Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:01, дипломная работа
Целью дипломной работы является теоретическое обоснование и выработка основных рекомендаций по совершенствованию хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий Щучинского райпо.
Постановка цели исследования определила необходимость решения следующих задач:
Раскрыть сущность и содержание хозяйственных связей торговли с промышленностью;
Определить основные проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий;
Дать организационно-экономическую характеристику деятельности Щучинского райпо и района его деятельности;
Изучить поставщиков колбасных изделий в Щучинское райпо;
Проанализировать организацию договорной работы в Щучинском райпо и ее эффективность;
Разработать основные направления совершенствования хозяйственных связей Щучинского райпо с поставщиками колбасных изделий.
Введение …………………………………………………………… …….3
Роль, система и современные проблемы хозяйственных связей
торговли с промышленностью…………………………………………….7
Сущность и содержание хозяйственных связей торговли с
промышленностью, их правовое регулирование ………………………..7
1.2 Проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и
промышленных предприятий в современных условиях……………...…..15
2. Краткая организационно - экономическая характеристика
Щучинского райпо и района ее деятельности……………….………….18
3. Анализ состояния коммерческой деятельности по организации
хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий……………33
3.1 Изучение покупательского спроса и определение потребности
в колбасных изделиях в Щучинском райпо…………………………….33
3.2 Поставщики колбасных изделий Щучинского райпо и их
характеристика…………………………………...………………………..40
3.3 Организация договорной работы в Щучинском райпо
и ее эффективность ………………………………………………………50
4. Основные направления совершенствования хозяйственных
связей с поставщиками колбасных изделий…..…………………………71
Заключение………………………….…………………………………………77
Список использованной литературы.………………………………………..82
При организации договорной работы предприятия и организации потребительской кооперации руководствуются Положением об организации договорной и исковой работы в потребительской кооперации Республики Беларусь, Положением о порядке согласования заключаемых договоров (контрактов) предприятиями, организациями Белкоопсоюза, а также другими ведомственными актами, которые разрабатываются с целью оказания правовой помощи руководителям и специалистам при заключении, изменении, исполнении договоров, защите законных интересов и прав[3,5 ].
Вопросы, не урегулированные законодательством и нормативными актами, решаются сторонами самостоятельно в заключаемых ими договорах, которые являются юридическим документом, определяющим хозяйственные отношения конкретных субъектов по поставкам товаров.
Таким образом, хозяйственные связи торговли
с промышленностью, являясь одной из форм
экономических отношений, обеспечивают
конечную реализацию общественного продукта,
направляемого на личное потребление.
Способом ведения производства товаров
народного потребления является механизм
хозяйственных связей торговли с производством,
при помощи которого достигается сбалансированность
спроса и предложения на товарных рынках.
Основными нормативно-правовыми документами,
регламентирующими хозяйственные связи
по поставкам товаров на территории республики
Беларусь, являются Гражданский кодекс
республики Беларусь и Положение о поставках
товаров в Республике Беларусь.
промышленных предприятий
в современных
условиях
В современных рыночных условиях хозяйствования предприятиям потребительской кооперации очень сложно выполнять свою основную функцию – удовлетворение потребностей обслуживаемого населения, обеспечение их необходимыми товарами и услугами. Это связано с проблемами во взаимоотношениях торговли и промышленности, с невостребованностью квотируемых товаров, с недостаточно рациональной организацией товароснабжения розничной торговой сети, с несоответствием ассортимента товаров потребностям покупателей и т.д.
Основные проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий в современных условиях можно охарактеризовать следующим образом:
и промышленности, прежде всего из-за отсутствия современной правовой базы и хозяйственно-договорной дисциплины, приводит к значительным экономическим и социальным издержкам: низкое качество товаров, неритмичность поставок, рост товарных запасов, медленное обновление ассортимента на производстве и в торговле, «вымывание» из торгового и производственного сортимента дешевых и нужных большинству населения товаров;
2.
Коммерческие работники
3. Деятельность
оптового звена в системе
«большого» опта в формировании товарных ресурсов на потребительском рынке. Имеющееся огромное количество оптовых посредников (около 23 тысяч единиц) вносит хаос в систему товародвижения, увеличивает издержки обращения, что в итоге сказывается на цене товара.
4.Недостаточное
научное и информационное
5.
В настоящее время
Многие предприятия поставляют свою продукцию за рубеж, так как работают на импортном давальческом сырье, за которое и рассчитываются товаром. А для внутреннего рынка мало что остается. Некоторые предприятия резко ужесточили условия поставок, особенно условия, касающиеся оплаты за продукцию и имущественной ответственности покупателя, на которые торговля не соглашается.
6. Слабый контроль за исполнением договорных обязательств влечет за собой нарушение сроков и планов поставки; неритмичность и неравномерность поставок. Имеют место нарушения в поставке товаров в развернутом ассортименте, допускается поставка некачественной продукции, с нарушением целостности упаковки. Несвоевременное предъявление претензий по условиям поставки не стимулирует стороны договора к соблюдению договорных обязательств в будущем.
7.
Нестабильное финансовое
Таким образом, решения вышеназванных проблем в организации хозяйственных связей в Республике Беларусь должны быть найдены. Большая роль должна отводиться формированию единой государственной политики, учитывающей интересы участников розничного рынка: производителей, посредников, торговых предприятий и конечных потребителей. Коммерческая работа по организации хозяйственных связей с поставщиками товаров должна быть планомерной, экономически-обоснованной и эффективной.
Проблема
совершенствования и развития хозяйственных
взаимоотношений торговых и промышленных
предприятий должна решаться посредством
установления партнерских взаимоотношений
на ярмарках и выставках, начиная с договоров
поставки, предусматривающих приемлемые
и взаимовыгодные условия для обеих сторон,
а также ответственность за их исполнение.
Отношения эти должны складываться в настоящее
время уже не на принципах «поддержка
отечественного производителя в любом
случае», а на так называемых маркетинговых
подходах, которые требуют активизации
работы торговли по изучению конъюнктуры
потребительского рынка, совершенствованию
заказов торговли на потребность и производство
товаров.
2.
Краткая организационно-
Щучинский район образован 15 января 1940 года. Он расположен на северо-западе Гродненской области. Основная часть района находиться в границах Лидской равнины. Площадь района составляет 1,9 тыс. км.
По данным на 01.01.06 года в Щучинском районе проживает 55,6 тысяч человек, в том числе в городе - 19,8 тыс. чел, в сельской местности - 35,8 тысяч.
Административно- территориальное устройство района составляют город районного подчинения , 2 поселка городского типа ( Острино, Желудок ), 432 сельский населенных пункта, 2 поселковых и 14 сельских советов. На территории района работает 9 предприятий промышленности. Наиболее крупными являются ОАО " Автопровод" и ОАО " Щучинский маслосырзавод".
Сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве, элитарном семеневодстве зерновых и картофеля, плодоводстве и производстве лекарственных трав. Район насчитывает 82,9 га сельхозугодий. Действует 14 колхозов, 6 совхозов, 3 экспериментальных базы, совхоз-комбинат " Василишки", Племптицерепродуктор, 14 фермерских хозяйств и пчелообъединение.
Торговлю осуществляет 339 предприятий, причем 125 торговых единиц относятся к системе потребительской кооперации. В организации общественного питания занято 63 предприятия, в том числе 55 системы потребкооперации. Бытовые услуги оказывают 43 производственные цеха и районный комбинат бытового обслуживания.
Большое значение в торговом обслуживании, особенно сельского населения, имеет деятельность Щучинского райпо. Кратко из истории:
Щучинский райпотребсоюз был образован 2 октября 1939 года, в состав которого вошли Щучинское, Рожанковское, Каменское, Дембровское сельпо. В 1960 году в связи с присоединением Желудокского и Василишковского районов в Щучинский район в райпотребсоюз вошли 7 сельпо.
На протяжении с 1961 года по 1995 год райпотребсоюз был дважды реорганизован. 27 февраля 1997 года Щучинский райпотребсоюз преобразован в районное потребительское общество.
27
апреля 2000 года с целью улучшения
торгового обслуживания
В
2002 году действующие филиалы были
переименованы в унитарные
Роль Щучинского райпо в торговом обслуживании населения района обусловлена социальной ориентацией деятельности предприятия. Основная часть розничной торговой сети расположена в сельской местности. Магазины райпо обеспечивают население товарами первой необходимости, то есть социально-значимыми товарами. Развозная сеть позволяет обслуживать отдаленные населенные пункты, не имеющие стационарной сети. Реализация товаров собственного производства, а также заготавливаемая сельхозпродукция осуществляется не только в розничной торговой сети, но и на собственном кооперативном рынке. Объем разовых сборов и платных услуг, оказываемых на рынке, составляет около 560 млн. рублей в месяц.
Однако с каждым годом доля
рынка, занимаемая Щучинским
Рисунок 2.1 - Доля рынка, занимаемая потребительской кооперацией
в общем товарообороте
Как видно из данных рисунка 2.1, доля товарооборота Щучинского райпо в общем товарообороте всех торгующих систем Щучинского района значительная - 47,1%. Однако в 2004 году по сравнению с 2003 годом отмечается уменьшение данного показателя на 1,5%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом - 11,5%.
На сложившуюся ситуацию оказало влияние интенсивное развитие торговой сети различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в результате этого значительно увеличилось количество конкурентов, бесспорно обладающих преимуществами. Потенциальными конкурентами Щучинского райпо являются: ОДО «Вета», ИП « Вита», ОДО « Свитанок». Анализ конкурентной среды показал, что преимуществами деятельности конкурентов являются:
- широкое
использование активных
- проведение
рациональной ассортиментной
- установление
оптимальных режимов работы
- размещение
мелкорозничной торговой сети
в местах с наиболее
-обеспечение высокого качества торгового обслуживания;
- эффективное использование системы стимулирования работников; предъявление высокие требования к кадрам, трудовой дисциплине, режиму экономии.
Наряду
с интенсивным развитием
Высшим органом управления Щучинского райпо является Общее собрание членов. В перерывах между собранием руководит Правление. Правление проводиться по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. Во главе Правления стоит Председатель. Основными функциями Председателя правления являются: