Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:38, дипломная работа
Для достижения этой цели мы ставили перед собой следующие задачи:
- рассмотреть основные торгово-политические инструменты, структуру и функции ВТО;
- проследить развитие отношений России и ВТО, этапы и ход переговоров по присоединению России к ВТО;
- проанализировать специфику процесса присоединения России к ВТО, а также возможности учета особенностей российской экономики в рамках ВТО;
- рассмотреть стратегию присоединения России к ВТО, а также перспективы выполнения Россией требований и норм данной организации;
- проанализировать выгоды и издержки присоединения России к ВТО и возможные экономические последствия этого присоединения.
Данная работа ни в коем случае не является попыткой подытожить все выгоды и потери от вступления нашей страны в ВТО. Слишком многое зависит от исхода переговоров России с ВТО.
Введение……………………………………………………………………………..6
1 Теоретические основы…………………………………………………………..11
1.1 Характеристика ВТО………………………………………………………..11
1.1.1 Краткая историческая справка………………………………………11
1.1.2 Административно-организационная структура ВТО………………12
1.1.3 Основополагающие принципы ВТО……………………………...…13
1.1.4 Функции ВТО……………………………………..…………………..15
1.1.5 Торгово-политические инструменты ВТО…………………...……..16
1.1.6 Принятие решений в ВТО………………………..…………………..22
1.1.7 Процедура присоединения к ВТО……………………………..…….22
1.2 Современное состояние отношений России с ВТО………………………23
1.2.1 Цели вступления России в ВТО…………………….…………….…23
1.2.2 Ход переговоров по присоединению России к ВТО……………….25
1.2.3 Проблемы, подлежащие решению перед вступлением в ВТО…....37
2 Отраслевой анализ присоединения России к ВТО…………………………….45
2.1 Последствия для сельского хозяйства и пищевой промышленности……45
2.2 Последствия для гражданской авиастроительной промышленности…...52
2.3 Последствия для автомобилестроения…………………………………….59
2.4 Последствия для судостроения…………………………………………….62
2.5 Последствия для металлургии……………………………………………..63
2.6 Последствия для легкой и текстильной промышленности……………....66
2.7 Последствия для рынка финансовых услуг……………………………….69
2.7.1 Последствия для страхового сектора………………………………..69
2.7.2 Последствия для банковского и фондового рынков…………….....73
2.8 Последствия для химической промышленности………………………….78
2.9 Последствия для лесной и деревообрабатывающей промышленности…80
2.10 Последствия для мебельной промышленности…………………….……82
2.11 Последствия для фармацевтики…………………………………………..83
2.12 Последствия для услуг телекоммуникаций…………………………..….84
2.13 Последствия для транспортной отрасли…………………………..……..88
3 Количественная оценка экономических последствий вступления
России в ВТО………………………………………………………………….....91
3.1 Оценка отраслевых последствий с помощью методики РАН…………....91
3.2 Последствия вступления России в ВТО в региональном разрезе………..94
3.3 Анализ последствий вступления России в ВТО для деятельности
ОАО «Амурский судостроительный завод» на примере
строительства буксира-кантовщика………………………………………100
Заключение………………………………………………………………….……..102
Список использованных источников……………………………………………
В ходе семнадцатого заседания Рабочей Группы, проходившего в формальном формате 30 января 2003 года в Женеве, были подведены итоги состоявшихся двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг и обсуждено состояние законодательной деятельности в РФ по приведению национального законодательства в соответствие с нормами и принципами ВТО.
Кроме того, был уточнен и утвержден план дальнейшей работы, а именно график многосторонних консультаций на февраль по энергетике, сельскому хозяйству, услугам, ТБТ/СФС (технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные нормы), а также даты следующей встречи в рамках РГ (3 марта 2003 года).
На заседании завершилось очередное второе по счету постатейное обсуждение доклада РГ о присоединении России к ВТО, проходившее 27 января.
Формальное восемнадцатое заседание
Рабочей Группы состоялось 6 марта 2003 года
в Женеве. Проходившее в ходе заседания
обсуждение итогового доклада РГ по присоединению
России к ВТО будет продолжено в третьей
редакции в июне 2003 года. В рамках состоявшегося
переговорного раунда прошли многосторонние
консультации российской делегации по
услугам, сельскому хозяйству и энергетике
с заинтересованными членами РГ. Российская
делегация провела также в Женеве двусторонние
переговоры по доступу на рынок товаров
с 14 странами и по доступу на рынок услуг
- с 10 странами. До следующего апрельского
раунда переговоров намечено проведение
многосторонних консультаций по ТБТ/СФС.
10 апреля 2003 г. в Женеве состоялось девятнадцатое
официальное заседание Рабочей группы
(РГ) по присоединению России к ВТО. На
этом заседании было завершено обсуждение
второго варианта Доклада РГ о присоединении
России к ВТО и принято решение о подготовке
третьего варианта. Обновленная редакция
Доклада должна быть распространена среди
членов РГ (67 стран) к 19 мая 2003 года.
Формальное двадцатое заседание
Рабочей группы по присоединению России
ко ВТО состоялось 10 июля 2003 года в Женеве.
Оно было посвящено рассмотрению третьего
варианта итогового Доклада РГ о присоединении
России. Официальному заседанию предшествовали
неформальные обсуждения. 30 октября 2003
в Женеве состоялось очередное двадцать
первое формальное заседание Рабочей
Группы. К очередному заседанию РГ российская
делегация подготовила новые предложения
по тексту итогового доклада, в частности,
касающиеся финансово-валютной политики,
конкуренции, распределения полномочий
между субъектами и Федерацией, тарифным
изъятиям отдельных видов сборов. Они
легли в основу обсуждения девяти разделов
проекта доклада, принятых участниками
переговоров без существенных замечаний.
Двадцать третье заседание Рабочей группы
по присоединению России к ВТО проходило
в Женеве 1-2 апреля 2004 года. На заседании
обсуждались десять разделов итогового
доклада Рабочей группы. В доклад вошли
такие ключевые для России вопросы, как
технические барьеры в торговле, ветеринарно-санитарный
контроль, меры защиты внутреннего рынка,
таможенные союзы в зонах свободной торговли,
специальные экономические зоны и различные
аспекты торгового и таможенного законодательств.
Состоялись также многосторонние переговоры
по сельскому хозяйству и тарифным квотам.
Двадцать четвертое заседание Рабочей
группы проходило в Женеве 15-16 июля 2004
года. На переговорах были рассмотрены
разделы доклада рабочей группы, касающиеся
таможенного оформления, лицензирования
внешней торговли и вопросов защиты интеллектуальной
собственности в России.
18 ноября 2004 года в Женеве состоялось двадцать
пятое заседание РГ по присоединению России
к ВТО, на котором рассматривалась третья
редакция итогового доклада РГ о присоединении
РФ к данной организации.
17 февраля 2005 г. в Женеве состоялось двадцать
шестое официальное заседание Рабочей
группы, на котором рассматривались замечания
и комментарии, подготовленные секретариатом
ВТО на основе тех предложений, которые
поступили от партнеров России в результате
состоявшегося в ноябре 2004 года обсуждения
проекта Доклада Рабочей Группы.
15-17 апреля 2005 года в Женеве проходило
двадцать седьмое официальное заседание
Рабочей группы, на котором обсуждались
комментарии к третьей редакции тогового
доклада Рабочей группы.
22-24 июня
2005 года в Женеве состоялось
очередное двадцать восьмое заседание
Рабочей группы по присоединению России
к ВТО, в ходе которого была продолжена
работа над третьей редакцией доклада
РГ о присоединении России к ВТО. Этот
доклад Рабочей группы является ключевым
элементом финального пакета документов
при присоединении страны к ВТО.
19 октября 2005 года в Женеве состоялось
двадцать девятое заседание Рабочей группы
по присоединению России к ВТО, в ходе
которого была продолжена работа над третьей
редакцией доклада РГ о присоединении
России к ВТО. В рамках очередного раунда
переговоров по присоединению Росси к
ВТО 14-21 октября 2005 года российская делегация,
в частности, провела двусторонние переговоры
о доступе на рынки товаров и услуг с представителями
США, Австралии, Канады и Бразилии. Одновременно
в Женеве прошли заседания рабочих групп
по системным вопросам – сельскому хозяйству,
ветеринарным и фитосанитарным мерам.
Главным итогом раунда стало завершение
переговоров с Бразилией и Аргентиной
/11/, /30/, /33/.
23 марта
2006 года в Женеве состоялось тридц
6 июня
2006 года были окончательно завершены
переговоры с Австралией. Таким
образом, последним
Взамен за свое согласие на вступление России в ВТО американские власти среди прочего требуют допуска на российскую территорию прямых филиалов иностранных банков и страховых компаний, снижения ввозных пошлин на самолеты, отмены квот на поставки мяса, сокращения списка товаров, для ввоза которых требуются фитосанитарные сертификаты. Но самое серьезное пожелание американцев касается ужесточения законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности /88/.
Дело в том, что, по утверждению американских конгрессменов, по милости китайских и российских пиратов правообладатели за 2005 год потеряли порядка 4 миллиардов долларов. При этом американцы не желают считаться ни с антипиратскими мерами, которые неустанно проводят наши власти, ни с довольно низкими доходами нашего населения, в большинстве своем вынужденного приобретать пиратскую, то есть более дешевую продукцию.
Подобное упорство, всеми силами демонстрирующееся американской стороной, российское руководство начинается считать искусственными. Тем более что Китай – вторую обвиняемую в пиратском разгуле страну – в ВТО все-таки приняли. В результате в последнее время в российском правительстве все большую силу набирают голоса противников вступления во Всемирную торговую организацию /88/, /95/..
В переговорах 1992-1998 годов в переговорах о вступлении России в ВТО не было значительного прогресса. Процесс либерализации внешней торговли происходил несимметрично: сначала резко и полностью был либерализирован импорт, потом постепенно вплоть до 1995 года в него вводились ограничения - экспорт подвергся вначале жесткому регулированию, а затем постепенной либерализации. Противоречия в организации внешней торговли, слабый контроль за законностью проводимых операций, низкий уровень исполнительской дисциплины приводили к многочисленным нарушениям. Начиная с 1995 года, благодаря ориентации на либерализацию, протекционистский режим несколько смягчился. Но эта политика имела пагубные для российской экономики последствия: либерализация внешнеэкономических связей при слишком открытом для иностранной конкуренции внутреннем производстве создала трудное финансовое положение для отечественных хозяйствующих субъектов, приведшее к спирали неплатежей. Что касается инвестирования капитала, то либерализация и политика стабилизации вызвали обратный эффект, отодвинув на задний план долгосрочные капиталы и привлекая краткосрочные спекулятивные. Кроме того, Закон о государственном регулировании внешней торговли, принятый в 1995 году после представления Россией Меморандума о политике в области торговли, не свободен от двусмысленностей, и многие его статьи прямо противоречат положениям ВТО по тем же вопросам. Таким образом, медленный ход переговоров, несмотря на наличие соглашения о партнерстве, подписанного в 1994 году с Европейским Союзом, и поддержку, оказанную России США, объясняется, главным образом, внутренними трудностями (финансовый кризис августа 1998 года). В связи с принятием в июне 1999 года Европейским Союзом общей стратегии в отношении России, поддержка им вступления России в ВТО была официально подтверждена в мае 2000 года. В июне того же года свою поддержку подтвердили США /2/, /31/.
Рассмотрим области экономики, проблемы которых предстоит решить России до вступления в ВТО.
1) Либерализация в
регулировании внешней
2) Доступ иностранных
товаров к национальным рынкам.
Одна из целей ВТО - облегчение
доступа рынков государств-
3) Перестройка банковского сектора. Данная потребность возникла после дефолта 1998 года. В принципе банковская система должна быть основана на мерах надзора и стандартах отчетности, направленных на ограничение информационных перекосов между банками и их клиентами. Основными вопросами, обсуждаемыми в России, являются нормы банковской капитализации и роль Центрального банка (ЦБ) в финансовой системе. Реформа ЦБ, начатая в октябре 2000 года, продолжается до сих пор и сопровождается реорганизацией других государственных финансовых институтов (например, Внешэкономбанка и Внешторгбанка). На первоначальном этапе перестройка банковской системы происходила медленно, несмотря на постоянное давление со стороны международных организаций /45/.
Принятые в 2001 году меры касались главным образом минимальной суммы капитала, необходимой коммерческим банкам для получения лицензии от ЦБ. Эта сумма должна быть доведена до требуемой национальными и иностранными банками. Рабочей группе ВТО были представлены другие предложения, например, предложение об увеличении доли капитала в российских банках, открытой для иностранных инвесторов, с 12 до 20% /54/.
4) Вмешательство государства
в экономику. Западные
Информация о работе Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО