Коммерческая деятельность по организации хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий (по материалам Щучинского райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:01, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование и выработка основных рекомендаций по совершенствованию хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий Щучинского райпо.
Постановка цели исследования определила необходимость решения следующих задач:
Раскрыть сущность и содержание хозяйственных связей торговли с промышленностью;
Определить основные проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий;
Дать организационно-экономическую характеристику деятельности Щучинского райпо и района его деятельности;
Изучить поставщиков колбасных изделий в Щучинское райпо;
Проанализировать организацию договорной работы в Щучинском райпо и ее эффективность;
Разработать основные направления совершенствования хозяйственных связей Щучинского райпо с поставщиками колбасных изделий.

Содержание

Введение …………………………………………………………… …….3

Роль, система и современные проблемы хозяйственных связей
торговли с промышленностью…………………………………………….7
Сущность и содержание хозяйственных связей торговли с
промышленностью, их правовое регулирование ………………………..7
1.2 Проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и
промышленных предприятий в современных условиях……………...…..15
2. Краткая организационно - экономическая характеристика
Щучинского райпо и района ее деятельности……………….………….18
3. Анализ состояния коммерческой деятельности по организации
хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий……………33
3.1 Изучение покупательского спроса и определение потребности
в колбасных изделиях в Щучинском райпо…………………………….33
3.2 Поставщики колбасных изделий Щучинского райпо и их
характеристика…………………………………...………………………..40
3.3 Организация договорной работы в Щучинском райпо
и ее эффективность ………………………………………………………50
4. Основные направления совершенствования хозяйственных
связей с поставщиками колбасных изделий…..…………………………71
Заключение………………………….…………………………………………77
Список использованной литературы.………………………………………..82

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ~1.DOC

— 1.20 Мб (Скачать документ)

  Сбор  информации о товарах осуществляется посредством буклетов, каталогов, рекламных проспектов. В рационе питания населения особое значение отводиться колбасным изделиям. Это обусловлено высокой пищевой ценностью данных продуктов, полезностью для организма человека.  Ассортимент колбасных изделий, представленных на рынке Республики Беларусь достаточно разнообразен, что позволяет удовлетворить потребность в них практически всех слоев населения. По данным  статистических отчетов в целом по республике за 2005 год   произведено колбасных изделий (в пересчете на мясо) 79,2 кг на душу населения, в то время как норма потребления на душу населения  по рекомендуемым медицинским нормам составляет  81 кг, а  фактическое потребление за 2005год составило – 75,6 кг [23, 24].

  Таким образом,  можно сказать,  что  собственное  производство в республике  не обеспечивает полностью удовлетворение потребностей населения. Поэтому данная потребность восполняется за счет импортных товаров, завозимых из стран Ближнего и Дальнего зарубежья.

  Прогнозированием  потребности в колбасных изделиях в Щучинском райпо занимаются товароведы. В настоящее время  в системе потребительской кооперации апробирована форма определения потребности в товарах через потребительский заказ.   На предстоящий год составляется заявка, в которой указывается наименование продукции, единицы измерения, выборка предшествующего года и потребность. Райпо передает данную заявку торговому отделу райисполкома, который составляет свод потребности в товарах по Щучинскому району. Затем эта информация обобщается управлением торговли облисполкома. Потребительский заказ является основанием для распределения фондов по различным товарным группам и в частности, колбасным изделиям, конкретным торговым предприятиям и организациям. 

  Так в 2005 году Щучинскому райпо было выделены фонды по колбасным изделиям в  количестве 325 тонн.  Распределение фондов служит основанием для заключения договоров с поставщиками и составления спецификаций, прилагаемых к договорам.

  Информация  по потребительскому заказу  доводиться до промышленных предприятий и используется для планирования собственного производства на предстоящий год.

  Расчет  потребности в колбасных изделиях осуществляется  несколькими методами: нормативным, балансовым методами, методом экстраполяции динамических рядов.

  При балансовом методе используется формула  балансовой увязки (3.1.1):

                                             П = Р + З2    -   З1,                                                      (3.1.1)

где    П -  потребность;

          З1 - запасы на начало планируемого года ;

          З2 -  ожидаемые запасы (норматив) на конец планируемого года,

          Р - прогнозируемый объем продажи товаров.

  Рассчитаем  потребность в колбасных изделиях  на 2006 год, используя балансовый метод:

  П = 3201+59,6-63,0 =3197,6 млн.рублей.

  При нормативном методе учитываются  нормы потребления  колбасных  изделий, изменение численности обслуживаемого населения в планируемом году. Нормативный метод позволяет определить потребность в колбасных изделиях в натуральных показателях. Приведем расчет потребности в колбасных изделиях  на 2006 год, используя нормативный метод:

  1. Численность населения на планируемый год:

    28700*93,4     26806 тысяч человек

         100

  1. Потребность в колбасных изделиях на 2006 год:

    26806* 81кг/1000 = 2171тонн

  Учитывая  тот факт, что Щучинское райпо  занимает 47,1% в товарообороте всех торгующих систем района, рассчитанная потребность распределиться следующим образом: 2171*47,1/100=1023тонны. То есть, для полного удовлетворения потребностей обслуживаемого населения Щучинское  райпо должно обеспечить наличие товарных ресурсов колбасных изделий  в размере 1023тонны. Однако следует учесть и другие факторы: ассортимент колбасных изделий, реализуемых у конкурентов, его полноту, широту, а также конкурентоспособность поставляемой продукции по качеству, ассортименту, уровню цен и т.д. В ином случае закупленная колбасная продукция не будет востребована среди покупателей.

  Наиболее  целесообразным методом для расчета потребности в колбасных изделиях является метод экстраполяции динамических рядов. Расчет представим в таблице 3.1.2 (приложения 2-4).

  Таблица 3.1.2 - Расчет прогноза объемов реализации колбасных изделий в        

                 Щучинском райпо на 2006 год с помощью метода экстраполяции

Товарная  группа Объем реализации Среднегодовой темп роста, Кр, % Прогноз на 2006 год, млн. руб.
2003 2004 2005
Колбасные изделия 830,2 1366,0 2041,6 156,8 3201,2

 Расчет среднегодового  темпа рост осуществляется по формуле 3.1.2.  

Кр = n-1ÖУn1* 100,                                                (3.1.2)

где   Кр - среднегодовой темп роста

        Уп - конечный показатель ряда

        У1 - начальный показатель ряда

         П - число показателей в динамическом ряду

        Кр = 3-1Ö2041,6/830,2* 100 = 156,8%

  Таким образом, планируемый  объем реализации колбасных изделий  на

2006 год  составит 3201,2 млн.рублей.

  Определив потребность в колбасных изделиях,  торговые работники осуществляют поиск источников их поступления. Часть товарных ресурсов, как уже отмечалось выше, формируется на основании выделенных фондов. Изыскание дополнительных товарных ресурсов осуществляется на основе свободной купли-продажи. Поиск информации о поставщиках осуществляется по каталогам, в периодической печати, по прайсам поставщиков, а также путем посещения оптовых ярмарок и выставок.  Полученная информация позволяет выявить потенциальные возможности поставщиков, их позиции на рынке (объем и структуру предлагаемых товаров, их качество, цены, ассортимент, конкурентоспособность, степень обновления товаров, условия поставки и т.д). На основе анализа сильных и слабых сторон возможных поставщиков колбасных изделий  отбираются наиболее оптимальные источники поступления и принимается решение о возможном налаживании договорных отношений. 

  Важным  этапом информационного обеспечения  коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей является расчет эффективности коммерческой сделки. Данный расчет позволяет сделать вывод о целесообразности и выгодности осуществления сделки, о прибыльности реализации поставляемого товара. Расчет эффективности сделки осуществляется в Щучинском райпо только при внешнеэкономических поставках. Колбасные изделия поступают в Щучинское райпо только по внутриреспубликанским хозяйственным связям, поэтому расчет эффективности сделок не осуществляется

  Таким образом, информационное обеспечение  коммерческой деятельности  является основой принятия обоснованных коммерческих решений в области организации хозяйственных связей. Всестороннее изучение спроса обслуживаемого населения, правильное определение потребности в товарах, оптимальный выбор поставщиков, обоснованный расчет экономической эффективности коммерческой сделки являются основой эффективности коммерческой деятельности предприятия. В Щучинском райпо для изучения спроса используются различные методы, однако  работа по сбору, обработке и анализу информации о спросе, обслуживаемом рынке, возможных источниках поступления товаров является неавтоматизированной, что не обеспечивает ее сохранность, быстроту обработки, анализа и передачи. Кроме того, не проводиться расчет экономической эффективности сделок по поставкам исследуемой товарной группы. 
 
 
 

    1.   Поставщики  колбасных  изделий Щучинского  райпо  и их               характеристика
 

  Эффективность коммерческой деятельности по организации  хозяйственных связей  в Щучинском  райпо во многом зависит от правильного  выбора поставщиков товаров. Ряд поставщиков при их выборе исключаются из числа возможных кандидатов, поскольку их мощности не соответствуют количественной потребности в товаре или у них плохая репутация в отношении обеспечения поставок и обслуживания. В результате остается небольшой список квалифицированных поставщиков. За 2003-2005 год Щучинское райпо сотрудничало с 13 поставщиками колбасных изделий, представленными в таблице 3.2.1

  Таблица 3.2.1 – Поставщики колбасных изделий  в Щучинское райпо

                                                         за 2003-2005 гг.

№ п/п Наименование  поставщика Местонахождение
1 ОАО " Лидский мясокомбинат" Г. Лида
2 ОАО " Слуцкий  мясокомбинат" Г. Слуцк
3 ОАО " Слонимский мясокомбинат" Г. Слоним
4 ЧУП " Кооппром Щучинского райпо" Г. Щучин
5 ОАО " Гродненский  мясокомбинат" Г. Гродно
6 ОАО " Волковысский мясокомбинат" Г. Волковыск
7 ОАО " Борисовский  мясокомбинат" Г. Борисов
8 Ф-л « Кооппром « Сморгоньского райпо Г. Береза
9 ИП « Дубровщик» Г.Молодечно
10 ЧУП " Гродненский  Кооппром" Г. Гродно
11 УП " Брофас" Г. Скидель
12 ОАО " Ошмянский  мясокомбинат" Г. Ошмяны
13 Ф-л « Мосты Кооппром» Г. Мосты

  Из  представленного перечня поставщиков  колбасных изделий с 5 поставщиками Щучинское райпо поддерживает долгосрочные хозяйственные связи и работает на протяжении более 5лет. Это такие предприятия, как ОАО "Лидский мясокомбинат", ОАО "Слонимский мясокомбинат", ОАО "Волковысский мясокомбинат",  ЧУП "Кооппром Щучинского райпо", ОАО "Гродненский мясокомбинат".

  При выборе поставщиков коммерческие работники  предъявляют ряд требований, которые разработаны торговым отделом Щучинского райпо:

  • точно в срок по согласованному графику поставлять продукцию в соответствии с договором;
  • продукция должна отвечать оговоренным стандартам качества;
  • соблюдать требуемые объемы поставки;
  • предоставлять необходимую документацию;
  • выдерживать согласованные цены;
  • предоставлять при необходимости дополнительные услуги;
  • территориальная, информационная, коммуникационная доступность поставщика.

  За  исследуемый период объемы поступления  колбасных изделий в Щучинское райпо в целом  возросли, что подтверждают  данные на рисунке 3.2.1

Рисунок 3.2.1 – Объемы поступления колбасных  изделий в Щучинское райпо

за 2003-2005 годы, тонн

  Из  приведенных данных на рисунке 3.2.1 следует, что объемы поступления колбасных изделий в Щучинское райпо в 2004 году по сравнению с 2003 годом возросли на 28,3%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом – 10,73%. Таким образом, темпы роста объемов поступления колбасных изделий с каждым годом замедляются. Это обусловлено изменениями, происходящими в структуре поставок колбасных изделий, анализ которой представлен в таблице 3.2.2.

    Таблица 3.2.2 - Структура поступления  колбасных изделий в  Щучинское 

                                   райпо, в разрезе поставщиков  за 2003-2005 годы

Наименование 

поставщика

Год Отклонение удельного веса (+;-)
2003 2004 2005
кол-во, тонн уд.вес,% кол-во, тонн уд.вес,  

    %

кол-во, тонн уд.вес,  % 2004 к 2003 2005 к 2004
1. ОАО "Лидский мясокомбинат" 21,8 10,26 6,1 2,24 15,56 5,15 -8,02 2,91
2. ОАО "Волковысский мясокомбинат" 37,85 17,81 47,4 17,38 33,2 11,0 -0,43 -6,38
3. ОАО "Слонимский мясокомбинат" 23,2 10,92 44,8 16,43 89,3 29,6 5,51 13,17
4. УП "Брофас" 0,3 0,14 - - - - -0,14 -
5.ЧУП  "Щучин Кооппром" 119,5 56,24 94,8 34,76 98,2 32,51 -21,48 -2,25
6. ЧУП "Гродно Кооппром" 0,5 0,24 - - - - -0,24 -
7. Ф-л "Мосты Кооппром" 0,3 0,14 - - - - -0,14 -
8. ИП "Дубровщик"  8,55 4,02 0,35 0,13 - - -3,90 -0,13
9. ОАО "Гродненский мясокомбинат" 0,48 0,23 78,8 28,89 57,8 19,13 28,67 -9,76
10. Ф-л "Кооппром" Сморгоньского райпо - - 0,3 0,11 0,72 0,24 0,11 0,13
11. ОАО "Ошмянский мясокомбинат" - - 0,2 0,07 - - 0,07 -0,07
12.ОАО  "Слуцкий мясокомбинат" - - - - 7,1 2,35 - 2,35
13.ОАО  "Борисовский мясокомбинат" - - - - 0,2 0,07 - 0,07
Итого: 212,5 100,0 272,8 100,0 302,08 100,0 0 0

Информация о работе Коммерческая деятельность по организации хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий (по материалам Щучинского райпо