Коммерческая деятельность по организации хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий (по материалам Щучинского райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:01, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование и выработка основных рекомендаций по совершенствованию хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий Щучинского райпо.
Постановка цели исследования определила необходимость решения следующих задач:
Раскрыть сущность и содержание хозяйственных связей торговли с промышленностью;
Определить основные проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий;
Дать организационно-экономическую характеристику деятельности Щучинского райпо и района его деятельности;
Изучить поставщиков колбасных изделий в Щучинское райпо;
Проанализировать организацию договорной работы в Щучинском райпо и ее эффективность;
Разработать основные направления совершенствования хозяйственных связей Щучинского райпо с поставщиками колбасных изделий.

Содержание

Введение …………………………………………………………… …….3

Роль, система и современные проблемы хозяйственных связей
торговли с промышленностью…………………………………………….7
Сущность и содержание хозяйственных связей торговли с
промышленностью, их правовое регулирование ………………………..7
1.2 Проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и
промышленных предприятий в современных условиях……………...…..15
2. Краткая организационно - экономическая характеристика
Щучинского райпо и района ее деятельности……………….………….18
3. Анализ состояния коммерческой деятельности по организации
хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий……………33
3.1 Изучение покупательского спроса и определение потребности
в колбасных изделиях в Щучинском райпо…………………………….33
3.2 Поставщики колбасных изделий Щучинского райпо и их
характеристика…………………………………...………………………..40
3.3 Организация договорной работы в Щучинском райпо
и ее эффективность ………………………………………………………50
4. Основные направления совершенствования хозяйственных
связей с поставщиками колбасных изделий…..…………………………71
Заключение………………………….…………………………………………77
Список использованной литературы.………………………………………..82

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ~1.DOC

— 1.20 Мб (Скачать документ)

   При организации договорной работы предприятия и организации потребительской кооперации руководствуются Положением об организации договорной и исковой работы в потребительской кооперации Республики Беларусь, Положением о порядке согласования заключаемых договоров (контрактов) предприятиями, организациями Белкоопсоюза, а также другими ведомственными актами, которые разрабатываются с целью оказания правовой помощи руководителям и специалистам при заключении, изменении, исполнении договоров, защите законных интересов и прав[3,5 ].

  Вопросы, не урегулированные законодательством и нормативными актами, решаются сторонами самостоятельно в заключаемых ими договорах, которые являются юридическим документом, определяющим хозяйственные отношения конкретных субъектов по поставкам товаров.

    Таким образом, хозяйственные связи торговли с промышленностью, являясь одной из форм экономических отношений, обеспечивают конечную реализацию общественного продукта, направляемого на личное потребление. Способом ведения производства товаров народного потребления является механизм хозяйственных связей торговли с производством, при  помощи которого достигается сбалансированность спроса и предложения на товарных рынках. Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими хозяйственные связи по поставкам товаров на территории республики Беларусь, являются Гражданский кодекс республики Беларусь и Положение о поставках товаров в Республике Беларусь.  
 
 
 

           
 
 
 
 
 

    1. Проблемы  хозяйственных   взаимоотношений   торговых и 

        промышленных  предприятий  в  современных  условиях 

  В современных рыночных условиях хозяйствования предприятиям потребительской кооперации очень сложно  выполнять свою основную функцию – удовлетворение  потребностей обслуживаемого населения, обеспечение их необходимыми товарами и услугами. Это связано с проблемами во взаимоотношениях торговли и промышленности, с невостребованностью квотируемых товаров, с недостаточно   рациональной организацией товароснабжения розничной торговой сети, с несоответствием ассортимента товаров потребностям покупателей и т.д. 

  Основные  проблемы хозяйственных взаимоотношений  торговых и промышленных предприятий в современных условиях можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Неурегулированность экономико-правовых взаимоотношений торговли

и промышленности, прежде всего из-за отсутствия современной правовой базы и хозяйственно-договорной дисциплины, приводит к значительным экономическим и социальным издержкам: низкое качество товаров, неритмичность поставок, рост товарных запасов, медленное обновление ассортимента на производстве и в торговле, «вымывание» из торгового и производственного сортимента дешевых и нужных большинству населения товаров;

  2. Коммерческие работники торговых  предприятий и организаций не  принимают непосредственное участие и влияние на вопросы организации производства, не информируют поставщиков об изменениях на обслуживаемом рынке и его потребностях. Слабо развивается фирменная торговля  по продаже продукции наиболее известных предприятий-изготовителей.

    3. Деятельность  оптового звена в системе товародвижения, снижение роли

«большого»  опта в формировании товарных ресурсов на потребительском рынке. Имеющееся  огромное количество оптовых посредников (около 23 тысяч единиц) вносит хаос в систему товародвижения, увеличивает издержки обращения, что в итоге сказывается на цене товара.

   4.Недостаточное  научное и информационное обслуживание  торгово-экономических отношений  и других. Экономические, правовые, финансовые, коммерческие отношения в сфере торговли не имеют серьезного научно-методического обоснования, строятся порой нелогично, без продуманной стратегии. Это приводит к серьезным ошибкам в определении потребности в товарах, в выборе наиболее оптимальных источников поступления товаров, и как следствие, - к большим издержкам.

   5. В настоящее время прослеживается тенденция замедления движения отечественных товаров на внутренний рынок. Это объясняется рядом причин.

  Многие  предприятия поставляют свою продукцию  за рубеж, так как работают на импортном давальческом сырье, за которое и рассчитываются товаром. А для внутреннего рынка мало что остается. Некоторые предприятия резко ужесточили условия поставок, особенно условия, касающиеся оплаты за продукцию и имущественной ответственности покупателя,  на которые торговля не соглашается.

  6. Слабый контроль  за исполнением договорных обязательств влечет за собой  нарушение сроков и планов поставки; неритмичность и неравномерность поставок. Имеют место нарушения в  поставке товаров в развернутом ассортименте, допускается поставка  некачественной продукции, с нарушением целостности упаковки. Несвоевременное предъявление претензий по условиям поставки не стимулирует стороны договора к соблюдению договорных обязательств в будущем.

   7. Нестабильное финансовое положение,  недостаточное количество собственных оборотных средств у многих торговых  предприятий, особенно потребительской кооперации, приводят к нарушениям платежно-договорной дисциплины. В первую очередь, это касается несвоевременности оплаты за поставленный товар, отсутствия возможности работать по предоплате и т.д.

     Таким образом, решения вышеназванных проблем в организации хозяйственных связей в Республике Беларусь должны быть найдены. Большая роль должна отводиться формированию единой государственной политики, учитывающей интересы участников розничного рынка:  производителей, посредников, торговых предприятий и конечных потребителей. Коммерческая работа по организации хозяйственных связей с поставщиками товаров должна быть планомерной, экономически-обоснованной и эффективной.

  Проблема  совершенствования и развития хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий должна решаться посредством установления партнерских взаимоотношений на ярмарках и выставках, начиная с договоров поставки, предусматривающих приемлемые и взаимовыгодные условия для обеих сторон, а также ответственность за их исполнение. Отношения эти должны складываться в настоящее время уже не на принципах «поддержка отечественного производителя в любом случае», а на так называемых маркетинговых подходах, которые требуют активизации работы торговли по изучению конъюнктуры потребительского рынка, совершенствованию заказов торговли на потребность и производство товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Краткая организационно-экономическая  характеристика Щучинского  райпо и района  его деятельности 
 

  Щучинский район образован 15 января 1940 года. Он расположен на северо-западе Гродненской области. Основная часть района находиться  в границах Лидской равнины. Площадь района составляет 1,9 тыс. км.

  По  данным на 01.01.06 года в Щучинском  районе проживает 55,6 тысяч человек, в том числе в городе - 19,8 тыс. чел, в сельской местности - 35,8 тысяч.

  Административно- территориальное  устройство  района  составляют город районного подчинения , 2 поселка городского типа ( Острино, Желудок ), 432 сельский населенных пункта, 2 поселковых и 14 сельских советов. На территории  района работает 9 предприятий промышленности. Наиболее крупными являются ОАО " Автопровод" и ОАО " Щучинский маслосырзавод".

  Сельское  хозяйство специализируется на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве, элитарном семеневодстве зерновых и картофеля, плодоводстве и производстве лекарственных трав. Район насчитывает 82,9 га сельхозугодий. Действует 14 колхозов, 6 совхозов, 3 экспериментальных базы, совхоз-комбинат " Василишки", Племптицерепродуктор, 14 фермерских хозяйств и пчелообъединение.

  Торговлю  осуществляет 339 предприятий, причем 125 торговых единиц относятся к системе потребительской кооперации. В организации общественного питания занято 63 предприятия, в том числе 55 системы потребкооперации. Бытовые услуги оказывают 43  производственные цеха и районный комбинат бытового обслуживания.

  Большое значение в торговом обслуживании, особенно сельского населения, имеет деятельность Щучинского райпо. Кратко из истории:

  Щучинский райпотребсоюз был образован 2 октября 1939 года, в состав которого вошли Щучинское, Рожанковское, Каменское, Дембровское сельпо.  В 1960 году  в связи с присоединением Желудокского и Василишковского районов в Щучинский район в райпотребсоюз вошли 7 сельпо.

  На  протяжении с 1961 года по 1995 год райпотребсоюз был дважды реорганизован. 27 февраля 1997 года Щучинский райпотребсоюз преобразован в районное потребительское общество.

  27 апреля 2000 года с целью улучшения  торгового обслуживания пайщиков и населения района, повышения эффективности управления, приближения структурных подразделений к покупателям, созданы филиалы: Василишковский, Желудокский, Рожанковский, Остринский, городской и сельский филиалы, а также филиалы  "Общепит", " Кооппром", "Хозторг", "Райкоопзаготпром",  "Оптовая база".

  В 2002 году действующие филиалы были переименованы в унитарные предприятия. Таким образом, организационная  структура Щучинского райпо включает: ЧУП " Хозторг", ЧУП " Продторг", ЧУП " Общепит" Щучинский сельский филиал, и филиал " Кооппром".

  Роль Щучинского райпо в торговом обслуживании населения района обусловлена социальной ориентацией деятельности предприятия.  Основная часть розничной торговой сети расположена в сельской местности. Магазины райпо обеспечивают население товарами первой необходимости, то есть социально-значимыми товарами. Развозная сеть позволяет обслуживать отдаленные населенные пункты, не имеющие стационарной сети. Реализация товаров собственного производства, а также заготавливаемая сельхозпродукция осуществляется не только в розничной торговой сети, но и на собственном кооперативном рынке. Объем разовых сборов и платных услуг, оказываемых на рынке, составляет около 560 млн. рублей в месяц.

      Однако с каждым годом доля  рынка, занимаемая Щучинским райпо,  уменьшается, что подтверждают данные на рисунке 2.1.

               Рисунок 2.1 -  Доля рынка, занимаемая потребительской кооперацией

           в общем товарообороте Щучинского  района за 2003-2005  годы.

    Как видно из данных рисунка  2.1, доля товарооборота  Щучинского райпо в общем товарообороте всех торгующих систем Щучинского района значительная - 47,1%. Однако в 2004 году по сравнению с 2003 годом отмечается уменьшение данного  показателя на 1,5%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом - 11,5%.

  На  сложившуюся ситуацию оказало влияние интенсивное развитие торговой сети различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в результате этого значительно увеличилось количество конкурентов, бесспорно обладающих преимуществами. Потенциальными конкурентами Щучинского райпо являются: ОДО «Вета», ИП « Вита», ОДО « Свитанок». Анализ конкурентной среды  показал, что преимуществами деятельности конкурентов являются:

- широкое  использование активных методов  продажи;

- проведение  рациональной ассортиментной политики и гибкой ценовой политики;

- установление  оптимальных режимов работы магазинов;

- размещение  мелкорозничной торговой сети  в местах с наиболее интенсивными покупательскими потоками;

-обеспечение  высокого качества торгового  обслуживания;

- эффективное использование системы стимулирования работников; предъявление высокие требования к кадрам, трудовой дисциплине, режиму экономии.

  Наряду  с интенсивным развитием конкурентной среды сокращение доли потребительской  кооперации в товарообороте Щучинского района обусловлено необходимостью первоочередного обеспечения населения социально-значимыми товарами. В результате происходят существенные изменения в структуре товарооборота, характеризующиеся интенсивным снижением удельного веса непродовольственных товаров, что оказывает негативное влияние на эффективность торговой деятельности. 

  Высшим  органом управления Щучинского райпо  является Общее собрание членов. В перерывах между собранием руководит Правление. Правление проводиться по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. Во главе Правления стоит Председатель. Основными функциями Председателя правления являются:

Информация о работе Коммерческая деятельность по организации хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий (по материалам Щучинского райпо