Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:38, дипломная работа
Для достижения этой цели мы ставили перед собой следующие задачи:
- рассмотреть основные торгово-политические инструменты, структуру и функции ВТО;
- проследить развитие отношений России и ВТО, этапы и ход переговоров по присоединению России к ВТО;
- проанализировать специфику процесса присоединения России к ВТО, а также возможности учета особенностей российской экономики в рамках ВТО;
- рассмотреть стратегию присоединения России к ВТО, а также перспективы выполнения Россией требований и норм данной организации;
- проанализировать выгоды и издержки присоединения России к ВТО и возможные экономические последствия этого присоединения.
Данная работа ни в коем случае не является попыткой подытожить все выгоды и потери от вступления нашей страны в ВТО. Слишком многое зависит от исхода переговоров России с ВТО.
Введение……………………………………………………………………………..6
1 Теоретические основы…………………………………………………………..11
1.1 Характеристика ВТО………………………………………………………..11
1.1.1 Краткая историческая справка………………………………………11
1.1.2 Административно-организационная структура ВТО………………12
1.1.3 Основополагающие принципы ВТО……………………………...…13
1.1.4 Функции ВТО……………………………………..…………………..15
1.1.5 Торгово-политические инструменты ВТО…………………...……..16
1.1.6 Принятие решений в ВТО………………………..…………………..22
1.1.7 Процедура присоединения к ВТО……………………………..…….22
1.2 Современное состояние отношений России с ВТО………………………23
1.2.1 Цели вступления России в ВТО…………………….…………….…23
1.2.2 Ход переговоров по присоединению России к ВТО……………….25
1.2.3 Проблемы, подлежащие решению перед вступлением в ВТО…....37
2 Отраслевой анализ присоединения России к ВТО…………………………….45
2.1 Последствия для сельского хозяйства и пищевой промышленности……45
2.2 Последствия для гражданской авиастроительной промышленности…...52
2.3 Последствия для автомобилестроения…………………………………….59
2.4 Последствия для судостроения…………………………………………….62
2.5 Последствия для металлургии……………………………………………..63
2.6 Последствия для легкой и текстильной промышленности……………....66
2.7 Последствия для рынка финансовых услуг……………………………….69
2.7.1 Последствия для страхового сектора………………………………..69
2.7.2 Последствия для банковского и фондового рынков…………….....73
2.8 Последствия для химической промышленности………………………….78
2.9 Последствия для лесной и деревообрабатывающей промышленности…80
2.10 Последствия для мебельной промышленности…………………….……82
2.11 Последствия для фармацевтики…………………………………………..83
2.12 Последствия для услуг телекоммуникаций…………………………..….84
2.13 Последствия для транспортной отрасли…………………………..……..88
3 Количественная оценка экономических последствий вступления
России в ВТО………………………………………………………………….....91
3.1 Оценка отраслевых последствий с помощью методики РАН…………....91
3.2 Последствия вступления России в ВТО в региональном разрезе………..94
3.3 Анализ последствий вступления России в ВТО для деятельности
ОАО «Амурский судостроительный завод» на примере
строительства буксира-кантовщика………………………………………100
Заключение………………………………………………………………….……..102
Список использованных источников……………………………………………
Документы ВТО предусматривают отказ от количественных ограничений. Они объявлены крайней мерой, к которой можно прибегать только в том случае, если все другие способы решения проблемы оказались неэффективными. Разрешено применение экспортных ограничений в случае угрозы возникновения нехватки продовольствия или другого жизненно важного товара на внутреннем рынке /89/.
2) Субсидии и компенсационные меры. Наряду с ликвидацией торговых барьеров в сферу ответственности ВТО входит выработка правил, регулирующих деятельность государства по оказанию поддержки национальным производителям. Речь идет о государственном субсидировании производства и особенно экспорта, поскольку оно нарушает принципы свободной конкуренции. Вопросы субсидирования регулируются в ВТО Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам (СКМ). Понятие субсидии определяет субсидию как финансовый вклад правительства или другого государственного органа, ведущий к образованию прибыли у получателя. Вклад, сделанный частной организацией, тоже будет признан субсидией, если организация выполняла поручение правительства, или если ее деятельность не отличается от деятельности органов государства. Компенсационные пошлины в соответствии со своим названием призваны компенсировать ущерб, наносимый субсидиям. Они применяются в дополнение к обычным пошлинам. Их введение возможно лишь после предварительного расследования и рассмотрения дела Органом по разрешению споров /80/.
СКМ вводит понятие «специфической субсидии», т.е. которой могут пользоваться не все производители, а только отдельные предприятия, их группа или отрасли. Именно специфические субсидии могут дать обоснованный повод для ответных санкций в виде компенсационных мер. Наиболее опасными специфическими субсидиями, с точки зрения ВТО, являются субсидии, направленные на стимулирование экспорта и импортозамещения. Их применение запрещено, поскольку они непосредственно влияют на конкурентную среду. Субсидии дают другим странам безусловное основание для применения компенсационных мер, причем для установления факта субсидирования применяется ускоренная и упрощенная процедура.
Прежде чем начать расследование, страна, считающая, что субсидирование в другой стране наносит ущерб ее национальной экономике, обращается к ней с предложением провести консультации. Расследование начинается с заявления отрасли, которая понесла или может понести ущерб в результате субсидирования в другой стране. Для того, чтобы обосновать требование о компенсации ущерба, необходимо доказать сам факт предоставления субсидии, наличие ущерба для экономики, импортирующей страны и существование прямой связи между субсидированием и ущербом /93/, /101/.
Одним из ключевых понятий, используемых в СКМ, является понятие ущерба. В случае экспортной субсидии ущерб выражается также в том, что благодаря субсидированию страна-нарушитель существенно и устойчиво увеличивает свою долю на мировом рынке какого-либо сырьевого товара. Сопоставление ведется со средним уровнем этой доли за три года, предшествовавшие применению субсидии. В случае импортозамещающей субсидии нанесение ущерба может выражаться не только в том, что с рынка страны, применившей субсидию, вытесняется аналогичный товар другой страны или просто затрудняется его импорт, но и в том, что потерпевшая сторона начинает испытывать трудности с экспортом такого товара на рынки третьих стран. Под вытеснением понимается как увеличение доли субсидируемого товара, так и ее сохранение в том случае, если бы при отсутствии субсидии эта доля сокращалась. Ущерб может быть констатирован и в том случае, если эта доля сокращается, но не так быстро, как могла бы при отсутствии субсидии. Ущерб также считается доказанным, если будет установлено, что субсидия привела к существенному снижению цены на данный товар по сравнению с теми ценами, по которым аналогичный товар поставляется из других стран /31/.
Некоторые меры государственной поддержки сельского хозяйства исключены из обязательств по сокращению ее объема. Эти меры, не оказывают существенного воздействия на производство и торговлю аграрной продукцией. К ним относятся защита окружающей среды, борьба с вредителями и болезнями растений и животных, научные исследования и подготовка кадров, страхование убытков и от стихийных бедствий, содействие структурной перестройке, предусматривающей сокращение посевных площадей и поголовья скота, строительство объектов инфраструктуры, создание государственных продовольственных запасов /37/.
3) Антидемпинговые и защитные меры. Антидемпинговые пошлины призваны устранить влияние осознанного занижения цен иностранными поставщиками. Они назначаются в дополнение к обычным импортным пошлинам. Другим способом нормализации положения является принятие экспортерами обязательства не спускать цены ниже оговоренного в ходе консультаций уровня. Использование антидемпинговых мер регламентируется Соглашением по применению статьи №6 ГАТТ-94, которое также называют Соглашением по антидемпинговым мерам (САМ). Согласно этому соглашению, демпинг имеет место тогда, когда товары одной страны поступают на рынок другой по цене ниже их нормальной стоимости. При этом дается уточнение: если товары экспортируются по цене, которая ниже цены их продажи на внутреннем рынке экспортера. Как и в случае компенсационных мер, введению антидемпинговых мер должно предшествовать расследование, которое устанавливает не только факт демпинга, но и наличие ущерба импортирующей стране и прямой причинной связи между этими двумя явлениями. Размер антидемпинговой пошлины не должен превосходить расхождение между демпинговой и нормальной ценой /48/.
Предусмотрено введение временных антидемпинговых мер, которые могут принимать форму временной пошлины или, предпочтительно, денежного депозита или долгового обязательства, равного сумме предварительно оцененной антидемпинговой пошлины. Если основания, по которым вводились временные антидемпинговые пошлины, не нашли подтверждения, то взысканные средства должны быть возвращены. Возврат требуется и в том случае, если окончательная пошлина будет ниже временной, а также, если в результате расследования будет установлено наличие не ущерба, а только его угроза.
Защитные меры - это импортные ограничения, применяемые в случаях, когда импорт товара причиняет «серьезный ущерб» какой-либо отрасли, или существует «явная неизбежность» возникновения такого ущерба. Они имеют форму либо количественных ограничений, либо специальных пошлин, которые вводятся в дополнение к обычным пошлинам. Согласно Соглашению о защитных мерах (СЗМ), их применение не должно создавать для национальных производителей более благоприятные условия по сравнению с иностранными поставщиками. Процедура введения защитных мер аналогична процедуре введения антидемпинговых и компенсационных пошлин /38/, /46/.
Механизм принятия
решений в органах ВТО
Решение Генерального Совета в тех случаях, когда он действует в качестве Органа по разрешению споров, будет приниматься исключительно путем консенсуса.
В настоящее время (июнь 2006 года) полноправными участниками ВТО являются 149 государств. Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Саудовская Аравия, Алжир, Украина, Казахстан, остальные государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО. Процедура вступления кандидата состоит в следующем /101/.
Страна извещает Генерального
директора ВТО о своем
Итогом заседаний Рабочей группы становится доклад Группы Генеральному Совету ВТО, содержащий краткое содержание дискуссии и выводы Рабочей группы. Одновременно готовятся проект решения Генерального Совета ВТО, названные выше протоколы о доступе на рынок и протокол о присоединении. Доклад Рабочей группы и протокол о присоединении должны быть одобрены Генеральным Советом ВТО. Решение Генеральный Совет принимает двумя третями голосов. Решение о присоединении страны к ВТО вступает в силу через 30 дней после его принятия (ратификации) присоединяющейся страной /5/, /8/.
1.2 Современное состояние отношений России с ВТО
1.2.1 Цели вступления России в ВТО
Как уже было отмечено, членами Всемирной торговой организации являются уже 149 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ, связанных прежде всего с практической выгодой от участия в деятельности в этом международном объединении. Она достигается за счет того, что подавляющее большинство стран мира-членов ВТО обеспечивают на огромном пространстве для себя и своих партнеров по организации благоприятные условия по осуществлению торговли и других связанных с ней видов деятельности. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие /10/:
- получение лучших и недискриминационных условий доступа на зарубежные рынки для российских товаров и услуг;
- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
- создание более
благоприятного климата для
- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
- развитие экспортных
возможностей страны и «
- создание условий
для повышения качества и
- обеспечение достаточной
степени защищенности
- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- улучшение имиджа
России в мире как
Другие преимущества членства в ВТО, может быть, и менее заметны, но также очень важны. Для России, как и для других стран переходной экономики, укрепленный, основанный на согласованных принципах порядок торговли не только предоставляет больше возможностей для торговли и больше предсказуемости, но и дает своего рода «путеводную звезду» экономическим реформам, направленным на свободный рынок. Продвижение в сторону полного участия в международной системе торговли делает торговый режим страны и внутреннюю экономическую политику более сопоставимыми с другими странами мира и помогает убедиться в том, что реформы продвигаются в нужном направлении /7/, /21/ .
Кроме того, надежная юридическая система ВТО жизненно важна для стран переходного периода, которые принимают участие или хотят принимать участие в процессах региональной интеграции, так как членство в многосторонней торговой системе укрепляет их позиции на переговорах с региональными группами и четко закрепляет их в рамках правил, принятых обеими сторонами /28/.
Наконец, ВТО также
предоставляет возможность
В соответствии с установленной процедурой, переговоры о присоединении России к ВТО проходят в рамках специальной Рабочей группы (РГ), состоящей из стран-членов ВТО. Круг ведения российской Рабочей группы является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом:
«Изучить заявку Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании Статьи №12 и представить Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении».
Первое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО прошло в Женеве 17-19 июля 1995 года. Оно проходило на основе "Меморандума о внешнеторговом режиме", который был представлен Россией в марте 1994 года (документ № L/7410), и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами по Меморандуму. В ходе первой сессии члены российской делегации ответили на новые вопросы стран-членов и представили другую дополнительную информацию по так называемым "традиционным" сферам ГАТТ (торговля товарами).
Информация о работе Количественная оценка экономических последствий вступления России в ВТО