Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:38, дипломная работа

Описание

Для достижения этой цели мы ставили перед собой следующие задачи:
- рассмотреть основные торгово-политические инструменты, структуру и функции ВТО;
- проследить развитие отношений России и ВТО, этапы и ход переговоров по присоединению России к ВТО;
- проанализировать специфику процесса присоединения России к ВТО, а также возможности учета особенностей российской экономики в рамках ВТО;
- рассмотреть стратегию присоединения России к ВТО, а также перспективы выполнения Россией требований и норм данной организации;
- проанализировать выгоды и издержки присоединения России к ВТО и возможные экономические последствия этого присоединения.
Данная работа ни в коем случае не является попыткой подытожить все выгоды и потери от вступления нашей страны в ВТО. Слишком многое зависит от исхода переговоров России с ВТО.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..6
1 Теоретические основы…………………………………………………………..11
1.1 Характеристика ВТО………………………………………………………..11
1.1.1 Краткая историческая справка………………………………………11
1.1.2 Административно-организационная структура ВТО………………12
1.1.3 Основополагающие принципы ВТО……………………………...…13
1.1.4 Функции ВТО……………………………………..…………………..15
1.1.5 Торгово-политические инструменты ВТО…………………...……..16
1.1.6 Принятие решений в ВТО………………………..…………………..22
1.1.7 Процедура присоединения к ВТО……………………………..…….22
1.2 Современное состояние отношений России с ВТО………………………23
1.2.1 Цели вступления России в ВТО…………………….…………….…23
1.2.2 Ход переговоров по присоединению России к ВТО……………….25
1.2.3 Проблемы, подлежащие решению перед вступлением в ВТО…....37
2 Отраслевой анализ присоединения России к ВТО…………………………….45
2.1 Последствия для сельского хозяйства и пищевой промышленности……45
2.2 Последствия для гражданской авиастроительной промышленности…...52
2.3 Последствия для автомобилестроения…………………………………….59
2.4 Последствия для судостроения…………………………………………….62
2.5 Последствия для металлургии……………………………………………..63
2.6 Последствия для легкой и текстильной промышленности……………....66
2.7 Последствия для рынка финансовых услуг……………………………….69
2.7.1 Последствия для страхового сектора………………………………..69
2.7.2 Последствия для банковского и фондового рынков…………….....73
2.8 Последствия для химической промышленности………………………….78
2.9 Последствия для лесной и деревообрабатывающей промышленности…80
2.10 Последствия для мебельной промышленности…………………….……82
2.11 Последствия для фармацевтики…………………………………………..83
2.12 Последствия для услуг телекоммуникаций…………………………..….84
2.13 Последствия для транспортной отрасли…………………………..……..88
3 Количественная оценка экономических последствий вступления
России в ВТО………………………………………………………………….....91
3.1 Оценка отраслевых последствий с помощью методики РАН…………....91
3.2 Последствия вступления России в ВТО в региональном разрезе………..94
3.3 Анализ последствий вступления России в ВТО для деятельности
ОАО «Амурский судостроительный завод» на примере
строительства буксира-кантовщика………………………………………100
Заключение………………………………………………………………….……..102
Список использованных источников……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 506.00 Кб (Скачать документ)

Вступление России в  ВТО - акция чрезвычайно серьезная  и ответственная. Ее осуществление может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для экономической жизни страны. Вступление в ВТО должно быть в конечном счете осуществлено в национальных интересах России, и принести нашей Родине  экономические и геополитические выгоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы

 

1.1 Характеристика ВТО

 

1.1.1 Краткая историческая  справка

 

Всемирная торговая организация была создана 1 января 1995 года. Она стала продолжателем-правопреемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), действовавшего в 1947-1995 годах как многостороннее международное соглашение, которое определяло права и обязанности участвующих в нем сторон в области внешней торговле и ряде связанных с торговлей отраслей (валютной политике, налогообложении, международных перевозках, субсидировании производства и экспорта товаров и т.п.).

Реформирование ГАТТ было связано с  резким скачком  в развитии мировой торговли. По данному вопросу, а также по проблеме организационного укрепления ГАТТ,  был проведен ряд раундов переговоров. Наиболее значимым явился так называемый Уругвайский раунд переговоров, начавшийся 15 сентября 1986 года в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) и в штаб-квартире ГАТТ в Женеве. Переговоры технически завершились 15 декабря 1993 года в Женеве на заседании Комитета по торговым переговорам. Официальное завершение Уругвайского раунда произошло на встрече министров стран-участниц  переговоров в городе Марракеш (Марокко) 15 апреля 1994 года /5/.

Организационно результаты Уругвайского раунда состояли из Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) и приложений к этому документу, содержащих соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы  торговых  аспектов  прав  интеллектуальной  собственности (приложение А). Весь этот пакет договоренностей рассматривается как единое целое. Это означает, что любая страна для того, чтобы стать членом ВТО, должна принять все перечисленные соглашения и договоренности без каких-либо исключений  /2/.

Главными целями ГАТТ были установление единого торгового порядка и сдерживание отдельных государств от односторонних действий в мировой торговле, которые идут вразрез с правилами торговли, признаваемыми большинством стран, и препятствуют развитию мировой торговли.

Несмотря на то, что цели ГАТТ и ВТО сходные, данные структуры различаются между собой /4/:

- если ГАТТ представляло собой систему торговых соглашений, то ВТО является как системой соглашений, так и международной организацией;

- ВТО имеет более совершенную структуру управления;

- в ВТО усилен контроль за соблюдением странами торговых соглашений.

Главные цели ВТО –  развитие и либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами. Данные стандарты должны быть обязательны для всех стран, присоединившихся к ВТО  /3/.

 

      1. Административно-организационная структура ВТО

 

Высшим органом  ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации /9/. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского  раунда. Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет, состоящий из представителей всех участников организации. Кроме того, Генеральный Совет администрирует деятельность Органа по разрешению споров  и Органа по обзору торговой политики.

Министерская  конференция ВТО учреждает Комитет  по торговле и развитию, Комитет  по ограничениям в целях обеспечения  равновесия платежного баланса, Комитет  по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и  окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других органов.

Министерская  конференция (или Генеральный Совет) назначает Генерального директора ВТО.  С 1 сентября 2005 года на пост Генерального директора вступил француз Паскаль Лами, бывший торговый комиссар Европейского союза.

Под руководством Генерального Совета работают Совет  по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, а также ряд других органов. В  рамках этих Советов учреждены переговорные группы и Комитеты по Соглашениям, членство в которых открыто для всех участников ВТО. Также функционируют другие специализированные органы (приложение Б).

Исполнительным  органом организации является Секретариат ВТО в Женеве (Швейцария), в структурных подразделениях которого занято 500 человек. Официальные рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.

Бюджет ВТО  утверждается Министерской конференцией (Генеральным Советом) и формируется  из взносов стран-членов. На 2006 год  бюджет ВТО равен 171 миллиону швейцарских франков  /103/.

 

      1. Основополагающие принципы  ВТО

 

Эти принципы представляют собой общие основные обязательства  стран-членов ВТО при их взаимоотношениях между собой.  Принципы международной  торговли, и особенно принципы наибольшего благоприятствования, недискриминации, предоставление национального режима, получили самое широкое освещение и разработку  /73/, /101/:

- во-первых, страны ГАТТ/ВТО  установили, что их взаимные торговые  отношения должны осуществляться  в соответствии с «режимом наибольшего благоприятствования», что означает, если одна страна предоставляет другой стране какое-либо преимущество в торговле товарами, она должна автоматически распространить такое же преимущество на торговлю товарами со всеми другими странами, в отношении которых действует указанный режим. Это касается, прежде всего, таможенных пошлин, экспортных и импортных сборов всех видов, методов обложения пошлинами и сборами, таможенного оформления грузов, перемещаемых через границу, обслуживания иностранных судов и самолетов в портах, внутреннего налогообложения и регулирования сбыта.

- во-вторых, страны согласились  предоставлять друг другу «национальный  режим», т.е. создавать одинаковые  условия для импортных товаров  после осуществления таможенных  формальностей, такие же, как и для идентичных отечественных товаров на внутреннем рынке. Национальный режим относится, прежде всего, к взиманию внутренних налогов и сборов, а также к применению законов и распоряжений, регулирующих внутреннюю торговлю.

- в-третьих, страны договорились об отказе от дискриминации во взаимных торговых договорных отношениях. Речь идет об отказе от использования каких-либо ограничений в торговле с кем-либо из стран-членов ВТО, не применяемых ко всем членам.

- в-четвертых, страны  договорились, что регулирование внешней торговли товарами должно осуществляться, прежде всего, с помощью таможенных тарифов (это повышает степень прозрачности и предсказуемости осуществления коммерческих операций). Кроме того, они договорились, что таможенное обложение пошлинами должно быть единообразным, основанным на согласованных методах оценки стоимости товара, и что транзит товаров должен быть свободным.

- в-пятых, страны решили  содействовать развитию международной  торговли путем взаимного снижения  таможенных пошлин и не повышения их, как правило, в дальнейшем. Условия о не повышении таможенных пошлин в одностороннем порядке вылилось в принцип «связанности». Обоснованием такого режима является признание, что все страны выигрывают от расширения международного обмена товарами и услугами в условиях стабильности низких таможенных тарифов. При этом выгода становится оптимальной при максимально свободном обмене, позволяющем экономике каждой страны специализироваться на том, что у нее получается лучше всего.

- в-шестых, страны договорились обеспечить гласность в регулировании внешней торговли. Это означает, что все соответствующие национальные мероприятия должны осуществляться на основе публикуемых законов, постановлений, распоряжений и к ним должен быть обеспечен открытый доступ для всех правительств и непосредственных участников внешнеэкономической деятельности стран ВТО.

- и в-седьмых, страны  еще в 1965 году договорились  о предоставлении ряда льгот  в пользу развивающихся стран,  т.е. создавать более благоприятные условия доступа их товарам на свои внутренние рынки, воздерживаться от установления импортных ограничений на сырьевые и другие товары, поставляемые развивающимися странами, не требовать эквивалентных уступок от этих стран при переговорах о взаимном устранении тарифных и нетарифных торговых барьеров и т.п.

 

      1. Функции ВТО

 

ВТО выполняет следующие  основные функции  /9/, /42/:

- контролирует  национальную торговую политику  стран-членов и выполнение ими  требований соглашений и  договоренностей   Уругвайского  раунда переговоров, а также использует предусмотренные меры для обеспечения соблюдения правил регулирования внешней торговли;

- является организатором  многосторонних переговоров в  целях устранения препятствия  для роста международной торговли  и упорядочения последней;

- выполняет функции  общепризнанного международного  суда, что позволяет правительствам  разрешать споры, связанные с  нарушением «правил игры» на  мировом рынке; 

- тесно сотрудничает  с другими международными экономическими  учреждениями, участвуя, таким образом, в формировании глобальной экономической политики. Об этом свидетельствует, в частности, серия заключенных ВТО соглашений о сотрудничестве с ведущими международными организациями в смежных областях, в частности, с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), МВФ, МБРР. Эти соглашения предусматривают обмен информацией и деловые контакты секретариатов, согласованность действий и устранение дублирования в работе;

- оказывает   техническое   содействие развивающимся   государствам  по  вопросам,   касающимся   компетенции   ВТО.

 

      1. Торгово-политические инструменты ВТО

 

1) Тарифные и нетарифные  барьеры. Основным направлением  деятельности ВТО является либерализация  международной торговли. Она выражается  в заключение соглашений, направленных  на снижение ставок таможенных тарифов и постепенное устранение нетарифных барьеров. С этой целью ВТО регламентирует установление таможенных процедур, внедрение национальных стандартов и санитарных норм. Страны ВТО обязались устранять нетарифные торговые ограничения, заменяя их таможенными пошлинами, или, как еще говорят, их тарифным эквивалентом. Это и получило названия тарификации торговых ограничений. И поскольку ВТО одновременно проводит последовательный курс на уменьшение таможенных пошлин, облегчается не только сопоставление уровней торговых барьеров в разных странах, но и препятствия на пути развития международной торговли становятся менее ощутимыми. Механизм снижения пошлин включает институт их связывания. Страна обязуется не поднимать ставки на конкретные товары выше предельного, или связанного уровня  /31/.

Решения о снижении торговых барьеров принимаются как на двусторонних, так и на групповых и многосторонних переговорах. Страна, желающая получить уступку со стороны другого члена  или других членов ВТО, сопровождает свой запрос предложением ввести адекватную уступку со своей стороны. В итоге принимается пакетное решение о взаимных уступках. Тем самым процедура «запрос-предложение» обеспечивает сохранение баланса взаимных обязательств в сфере регулирования торгового режима. Но дело в том, что и в случае двусторонней договоренности о либерализации ее плодами благодаря  РНБ  пользуются все члены, а не только непосредственные участники переговоров. Все достижения в сфере снижения торговых барьеров распространяются и на присоединяющихся к ВТО страны. Поэтому процедура вступления в ВТО включает проведение кандидатом двусторонних переговоров со всеми заинтересованными членами о предоставлении уступок с его стороны.

Показатели среднего и даже средневзвешенного уровня таможенных пошлин не всегда адекватно отражают действительный уровень тарифных барьеров. Страны стараются сохранить сверхвысокие ставки на особо значимые для них и чувствительные к иностранной конкуренции товары. Такие товары не всегда занимают высокую долю в товарообороте. Скорее, наоборот, с повышением ставки объем ввоза товара, а с ним и его доля в общем объеме импорта при прочих равных условиях сокращается. В то же время страны идут на тарифные уступки по тем товарам, торговля которыми обслуживает кооперационные связи, по которым у национальных производителей достигнут высокий уровень конкурентоспособности, или которые вообще не производятся в стране. Именно такие товары и играют наибольшую роль в импорте. Поэтому использование средневзвешенного показателя может еще больше исказить действительное положение  /36/.

Нетарифные барьеры  в торговле отличаются большим разнообразием. Они принимают форму не только требований, предъявляемых к качеству товара, но и правил упаковки и маркировки, оформления документации, выполнения таможенных формальностей, требований к производственным процессам и т.д. Разнообразие видов нетарифных барьеров потребовало заключения целого ряда соглашений, регулирующих их применение. Сюда входят Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм,  Соглашение по таможенной оценке товаров, Соглашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по правилам происхождения товаров, Соглашение по процедурам импортного лицензирования (приложение А)  /102/.

ВТО обязывает страны в своей технической политике ориентироваться на международные  стандарты и отступать от них  в том случае, если они отсутствуют  или их требования недостаточны в  сложившихся в стране условиях. Страны договорились, что будут действовать в направлении унификации стандартов и технических требований, а также расширять сферы, на которые распространяется взаимное признание сертификатов и результатов проверок. Национальные органы должны регулярно публиковать действующие и готовящиеся к введению стандарты.

Информация о работе Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО