Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:25, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в совершенствовании организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений. Поставленная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Уточнить понятийный аппарат и определить методологические основы государственного финансового контроля.
2. Проанализировать допускаемые образовательными учреждениями финансовые нарушения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государственного финансового контроля,
система органов, виды и формы финансового контроля…….…….8
Сущность государственного финансового контроля……………………….8
Система органов государственного финансового контроля, виды
и формы финансового контроля……………………………………………16
Глава 2. Методологические основы государственного финансового
контроля и особенности его организации в образовательных
учреждениях………………………………………...………………….26
2.1. Методологические основы государственного финансового контроля…….26
2.2. Организационные и методологические особенности последующего
государственного финансового контроля образовательных учреждений...34
Глава 3. Совершенствование организации последующего государствен-
ного финансового контроля образовательных учреждений………53
3.1. Организационно-экономические предпосылки и меры совершенство-
вания последующего государственного финансового контроля…………..53
3.2. Обеспечение организации результативного государственного
финансового контроля образовательных учреждений……………...……..69
Заключение………………………………………………………………………...85
Список использованной литературы…………………………………………..90

Работа состоит из  1 файл

Д.р..doc

— 445.50 Кб (Скачать документ)
align="justify">     4. ГУФК ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным, на основании уведомлений УФК оформляет и направляет в курирующее образовательное учреждение департамент МФ РФ свод уведомлений о сокращении лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). Свод уведомлений составлен в разрезе главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета с расшифровкой соответствующих сокращений по ведомственной, функциональной и экономической классификации расходов бюджетов РФ.

     5. Курирующий департамент МФ РФ в 5-дневный срок с даты получения свода уведомлений о сокращении ЛБО без согласования с главным распорядителем оформляет докладную записку на имя Министра финансов РФ, которая визируется курирующим заместителем Министра финансов РФ и сводную справку, составленную на основании свода уведомлений.

     6. Курирующий департамент МФ РФ получает докладную записку с разрешительной надписью Министра финансов РФ и сводную справку.

     7. После получения докладной записки с разрешительной надписью Министра финансов РФ курирующий департамент МФ РФ оформляет не позднее З-х рабочих дней и направляет в Министерство образования РФ 1-й экземпляр свода уведомлений о сокращенных ЛБО по образовательным учреждениям, находящимся в его ведении.

     8. 2-й экземпляр свода уведомлений о сокращенных ЛБО курирующий департамент МФ РФ направляет в ГУФК.

     9. Министерство образования РФ (главный распорядитель средств федерального бюджета) в течение 10 дней с момента получения свода уведомлений о сокращенных ЛБО сокращает образовательному учреждению, находящемуся в его ведении, ЛБО на сумму нецелевого использования средств  федерального бюджета, зафиксированную в акте КРУ.

     10. ГУФК уменьшает ЛБО Министерству образования РФ (главный распорядитель средств федерального бюджета) до 01.12.03.

     Схематично  этапы блокировки расходов образовательных учреждений изображены на Рис. 2.2.2.

     Номер этапа соответствует номеру фигурной стрелки на Рис.2.2.2.

     Такая схема блокировки расходов работает только с 2003 г.

     До  этого уменьшение объемов финансирования осуществлялось только после уведомления главных распорядителей бюджетных средств.

     Это приводило к тому, что по многим материалам КРУ не применялись финансовые санкции. 
 
 

     

     

       
 
 

     

     

       
 
 

     

     

     

       

     

       

       
 

     Рис. 2.2.2. Схема блокировки расходов образовательных учреждений 

     Наглядно  результат такого механизма приведен в Табл. 2.2.2.

     Таблица 2.2.2.

     Результаты  последующего государственного контроля Ростовских

     образовательных учреждений

     Тыс. руб.

Период 2006г. 2007г. 2008г. ИТОГО
Обозна-чение ВУЗов Приня-то пред-ставле-ний на сумму Примене-но финан-совых санкций на сумму Приня-то пред-ставле-ний на сумму Примене-но финан-совых санкций на сумму Приня-то пред-ставле-ний на сумму Примене-но финан-совых санкций на сумму Приня-то пред-ставле-ний на сумму Примене-но финан-совых санкций на сумму
А         25,6 11,4 25,6 11,4
Б     25,9 25,9     25,9 25,9
В     1001,4       1001,4 0
Г 4,8   29       33,8 0
Д 129,9 108,2   182,7     129,9 290,9
Е 45,9 30,5     10,9 12,1 56,8 42,6
Ж 5,9       55,6 57,8 61,5 57,8
ВСЕГО 186,5 138,7 1056,3 208,6 92,1 81,3 1334,9 428,6
 

     Из  данных Табл.2.2.2. видно, что представление на уменьшение финансирования образовательному учреждению «В» по материалу КРУ МФ РФ в г. Ростов-на-Дону на сумму 1001,4 тыс. руб. было принято УФК по г. Ростов-на-Дону. Далее это представление было направлено УФК главному распорядителю бюджетных средств (Министерству образования), где никаких дальнейших шагов не было предпринято. И, следовательно, никаких финансовых санкций не применено.

     Вероятно, новый механизм блокировки расходов позволит избежать таких ситуаций, так как с 2003г. блокировка расходов осуществляется без согласования с главным распорядителем бюджетных средств.

    Необходимо  также отметить, что схема блокировки расходов работает только тогда, когда  образовательное учреждение отказывается возместить добровольно сумму нецелевого использования средств федерального бюджета в ходе проверки.

    Если  образовательное учреждение добровольно  перечисляет в доход федерального бюджета сумму нецелевого использования, зафиксированную в акте ревизии  КРУ, то никаких финансовых санкций не применяется: в УФК представление не направляется, не пишется письмо в вышестоящую организацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава III. Совершенствование организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений 
 

     3.1. Организационно-экономические  предпосылки и  меры совершенствования  последующего государственного  финансового контроля 
 

     В настоящее время в России система государственного финансового контроля функционирует недостаточно эффективно. Совершенно очевидно, такое положение нельзя считать нормальным, это значительно ослабляет российскую государственность и является одной из основных причин ее низкой эффективности. Следует отметить, что ревизиями и проверками охвачено лишь около 30% всего объема средств, профинансированных из федерального бюджета.

     К главным недостаткам финансового  контроля можно отнести:

     — отсутствие четкой и полномасштабной нормативно-правовой базы. Государственный финансовый контроль не стандартизирован, нет общих правил контроля. Многочисленные, но мало результативные проверки различных контролирующих структур зачастую лишь вносят разлад в функционирование хозяйствующих субъектов. Недостаточно применяется современный опыт государственного финансового контроля развитых стран;

     — контрольная деятельность государственных  органов не отвечает предъявляемым требованиям, существующая система отчетности в некоторых контрольных органах не позволяет судить о реальном исполнении ими своих функций;

     — нет достаточно четкого определения  места и роли каждого субъекта государственного финансового контроля в целостной системе, что, кроме  всего прочего, порождает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности;

     — отсутствует четкое разграничение  сфер деятельности, имеет место нерациональное разделение обязанностей между субъектами контроля. Деятельность контролирующих структур в значительной мере пересекается, что без соответствующей координации порождает неоправданное дублирование и параллелизм. Вследствие этого не только размывается ответственность контрольных органов, но и происходит нерациональная трата выделенных на контроль бюджетных средств.

     Органы  государственного финансового контроля слабо взаимодействуют, коммуникационные системы между ними неотработанны. Взаимодействие контрольных органов может быть как внутри Министерства  финансов (между органами федерального казначейства и контроль-ревизионными управлениями (КРУ)), так и между разными ветвями власти (КРУ и МВД, КРУ и Прокуратурой).

     Схематично  взаимодействие контрольных органов  в субъекте федерации на примере  г.Ростов-на-Дону, изображено на рис. 3.1.1.

     

     

     

     

     

     

       

Рис. 3.1.1. Схема взаимодействия контролирующих органов г. Ростов-на-Дону. 

    В последние десятилетия значение контроля недооценивалось. Ученые обращали внимание на важную роль контроля в  экономической жизни общества, но кардинальных мер по его совершенствованию  не принималось. До сих пор полностью  отсутствуют специальные исследовательские подразделения  и плановые исследования в области контроля. Кадры управления не изучают контроль как науку и конкретную управленческую дисциплину. Отсутствует плановая издательская работа по тематике последующего государственного финансового контроля. В результате профессиональная подготовка лиц, обязанных по роду своей работы, осуществлять контрольную деятельность не находится на должном уровне. «Одной из главных причин распространения трудностей и негативных процессов в социально-экономическом развитии России, которые проявились в последние годы, явилась недооценка роли контроля, несовершенство некоторых звеньев в системе контрольной работы».

    Особую  актуальность вопрос совершенствования  последующего государственного контроля приобретает после Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 16.05.03, в котором отмечается, что государственный аппарат малоэффективен».

     При проведении последующего государственного финансового контроля  возникают  отдельные препятствия по осуществлению контрольных функций:

     1. Несвоевременное утверждение лимитов  бюджетных обязательств главными  распорядителями средств федерального  бюджета и неполное доведение  этих лимитов до нижестоящих  распорядителей и получателей  средств.

     Это создает определенные сложности при проведении проверок кассовых расходов. Несвоевременное и неполное доведение министерствами и ведомствами лимитов бюджетных обязательств до подведомственных бюджетных учреждений приводит к замораживанию бюджетных средств на лицевых счетах последних.

     2. Отсутствие методологии контроля  в части подтверждения обоснованности  целевого расхода бюджетных средств.

     3. Отсутствие методики определения  обоснованности и выяснения правомерности  осуществления платежа бюджетополучателем.

     4. Существование противоречий в законодательных и нормативно-правовых актах в области финансово-бюджетных отношений.

     5. Отсутствие правил составления  смет доходов и расходов и  расчетов потребности финансирования  в разрезе кодов ЭКР.

     6. Незнание в отдельных случаях  представителями предприятий, учреждений и организаций федерального законодательства.

     7. Возмещение расходов, произведенных  за счет внебюджетной деятельности, из поступившего бюджетного финансирования.

     Согласно  БК РФ при недостатке бюджетных средств  бюджетному учреждению разрешено использовать для выполнения заданий органа исполнительной  власти, в ведении которого он находится, средства, полученные от предпринимательской деятельности, и средства, полученные от использования  государственного имущества. При этом возмещение из средств федерального бюджета расходов, произведенных за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, действующим бюджетным законодательством не предусмотрено.

Информация о работе Государственный финансовый контроль