарственных органов, наделенных законом соответ-ствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности Козырин А.Н. Финансовый контроль / В уч. Финансовое право/ Под ред. Проф. О.Н. Горбуновой – М.: Юрист, 2006, с.48
    Финансовый  контроль с соответствии с финан-совым правом – это система институтов, инструмен-тов и методов по проверке законности и целесообраз-ности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и ор-ганов местного самоуправления, одна из форм госу-дарственного контроля, способствующая обеспече-нию законности, охране собственности, правильно-му, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помо-гающая вскрыть нарушения финансовой дисциплины Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового  контроля в РФ. – М.: Финансы и статистика, 2008, с.26
    Госконтроль – это систематическая, конструктивная деятельность руководителей, органов управления, направленная на приближение фактического исполнения к запланированному результату Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого  контроля – М.: Филинъ,2000, с.348
    Государственный финансовый контроль (ГФК) – одна из важнейших функций государственного управления, которая направлена на вскрытие отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления финансовыми ресурсами и иной государственной собственностью, а при наличии таких отклонений – на своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер Бурцев В.В. К  вопросу о стандартизации госу- дарственного финансо-вого контроля // Менеджмент в  России и за рубежом. - 2003 с.37
    Государственный финансовый контроль – это основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране государственной собственности, целевому, эффективному и экономному использованию государственных средств, помогающая вскрыть нарушения установленной государством финансовой дисциплины Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль Учебник –М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2002, с.37
    Государственный финансовый контроль в демократическом  государстве – это, во-первых, орга-низованный избранными представителями общества, т.е. законодательной властью, внешний контроль управления общественными финансами и, во-вторых, организованный  органами исполнительной власти внутренний контроль  Степашин  С.С. Доклад    на совеща-нии руководителей   контрольно- счетных органов субъектов РФ
 

    По  нашему мнению эти определения требуют уточнения, так как «нам представляется спорной концепция, которая сводит финансовый контроль лишь к проверке процессов формирования и использования денежных фондов. По нашему мнению, наиболее широко понятие государственного финансового контроля определено Белобжецким И.А. Мы согласны с его мнением, определяющим, что «диапазон действия финансового контроля весьма широк, поскольку финансовая сторона работы предприятий и объединений обусловлена материально-вещественными факторами. Зачастую весьма затруднительно, а иногда невозможно отделить финансовый контроль от хозяйственного, поскольку в большинстве финансовых операций находят свое отражение те или иные элементы хозяйственной деятельности» [6].

    Мы  совершенно согласны и с точкой зрения Татаринова В.А., создателя системы государственного финансового контроля в России, который считал, что «ревизия одних денежных средств, как бы хорошо она поставлена ни была, всегда будет односторонней, если она не связана с документальной ревизией имущественных ценностей».

    Объектом приложения финансового контроля является комплекс хозяйственных процессов и денежных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности. Нельзя не учитывать и тот факт, что за бюджетные средства приобретаются имущество и материальные ценности.

    Мы  считаем, что одним из путей уменьшения числа злоупотреблений и правонарушений, связанных с использованием государственного имущества является обеспечение  учета и контроля материальных потоков.

    Когда учет финансовых потоков оторван  от материальных: от кого конкретно ушел материальный поток, с кого списаны ресурсы, то в этом случае создаются прекрасные и сильно притягательные условия для экономической преступности. От поставщика материальный поток якобы ушел, но, ни с кого не списан и никому не поставлен на учет. К получателю материальный поток явно не приходил, поскольку его не было. А деньги он перечислил на основе ложного содержания авизо.

    Неразрывную связь учета и контроля, их значение и роль в общественной жизни страны подчеркивал еще В.И.Ленин: «без всестороннего, государственного учета и контроля за производством и распределением продуктов власть трудящихся, свобода трудящихся удержаться не может, возврат под иго капитализма неизбежен» [13]. Ведь «безотчетность, бесконтрольность в деле производства и распределения продуктов… есть казнокрадство (ибо все имущество принадлежит казне…)».  А основная задача органов государственного финансового контроля — установить и предотвратить казнокрадство.

    Учитывая  все вышесказанное, предлагается следующая  формулировка понятия государственного финансового контроля:

    Государственный финансовый контроль — это правоспособная система государственных органов, проверяющих образование, учет, распределение  и использование денежных и соответствующих  им материальных потоков федерального бюджета, на точность исполнения действующих нормативно-правовых актов.

    Место государственного финансового контроля в общей системе государственного контроля определяется в первую очередь объектом контроля – это государственные финансы.

          Если рассматривать  государственные финансы в узком  смысле слова, то это собственно государственный  бюджет, сферы его формирования и  использования, который состоит  из доходной и расходной частей. В этой связи и государственный  финансовый контроль будет сводиться к контролю исполнения федерального закона по полноте поступления доходной части и не превышению расходов расходной части. В широком смысле это не только государственные бюджеты, но и вся та совокупность элементов государства, которое создает национальное  богатство общества, это природные ресурсы, производственная и хозяйственная деятельность субъектов производства, распределения и потребления.

          Таким образом, государственный  финансовый контроль – это контроль над формированием, использованием  и воспроизводством национального достояния.

          Понятно, что такая  объемлющая его характеристика рождает  проблему его организации, т.е. кто, где, когда и как должен осуществлять государственный финансовый контроль.

          Принципиальное решение  этой проблемы заключается в четком разделении сферы финансовых доходов государства и сферы финансовых расходов. Главной задачей для государственного финансового контроля в этом случае является эффективность деятельности государственных органов, как первой, так и второй сферы. Такое определение государственного финансового контроля предопределяет необходимость построения его на строго научной основе.

    Значение  финансового контроля выражается в  том, что при проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

          Объект финансового  контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, и других природных ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

          Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение  и использование бюджетов всех уровней  и внебюджетных фондов, а также  контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков  и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрачивает  лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности  при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредита, а также соблюдения установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

          Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает  также контроль со стороны  кредитных  учреждений  акционеров и внутренний контроль. Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому  помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие  его специфику в отдельных  финансовых правовых институтах. 
 

    1. Система органов государственного финансового контроля. Виды и формы финансового контроля.
 
 

     Государственный финансовый контроль осуществляется органами исполнительной власти, а арбитром в спорах между проверяемым и  проверяющими является судебная власть. И от эффективности взаимодействия исполнительной и судебной власти в немалой степени зависит результативность государственного финансового контроля.

     Полномочия  по осуществлению государственного финансового контроля исполнения федерального бюджета сосредоточены в руках  Министерства финансов — одного из Федеральных министерств, входящих в органы управления исполнительной власти.

     Полномочия  Министерства финансов РФ определены Ст. 165 БК РФ и Постановлением Правительства  Российской Федерации от 30.06.04 № 329 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации» (далее— Положение о Министерстве финансов РФ).

     Министерство  финансов РФ (далее — МФ РФ) обладает следующими основными бюджетными полномочиями:

     Составляет  сводную бюджетную роспись федерального бюджета (то есть определяет общую сумму  доходов и общую сумму расходов федерального бюджета и распределяет их по главным распорядителям);

     Организует  исполнение федерального бюджета;

     Исполняет федеральный бюджет;

     Осуществляет  предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета;

     Составляет  отчет об исполнении федерального бюджета;

     Представляет  отчет об исполнении федерального бюджета  в Правительство РФ;

     Взыскивает  в бесспорном порядке бюджетные  средства, использованные не по целевому назначению.

     То  есть в компетенцию МФ РФ входят все функции по составлению, ис-полнению, контролю и отчету об исполнении федерального бюджета. При этом контрольные функции МФ РФ разделены между Главным управлением феде-рального казначейства (ГУФК) и департаментом государственного финансово-го контроля. Кроме Министерства финансов РФ, контроль за исполнением фе-дерального бюджета на уровне законодательной ветви власти, осуществляет Счетная палата РФ, подчиняющаяся непосредственно Президенту РФ. Схема-тично органы государственного финансового контроля изображены на Рис. 1.2.1.

     Из  Рис.1.2.1. видно, что в каждом субъекте федерации находится территориальный орган УФК и территориальный орган КРУ МФ РФ. Например, в г.Ростов-на-Дону функционируют КРУ МФ РФ в г.Ростов-на-Дону и УФК г.Ростов-на-Дону. Отличие структуры УФК от структуры КРУ состоит в том, что УФК имеет еще и отделения по территориально-административным единицам.

     При этом, территориальные органы Федерального Казначейства осуществляют текущий  контроль, а последующий - Счетная  палата РФ, территориальные органы КРУ МФ РФ. 

     ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

     

                                                         

     

Информация о работе Государственный финансовый контроль