Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:25, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в совершенствовании организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений. Поставленная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Уточнить понятийный аппарат и определить методологические основы государственного финансового контроля.
2. Проанализировать допускаемые образовательными учреждениями финансовые нарушения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государственного финансового контроля,
система органов, виды и формы финансового контроля…….…….8
Сущность государственного финансового контроля……………………….8
Система органов государственного финансового контроля, виды
и формы финансового контроля……………………………………………16
Глава 2. Методологические основы государственного финансового
контроля и особенности его организации в образовательных
учреждениях………………………………………...………………….26
2.1. Методологические основы государственного финансового контроля…….26
2.2. Организационные и методологические особенности последующего
государственного финансового контроля образовательных учреждений...34
Глава 3. Совершенствование организации последующего государствен-
ного финансового контроля образовательных учреждений………53
3.1. Организационно-экономические предпосылки и меры совершенство-
вания последующего государственного финансового контроля…………..53
3.2. Обеспечение организации результативного государственного
финансового контроля образовательных учреждений……………...……..69
Заключение………………………………………………………………………...85
Список использованной литературы…………………………………………..90

Работа состоит из  1 файл

Д.р..doc

— 445.50 Кб (Скачать документ)
    • статистическая — отражающую количественные показатели контролируемой деятельности;
    • финансовая — содержащую в основном ее качественные показатели, имеющие стоимостное выражение.

     При этом необходимо обеспечить их соответствие, т.е. правильную и объективную интерпретацию количественных показателей статистической отчетности при формировании финансовой отчетности и т.п. Именно финансовая отчетность контролируется, прежде всего, в процессе проведения государственного финансового контроля. 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Методологические основы государственного финансового контроля и особенности его организации в образовательных учреждениях 

     2.1. Методологические основы государственного финансового контроля 

     Организация государственного финансового контроля невозможна без использования определенной методической базы, включающей в себя как общие научные подходы, принципы, методы и функции управления, так и специфические, присущие именно процессу государственного финансового контроля. В настоящее время органы последующего государственного финансового контроля не обеспечены методической базой. В системном виде методологические основы организации системы государственного финансового контроля представлены нами в виде трех взаимосвязанных организационно-экономических блоков, каждый из которых является комплексным со своими целями и задачами, с соответствующим информационным базисом, увязанным в пространстве и времени (Рис. 2.1.1.).

     Первый  блок методологических основ составляют цель, задачи и функции государственного финансового контроля. Целью государственного финансового контроля является контроль за формированием государственных доходов и рациональным их использованием, а также улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации.

     Выделяют  следующие функции контроля.

     Информационная. С ее помощью субъект управления своевременно получает сведения о состоянии процесса выполнения принятых решений.

     Аналитическая. Контроль влияет на оценку складывающейся ситуации, исследование проблем и результаты прогноза изменений обстановки.

     Организационная. Заключается в том, что с помощью контроля и на основе его результатов осуществляются необходимые меры по корректировке задач и устранению выявленных недостатков. 

     

     

     

     

     

     

       
 
 

     Рис. 2.1.1. Методологические основы государственного финансового контроля 

     Задачами  государственного финансового контроля являются:

     защита  законных финансовых интересов Российской Федерации и ее граждан;

     содействие  проводимой Российской Федерацией единой финансовой, кредитной и денежной политике;

     проверка  своевременности и полноты поступления  федеральных средств;

     проверка  сохранности, эффективности и целевого использования средств федерального бюджета;

     обеспечение возврата средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению;

     осуществление контроля за прохождением федеральных  средств в сфере материального  и денежного обращения;

     проверка  исполнения международных финансовых обязательств Российской Федерации;

     финансовая  экспертиза проектов законодательных  и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федеральных государственных средств, или влияющих на формирование и использование федеральных средств;

     проверка  правильности и эффективности использования  кредитных ресурсов;

     осуществление контроля за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных  резервов;

     проверка  законности предоставления и правильности использования финансовых льгот  и преимуществ.

     Второй  блок составляют научные подходы, принципы и методы государственного финансового контроля.

     Общим научным подходом является системный  подход. В основе системного подхода  лежит рассмотрение объектов как  систем, раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов  связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. При системном подходе государственный финансовый контроль рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении всего многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри государственного финансового контроля, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Для понимания поведения системы государственного финансового контроля, прежде всего целенаправленного, необходимо выявить реализуемые государственным финансовым контролем процессы управления — формы передачи информации от одних органов государственного финансового контроля к другим и способы воздействия одних частей государственного финансового контроля на другие. Важной особенностью системного подхода является то, что не только государственный финансовый контроль, но и сам процесс исследования государственного финансового контроля выступает как сложная система.

     Есть  два подхода к проверке хозяйственных операций: с учетом причинно-следственных связей и без их учета. Связевой подход позволяет лучше сориентироваться в том, какой логический метод в процессе проведения ревизий лучше применить: дедуктивный или индуктивный. При связевом подходе эти логические методы определяются так: «дедукция — это рассуждение от причины к следствию, индукция — от следствия к причине». Можно сказать и немного иначе: «Причина и следствие взаимосвязаны. В случаях, когда известно следствие, задача сводится к выяснению вызвавших его причин, а если известны причины — к определению следствия».

     Основными принципами государственного финансового  контроля являются:

     законность; объективность; независимость; гласность;

     разграничение функций и полномочий между органами государственного финансового контроля в соответствии с законодательством РФ;

     подотчетность органов государственного финансового  контроля федеральным органам государственной  власти.

     Методами  государственного финансового контроля являются:

     Обследование  — личное ознакомление ревизора с хозяйственной деятельностью, наблюдение объектов контроля и фиксирование результатов, опрос должностных лиц, осмотр мест хранения ценностей. В процессе обследования могут проводиться контрольные замеры работ, контрольные взвешивания и др. процедуры.

     Документальная  проверка — изучение всех способов и результатов отражения хозяйственной деятельности, представленных в виде документов и других носителей информации, бухгалтерских записей и отчетов.

     Анализ — объективная оценка достоверности бухгалтерских и отчетных данных, целевого и эффективного использования бюджетных средств в результате осуществления финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

     Опрос — получение информации путем общения с непосредственными исполнителями проверяемых хозяйственных операций.

     К методам проверки достоверности  отраженных в документах операций можно  отнести:

     - сопоставление данных документов, отражающих операции, с данными  документов, которые явились основанием  для этих операций;

     - получение информации от третьих  лиц о реальности остатков на счетах денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности и т.д. (при этом сопоставляются два различных варианта одного и того же документа, а при необходимости - и других взаимосвязанных с проверяемой хозяйственной операцией документов, а также учетных регистров);

     - проверка записей в регистрах  бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспонденции счетов;

     - проведение аналитических процедур (анализ и оценка полученной  проверяющими информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей организации с целью выявления неправильно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности);

     - прослеживание (проверяющие исследуют  отдельные первичные документы,  проверяют отражение их данных в регистрах аналитического и синтетического учета, находят заключительную корреспонденцию счетов и убеждаются в правильности (неправильности) отражения в учете соответствующей операции);

     - арифметическая проверка расчетов (заключается в проверке арифметической точности источников и бухгалтерских записей и в выполнении не зависимых подсчетов).

     При взаимной сверке (встречной проверке) разных по своему наименованию и характеру  документов, в которых отражаются различные аспекты одной и  тои же или нескольких взаимосвязанных операций, проверяющие могут сравнивать, например, следующее:

     а) данные первичных документов и учетных  регистров, а также оперативного учета (например, отражающих реализацию товаров по оплате (отгрузке) с данными  других документов, связанных с отгрузкой  и реализацией, в том числе  документами материальной ответственности и сопутствующими документами об оказании услуг, связанных с товаром (страхование, перевозка складирование предпродажная подготовка, проведение экспертиз));

     б) информацию из первичных документов по поступлению товаров - с расходами  на их доставку (сравнение объема поступлений товаров за определенный период с тем количеством, за доставку которого оплачены услуги перевозчика);

     в) информацию из первичных документов - с информацией, содержащейся в учетных  регистрах (для выявления хозяйственных  операций, отраженных в учете, на которые нет никаких оправдательных документов).

     К методам фактического контроля относятся: инвентаризация, осмотр, обследование, лабораторный анализ товаров, экспертная оценка, опрос, получение устных и  письменных объяснений, справок, досмотр товаров и транспортных средств.

     Инвентаризация  является основным приемом фактического контроля. В соответствии с пп.1, 2 ст.12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 25.11.96, № 48, ст.5369) организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в соответствии с требованиями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.05 № 49 (по заключению Минюста России от 19.06.05 № 07-01-389-05 в государственной регистрации не нуждается).

     Инвентаризации  подвергаются объекты учета и  контроля, как принадлежащие и  не принадлежащие организации, но числящиеся в учете (на ответственном хранении, в арендном пользовании, полученные для переработки), так и не учтенные по каким-либо причинам.

     Как правило, инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, денежные документы, расчеты, нематериальные активы и т.д.

     Основными задачами инвентаризации являются:

     - определение фактического наличия  основных средств, товарно-материальных  ценностей, денежных средств и  т.д.;

     - выявление неучтенных материальных  ценностей;

     - проверка реальной стоимости  учтенных на балансе объектов и сравнение ее с данными, заявленными при таможенном оформлении и таможенном контроле.

     При проведении ревизий следует учитывать, что организация в соответствии с законодательством Российской Федерации обязана проводить  инвентаризацию:

     - при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

     - перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности;

     - при смене материально-ответственных  лиц;

     - в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

     Ревизоры  могут не только самостоятельно при  необходимости проводить инвентаризацию, но и учитывать результаты инвентаризаций, проведенных организацией. 

Информация о работе Государственный финансовый контроль