Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:01, дипломная работа
Целью дипломной работы является теоретическое обоснование и выработка основных рекомендаций по совершенствованию хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий Щучинского райпо.
Постановка цели исследования определила необходимость решения следующих задач:
Раскрыть сущность и содержание хозяйственных связей торговли с промышленностью;
Определить основные проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий;
Дать организационно-экономическую характеристику деятельности Щучинского райпо и района его деятельности;
Изучить поставщиков колбасных изделий в Щучинское райпо;
Проанализировать организацию договорной работы в Щучинском райпо и ее эффективность;
Разработать основные направления совершенствования хозяйственных связей Щучинского райпо с поставщиками колбасных изделий.
Введение …………………………………………………………… …….3
Роль, система и современные проблемы хозяйственных связей
торговли с промышленностью…………………………………………….7
Сущность и содержание хозяйственных связей торговли с
промышленностью, их правовое регулирование ………………………..7
1.2 Проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и
промышленных предприятий в современных условиях……………...…..15
2. Краткая организационно - экономическая характеристика
Щучинского райпо и района ее деятельности……………….………….18
3. Анализ состояния коммерческой деятельности по организации
хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий……………33
3.1 Изучение покупательского спроса и определение потребности
в колбасных изделиях в Щучинском райпо…………………………….33
3.2 Поставщики колбасных изделий Щучинского райпо и их
характеристика…………………………………...………………………..40
3.3 Организация договорной работы в Щучинском райпо
и ее эффективность ………………………………………………………50
4. Основные направления совершенствования хозяйственных
связей с поставщиками колбасных изделий…..…………………………71
Заключение………………………….…………………………………………77
Список использованной литературы.………………………………………..82
В подчинении Председателя
Организационная структура управления Щучинского райпо представлена в приложении 1.
Таким образом, Щучинского райпо имеет линейную структуру управления, которая характеризуется четким единоначалием, то есть каждый работник подчиняется только одному вышестоящему лицу и только через него связан с высшим уровнем управления. Линейная структура управления имеет ряд преимуществ и недостатков. Преимущества заключаются в следующем: простота подбора руководителей, и реализации функций управления, оперативность управления, единство и четкость распорядительства. Однако при линейной организационной структуре управления возникает разообщеннность горизонтальных связей и большая перегрузка информации.
Каждое
структурное подразделение
Ведущий инструктор
по организации и технике
торговли
Рисунок 2.2 - Структура коммерческой службы Щучинского райпо
Обоснованность принимаемых решений зависит от качественного потенциала работников предприятия. Проведем его анализ в таблице 2.1
Таблица 2.1- Качественный состав
работников аппарата
Щучинского райпо за 2003-2005 годы.
Показатели | Год | Отклонение
( +;-) или темп роста, % | |||
2003 | 2004 | 2004 | 2004 к 2003 | 2005 к 2004 | |
1. Всего
работников аппарата |
56 | 59 | 57 | 105,3 | 96,6 |
В
том числе, имеющих образование:
-высшее -среднее специальное |
40
16 |
44
15 |
46
11 |
110,0
93,75 |
104,5
73,3 |
2. Удельный вес работников, имеющих высшее образование, % | 71,4 | 74,6 | 80,7 | 3,2 | 6,1 |
Проанализировав данные таблицы 2.1, можно сказать, что на протяжении исследуемого периода качественный потенциал работников аппарата управления повышался. Основная доля работников аппарата управления имеют высшее образование. При этом в 2004 году по сравнению с 2003 годом удельный вес работников с высшим образованием увеличился на 3,2 %, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом – 6,1%. В то же время численность работников аппарата управления, имеющих только среднее специальное образование с каждым годом уменьшается. Это связано с тем, что в Щучинском райпо налажена система подготовки и переподготовки кадров в высших и средне специальных учебных заведениях по целевым направлениям. Ежегодно в УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» направляются специалисты для получения высшего образования либо повышения квалификации.
В целом кадровый состав Щучинского райпо характеризуется ростом численности работников аппарата управления на 5,3 % в 2004 году по сравнению с 2003 годом. В 2005 году по сравнению с 2004 годом численность работников аппарата управления сократилась на 3,4%.
Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли Щучинского райпо. Данные по структуре розничной торговой сети представим в таблице 2.2 (приложения 2-4).
Таблица 2.2 - Структура розничной торговой сети Щучинского райпо
за 2003-2005 годы
Показатели | Количество
единиц
в году |
Торговая
площадь,
м2 в году |
Отклонение
( +; -) | |||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2003 | 2004 | 2005 | По количеству, ед. | По торговой
площади, м2 | |||
2004
к
2003 |
2005 к 2004 | 2004 к 2003 | 2005 к 2004 | |||||||
1. Всего розничных торговых единиц | 137 | 135 | 125 | 13657 | 13707 | 13243 | -2 | -10 | 50 | -464 |
В том числе: | ||||||||||
- мелкорозничной сети - развозной торго- вой сети |
126 8 3 |
124 8 3 |
118 7 0 |
13657 - - |
13707 - - |
13243 - - |
-2 0 0 |
-6 -1 -3 |
50 - - |
-464 - - |
2.Удельный вес магазинов в общем количестве розничных торговых единиц , % | 94,0 | 93,9 | 94,4 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | -0,1 | 0,5 | 0 | 0 |
Анализ таблицы 2.2 показал, что розничная торговая сеть Щучинского райпо представлена магазинами, мелкорозничной и передвижной торговой сетью. В целом торговая сеть в 2005 году включала в себя 125 розничных торговых единиц с общей торговой площадью 13243 м. кв.
За
период с 2003 по 2005 год произошли некоторые
изменения в структуре
Основную долю в структуре розничной торговой сети Щучинского райпо занимают магазины – 94,4 %. В 2004 году по сравнению с 2003 годом удельный вес магазинов в общем количестве розничных торговых единиц уменьшился на 0,1%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом данный показатель возрос на 0,5 %.
Мелкорозничная торговая сеть представлена 7 единицами, в частности 3 ларьками, 3 киосками, 1 палаткой. Использование мелкорозничной торговой сети позволяет активизировать торговлю овощами, мороженым, безалкогольными напитками, печатными изданиями, сувенирами. Также мелкорозничная торговая сеть используется для организации торговли в период проведения массовых мероприятий в г. Щучине, ярмарок, базаров.
Обслуживание малых сел и деревень, не имеющих стационарной торговой сети, массовых мероприятий (ярмарок, базаров, мест массового скопления людей) осуществляется посредством развозной торговли (автомагазинов). В Щучинском райпо работает 3 автомагазина.
Данные по типизации и специализации розничной торговой сети Щучинского райпо представим в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Типы магазинов Щучинского райпо на 01.01.2006 года
Тип магазина | Количество | Торговая площадь | ||
Единиц | % | м2 | % | |
1. Дом торговли | 1 | 0,84 | 2500 | 18,8 |
2. Супермаркет (Универсам) | 2 | 1,69 | 900 | 6,79 |
3.Минимаркет (Товары повседневного спроса) | 78 | 66,1 | 5640 | 42,58 |
4. Промтовары | 5 | 4,23 | 1080 | 8,15 |
5. Продтовары | 17 | 14,4 | 1276 | 9,6 |
6.Специализированный магазин по продаже отдельных групп непродовольственных товаров | 4 | 3,38 | 1107 | 8,35 |
7. Специализированный магазин по продаже отдельных групп продовольственных товаров | 9 | 7,6 | 600 | 4,5 |
8.Дискаунтный магазин | 2 | 1,7 | 140 | 1,06 |
Итого: | 118 | 100,0 | 13243 | 100,0 |
Анализ таблицы 2.3 показал, что розничная торговая сеть Щучинского райпо включает 8 типов магазинов, каждый из которых отличается ассортиментом реализуемых товаров, его широтой, размером торговой площади, наличием и количеством отделов и т.п. Наибольшую долю в общем количестве магазинов занимают минимаркеты – 66,1 %. Данный тип магазина имеет традиционное название (текст вывески) - "Товары повседневного спроса", что обусловлено социальной ориентацией деятельности потребительской кооперации. Магазины данного типа расположены в основном в сельской местности и предлагают населению товары первой необходимости, поскольку это наиболее целесообразно для торгового обслуживания сельских жителей. Прочие товары завозятся по предварительным заказам.
Торговая площадь Дома торговли составляет 18,8% в общей торговой площади всех магазинов райпо. Широкий и разнообразный ассортимент промышленных товаров реализуется через специализированные секции и отделы Дома торговли. В настоящее время в Доме торговли работает 9 отделов и 13 секций, в том числе 2 - фирменные секции по продаже швейной продукции собственного производства.
Универсальный
ассортимент продовольственных
товаров и ограниченный ассортимент
непродовольственных товаров
Следует отметить значительную роль специализированных магазинов, доля которых составляет 3,38% (по продаже непродовольственных товаров) и 7,6% (по продаже продовольственных товаров). Специализация магазинов повышает эффективность использования торговых площадей и оборудования, способствует росту производительности труда, уровню квалификации торговых работников. Розничная торговая сеть райпо включает 13 специализированных магазина, в том числе 9-по продаже продовольственных товаров, 4- непродовольственных товаров. К непродовольственным специализированным магазинам относятся: «Мебель», «Ритуалы», «Книги», «Стройтехавто», к продовольственным – «Овощи и фрукты», «Дары моря», «Хлеб»».
Доля магазинов «Продтовары» составляет 14,4%, а магазинов «Промтовары» - 4,3 %. Также работает два дискантных удобных магазина - «Ветеран», который обслуживает на льготных условиях ветеранов, и имеет удлиненный режим работы, что создает удобства для покупателей и магазин "24 часа в сутки".