Коммерческая деятельность по организации хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий (по материалам Щучинского райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:01, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование и выработка основных рекомендаций по совершенствованию хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий Щучинского райпо.
Постановка цели исследования определила необходимость решения следующих задач:
Раскрыть сущность и содержание хозяйственных связей торговли с промышленностью;
Определить основные проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий;
Дать организационно-экономическую характеристику деятельности Щучинского райпо и района его деятельности;
Изучить поставщиков колбасных изделий в Щучинское райпо;
Проанализировать организацию договорной работы в Щучинском райпо и ее эффективность;
Разработать основные направления совершенствования хозяйственных связей Щучинского райпо с поставщиками колбасных изделий.

Содержание

Введение …………………………………………………………… …….3

Роль, система и современные проблемы хозяйственных связей
торговли с промышленностью…………………………………………….7
Сущность и содержание хозяйственных связей торговли с
промышленностью, их правовое регулирование ………………………..7
1.2 Проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и
промышленных предприятий в современных условиях……………...…..15
2. Краткая организационно - экономическая характеристика
Щучинского райпо и района ее деятельности……………….………….18
3. Анализ состояния коммерческой деятельности по организации
хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий……………33
3.1 Изучение покупательского спроса и определение потребности
в колбасных изделиях в Щучинском райпо…………………………….33
3.2 Поставщики колбасных изделий Щучинского райпо и их
характеристика…………………………………...………………………..40
3.3 Организация договорной работы в Щучинском райпо
и ее эффективность ………………………………………………………50
4. Основные направления совершенствования хозяйственных
связей с поставщиками колбасных изделий…..…………………………71
Заключение………………………….…………………………………………77
Список использованной литературы.………………………………………..82

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ~1.DOC

— 1.20 Мб (Скачать документ)

  Таким образом, уровень коммерческой работы по закупкам колбасных изделий составляет 2,4 %. Это обусловлено высоким рейтингом ОАО «Волковысский мясокомбинат», который занимает 11% в общем объеме поставки колбасных изделий, а также средним рейтингом ОАО «Слонимского мясокомбинат», удельный вес которого составляет 29,6% и ОАО « Гродненский мясокомбинат», занимающего 19,13% в общем поступлении колбасных изделий. На основании проведенной оценки рейтинга поставщиков можно сделать вывод о наиболее выгодном сотрудничестве, в первую очередь, с ОАО «Волковысский мясокомбинат», а также ОАО «Слонимский мясокомбинат» и ОАО Гродненский мясокомбинат».  

  Уровень коммерческой работы по организации  хозяйственных связей  оказывает влияние на целый ряд показателей, которые характеризуют эффективность коммерческой деятельности Щучинского райпо. Правильное определение потребности в товарах, оптимальный выбор партнеров и рациональная работа с ними, структура поступления товарных ресурсов оказывают непосредственное влияние на объемы розничного товарооборота, структуру товарных запасов, товарооборачиваемость как оценочный показатель коммерческой деятельности, валовые доходы, издержки обращении, структуру расходов, непосредственно связанных с хозяйственными связями.  Анализ основных показателей эффективности представим в таблице 3.3.13

        Таблица  3.3.13 - Показатели эффективности коммерческой деятельности

                         Щучинского райпо  за 2003-2005 годы    

                                                                                                                      (тыс.руб.)

Показатели

Годы   Отклонение (+;-)         

  или темп  роста, %

2003 2004 2005 2004 к 

2003

2005 к 2004
1 2 3   4 5 6
1. Розничный товарооборот:            
1.2 в действующих ценах 14121,2 20029,1 26016,0 141,8 129,89
1.1 в сопоставимых ценах 14121,2 17133,5 21991,5 121,3 109,8
2. Прибыль от торговой деятельности -145,0 325,0 191,0 470,0 -134,00
3. Рентабельность продажи -1,02 1,62 0,73 2,64 -0,89
4. Издержки обращения 2197,8 3306,0 4356,0 150,4 131,76
5. Уровень издержек обращения 15,56 16,5 16,7 0,94 0,2
6. Стоимость ресурсов предприятия,  всего 7434,7 8707,0 9723,0 117,1 111,6
В том числе:          
6.1 Среднегодовая стоимость основных  и оборотных средств 6696,1 7632,0 8205,0 113,9 107,5
6.2 Расходы на оплату труда 738,6 1075,0 1518,0 145,5 141,2
Продолжение таблицы 3.3.13
1 2 3 4 5 6
7. Численность работников 379 368 359 97,09 97,55
8. Производительность труда по  товарообороту в сопоставимых ценах 37259 46558,5 61257,8 124,95 112,6
9. Ресурсоотдача 1,899 2,300 2,676 0,4 0,376
10.Издержкоотдача 6,42 6,06 5,97 -0,36 -0,087

  

  Традиционно к показателям эффективности  относятся розничный товарооборот и прибыль. Как показывает анализ таблицы 3.3.13, на протяжении трех лет наблюдался рост товарооборота как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Это характеризует коммерческую деятельность Щучинского райпо с положительной стороны, поскольку, с одной стороны, рост товарооборота характеризует экономический эффект торговли, а с другой стороны, показывает социальный эффект, так как отражает уровень удовлетворения спроса населения.  Однако темпы прироста товарооборота с каждым годом замедляются, что указывает на снижение эффективности розничной продажи. Вместе с тем, рост товарооборота обеспечил рентабельную работу Щучинскому райпо в 2004 и 2005  годах, несмотря на увеличение издержкоемкости розничной продажи. Уровень расходов на реализацию в 2004 году возрос по сравнению с 2003 годом на 0,94%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом снизился на 0,2%. Однако уровень рентабельности розничной продажи снизился в 2005 году по сравнению с 2004 годом.

  Обобщающими показателями эффективности являются показатели  ресурсоотдачи и издержкоотдачи. Значимость данных показателей заключается в том, что, чем выше их значения, тем лучше осуществляется коммерческая деятельность и эффективнее используются ресурсы и понесенные затраты. Из проведенного анализа следует, что превышение темпов роста издержек обращения над темпами роста розничного товарооборота привело к снижению показателя издержкоотдачи. С каждым годом  1 рубль затрат приносит меньше рублей товарооборота. То есть, если в 2004 году на 1 рубль затрат приходилось 6,06 рубля товарооборота, то в 2005 году – 5,97 рублей. Это указывает на увеличение издержкоемкости розничной продажи, то есть имеют место необоснованные расходы.  Противоположная  тенденция отмечается  в развитии  показателя ресурсоотдачи. Если в 2003 году на 1 рубль вложенных ресурсов приходилось 1,899рублей товарооборота, то в 2004 году – 2,3рубля, а в 2005 году – 2,676рублей.  Это указывает на постепенное повышение эффективности использования ресурсов в Щучинском райпо.

   Одной из причин роста расходов на реализацию является рост расходов, связанных  с организацией хозяйственных связей, анализ которых представлен на рисунке 3.3.1 (приложения 8-10).

         

        Рисунок 3.3.1  -  Уровень расходов, связанных с организацией хозяйственных            

                                    связей в Щучинском райпо за 2003-2005 годы, %

         Из данных рисунка 3.3.1 видно,  что с каждым годом расходы, связанные с организацией хозяйственных связей возрастают  и, прежде всего, проценты за кредит, расходы на оплату труда, расходы на хранение, подсортировку и упаковку товаров.

  За 2003-2004 год отмечается рост уровня транспортных расходов на  0,66%, а за 2004-2005 годы - снижение уровня  на 0,69%. Уровень транспортных расходов в 2005 году составил 1,57%. Это указывает на недостаточно эффективное использование транспорта, что является следствием допущения простоев транспорта, разработки нерациональных маршрутов, нерациональным расходованием топлива. 

  Положительной тенденцией является снижение расходов на аренду транспорта, зданий и сооружений. Это связано  с тем, что возросла доля прямых поставок  с централизованной доставкой, что не требует дополнительных помещений для складского  хранения товаров на базе, а также было  закуплено  2 единицы многотонажного транспорта, который используется для доставки товаров от поставщиков.

       Увеличение  расходов на хранение, подсортировку  и упаковку товаров связано с небольшой долей поставки фасованных товаров, значительной долей поставок от посредников. Уровень товарных потерь практически не изменился. Приобретение специализированного транспорта  позволило сократить сумму товарных потерь.

         Также следует отметить некоторое увеличение уровня расходов на оплату процентов за кредит. В 2005 году по сравнению с 2004 годом уровень этих расходов возрос на 0,08%. Это связано, прежде всего, с замедлением товарооборачиваемости товаров в 2005 году,  в результате чего денежные средства оседают в остатках.

     Эффективность коммерческой деятельности  по организации хозяйственных связей характеризуется также таким показателем, как обеспеченность товарооборота товарными ресурсами. С каждым годом показатель обеспеченности товарными ресурсами  на рубль товарооборота, в том числе товарооборота колбасных изделий  возрастает, что подтверждают цифровые данные на рисунке 3.3.2 

             Рисунок 3.3.2 - Обеспеченность товарооборота товарными ресурсами    

                                  Щучинского райпо за 2003-2005 годы 

      Из данных рисунка 3.3.2 следует,  что коэффициент обеспеченности  товарооборота Щучинского райпо в 2004 году по сравнению с 2003 годом незначительно снизился – на 0,002 рублей, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом возрос на 0,003 рублей. В частности по   колбасным изделиям  коэффициент обеспеченности    товарооборота   возрос   в 2004 году на 0,014рублей, а в 2005 году на 0,002 рублей. Обеспеченность товарооборота товарными ресурсами зависит от эффективности хозяйственных связей, которая зависит от эффективности заключаемых сделок, от рациональной организации товароснабжения розничной торговой сети, от уровня  расходов, связанных  с организацией хозяйственных связей. Однако на практике  при закупке товаров коммерческие работники райпо не осуществляют расчет эффективности совершаемой сделки. Поэтому выручка от реализации отдельных товаров не всегда покрывает расходы, связанные с закупкой данных товаров, а их реализация может быть нерентабельной.

  В целом следует отметить, что эффективность  коммерческой деятельности Щучинского райпо с каждым годом снижается, о чем свидетельствует проведенный анализ основных показателей деятельности райпо.

  В завершение главы можно сделать  следующие выводы:

  • Организация договорной работы в Щучинском райпо включает преддоговорную работу, непосредственно заключение, изменение и расторжение договоров и учет  и контроль исполнения договорных обязательств;
  • Заключение договоров поставки осуществляется на ярмарках и путем письменной переписки. Особое значение придается участию в проведении внутрисистемных оптовых ярмарок;
  • Состояние претензионно-исковой работы является неудовлетворительным, поскольку отсутствует строгий учет и контроль исполнения договорных обязательств; не осуществляется учет исполнения договоров в развернутом ассортименте
  • Работа по учету договоров, учету исполнения условий договоров осуществляется вручную; в практической работе не используется ЭВМ;
  • Не всегда обеспечивается планомерность и ритмичность поставки;
  • Основная доля поставщиков колбасных изделий имеет средний рейтинг, что в большинстве случаев обусловлено невыгодными условиями расчетов за поставленную продукцию, оплаты транспортных расходов, узким спектром предоставляемых дополнительных услуг.

  Таким образом,  в целях повышения  эффективности договорной и претензионно-исковой работы в Щучинском райпо  необходимо  соблюдать договорную дисциплину и при заключении договоров отстаивать свои права и  добиваться от поставщиков наиболее выгодных условий, особенно это касается сроков оплаты за поставленный товар, оплаты транспортных средств и имущественной ответственности. При выборе поставщиков необходимо проводить их рейтинговую оценку по наиболее значимым показателям, что позволит оценить их сильные и слабые стороны и принять обоснованной решение о возможности и выгодности заключения с ними договоров  на предстоящий год. 
 

4 . Основные   направления   совершенствования хозяйственных   связей   с поставщиками            колбасных   изделий 

  Анализ состояния коммерческой работы по организации хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий в Щучинском райпо позволил определить основные проблемы хозяйственных взаимоотношений торговли и промышленности. Эти проблемы связаны с отсутствием полноценной информационной базы, невостребованностью квотируемых товаров,  недостаточно рациональной организацией товароснабжения розничной торговой сети,  несоответствием ассортимента закупаемой продукции потребностям обслуживаемого населения.

  Основные  проблемы и слабые стороны в организации хозяйственных связей Щучинского райпо с поставщиками колбасных изделий можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Отсутствие взаимного сотрудничества  с поставщиками, неурегулированность экономико-правовых взаимоотношений с ними. Это приводит к  неупорядоченному и хаотичному формированию товарного предложения, невысокому качеству продукции, неритмичности поставок, росту товарных запасов, медленному обновлению ассортимента на производстве и в торговле.

  2. Коммерческие работники райпо не принимают непосредственное участие в вопросах организации производства колбасной продукции, не информируют поставщиков об изменениях на обслуживаемом рынке и его потребностях. В магазинах райпо  не организована работа фирменных секций по продаже колбасных изделий наиболее известных предприятий-изготовителей.

   3. Отсутствие полноценного информационного  обеспечения коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей.  Отсутствие в штате работника по маркетингу, а также не использование ЭВМ, не позволяют собрать полную и достоверную информацию о покупателях и их спросе, возможных поставщиках колбасной продукции.

  4. Принимаемые решения в области  хозяйственных связей не имеют  серьезного научно-методического обоснования, строятся порой нелогично, без продуманной стратегии. Это приводит к серьезным ошибкам в определении потребности в товарах, в выборе наиболее оптимальных источников поступления товаров, и как следствие, - к большим издержкам.

  5. Для изучения спроса обслуживаемого  населения не проводиться анкетирование, устные опросы проводятся достаточно редко.

  6. При заключении договоров не  проводиться расчет экономической  эффективности сделок с поставщиками колбасных изделий.

  7. Отсутствие взаимовыгодных условий  для  Щучинского райпо в  отдельных договорах на поставку  колбасных изделий (не оговорена имущественная ответственность  поставщика, отнесение транспортных расходов на счет покупателя, высокая имущественная ответственность Покупателя). Некоторые поставщики резко ужесточили условия поставок, особенно условия, касающиеся оплаты за продукцию и имущественной ответственности покупателя,  на которые торговля не соглашается.

  8. Слабый контроль  за исполнением  договорных обязательств влечет  за собой  нарушение сроков и планов поставки; неритмичность и неравномерность поставок. Имеют место нарушения в  поставке товаров в развернутом ассортименте, допускается поставка  некачественной продукции, с нарушением целостности упаковки. Несвоевременное принятие мер со стороны райпо, а также несвоевременное предъявление претензий поставщикам не стимулирует их к соблюдению договорных обязательств в будущем.

Информация о работе Коммерческая деятельность по организации хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий (по материалам Щучинского райпо