Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:38, дипломная работа

Описание

Для достижения этой цели мы ставили перед собой следующие задачи:
- рассмотреть основные торгово-политические инструменты, структуру и функции ВТО;
- проследить развитие отношений России и ВТО, этапы и ход переговоров по присоединению России к ВТО;
- проанализировать специфику процесса присоединения России к ВТО, а также возможности учета особенностей российской экономики в рамках ВТО;
- рассмотреть стратегию присоединения России к ВТО, а также перспективы выполнения Россией требований и норм данной организации;
- проанализировать выгоды и издержки присоединения России к ВТО и возможные экономические последствия этого присоединения.
Данная работа ни в коем случае не является попыткой подытожить все выгоды и потери от вступления нашей страны в ВТО. Слишком многое зависит от исхода переговоров России с ВТО.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..6
1 Теоретические основы…………………………………………………………..11
1.1 Характеристика ВТО………………………………………………………..11
1.1.1 Краткая историческая справка………………………………………11
1.1.2 Административно-организационная структура ВТО………………12
1.1.3 Основополагающие принципы ВТО……………………………...…13
1.1.4 Функции ВТО……………………………………..…………………..15
1.1.5 Торгово-политические инструменты ВТО…………………...……..16
1.1.6 Принятие решений в ВТО………………………..…………………..22
1.1.7 Процедура присоединения к ВТО……………………………..…….22
1.2 Современное состояние отношений России с ВТО………………………23
1.2.1 Цели вступления России в ВТО…………………….…………….…23
1.2.2 Ход переговоров по присоединению России к ВТО……………….25
1.2.3 Проблемы, подлежащие решению перед вступлением в ВТО…....37
2 Отраслевой анализ присоединения России к ВТО…………………………….45
2.1 Последствия для сельского хозяйства и пищевой промышленности……45
2.2 Последствия для гражданской авиастроительной промышленности…...52
2.3 Последствия для автомобилестроения…………………………………….59
2.4 Последствия для судостроения…………………………………………….62
2.5 Последствия для металлургии……………………………………………..63
2.6 Последствия для легкой и текстильной промышленности……………....66
2.7 Последствия для рынка финансовых услуг……………………………….69
2.7.1 Последствия для страхового сектора………………………………..69
2.7.2 Последствия для банковского и фондового рынков…………….....73
2.8 Последствия для химической промышленности………………………….78
2.9 Последствия для лесной и деревообрабатывающей промышленности…80
2.10 Последствия для мебельной промышленности…………………….……82
2.11 Последствия для фармацевтики…………………………………………..83
2.12 Последствия для услуг телекоммуникаций…………………………..….84
2.13 Последствия для транспортной отрасли…………………………..……..88
3 Количественная оценка экономических последствий вступления
России в ВТО………………………………………………………………….....91
3.1 Оценка отраслевых последствий с помощью методики РАН…………....91
3.2 Последствия вступления России в ВТО в региональном разрезе………..94
3.3 Анализ последствий вступления России в ВТО для деятельности
ОАО «Амурский судостроительный завод» на примере
строительства буксира-кантовщика………………………………………100
Заключение………………………………………………………………….……..102
Список использованных источников……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 506.00 Кб (Скачать документ)

В ходе семнадцатого заседания Рабочей Группы, проходившего в формальном формате 30 января 2003 года в Женеве, были подведены итоги состоявшихся двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг и обсуждено состояние законодательной деятельности в РФ по приведению национального законодательства в соответствие с нормами и принципами ВТО.

Кроме того, был  уточнен и утвержден план дальнейшей работы, а именно график многосторонних консультаций на февраль по энергетике, сельскому хозяйству, услугам, ТБТ/СФС (технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные нормы), а также даты следующей встречи в рамках РГ (3 марта 2003 года).

На заседании  завершилось очередное второе по счету постатейное обсуждение доклада РГ о присоединении России к ВТО, проходившее 27 января.

Формальное  восемнадцатое заседание Рабочей Группы состоялось 6 марта 2003 года в Женеве. Проходившее в ходе заседания обсуждение итогового доклада РГ по присоединению России к ВТО будет продолжено в третьей редакции в июне 2003 года. В рамках состоявшегося переговорного раунда прошли многосторонние консультации российской делегации по услугам, сельскому хозяйству и энергетике с заинтересованными членами РГ. Российская делегация провела также в Женеве двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров с 14 странами и по доступу на рынок услуг - с 10 странами. До следующего апрельского раунда переговоров намечено проведение многосторонних консультаций по ТБТ/СФС.  
10 апреля 2003 г. в Женеве состоялось девятнадцатое официальное заседание Рабочей группы (РГ) по присоединению России к ВТО. На этом заседании было завершено обсуждение второго варианта Доклада РГ о присоединении России к ВТО и принято решение о подготовке третьего варианта. Обновленная редакция  Доклада должна быть распространена среди членов РГ (67 стран) к 19 мая 2003 года.

 Формальное двадцатое заседание Рабочей группы  по присоединению России ко ВТО состоялось 10 июля 2003 года в Женеве. Оно было посвящено рассмотрению третьего варианта итогового Доклада РГ о присоединении России. Официальному заседанию предшествовали неформальные обсуждения. 30 октября 2003 в Женеве состоялось очередное двадцать первое формальное заседание Рабочей Группы. К очередному заседанию РГ российская делегация подготовила новые предложения по тексту итогового доклада, в частности, касающиеся финансово-валютной политики, конкуренции, распределения полномочий между субъектами и Федерацией, тарифным изъятиям отдельных видов сборов. Они легли в основу обсуждения девяти разделов проекта доклада, принятых участниками переговоров без существенных замечаний.  
Двадцать третье заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО проходило в Женеве 1-2 апреля 2004 года. На заседании обсуждались десять разделов итогового доклада Рабочей группы. В доклад вошли такие ключевые для России вопросы, как технические барьеры в торговле, ветеринарно-санитарный контроль, меры защиты внутреннего рынка, таможенные союзы в зонах свободной торговли, специальные экономические зоны и различные аспекты торгового и таможенного законодательств. Состоялись также многосторонние переговоры по сельскому хозяйству и тарифным квотам.  
Двадцать четвертое заседание Рабочей группы проходило в Женеве 15-16 июля 2004 года.  На переговорах были рассмотрены разделы доклада рабочей группы, касающиеся таможенного оформления, лицензирования внешней торговли и вопросов защиты интеллектуальной собственности в России.  
18 ноября 2004 года в Женеве состоялось двадцать пятое заседание РГ по присоединению России к ВТО, на котором рассматривалась третья редакция итогового доклада РГ о присоединении РФ к данной организации.  
17 февраля 2005 г. в Женеве состоялось двадцать шестое официальное заседание Рабочей группы, на котором рассматривались замечания и комментарии, подготовленные секретариатом ВТО на основе тех предложений, которые поступили от партнеров России в результате состоявшегося в ноябре 2004 года обсуждения проекта Доклада Рабочей Группы.  
15-17 апреля 2005 года в Женеве проходило двадцать седьмое официальное заседание Рабочей группы, на котором обсуждались комментарии к третьей редакции тогового доклада Рабочей группы.

22-24 июня 2005 года в Женеве состоялось  очередное двадцать восьмое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО, в ходе которого была продолжена работа над третьей редакцией доклада РГ о присоединении России к ВТО. Этот доклад Рабочей группы является ключевым элементом финального пакета документов при присоединении страны к ВТО.  
19 октября 2005 года в Женеве состоялось двадцать девятое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО, в ходе которого была продолжена работа над третьей редакцией доклада РГ о присоединении России к ВТО. В рамках очередного раунда переговоров по присоединению Росси к ВТО 14-21 октября 2005 года российская делегация, в частности, провела двусторонние переговоры о доступе на рынки товаров и услуг с представителями США, Австралии, Канады и Бразилии. Одновременно в Женеве прошли заседания рабочих групп по системным вопросам – сельскому хозяйству, ветеринарным и фитосанитарным мерам. Главным итогом раунда стало завершение переговоров с Бразилией и Аргентиной  /11/, /30/, /33/.

23 марта  2006 года в Женеве состоялось тридцатое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО. В ходе заседания была продолжена работа над третьей редакцией доклада РГ о присоединении России к ВТО. Согласовано еще три раздела доклада. В ближайшее время российская сторона должна представить предложения по согласованию других разделов доклада. В рамках очередного раунда переговоров по присоединению России к ВТО 20-26 марта 2006 года продолжились двусторонние переговоры о доступе на рынки товаров и услуг с делегацией США. Рассмотрены также некоторые спорные вопросы между Россией и Грузией /47/.

6 июня 2006 года  были окончательно завершены  переговоры с Австралией. Таким  образом, последним препятствием  на пути присоединения России  к ВТО, осталось получение согласия  США.

Взамен за свое согласие на вступление России в ВТО американские власти среди прочего требуют допуска на российскую территорию прямых филиалов иностранных банков и страховых компаний, снижения ввозных пошлин на самолеты, отмены квот на поставки мяса, сокращения списка товаров, для ввоза которых требуются фитосанитарные сертификаты. Но самое серьезное пожелание американцев касается ужесточения законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности /88/.

Дело в том, что, по утверждению американских конгрессменов, по милости китайских и российских пиратов правообладатели за 2005 год потеряли порядка 4 миллиардов долларов. При этом американцы не желают считаться ни с антипиратскими мерами, которые неустанно проводят наши власти, ни с довольно низкими доходами нашего населения, в большинстве своем вынужденного приобретать пиратскую, то есть более дешевую продукцию.

Подобное упорство, всеми силами демонстрирующееся  американской стороной, российское руководство  начинается считать искусственными. Тем более что Китай – вторую обвиняемую в пиратском разгуле  страну – в ВТО все-таки приняли. В результате в последнее время в российском правительстве все большую силу набирают голоса противников вступления во Всемирную торговую организацию /88/, /95/..

 

      1. Проблемы, подлежащие решению перед вступлением в ВТО

 

В переговорах 1992-1998 годов в переговорах о вступлении России в ВТО не было значительного прогресса. Процесс либерализации внешней торговли происходил несимметрично: сначала резко и полностью был либерализирован импорт, потом постепенно вплоть до 1995 года в него вводились ограничения -  экспорт подвергся вначале жесткому регулированию, а затем постепенной либерализации. Противоречия в организации внешней торговли, слабый контроль за законностью проводимых операций, низкий уровень исполнительской дисциплины приводили к многочисленным нарушениям. Начиная с 1995 года, благодаря ориентации на либерализацию, протекционистский режим несколько смягчился. Но эта политика имела пагубные для российской экономики последствия: либерализация внешнеэкономических связей при слишком открытом для иностранной конкуренции внутреннем производстве создала трудное финансовое положение для отечественных хозяйствующих субъектов, приведшее к спирали неплатежей. Что касается инвестирования капитала, то либерализация и политика стабилизации вызвали обратный эффект, отодвинув на задний план долгосрочные капиталы и привлекая краткосрочные спекулятивные. Кроме того, Закон о государственном регулировании внешней торговли, принятый в 1995 году после представления Россией Меморандума о политике в области торговли, не свободен от двусмысленностей, и многие его статьи прямо противоречат положениям ВТО по тем же вопросам. Таким образом, медленный ход переговоров, несмотря на наличие соглашения о партнерстве, подписанного в 1994 году с Европейским Союзом, и поддержку, оказанную России США, объясняется, главным образом, внутренними трудностями (финансовый кризис августа 1998 года). В связи с принятием в июне 1999 года Европейским Союзом общей стратегии в отношении России, поддержка им вступления России в ВТО была официально подтверждена в мае 2000 года. В июне того же года свою поддержку подтвердили США /2/, /31/.

Рассмотрим области  экономики, проблемы которых предстоит  решить России до вступления в ВТО.

1) Либерализация в  регулировании внешней торговли. По состоянию на 1 января 2001 года число таможенных тарифов было сокращено с 7 до 4, средняя ставка составила приблизительно 11,5%. С этого момента применялись тарифы: 5, 10, 15 и 20%. Они охватывают 3500 наименований продукции из 10000, фигурирующих в таможенной классификации России. Исключение составляют автомобили, сахар, алкоголь и табак, пошлина на которые равна 25%.  Кроме того, были объединены ставки по некоторым подкатегориям с тем, чтобы не допускать фиктивных деклараций. Произошло новое сокращение средней ставки благодаря переходу 400 видов продукции из одной тарифной категории в другую. Производственное оборудование для сельского хозяйства, легкой промышленности и текстиля теперь облагаются 5% вместо 10%, оборудование для тяжелой промышленности - 10% вместо 15%. Таким образом, средний реальный тариф стал несколько ниже 11% (приложение Б)  /35/. Стали гибкими и до некоторой степени стабилизировались все остальные нормативы внешнеэкономической деятельности. Экспортные пошлины на сырье пересматриваются раз в месяц и корректируются в зависимости от изменений на мировых рынках. Правительство намерено продолжать политику облегчения валютного контроля  /41/.

2) Доступ иностранных  товаров к национальным рынкам. Одна из целей ВТО - облегчение  доступа рынков государств-членов  для предприятий стран партнеров.  Это касается условий конкуренции,  правовых рамок национальных  и иностранных торговых товариществ  и лицензируемых видов экономической деятельности. Хотя во многих случаях для улучшения снабжения рынков (по количеству, качеству, ценам) стимулирование конкуренции необходимо, но нет возможности определить всеобщие критерии свободной конкуренции. Такие области, как интеллектуальная собственность, естественные монополии, взаимоотношения между фирмами могут с успехом управляться государственной властью. Поэтому в ВТО действует принцип подхода к каждому случаю - в рамках законов, направленных на повышение конкуренции на национальных ранках. Вмешательство правительства предполагается в случаях сбоев в работе национальных рынков. В области конкуренции Россия решила изменить закон о банкротстве от 1998 года, в котором было много не состыковок; после кризиса 1998 года, он способствовал возникновению обратного эффекта банкротства. В сентябре 2000 года назрела необходимость пересмотра всех законов об управлении корпорациями в сотрудничестве с Всемирным банком, ЕБРР и ОЭСР -  в результате должна быть полная нормативная система. Приняты некоторые поправки по акционерным обществам, в соответствии с которыми мелким акционерам предоставляется больше прав. Счета крупных энергетических компаний с 2002 года представляются в соответствии с международными нормами. Количество лицензирования видов коммерческой деятельности теперь сократилось с 450 до 120, облегчены административные формальности регистрации предприятий и расширены права предприятий по отношению к инспекциям. Условия принятия прямых иностранных инвестиций также потребовали вмешательства законодателя /42/. Часто подчеркивается необходимость в защите прав собственности, эффективности и надежности судебной системы, а также надлежащем управлении, что предпочтительнее фискальных мер, которые могут внедрять в нестабильную и непрозрачную систему. Кроме того, прямые иностранные инвестиции могут рассматриваться как средство повышения конкурентоспособности страны. С 2000 года многие иностранные наблюдатели приветствовали улучшение инвестиционного климата. Разрешение громких конфликтов с участием иностранных инвесторов способствовало возвращению доверия. В то же время, уже летом 2000 года, новые российские власти говорили о необходимости изменения закона, регулирующего соглашения о разделе производства. Несмотря на внесенные в 2001 году поправки, этот закон требует доработки. Достигнута установленная 30-процентная предельная доля резервов, открытых для эксплуатации с помощью иностранного капитала, это может вызвать недовольство со стороны некоторых государств – членов  ВТО /53/, /58/.

3) Перестройка банковского сектора. Данная потребность возникла после дефолта 1998 года. В принципе банковская система должна быть основана на мерах  надзора и стандартах отчетности, направленных на ограничение информационных перекосов между банками и их клиентами. Основными вопросами, обсуждаемыми в России, являются нормы банковской капитализации и роль Центрального банка (ЦБ) в финансовой системе. Реформа ЦБ, начатая в октябре 2000 года, продолжается до сих пор и сопровождается реорганизацией других государственных финансовых институтов (например, Внешэкономбанка и Внешторгбанка). На первоначальном этапе перестройка банковской системы происходила медленно, несмотря на постоянное давление со стороны международных организаций /45/.

Принятые в 2001 году меры касались главным образом минимальной суммы капитала, необходимой коммерческим банкам для получения лицензии от ЦБ. Эта сумма должна быть доведена до требуемой национальными и иностранными банками. Рабочей группе ВТО были представлены другие предложения, например, предложение об увеличении доли капитала в российских банках, открытой для иностранных инвесторов, с 12 до 20%  /54/.

4) Вмешательство государства  в экономику. Западные наблюдатели  поддерживают приватизацию всех  промышленных предприятий, находящихся  в руках государства, но только после проведения правовой и институциональной реформ в сфере бизнеса. Поэтому приватизация - это процесс, который может происходить в течение длительного периода. Что касается естественных монополий, то предлагается разделить их на две части: на предприятия, которые способны конкурировать, и предприятия, обеспечивающие экономию на массовом производстве, но трудно приватизируемые. С 2000 года приватизация проводилась в более открытых условиях, чем раньше. В июле 2000 года была проведена реорганизация некоторых государственных предприятий, управляющих естественными монополиями - РАО “ЕЭС России” и “Газпром”. Принятие Государственной Думой Земельного Кодекса позволило снять часть противоречий, существовавших в этом вопросе в российской правовой системе. Предусмотренный правительством план приватизаций включает 450 предприятий секторов энергетики и сельскохозяйственного производства. Создание Комитета по регулированию цен естественных монополий (РАО “ЕЭС России”, “Газпром”, национальная компания железных дорог) могло бы привести к сокращению субсидий, предоставляемых промышленным предприятиям, благодаря цене продукции этих предприятий. Тогда же Правительство представило план реформирования железнодорожного транспорта, электроэнергетики, телекоммуникаций и газа, намереваясь перевести эти секторы исключительно в федеральное подчинение. Этот план был подтвержден в предложениях, представленных в феврале 2001 года рабочей группе ВТО, об открытии капитала предприятий по телекоммуникациям для иностранных инвесторов (иностранная  доля  не больше  25%)  /55/,./58/.

Информация о работе Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО