Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:25, дипломная работа
Цель исследования состоит в совершенствовании организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений. Поставленная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Уточнить понятийный аппарат и определить методологические основы государственного финансового контроля.
2. Проанализировать допускаемые образовательными учреждениями финансовые нарушения.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государственного финансового контроля,
система органов, виды и формы финансового контроля…….…….8
Сущность государственного финансового контроля……………………….8
Система органов государственного финансового контроля, виды
и формы финансового контроля……………………………………………16
Глава 2. Методологические основы государственного финансового
контроля и особенности его организации в образовательных
учреждениях………………………………………...………………….26
2.1. Методологические основы государственного финансового контроля…….26
2.2. Организационные и методологические особенности последующего
государственного финансового контроля образовательных учреждений...34
Глава 3. Совершенствование организации последующего государствен-
ного финансового контроля образовательных учреждений………53
3.1. Организационно-экономические предпосылки и меры совершенство-
вания последующего государственного финансового контроля…………..53
3.2. Обеспечение организации результативного государственного
финансового контроля образовательных учреждений……………...……..69
Заключение………………………………………………………………………...85
Список использованной литературы…………………………………………..90
При
этом необходимо обеспечить их соответствие,
т.е. правильную и объективную интерпретацию
количественных показателей статистической
отчетности при формировании финансовой
отчетности и т.п. Именно финансовая отчетность
контролируется, прежде всего, в процессе
проведения государственного финансового
контроля.
Глава
2. Методологические
основы государственного
финансового контроля
и особенности его организации
в образовательных учреждениях
2.1.
Методологические основы
государственного финансового
контроля
Организация государственного финансового контроля невозможна без использования определенной методической базы, включающей в себя как общие научные подходы, принципы, методы и функции управления, так и специфические, присущие именно процессу государственного финансового контроля. В настоящее время органы последующего государственного финансового контроля не обеспечены методической базой. В системном виде методологические основы организации системы государственного финансового контроля представлены нами в виде трех взаимосвязанных организационно-экономических блоков, каждый из которых является комплексным со своими целями и задачами, с соответствующим информационным базисом, увязанным в пространстве и времени (Рис. 2.1.1.).
Первый блок методологических основ составляют цель, задачи и функции государственного финансового контроля. Целью государственного финансового контроля является контроль за формированием государственных доходов и рациональным их использованием, а также улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации.
Выделяют следующие функции контроля.
Информационная. С ее помощью субъект управления своевременно получает сведения о состоянии процесса выполнения принятых решений.
Аналитическая. Контроль влияет на оценку складывающейся ситуации, исследование проблем и результаты прогноза изменений обстановки.
Организационная.
Заключается в том, что с помощью контроля
и на основе его результатов осуществляются
необходимые меры по корректировке задач
и устранению выявленных недостатков.
Рис.
2.1.1. Методологические основы государственного
финансового контроля
Задачами государственного финансового контроля являются:
защита законных финансовых интересов Российской Федерации и ее граждан;
содействие проводимой Российской Федерацией единой финансовой, кредитной и денежной политике;
проверка
своевременности и полноты
проверка
сохранности, эффективности и целевого
использования средств
обеспечение возврата средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению;
осуществление контроля за прохождением федеральных средств в сфере материального и денежного обращения;
проверка исполнения международных финансовых обязательств Российской Федерации;
финансовая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федеральных государственных средств, или влияющих на формирование и использование федеральных средств;
проверка правильности и эффективности использования кредитных ресурсов;
осуществление контроля за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
проверка законности предоставления и правильности использования финансовых льгот и преимуществ.
Второй блок составляют научные подходы, принципы и методы государственного финансового контроля.
Общим научным подходом является системный подход. В основе системного подхода лежит рассмотрение объектов как систем, раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. При системном подходе государственный финансовый контроль рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении всего многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри государственного финансового контроля, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Для понимания поведения системы государственного финансового контроля, прежде всего целенаправленного, необходимо выявить реализуемые государственным финансовым контролем процессы управления — формы передачи информации от одних органов государственного финансового контроля к другим и способы воздействия одних частей государственного финансового контроля на другие. Важной особенностью системного подхода является то, что не только государственный финансовый контроль, но и сам процесс исследования государственного финансового контроля выступает как сложная система.
Есть два подхода к проверке хозяйственных операций: с учетом причинно-следственных связей и без их учета. Связевой подход позволяет лучше сориентироваться в том, какой логический метод в процессе проведения ревизий лучше применить: дедуктивный или индуктивный. При связевом подходе эти логические методы определяются так: «дедукция — это рассуждение от причины к следствию, индукция — от следствия к причине». Можно сказать и немного иначе: «Причина и следствие взаимосвязаны. В случаях, когда известно следствие, задача сводится к выяснению вызвавших его причин, а если известны причины — к определению следствия».
Основными принципами государственного финансового контроля являются:
законность; объективность; независимость; гласность;
разграничение функций и полномочий между органами государственного финансового контроля в соответствии с законодательством РФ;
подотчетность
органов государственного финансового
контроля федеральным органам
Методами государственного финансового контроля являются:
Обследование — личное ознакомление ревизора с хозяйственной деятельностью, наблюдение объектов контроля и фиксирование результатов, опрос должностных лиц, осмотр мест хранения ценностей. В процессе обследования могут проводиться контрольные замеры работ, контрольные взвешивания и др. процедуры.
Документальная проверка — изучение всех способов и результатов отражения хозяйственной деятельности, представленных в виде документов и других носителей информации, бухгалтерских записей и отчетов.
Анализ — объективная оценка достоверности бухгалтерских и отчетных данных, целевого и эффективного использования бюджетных средств в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Опрос — получение информации путем общения с непосредственными исполнителями проверяемых хозяйственных операций.
К методам проверки достоверности отраженных в документах операций можно отнести:
-
сопоставление данных
-
получение информации от
-
проверка записей в регистрах
бухгалтерского учета и
-
проведение аналитических
-
прослеживание (проверяющие
-
арифметическая проверка
При взаимной сверке (встречной проверке) разных по своему наименованию и характеру документов, в которых отражаются различные аспекты одной и тои же или нескольких взаимосвязанных операций, проверяющие могут сравнивать, например, следующее:
а) данные первичных документов и учетных регистров, а также оперативного учета (например, отражающих реализацию товаров по оплате (отгрузке) с данными других документов, связанных с отгрузкой и реализацией, в том числе документами материальной ответственности и сопутствующими документами об оказании услуг, связанных с товаром (страхование, перевозка складирование предпродажная подготовка, проведение экспертиз));
б) информацию из первичных документов по поступлению товаров - с расходами на их доставку (сравнение объема поступлений товаров за определенный период с тем количеством, за доставку которого оплачены услуги перевозчика);
в) информацию из первичных документов - с информацией, содержащейся в учетных регистрах (для выявления хозяйственных операций, отраженных в учете, на которые нет никаких оправдательных документов).
К методам фактического контроля относятся: инвентаризация, осмотр, обследование, лабораторный анализ товаров, экспертная оценка, опрос, получение устных и письменных объяснений, справок, досмотр товаров и транспортных средств.
Инвентаризация является основным приемом фактического контроля. В соответствии с пп.1, 2 ст.12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 25.11.96, № 48, ст.5369) организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в соответствии с требованиями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.05 № 49 (по заключению Минюста России от 19.06.05 № 07-01-389-05 в государственной регистрации не нуждается).
Инвентаризации подвергаются объекты учета и контроля, как принадлежащие и не принадлежащие организации, но числящиеся в учете (на ответственном хранении, в арендном пользовании, полученные для переработки), так и не учтенные по каким-либо причинам.
Как правило, инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, денежные документы, расчеты, нематериальные активы и т.д.
Основными задачами инвентаризации являются:
-
определение фактического
-
выявление неучтенных
- проверка реальной стоимости учтенных на балансе объектов и сравнение ее с данными, заявленными при таможенном оформлении и таможенном контроле.
При проведении ревизий следует учитывать, что организация в соответствии с законодательством Российской Федерации обязана проводить инвентаризацию:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
-
перед составлением годовой
-
при смене материально-
-
в других случаях,
Ревизоры
могут не только самостоятельно при
необходимости проводить