Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:25, дипломная работа

Описание

Цель исследования состоит в совершенствовании организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений. Поставленная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Уточнить понятийный аппарат и определить методологические основы государственного финансового контроля.
2. Проанализировать допускаемые образовательными учреждениями финансовые нарушения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государственного финансового контроля,
система органов, виды и формы финансового контроля…….…….8
Сущность государственного финансового контроля……………………….8
Система органов государственного финансового контроля, виды
и формы финансового контроля……………………………………………16
Глава 2. Методологические основы государственного финансового
контроля и особенности его организации в образовательных
учреждениях………………………………………...………………….26
2.1. Методологические основы государственного финансового контроля…….26
2.2. Организационные и методологические особенности последующего
государственного финансового контроля образовательных учреждений...34
Глава 3. Совершенствование организации последующего государствен-
ного финансового контроля образовательных учреждений………53
3.1. Организационно-экономические предпосылки и меры совершенство-
вания последующего государственного финансового контроля…………..53
3.2. Обеспечение организации результативного государственного
финансового контроля образовательных учреждений……………...……..69
Заключение………………………………………………………………………...85
Список использованной литературы…………………………………………..90

Работа состоит из  1 файл

Д.р..doc

— 445.50 Кб (Скачать документ)

     

     

       
 
 

     

     

       
 
 
 
 

     

     

       
 

       
 

Рис. 2.2.1. Схема финансирования образовательного учреждения.

     В Табл.2.2.1. приведены данные УФК г. Ростов-на-Дону по объему финансирования семи старейших ВУЗов г. Ростов-на-Дону.

     Таблица 2.2.1.

     Объемы  финансирования ВУЗов г. Ростов-на-Дону

Период 2006г. 2007г. 2008г. ИТОГО
Обозначение ВУЗов
А 60348 71484 99803 231635
Б 107337 131372 183723 422432
В 36601 42640 54867 134108
Г 45624 61050 71186 177860
Д 10802 16572 22396 49770
Е 21310 28527 41949 91786
Ж 10059 15951 19600 45610
ВСЕГО 292081 367596 493524 1153201
 

     Из  данных Табл.2.2.1. следует, что объемы финансирования растут из года в год. За 2007г. общий объем финансирования семи ВУЗов по сравнению с 2006г. вырос в 1,26 раза, за 2008 г. по сравнению с 2007г. — в 1,34 раза. А за три года, с 2006 по 2009гг, этот объем вырос в 1,69 раза. В связи с неуклонным ростом объема финансирования и большим документооборотом, ВУЗы проверяются КРУ ежегодно.

     Таким образом, все средства, поступающие  в образовательное учреждение как  из федерального бюджета, так и от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, используются образовательными организациями через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства. А словосочетание «внебюджетные средства образовательных учреждений» применяется в силу традиции для обозначения источника поступления средств.

     В образовательных учреждениях существует два источника поступления  средств: бюджет и внебюджет.

     Внебюджетные  источники поступления средств  делятся в свою очередь на три  составляющие:

     Предпринимательская деятельность;

     Целевые средства и безвозмездные поступления;

     Средства, поступающие во временное распоряжение учреждения.

     Постановлением  Правительства «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном  бюджете на 2003 год» Министерству образования  РФ, в числе других главных распорядителей средств федерального бюджета поручено: «установить в месячный срок порядок составления и утверждения в 2003 году смет доходов и расходов по средствам, получаемым находящимися в их ведении федеральными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и довести этот порядок до указанных учреждений для последующего представления в соответствующий орган федерального казначейства...

     Федеральным учреждениям представлять утвержденные в установленном порядке сметы  доходов и расходов по средствам, получаемым от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствующий орган федерального казначейства для контроля за поступлением этих средств и их использованием».

     При проверке правильности отнесения расходов образовательных учреждений на код  ЭКР следует учитывать еще некоторые особенности.

     При проверке расходов, связанных с приобретением  питьевой воды глубокой очистки, поставляемой в канистрах, за счет средств федерального бюджета возможно только в случае отсутствия централизованного питьевого  водоснабжения учреждения, либо представления получателем бюджетных средств в Управление федерального казначейства заключения, выданного органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, аккредитованной в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды, подтверждающего эпидемиологическое и т.п. неблагополучие системы питьевого водоснабжения. При отсутствии указанного заключения получатель бюджетных средств вправе оплатить расходы на приобретение питьевой воды глубокой очистки за счет средств внебюджетных источников, остающихся в распоряжении учреждения после уплаты налогов в установленном порядке.

     При проверке расходов на заработную плату  и стипендии необходимо учитывать позицию МФ РФ: оплата услуг отделений Сбербанка России при перечислении на лицевые счета денежных средств по заявлениям работников и студентов образовательных учреждений не предусмотрена в составе расходов на оплату труда и выплат стипендий. 

     2.2.3. Финансовые санкции за выявленные финансовые нарушения 

     В настоящее время финансовые санкции  применяются только за нецелевое  использование бюджетных средств. За остальные виды финансовых нарушений  органы последующего государственного финансового контроля никаких санкций применить не могут.

     В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях нецелевое использование  бюджетных средств является административным правонарушением: «Использование бюджетных  средств получателем бюджетных  средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда».

     Но  привлечь к административной ответственности  можно только на основании протокола об административном правонарушении. В настоящее время механизм составления таких протоколов территориальными органами КРУ МФ РФ законодательно не разработан по следующим причинам.

     В частности, Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее КОАП РФ) и внутриведомственные нормативные акты Минфина России однозначно не определяют перечень должностных лип, наделенных правом составления протоколов о фактах нецелевого использования бюджетных средств, не определено также понятие малозначительности нецелевого использования бюджетных средств, как основание освобождения от административной ответственности, не сформулированы общие принципы назначения размера штрафа в зависимости от размера отвлеченных нецелевых средств.

     Существенной  проблемой, по нашему мнению, может стать норма, заложенная в Ст. 4.5 КОАП РФ, устанавливающая общий срок давности привлечения к административной ответственности (два месяца со дня совершения административного правонарушения, либо со дня обнаружения длящегося административного правонарушения). Поскольку проведение проверок бюджетных организаций силами КРУ может осуществляться один раз в два года, эта норма позволяет уклоняться от административной ответственности большому числу нарушителей бюджетной дисциплины, что, в свою очередь, нарушает основополагающий законодательный принцип о неотвратимости наказания. Таким образом, органы государственного финансового контроля не в состоянии контролировать и пресекать правонарушения по большинству фактов нецелевого использования бюджетных средств.

     Поскольку нормами КОАП РФ не раскрывается конкретный механизм реализации органами государственного финансового контроля мероприятий  по применению статьи 15.14, возникает  потребность в разработке дополнительной внутриведомственной процедуры по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях, а также определения процессуальных полномочий отдельных категорий работников указанных органов в рамках данной процедуры.

     Требует решения вопрос ресурсного обеспечения  деятельности контрольно-ревизионных  органов МФ РФ по рассмотрению вышеназванных  дел, в частности финансирование затрат на печать бланков строгой  отчетности для протоколов по административным правонарушениям, почтовые услуги и т.п.

     Право применения мер принуждения за нарушение  бюджетного законодательства РФ дано руководителям органов Федерального казначейства и их заместителям. При  этом, основаниями применения мер  принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ бюджетными учреждениями являются:

     Неисполнение  закона (решения) о бюджете;

     Нецелевое использование бюджетных средств;

     Несоблюдение  нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных  услуг;

     Открытие  счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России.

     Причем  применение мер принуждения установлено  только в случае нецелевого использования  средств федерального бюджета.

     Взыскание средств федерального бюджета, использованных не по на значению возложено на органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.

     За  нецелевое использование средств  федерального бюджета предусмотрены  следующие финансовые санкции:

     списание  в бесспорном порядке суммы средств федерального бюджета, используемых не по целевому назначению;

     оформление  уведомлений об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму  средств, использованных не по целевому назначению.

     В настоящее время предпочтение отдается не бесспорному взысканию бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, а оформлению уведомлений об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму средств, использованных не по целевому назначению, то есть блокировке расходов федерального бюджета. В соответствии с п.1 Ст. 231 БК РФ, блокировка расходов бюджета — сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств при невыполнении условий их предоставления.

     Блокировке  расходов бюджета могут быть подвергнуты  расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования.

     Приказом  МФ РФ от 07.02.03 №15н «Об организации  работы Министерства финансов Российской Федерации по реализации положений  Бюджетного кодекса Российской Федерации» уточнено понятие блокировки расходов. Блокировка расходов федерального бюджета — это сокращение лимитов бюджетных обязательств главному распорядителю средств федерального бюджета (далее — главный распорядитель) по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета находящимися в его ведении учреждениями, установленными контрольными органами МФ РФ и Счетной палатой РФ. Необходимо обратить внимание, что согласно действующему порядку, блокировка расходов федерального бюджета осуществляется без согласования с главным распорядителем бюджетных средств.

     В случае выявления нецелевого использования  средств федерального бюджета образовательным  учреждением, в 2003 г. осуществляется сокращение лимитов бюджетных обязательств без согласования с главным распорядителем (Министерством образования РФ) этих средств.

     Порядок сокращения в 2003 г. лимитов бюджетных  обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств  федерального бюджета, установленным контрольными органами МФ РФ рассмотрим на примере образовательных учреждений. Этот порядок условно можно разбить на 10 этапов:

     1. Территориальный орган КРУ МФ РФ в субъекте федерации (КРУ) в результате ревизии образовательного учреждения составляет и подписывает акт о нецелевом использовании средств федерального бюджета.

     2. КРУ по результатам проверок направляет в Управление федерального казначейства по субъекту федерации (УФК) представление о взыскании в доход федерального бюджета (уменьшении финансирования) средств федерального бюджета, использованных не по целевому назначению. Представление составлено в разрезе кодов бюджетной классификации (ведомственной, функциональной и экономической классификации).

     3. УФК направляет уведомление о нецелевом использовании средств федерального бюджета в Главное управление Федерального Казначейства РФ (ГУФК). Уведомление также составлено в разрезе кодов бюджетной классификации (ведомственной, функциональной и экономической классификации).

Информация о работе Государственный финансовый контроль