Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:25, дипломная работа
Цель исследования состоит в совершенствовании организации последующего государственного финансового контроля образовательных учреждений. Поставленная цель потребовала решения следующих взаимосвязанных задач:
1. Уточнить понятийный аппарат и определить методологические основы государственного финансового контроля.
2. Проанализировать допускаемые образовательными учреждениями финансовые нарушения.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государственного финансового контроля,
система органов, виды и формы финансового контроля…….…….8
Сущность государственного финансового контроля……………………….8
Система органов государственного финансового контроля, виды
и формы финансового контроля……………………………………………16
Глава 2. Методологические основы государственного финансового
контроля и особенности его организации в образовательных
учреждениях………………………………………...………………….26
2.1. Методологические основы государственного финансового контроля…….26
2.2. Организационные и методологические особенности последующего
государственного финансового контроля образовательных учреждений...34
Глава 3. Совершенствование организации последующего государствен-
ного финансового контроля образовательных учреждений………53
3.1. Организационно-экономические предпосылки и меры совершенство-
вания последующего государственного финансового контроля…………..53
3.2. Обеспечение организации результативного государственного
финансового контроля образовательных учреждений……………...……..69
Заключение………………………………………………………………………...85
Список использованной литературы…………………………………………..90
Рис. 3.2.2. Структурно-логическая блок-схема взаимосвязи факторов
Так, на степень систематизации процесса ГФК влияет уровень взаимодействия контролирующих органов и уровень автоматизации процесса ГФК. А уровень автоматизации процесса ГФК, в свою очередь, зависит от уровня квалификации кадров.
Несомненно, уровень взаимодействия контролирующих органов зависит от уровня квалификации кадров.
В
итоге вычисления комплексного коэффициента
КК целесообразно оценить
рейтинг результативности последующего
государственного финансового контроля
образовательных учреждений (Табл.3.2.1).
Таблица 3.2.1
Рейтинг
уровня результативности последующего
государственного финансового контроля
Диапазон величин КК, % | Заключение об уровне результативности |
0 - 10 | Нулевой уровень результативности |
11 - 30 | Низкий уровень результативности |
31 - 60 | Средний уровень результативности |
61 - 85 | Высокий уровень результативности |
86 - 100 | Идеальный уровень результативности |
Практическое использование факторной модели проведено на основании динамического факторного анализа отчетных данных территориального органа КРУ МФ РФ в субъекте федерации за период 2006 — 2008 гг. В результате практического применения факторного анализа отчетных данных установлено, что величина комплексного коэффициента КК, характеризующего уровень результативности последующего государственного финансового контроля, выросла с 12,9% за 2006 г. до 18,9% за 2008 г. Уровень результативности соответствует низкому уровню на протяжении трех лет. В соответствии с этим, необходимо принять меры по повышению результативности последующего государственного финансового контроля. Для этого производится анализ величины коэффициентов, характеризующих факторы второго уровня. После выявления наиболее низкой величины коэффициента, анализируются причины, вызвавшие низкий показатель. Далее разрабатываются мероприятия, позволяющие повысить низкий показатель. Например, для повышения уровня учета причинно-следственных связей при проведении ревизий следует пересмотреть схему выполнения программы ревизии.
В
настоящий момент для выполнения
программы, каждому члену ревизионной
группы выделяется отдельно взятый вопрос,
например, проверка кассовых операций.
Для того чтобы проследить причинно-следственную
связь, надо проверять период, а не отдельный
вопрос, так как при проверке отдельно
взятого вопроса, причинно-следственные
связи теряются и нарушения, если они есть,
невозможно выявить.
Заключение
Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.
Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность того, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.
Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля – обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.
Сегодня
назрела необходимость должного
правового регулирования
Главное назначение государственного финансового контроля состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному направлению, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного и частного производства. Полномочия по осуществлению государственного финансового контроля исполнения федерального бюджета в г.Ростов-на-Дону сосредоточено в руках Министерства финансов, Счетной палаты РФ, Главного управления федерального казначейства и департамента государственного финансового контроля. Вместе с правоохранительными органами органы государственного финансового контроля борются с нарушением бюджетного законодательства, т.е. предотвращают финансовые нарушения. В результате анализа материалов последующего государственного финансового контроля за 2005-2008 гг., проведенного КРУ МФ РФ в г.Ростов-на-Дону по итогам каждого финансового года, установлено, что финансовые нарушения выявлены более чем в 85% государственных образовательных учреждений. В настоящее время финансовые санкции применяются только за нецелевое использование бюджетных средств. Это финансовое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц от 400 до 500 МРОТ.
В случае выявления нецелевого использования средств федерального бюджета образовательных учреждений, с 2003 года осуществляется сокращение лимитов бюджетных обязательств без согласования с главным распорядителем (Министерство образования РФ) этих средств. Как видно из результатов последующего государственного финансового контроля Ростовских образовательных учреждений представление на уменьшение финансирования образовательных учреждений «В» по материалу КРУ МФ РФ г. Ростов-на-Дону на сумму 1001,4 рублей было принято УФК по г.Ростов-на-Дону, дальнейших шагов это представление не имело и соответственно финансовые санкции не применены. Объемы финансирования растут из года в год. За 2007г. общий объем финансирования семи ВУЗов по сравнению с 2006г. вырос в 1,26 раз, за 2008г. по сравнению с 2007г. в 1,34 раза, а за три года с 2006 по2008 гг. этот объем вырос в 1,69 раза.
В связи с неуклонным ростом объема финансирования и большим документооборотом, ВУЗы проверяются КРУ ежегодно. В связи с этим необходимо повысить уровень результативности последующего государственного финансового контроля, который вырос за 2008г. до 18,9%.
К
главным недостаткам
— отсутствие четкой и полномасштабной нормативно-правовой базы. Государственный финансовый контроль не стандартизирован, нет общих правил контроля. Многочисленные, но мало результативные проверки различных контролирующих структур зачастую лишь вносят разлад в функционирование хозяйствующих субъектов. Недостаточно применяется современный опыт государственного финансового контроля развитых стран;
— контрольная деятельность государственных органов не отвечает предъявляемым требованиям, существующая система отчетности в некоторых контрольных органах не позволяет судить о реальном исполнении ими своих функций;
— нет достаточно четкого определения места и роли каждого субъекта государственного финансового контроля в целостной системе, что, кроме всего прочего, порождает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности;
—
отсутствует четкое разграничение
сфер деятельности, имеет место нерациональное
разделение обязанностей между субъектами
контроля. Деятельность контролирующих
структур в значительной мере пересекается,
что без соответствующей
Для обеспечения результативности организации государственного финансового контроля образовательных учреждений необходимо решить основные задачи государственного финансового контроля в России:
—
формирование единой системы информационного
обеспечения органов
— разработка механизма взаимодействия и четкого разграничения полномочий и ответственности между органами госфинконтроля РФ в целях исключения дублирования и параллелизма в работе;
— определение основных положений взаимодействия органов государственного финансового контроля с правоохранительными органами;
— усиление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций — в том числе связанных с незаконным вывозом за рубеж российского капитала, а также проверка выполнения государственных международных обязательств;
— противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
— установление порядка осуществления финансового контроля органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и создание единой системы мониторинга финансовых операций как основы информационного обеспечения государственного финансового контроля;
— совершенствование методологии контроля с целью минимизации условий, способствующих потерям и нецелевому использованию государственных средств, обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и поступления доходов от их использования в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
— внесение изменений в законодательство Российской Федерации — уголовное, гражданское, бюджетное и административное — в части усиления мер ответственности за нецелевое и неэффективное использование государственных средств;
— согласованное планирование контрольных мероприятий всеми органами государственного финансового контроля в текущем году на очередной год;
— установление единой методологии (стандартов) и методики проведения контрольных мероприятий для всех органов государственного финансового контроля, а также единых критериев обобщения результатов контрольных мероприятий;
— сотрудничество с органами государственного финансового контроля стран СНГ, иностранных государств и международными организациями, занимающимися вопросами финансового контроля;
— повышение кадрового, информационно-технического и материального обеспечения органов государственного финансового контроля, унификация форм и методов их работы, более качественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области государственного финансового контроля.
Для
решения проблем правовой неопределенности
в законодательном
Список
использованной литературы