Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:01, дипломная работа
Целью дипломной работы является теоретическое обоснование и выработка основных рекомендаций по совершенствованию хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий Щучинского райпо.
Постановка цели исследования определила необходимость решения следующих задач:
Раскрыть сущность и содержание хозяйственных связей торговли с промышленностью;
Определить основные проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий;
Дать организационно-экономическую характеристику деятельности Щучинского райпо и района его деятельности;
Изучить поставщиков колбасных изделий в Щучинское райпо;
Проанализировать организацию договорной работы в Щучинском райпо и ее эффективность;
Разработать основные направления совершенствования хозяйственных связей Щучинского райпо с поставщиками колбасных изделий.
Введение …………………………………………………………… …….3
Роль, система и современные проблемы хозяйственных связей
торговли с промышленностью…………………………………………….7
Сущность и содержание хозяйственных связей торговли с
промышленностью, их правовое регулирование ………………………..7
1.2 Проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и
промышленных предприятий в современных условиях……………...…..15
2. Краткая организационно - экономическая характеристика
Щучинского райпо и района ее деятельности……………….………….18
3. Анализ состояния коммерческой деятельности по организации
хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий……………33
3.1 Изучение покупательского спроса и определение потребности
в колбасных изделиях в Щучинском райпо…………………………….33
3.2 Поставщики колбасных изделий Щучинского райпо и их
характеристика…………………………………...………………………..40
3.3 Организация договорной работы в Щучинском райпо
и ее эффективность ………………………………………………………50
4. Основные направления совершенствования хозяйственных
связей с поставщиками колбасных изделий…..…………………………71
Заключение………………………….…………………………………………77
Список использованной литературы.………………………………………..82
Уровень материально-технической базы Щучинского райпо во многом определяется наличием и обеспеченностью торгово-технологическим оборудованием (таблица 2.4).
Таблица
2.4 - Наличие торгово-
Щучинском райпо на 1 января 2006 года.
Наименование оборудования | Количество единиц |
1. Весоизмерительное оборудование | 265 |
2.В
том числе электронное |
59 |
3. Контрольно-кассовое оборудование | 142 |
4. Холодильное оборудование | 112 |
5. Тара-оборудование | 75 |
Данные таблицы 2.4 показывают, что в торговой сети Щучинского райпо имеются в наличии разные виды торгово-технологического оборудования. В среднем, на один магазин приходиться 5единиц оборудования, в том числе: весоизмерительного оборудования – 2 единицы, контрольно-кассового–1 единица, холодильного – 0,9 единицы, тара-оборудования – 0,6 единиц. Постепенно торгово-технологическое оборудование обновляется, однако это осуществляется медленными темпами. Так, в 2005 году было установлено 19 единиц контрольно-кассовых аппаратов, 5 электронных весов, 26 единиц холодильного оборудования, в том числе 6 – среднетемпературных холодильников, 4 – низкотемпературных, 7 ларей, 11 холодильных шкафов «Атлант». Также для выкладки скоропортящихся товаров используется фирменное оборудование «Coca-cola», «Санта-импекс», «Юкка», «Лидское пиво», «Балтика», «Милавица». Это, в свою очередь, является средством рекламы продукции определенных производителей.
Основными направлениями коммерческой деятельности Щучинского райпо являются обеспечение темпов роста розничного товарооборота и получение определенной суммы прибыли. Проанализируем основные показатели деятельности Щучинского райпо таблице 2.5 (приложения 1-13 ).
Таблица 2.5- Экономические показатели торговой деятельности Щучинского райпо за 2003-2005 годы
Показатели | Ед. изм | Год | Отклонение
(+;-) или темп роста | |||
2003 | 2004 | 2005 | 2004 к 2003 | 2005 к 2004 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Розничный товарооборот | ||||||
1.1 в действующих ценах | млн. руб. | 14121,2 | 20029,1 | 26016,0 | 141,8 | 129,89 |
1.2 в сопоставимых ценах | млн. руб. | 14121,2 | 17133,5 | 21991,5 | 121,3 | 109,8 |
2. Товарные запасы на конец года | ||||||
2.1 в сумме | млн. руб. | 1538,2 | 2114,3 | 2856,2 | 137,45 | 135,1 |
2.2 в днях | дни | 39 | 29 | 51 | -10 | 22 |
Продолжение табл.2.5 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3. Товарооборачиваемость | дни | 39 | 33 | 33 | -6 | +1 |
4. Валовой доход от реализации | ||||||
4.1 в сумме | млн. руб. | 2183,1 | 3631,0 | 4547,0 | 166,3 | 125,2 |
4.2 в % к товарообороту | % | 15,46 | 18,1 | 17,5 | 2,64 | -0,6 |
5.
Расходы на реализацию в |
||||||
5.1 в сумме | млн. руб. | 2197,8 | 3306,0 | 4356,0 | 150,4 | 131,76 |
5.2 в % к товарообороту | % | 15,56 | 16,5 | 16,7 | 0,94 | 0,2 |
6. Прибыль (убыток) от реализации в торговле | ||||||
6.1 в сумме | млн. руб. | -145,0 | 325,0 | 191,0 | 224,1 | 58,76 |
6.2 в % к товарообороту | % | -1,02 | 1,62 | 0,73 | 2,64 | -0,89 |
7.Прибыль (убыток) от реализации в целом | ||||||
7.1 в сумме | -235 | 630 | 479 | 268,1 | 76,03 | |
7.2 в % к товарообороту | 1,66 | 3,14 | 1,84 | 1,48 | -1,3 | |
8. Операционные доходы | 2616 | 395 | 501 | 15,1 | 126,8 | |
9. Операционные расходы | 2576 | 421 | 406 | 16,3 | 96,4 | |
10.Внереализационные доходы | млн. руб. | 401 | 95,0 | 94,0 | 23,7 | 98,9 |
11.Внереализационные расходы | млн. руб. | 418 | 63,0 | 132,0 | 15,1 | 209,52 |
12.Прибыль отчетного периода | ||||||
12.1 в сумме | млн. руб. | -212 | 636,0 | 536,0 | 300 | 84,3 |
12.2 в % к товарообороту | % | 1,5 | 3,75 | 2,06 | 2,25 | -1,69 |
13. Производительность труда | ||||||
13.1 в действующих ценах | млн. руб. | 25,76 | 40,86 | 55,0 | 158,6 | 134,6 |
13.2 в сопоставимых | млн. руб. | 25,76 | 34,96 | 46,5 | 135,7 | 113,8 |
14. Индекс цен | - | 1,169 | 1,183 | - | - | |
15.
Численность торговых |
Чел. | 548 | 490 | 473 | 89,4 | 96,5 |
Из данных таблицы 2.5 следует, что в 2004 году по сравнению с 2003 годом розничный товарооборот возрос на 41,8%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом - 29,89%. Рост объемов реализации обусловлен в основном ростом цен в 2004 году на 16,9%, а в 2005 году на 18,3%. Таким образом, прирост товарооборота в сопоставимых ценах составил в 2004 году по сравнению с 2003 годом 21,3%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом – 9,8%.
Увеличение
объемов товарооборота связано
с обеспеченностью
Рост розничного товарооборота повлек за собой увеличение валовых доходов в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 66,3 % , а в 2005 году по сравнению с 2004 годом -25,2%. При этом уровень валовых доходов в 2004 году увеличился на 2,64 % пункта, а в 2005 году, наоборот, снизился на 0,6% пункта. В то же время уровень расходов на реализацию возрос как в 2004 году, так и в 2005 году.
Однако
уровень валовых доходов
За исследуемый период отмечается рост операционных доходов и снижение операционных расходов. В 2004 году по сравнению с 2003 годом внереализационные расходы сократились на 84,9%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом возросли на 109,52%. В то же время внереализационные доходы снизились в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 76,3%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 1,1%. Таким образом, в 2005 году была получена прибыль от операционных операций и убыток от внереализационных операций. Наличие внереализационных расходов обусловлено рядом причин: нарушением договорных обязательств, в результате увеличиваются затраты, связанные с уплатой пени, неустоек, штрафов; ростом расходов на хранение товаров, расходов по операциям с тарой. Внереализационные доходы были получены за счет дооценки товаров, арендной платы.
Таким образом, за исследуемый период Щучинское райпо получило прибыль отчетного периода в 2004 и 2005 годах за счет прибыли от операционных доходов, прибыли от реализации в торговле и других сферах деятельности. При этом прирост прибыли отчетного периода в 2004 году по - сравнению с 2003 годом составил 200%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом данный показатель снизился на 15,7%. Уровень балансовой прибыли увеличился в 2004 году на 2,25% пункта и снизился в 2005 году на 1,69% пункта.
Положительным моментом является рост производительности труда в сопоставимых ценах. Так, в 2004 году по сравнению с 2003 годом прирост данного показателя составил 35,7%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом – 13,8%. В тоже время, в последние годы наблюдается тенденция сокращения численности работников торговли. В 2004 году по сравнению с 2003 годом численность торговых работников уменьшилась на 10,6%, а в 2005 году – 3,5%. Это обусловлено сокращением штата работников в целях сокращения расходов на оплату труда. Таким образом, сокращение численности торговых работников наряду с ростом производительности труда указывает на повышение эффективности использования трудовых ресурсов.
Таким образом, анализ организационно-экономической деятельности Щучинского райпо позволил сделать следующие выводы:
3.
Анализ состояния
коммерческой
деятельности по
организации хозяйственных
связей с поставщиками
колбасных изделий
3.1
Изучение покупательского
спроса и определение
потребности в колбасных
изделиях Щучинского
райпо
Важным условием эффективной коммерческой деятельности является ее информационное обеспечение. Информационное обеспечение включает в себя сбор, обработку и анализ информации о потребителях и их спросе, о поставщиках и их возможностях, о товарах, предлагаемых на рынке. Обработка данной информации в Щучинском райпо осуществляется вручную, без использования ЭВМ, что не обеспечивает полноценной информационной базы, быстроты ее обработки и анализа.
Информация о потребителях поступает из статистического отдела Щучинского райисполкома. В Щучинском районе проживает по состоянию на 01.01.2006 года 55,6 тысяч человек, в том числе 19,8 тысяч человек в городе Щучине и 35,8 тысяч человек в сельской местности. В общей численности населения района 41,6 % составляют женщины, 36,2% - мужчины и 22,2 % -дети. Основную долю населения района обслуживает система потребительской кооперации – 47,1% и ее роль в торговом обслуживании достаточно велика.
Торговые работники Щучинского райпо для сбора информации о покупательском спросе и конъюнктуре рынка используют следующие методы:
В качестве рекомендации нами была разработана анкета для выявления спроса на колбасные изделия. Результаты анкетного опроса представлены в приложении 20.
По результатам анкетного опроса установлено, что покупатели отдают предпочтения колбасным изделиям следующих предприятий – изготовителей: ОАО «Волковысский мясокомбинат», ОАО «Слонимский мясокомбинат», ОАО «Березовский мясокомбинат», ОАО «Гродненский мясокомбинат». Но наибольшим спросом пользуется продукция ОАО «Волковысского мясокомбината, а также ОАО «Березовского мясокомбината», соответственно Щучинское райпо должно расширять ассортимент колбасных изделий в собственных магазинах непосредственно от данных поставщиков. С ОАО «Волковысский мясокомбинат» райпо поддерживает долгосрочные хозяйственные связи, а с ОАО «Березовский мясокомбинат» необходимо рассмотреть возможность и выгодность заключения договора поставки на предстоящий год.
Наибольшим
спросом у покупателей
С точки зрения покупателей, ассортимент колбасных изделий, реализуемых в магазинах Щучинского райпо, является недостаточно широким. Поэтому спрос для 60% покупателей удовлетворен не в полной мере. Также причинами неудовлетворенного спроса являются: отсутствие в продаже необходимого вида колбасных изделий; узкий ассортимент колбасных изделий; относительно высокие цены. Особое внимание, по мнению покупателей, должно уделяться качеству продукции, поскольку первоочередное значение при покупке колбасных изделий они придают именно качеству товара, а затем уже стоимости и широте ассортимента.
К специальным методам изучения спроса относиться также организация выставок-продаж, участие в ярмарках, сезонных базарах. Эти активные формы продажи позволяют определить соответствие ассортимента и качества поступающих в продажу товаров спросу потребителей, их отношение к полноте ассортимента, качеству, упаковке, цене товаров.
Информация, полученная вышеописанными методами, используется при заключении договоров поставки и разработке спецификаций, при определении потребности в товарах, составлении графиков и схем размещения товаров по магазинам, при организации текущего завоза товаров в магазины. Кроме того, информация о спросе используется для обеспечения выполнения планов товарооборота, для контроля за состоянием товарных запасов, для выявления неходовых товаров и принятия мер по их перераспределению, возможной уценке и продаже.