Коммерческая деятельность по организации хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий (по материалам Щучинского райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:01, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование и выработка основных рекомендаций по совершенствованию хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий Щучинского райпо.
Постановка цели исследования определила необходимость решения следующих задач:
Раскрыть сущность и содержание хозяйственных связей торговли с промышленностью;
Определить основные проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий;
Дать организационно-экономическую характеристику деятельности Щучинского райпо и района его деятельности;
Изучить поставщиков колбасных изделий в Щучинское райпо;
Проанализировать организацию договорной работы в Щучинском райпо и ее эффективность;
Разработать основные направления совершенствования хозяйственных связей Щучинского райпо с поставщиками колбасных изделий.

Содержание

Введение …………………………………………………………… …….3

Роль, система и современные проблемы хозяйственных связей
торговли с промышленностью…………………………………………….7
Сущность и содержание хозяйственных связей торговли с
промышленностью, их правовое регулирование ………………………..7
1.2 Проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и
промышленных предприятий в современных условиях……………...…..15
2. Краткая организационно - экономическая характеристика
Щучинского райпо и района ее деятельности……………….………….18
3. Анализ состояния коммерческой деятельности по организации
хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий……………33
3.1 Изучение покупательского спроса и определение потребности
в колбасных изделиях в Щучинском райпо…………………………….33
3.2 Поставщики колбасных изделий Щучинского райпо и их
характеристика…………………………………...………………………..40
3.3 Организация договорной работы в Щучинском райпо
и ее эффективность ………………………………………………………50
4. Основные направления совершенствования хозяйственных
связей с поставщиками колбасных изделий…..…………………………71
Заключение………………………….…………………………………………77
Список использованной литературы.………………………………………..82

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ~1.DOC

— 1.20 Мб (Скачать документ)

  Уровень материально-технической базы Щучинского райпо во многом определяется наличием и обеспеченностью торгово-технологическим оборудованием (таблица 2.4).

  Таблица 2.4 - Наличие торгово-технологического оборудования в

Щучинском райпо на 1 января 2006 года.

Наименование  оборудования Количество  единиц
1. Весоизмерительное  оборудование 265
2.В  том числе электронное оборудование 59
3. Контрольно-кассовое  оборудование 142
4. Холодильное  оборудование 112
5. Тара-оборудование 75

  Данные  таблицы 2.4 показывают, что в торговой сети Щучинского  райпо имеются в наличии разные виды торгово-технологического оборудования.         В среднем, на один магазин приходиться 5единиц оборудования, в том числе: весоизмерительного оборудования – 2 единицы, контрольно-кассового–1 единица, холодильного – 0,9 единицы, тара-оборудования – 0,6 единиц. Постепенно торгово-технологическое оборудование обновляется, однако это осуществляется медленными темпами. Так, в 2005 году было установлено 19 единиц контрольно-кассовых аппаратов, 5 электронных весов, 26 единиц холодильного оборудования, в том числе 6 – среднетемпературных холодильников, 4 – низкотемпературных, 7 ларей, 11 холодильных шкафов «Атлант». Также для выкладки скоропортящихся товаров используется фирменное оборудование «Coca-cola», «Санта-импекс», «Юкка», «Лидское пиво», «Балтика», «Милавица». Это, в свою очередь, является средством рекламы продукции определенных производителей.

  Основными направлениями коммерческой деятельности Щучинского райпо являются обеспечение  темпов роста  розничного товарооборота и получение определенной суммы прибыли. Проанализируем основные показатели деятельности Щучинского райпо таблице 2.5 (приложения 1-13 ).

  Таблица 2.5- Экономические показатели  торговой деятельности Щучинского райпо за 2003-2005 годы

Показатели Ед. изм Год Отклонение 

(+;-) или  темп роста

2003 2004 2005 2004 к 2003 2005 к 2004
1 2 3 4 5 6 7
1. Розничный товарооборот            
1.1 в действующих ценах млн. руб. 14121,2 20029,1 26016,0 141,8 129,89
1.2 в сопоставимых ценах млн. руб. 14121,2 17133,5 21991,5 121,3 109,8
2. Товарные запасы на конец года            
2.1 в сумме млн. руб. 1538,2 2114,3 2856,2 137,45 135,1
2.2 в днях дни 39 29 51 -10 22
Продолжение табл.2.5
1 2 3 4 5 6 7
3. Товарооборачиваемость  дни 39 33 33 -6 +1
4. Валовой доход от реализации            
4.1 в сумме млн. руб. 2183,1 3631,0 4547,0 166,3 125,2
4.2 в % к товарообороту % 15,46 18,1 17,5 2,64 -0,6
5. Расходы на реализацию в торговле            
5.1 в сумме млн. руб. 2197,8 3306,0 4356,0 150,4 131,76
5.2 в % к товарообороту % 15,56 16,5 16,7 0,94 0,2
6. Прибыль (убыток) от реализации в торговле            
6.1 в сумме млн. руб. -145,0 325,0 191,0 224,1 58,76
6.2 в % к товарообороту % -1,02 1,62 0,73 2,64 -0,89
7.Прибыль  (убыток) от реализации в целом            
7.1 в сумме   -235 630 479 268,1 76,03
7.2  в % к товарообороту   1,66 3,14 1,84 1,48 -1,3
8. Операционные доходы   2616 395 501 15,1 126,8
9. Операционные расходы   2576 421 406 16,3 96,4
10.Внереализационные  доходы млн. руб. 401 95,0 94,0 23,7 98,9
11.Внереализационные  расходы млн. руб. 418 63,0 132,0 15,1 209,52
12.Прибыль  отчетного периода            
12.1 в сумме млн. руб. -212 636,0 536,0 300 84,3
12.2 в % к товарообороту % 1,5 3,75 2,06 2,25 -1,69
13. Производительность труда            
13.1 в действующих ценах млн. руб. 25,76 40,86 55,0 158,6 134,6
13.2 в сопоставимых млн. руб. 25,76 34,96 46,5 135,7 113,8
14. Индекс цен   - 1,169 1,183 - -
15. Численность торговых работников Чел. 548 490 473 89,4 96,5

  Из  данных таблицы 2.5 следует, что в 2004 году по сравнению с 2003 годом розничный товарооборот возрос на 41,8%, а в 2005 году по сравнению с    2004 годом - 29,89%. Рост объемов реализации обусловлен в основном ростом цен в 2004 году на 16,9%, а в 2005 году на 18,3%. Таким образом, прирост товарооборота в сопоставимых ценах составил в 2004 году по сравнению с        2003 годом 21,3%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом – 9,8%. 

  Увеличение  объемов товарооборота связано  с обеспеченностью товарооборота товарными запасами и ускорением товарооборачиваемости в 2004 году и 2005 году  по сравнению с 2003 годом ан 6 дней. Это напрямую влияет на экономию многих статей издержек обращения (расходов на хранение, естественную убыль, процентов по кредитам и т.д.) и характеризует коммерческую деятельность на предприятии. В данном случае большую роль сыграли коммерческие работники, поскольку ими была проделана огромная работа по изучению спроса покупателей посредством опроса, по выявлению неходовых, залежалых товаров. Большое значение сыграла оригинальная выкладка товаров; стимулирующее воздействие на покупателей оказали заполненные товаром витрины.

  Рост  розничного товарооборота повлек за собой увеличение валовых доходов в 2004 году по сравнению с 2003 годом на  66,3 % , а в 2005 году по сравнению с 2004 годом -25,2%.  При этом уровень валовых доходов в 2004 году  увеличился на 2,64 % пункта,  а в 2005 году,  наоборот,  снизился на 0,6% пункта.  В то же время уровень расходов на реализацию возрос как в 2004 году, так и в 2005 году.

  Однако  уровень валовых доходов превысил уровень расходов на реализацию, что обеспечило прибыль от реализации в торговле в 2004 году и в 2005 году. В 2004 году по сравнению с 2003 годом уровень прибыли от реализации возрос на 2,64% пункта, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом уменьшился на 0,89%. Это связано с изменениями в структуре товарооборота.  На протяжении исследуемого периода постепенно увеличивается доля непродовольственных товаров, которые являются более рентабельными, нежели продовольственные товары. Однако по-прежнему удельный вес непродовольственных товаров в розничном товарообороте остается небольшим. В 2005 году данный показатель составил 22,5%.

  За  исследуемый период отмечается рост операционных доходов и снижение операционных расходов. В 2004 году по сравнению с 2003 годом внереализационные расходы сократились на 84,9%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом возросли на 109,52%. В то же время внереализационные доходы снизились в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 76,3%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 1,1%. Таким образом, в 2005 году была получена прибыль от операционных операций и убыток от внереализационных операций.  Наличие  внереализационных расходов  обусловлено  рядом причин: нарушением договорных обязательств, в результате увеличиваются затраты, связанные с уплатой пени, неустоек, штрафов; ростом расходов на хранение товаров, расходов по операциям с тарой.  Внереализационные доходы были получены за счет дооценки товаров, арендной платы.

  Таким образом, за исследуемый период Щучинское  райпо получило прибыль отчетного периода в 2004 и 2005 годах за счет прибыли от операционных доходов, прибыли от реализации в торговле и других сферах деятельности. При этом  прирост прибыли отчетного периода в 2004 году по - сравнению с 2003 годом составил 200%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом данный показатель снизился на 15,7%.  Уровень балансовой прибыли увеличился в 2004 году на 2,25% пункта и снизился в 2005 году на 1,69% пункта.

  Положительным моментом является рост производительности труда в сопоставимых ценах. Так, в 2004 году по сравнению с 2003 годом прирост данного показателя составил 35,7%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом – 13,8%.   В тоже время, в последние годы наблюдается тенденция сокращения численности работников торговли. В  2004 году по сравнению с 2003 годом численность торговых работников уменьшилась на 10,6%, а в 2005 году – 3,5%. Это обусловлено сокращением штата работников в целях сокращения расходов на оплату труда.  Таким образом, сокращение численности торговых работников наряду с ростом производительности труда указывает на повышение эффективности использования трудовых ресурсов.

  Таким образом, анализ организационно-экономической  деятельности Щучинского райпо  позволил сделать следующие выводы:

  1. Щучинское райпо имеет рациональную организационную структуру, высокий качественный потенциал торговых работников;
  2. Большую роль  в достижении положительных экономических результатов играет коммерческая служба, которая занимается изучением спроса, выбором оптимальных источников формирования товарных ресурсов, формирования  ассортимента товаров и их распределением по розничным торговым предприятиям, управлением товарными запасами, организацией розничной продажи и ее стимулированием.
  3. Оперативный анализ товарной массы в разрезе каждого торгового предприятия, своевременное принятие мер по оптимизации товарных запасов, ускорение товарооборачиваемости за счет использования средств стимулирования продажи, рост производительности труда наряду с сокращением численности работников торговли обеспечили прирост розничного товарооборот в сопоставимых ценах на протяжении исследуемого периода, а также рентабельную торговую деятельность.
  4. Щучинское райпо имеет достаточно мощную материально-техническую базу, достаточно высокий уровень обеспеченности торгово-технологическим оборудованием. Однако обновление материально-технической базы осуществляется достаточно медленными темпами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Анализ  состояния   коммерческой  деятельности по  организации хозяйственных  связей с поставщиками  колбасных изделий 

    3.1 Изучение покупательского спроса и определение потребности в колбасных изделиях Щучинского райпо 

  Важным  условием эффективной коммерческой деятельности является ее информационное обеспечение. Информационное обеспечение  включает в себя сбор, обработку  и анализ информации о потребителях и их спросе, о поставщиках и их возможностях,  о товарах, предлагаемых на рынке. Обработка данной информации в Щучинском райпо осуществляется вручную, без использования ЭВМ, что не обеспечивает полноценной информационной базы, быстроты ее обработки и анализа.

  Информация  о потребителях поступает из статистического  отдела Щучинского райисполкома. В Щучинском районе проживает по состоянию на 01.01.2006 года 55,6 тысяч человек, в том числе 19,8 тысяч человек в городе Щучине и 35,8 тысяч человек в сельской местности. В общей численности населения района 41,6 % составляют женщины, 36,2% - мужчины и 22,2 % -дети.  Основную долю населения района обслуживает система потребительской кооперации – 47,1% и  ее роль в торговом обслуживании достаточно велика. 

  Торговые  работники Щучинского райпо  для сбора информации о покупательском спросе и конъюнктуре рынка используют следующие методы:

  1. Методы наблюдения – это способы получения информации о формировании, удовлетворении и развитии спроса, составляющей основу его оценки и прогнозирования.   Данные методы подразделяются на:
    • Статистический метод – использование, специальная обработка официально документированной отчетности и учета:
  • Отчет по розничной торговле формы 3- торг – дает сведения об остатках товаров и реализации товаров в разрезе товарных групп (приложение 2);
  • результаты инвентаризационных ведомостей;
  • данные о выполнении договоров поставки;
  • отчет формы № 81 – дает сведения о товарных ресурсах, выделенных для предприятия, и о выборке этих ресурсов;
  • сопоставление своих заявок и заказов с реально выявившимися потребностями  или заказов торговых предприятий с фактической выборкой товаров с оптовых складов  или поставщиков;
  • информация статистического отдела горисполкома о численности населения, его половозрастной структуре, об изменениях в демографической среде, социальной, экономической среде и т.д.;
  • регистрация неудовлетворенного спроса в журнале учета неудовлетворенного спроса;
    • Специальные методы:
  • проведение опросов покупателей, анкетирование-проводятся очень редко;

  В качестве рекомендации нами была разработана анкета для выявления спроса на колбасные изделия. Результаты анкетного опроса представлены в приложении 20.

  По  результатам анкетного опроса установлено, что покупатели отдают предпочтения колбасным изделиям следующих предприятий – изготовителей:   ОАО «Волковысский мясокомбинат», ОАО «Слонимский мясокомбинат»,  ОАО «Березовский мясокомбинат», ОАО «Гродненский мясокомбинат». Но наибольшим спросом пользуется продукция ОАО «Волковысского мясокомбината, а также ОАО «Березовского мясокомбината», соответственно Щучинское  райпо должно расширять ассортимент колбасных изделий в собственных магазинах непосредственно от данных поставщиков. С ОАО «Волковысский мясокомбинат» райпо поддерживает долгосрочные хозяйственные связи, а с       ОАО «Березовский мясокомбинат» необходимо рассмотреть возможность и выгодность заключения договора поставки на предстоящий год.

  Наибольшим  спросом у покупателей пользуются вареные и полукопченые колбасы, что обусловлено не только спецификой покупательского вкуса, но и ценовым фактором. Кроме того,  26,6 % опрошенных покупателей  первоочередное значение отдают  стоимости колбасных изделий.

  С точки зрения покупателей, ассортимент  колбасных изделий, реализуемых в магазинах Щучинского райпо, является недостаточно широким. Поэтому спрос для 60% покупателей удовлетворен не в полной мере. Также причинами неудовлетворенного спроса являются: отсутствие в продаже необходимого вида колбасных изделий; узкий ассортимент колбасных изделий; относительно высокие цены. Особое внимание,  по мнению покупателей, должно уделяться качеству продукции, поскольку первоочередное значение при покупке колбасных изделий они придают именно качеству товара, а затем уже стоимости и широте ассортимента.

  К специальным методам изучения спроса относиться также  организация выставок-продаж, участие в ярмарках, сезонных базарах. Эти активные формы продажи позволяют определить соответствие ассортимента и качества поступающих в продажу товаров спросу потребителей, их отношение к полноте ассортимента, качеству, упаковке, цене товаров.

  Информация, полученная вышеописанными методами, используется при заключении договоров  поставки и разработке спецификаций,  при определении потребности в товарах, составлении графиков и схем размещения товаров по магазинам, при организации текущего завоза товаров в магазины. Кроме того, информация о спросе используется для обеспечения выполнения планов товарооборота, для контроля за состоянием товарных запасов, для выявления неходовых товаров и принятия мер по их перераспределению, возможной уценке и продаже.

Информация о работе Коммерческая деятельность по организации хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий (по материалам Щучинского райпо