Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:01, дипломная работа
Целью дипломной работы является теоретическое обоснование и выработка основных рекомендаций по совершенствованию хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий Щучинского райпо.
Постановка цели исследования определила необходимость решения следующих задач:
Раскрыть сущность и содержание хозяйственных связей торговли с промышленностью;
Определить основные проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий;
Дать организационно-экономическую характеристику деятельности Щучинского райпо и района его деятельности;
Изучить поставщиков колбасных изделий в Щучинское райпо;
Проанализировать организацию договорной работы в Щучинском райпо и ее эффективность;
Разработать основные направления совершенствования хозяйственных связей Щучинского райпо с поставщиками колбасных изделий.
Введение …………………………………………………………… …….3
Роль, система и современные проблемы хозяйственных связей
торговли с промышленностью…………………………………………….7
Сущность и содержание хозяйственных связей торговли с
промышленностью, их правовое регулирование ………………………..7
1.2 Проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и
промышленных предприятий в современных условиях……………...…..15
2. Краткая организационно - экономическая характеристика
Щучинского райпо и района ее деятельности……………….………….18
3. Анализ состояния коммерческой деятельности по организации
хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий……………33
3.1 Изучение покупательского спроса и определение потребности
в колбасных изделиях в Щучинском райпо…………………………….33
3.2 Поставщики колбасных изделий Щучинского райпо и их
характеристика…………………………………...………………………..40
3.3 Организация договорной работы в Щучинском райпо
и ее эффективность ………………………………………………………50
4. Основные направления совершенствования хозяйственных
связей с поставщиками колбасных изделий…..…………………………71
Заключение………………………….…………………………………………77
Список использованной литературы.………………………………………..82
Сбор информации о товарах осуществляется посредством буклетов, каталогов, рекламных проспектов. В рационе питания населения особое значение отводиться колбасным изделиям. Это обусловлено высокой пищевой ценностью данных продуктов, полезностью для организма человека. Ассортимент колбасных изделий, представленных на рынке Республики Беларусь достаточно разнообразен, что позволяет удовлетворить потребность в них практически всех слоев населения. По данным статистических отчетов в целом по республике за 2005 год произведено колбасных изделий (в пересчете на мясо) 79,2 кг на душу населения, в то время как норма потребления на душу населения по рекомендуемым медицинским нормам составляет 81 кг, а фактическое потребление за 2005год составило – 75,6 кг [23, 24].
Таким образом, можно сказать, что собственное производство в республике не обеспечивает полностью удовлетворение потребностей населения. Поэтому данная потребность восполняется за счет импортных товаров, завозимых из стран Ближнего и Дальнего зарубежья.
Прогнозированием
потребности в колбасных
Так в 2005 году Щучинскому райпо было выделены фонды по колбасным изделиям в количестве 325 тонн. Распределение фондов служит основанием для заключения договоров с поставщиками и составления спецификаций, прилагаемых к договорам.
Информация по потребительскому заказу доводиться до промышленных предприятий и используется для планирования собственного производства на предстоящий год.
Расчет
потребности в колбасных
При балансовом методе используется формула балансовой увязки (3.1.1):
где П - потребность;
З1 - запасы на начало планируемого года ;
З2 - ожидаемые запасы (норматив) на конец планируемого года,
Р - прогнозируемый объем продажи товаров.
Рассчитаем
потребность в колбасных
П = 3201+59,6-63,0 =3197,6 млн.рублей.
При нормативном методе учитываются нормы потребления колбасных изделий, изменение численности обслуживаемого населения в планируемом году. Нормативный метод позволяет определить потребность в колбасных изделиях в натуральных показателях. Приведем расчет потребности в колбасных изделиях на 2006 год, используя нормативный метод:
28700*93,4 = 26806 тысяч человек
100
26806* 81кг/1000 = 2171тонн
Учитывая тот факт, что Щучинское райпо занимает 47,1% в товарообороте всех торгующих систем района, рассчитанная потребность распределиться следующим образом: 2171*47,1/100=1023тонны. То есть, для полного удовлетворения потребностей обслуживаемого населения Щучинское райпо должно обеспечить наличие товарных ресурсов колбасных изделий в размере 1023тонны. Однако следует учесть и другие факторы: ассортимент колбасных изделий, реализуемых у конкурентов, его полноту, широту, а также конкурентоспособность поставляемой продукции по качеству, ассортименту, уровню цен и т.д. В ином случае закупленная колбасная продукция не будет востребована среди покупателей.
Наиболее целесообразным методом для расчета потребности в колбасных изделиях является метод экстраполяции динамических рядов. Расчет представим в таблице 3.1.2 (приложения 2-4).
Таблица 3.1.2 - Расчет прогноза объемов реализации колбасных изделий в
Щучинском райпо на 2006 год с помощью метода экстраполяции
Товарная группа | Объем реализации | Среднегодовой темп роста, Кр, % | Прогноз на 2006 год, млн. руб. | ||
2003 | 2004 | 2005 | |||
Колбасные изделия | 830,2 | 1366,0 | 2041,6 | 156,8 | 3201,2 |
Расчет среднегодового темпа рост осуществляется по формуле 3.1.2.
Кр =
n-1ÖУn/У1*
100,
где Кр - среднегодовой темп роста
Уп - конечный показатель ряда
У1 - начальный показатель ряда
П - число показателей в
Кр = 3-1Ö2041,6/830,2* 100 = 156,8%
Таким образом, планируемый объем реализации колбасных изделий на
2006 год составит 3201,2 млн.рублей.
Определив
потребность в колбасных
Важным этапом информационного обеспечения коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей является расчет эффективности коммерческой сделки. Данный расчет позволяет сделать вывод о целесообразности и выгодности осуществления сделки, о прибыльности реализации поставляемого товара. Расчет эффективности сделки осуществляется в Щучинском райпо только при внешнеэкономических поставках. Колбасные изделия поступают в Щучинское райпо только по внутриреспубликанским хозяйственным связям, поэтому расчет эффективности сделок не осуществляется
Таким
образом, информационное обеспечение
коммерческой деятельности является
основой принятия обоснованных коммерческих
решений в области организации хозяйственных
связей. Всестороннее изучение спроса
обслуживаемого населения, правильное
определение потребности в товарах, оптимальный
выбор поставщиков, обоснованный расчет
экономической эффективности коммерческой
сделки являются основой эффективности
коммерческой деятельности предприятия.
В Щучинском райпо для изучения спроса
используются различные методы, однако
работа по сбору, обработке и анализу информации
о спросе, обслуживаемом рынке, возможных
источниках поступления товаров является
неавтоматизированной, что не обеспечивает
ее сохранность, быстроту обработки, анализа
и передачи. Кроме того, не проводиться
расчет экономической эффективности сделок
по поставкам исследуемой товарной группы.
Эффективность коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей в Щучинском райпо во многом зависит от правильного выбора поставщиков товаров. Ряд поставщиков при их выборе исключаются из числа возможных кандидатов, поскольку их мощности не соответствуют количественной потребности в товаре или у них плохая репутация в отношении обеспечения поставок и обслуживания. В результате остается небольшой список квалифицированных поставщиков. За 2003-2005 год Щучинское райпо сотрудничало с 13 поставщиками колбасных изделий, представленными в таблице 3.2.1
Таблица 3.2.1 – Поставщики колбасных изделий в Щучинское райпо
№ п/п | Наименование поставщика | Местонахождение |
1 | ОАО " Лидский мясокомбинат" | Г. Лида |
2 | ОАО " Слуцкий мясокомбинат" | Г. Слуцк |
3 | ОАО " Слонимский мясокомбинат" | Г. Слоним |
4 | ЧУП " Кооппром Щучинского райпо" | Г. Щучин |
5 | ОАО " Гродненский мясокомбинат" | Г. Гродно |
6 | ОАО " Волковысский мясокомбинат" | Г. Волковыск |
7 | ОАО " Борисовский мясокомбинат" | Г. Борисов |
8 | Ф-л « Кооппром « Сморгоньского райпо | Г. Береза |
9 | ИП « Дубровщик» | Г.Молодечно |
10 | ЧУП " Гродненский Кооппром" | Г. Гродно |
11 | УП " Брофас" | Г. Скидель |
12 | ОАО " Ошмянский мясокомбинат" | Г. Ошмяны |
13 | Ф-л « Мосты Кооппром» | Г. Мосты |
Из
представленного перечня
При выборе поставщиков коммерческие работники предъявляют ряд требований, которые разработаны торговым отделом Щучинского райпо:
За исследуемый период объемы поступления колбасных изделий в Щучинское райпо в целом возросли, что подтверждают данные на рисунке 3.2.1
Рисунок 3.2.1 – Объемы поступления колбасных изделий в Щучинское райпо
за 2003-2005 годы, тонн
Из приведенных данных на рисунке 3.2.1 следует, что объемы поступления колбасных изделий в Щучинское райпо в 2004 году по сравнению с 2003 годом возросли на 28,3%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом – 10,73%. Таким образом, темпы роста объемов поступления колбасных изделий с каждым годом замедляются. Это обусловлено изменениями, происходящими в структуре поставок колбасных изделий, анализ которой представлен в таблице 3.2.2.
Таблица 3.2.2 - Структура поступления
колбасных изделий в
Наименование
поставщика |
Год | Отклонение удельного веса (+;-) | ||||||
2003 | 2004 | 2005 | ||||||
кол-во, тонн | уд.вес,% | кол-во, тонн | уд.вес,
% |
кол-во, тонн | уд.вес, % | 2004 к 2003 | 2005 к 2004 | |
1. ОАО "Лидский мясокомбинат" | 21,8 | 10,26 | 6,1 | 2,24 | 15,56 | 5,15 | -8,02 | 2,91 |
2.
ОАО "Волковысский |
37,85 | 17,81 | 47,4 | 17,38 | 33,2 | 11,0 | -0,43 | -6,38 |
3. ОАО "Слонимский мясокомбинат" | 23,2 | 10,92 | 44,8 | 16,43 | 89,3 | 29,6 | 5,51 | 13,17 |
4. УП "Брофас" | 0,3 | 0,14 | - | - | - | - | -0,14 | - |
5.ЧУП "Щучин Кооппром" | 119,5 | 56,24 | 94,8 | 34,76 | 98,2 | 32,51 | -21,48 | -2,25 |
6. ЧУП "Гродно Кооппром" | 0,5 | 0,24 | - | - | - | - | -0,24 | - |
7. Ф-л "Мосты Кооппром" | 0,3 | 0,14 | - | - | - | - | -0,14 | - |
8. ИП "Дубровщик" | 8,55 | 4,02 | 0,35 | 0,13 | - | - | -3,90 | -0,13 |
9. ОАО "Гродненский мясокомбинат" | 0,48 | 0,23 | 78,8 | 28,89 | 57,8 | 19,13 | 28,67 | -9,76 |
10. Ф-л "Кооппром" Сморгоньского райпо | - | - | 0,3 | 0,11 | 0,72 | 0,24 | 0,11 | 0,13 |
11. ОАО "Ошмянский мясокомбинат" | - | - | 0,2 | 0,07 | - | - | 0,07 | -0,07 |
12.ОАО "Слуцкий мясокомбинат" | - | - | - | - | 7,1 | 2,35 | - | 2,35 |
13.ОАО "Борисовский мясокомбинат" | - | - | - | - | 0,2 | 0,07 | - | 0,07 |
Итого: | 212,5 | 100,0 | 272,8 | 100,0 | 302,08 | 100,0 | 0 | 0 |