Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:41, курс лекций
Основные понятия. Предприниматель и менеджер. Типы менеджеров в организации. Требования к менеджерам. Принципы и методы управленческой деятельности. Школа научного управления.
Курс лекций по дисциплине «Менеджмент»
Основные понятия
Менеджер – специалист-профессионал по управлению, которого собственник или команда собственников нанимают для осуществления эффективного хозяйствования в рамках выделенных ему ресурсов.
Под термином менеджмент понимают:
Питер Дракер рассматривает менеджмент с 3-х точек зрения:
Менеджмент структурно включает следующие блоки:
Основные функции менеджмента:
Предприниматель и менеджер
Понятия предпринимательства и менеджмента служат для обозначения 2-х разных функций, которые иногда могут выполняться одним лицом, но чаще осуществляются двумя разными людьми.
Предпринимательство предполагает изыскание и использование новых возможностей в виде новых рынков, товаров, видов услуг, технологий, организаций. Предприниматель передает возникающую идею другим людям (сотрудникам, поставщикам, посредникам), рискует, несет основную ответственность.
Сущность предпринимательской идеи в том, чтобы найти неудовлетворенный рыночный спрос, нишу и предложить пути его удовлетворения в бизнесе, найти капитал.
В малом предприятии функция предпринимателя (владельца) совпадает с функцией менеджера, но когда предприятие расширяется, владельцу необходим наемный управляющий для решения задач по управлению производством, сбытом, финансами, людьми, снабжением.
Менеджера нанимают для достижения конкретных целей, поставленных перед предприятием, а именно - получение определенной прибыли на вложенный капитал.
Слово «менеджер» в англо-русском
словаре и в словаре
Предприниматели: Джон Д. Рокфеллер (нефть), Дж. П. Морган (сталь и банковское дело), Эндрю Меллон (алюминий), Эндрю Карнеги (сталь), Генри Форд (автомобили); Дж. Пол Гетти (нефть), Х. Л. Хант (пищевая промышленность), Х. Ленд (корпорация Polaroid), Джон Д. МакАртур (страхование).
Менеджеры: Мао Цзедун (КНР), Томас Уотсон (IBM), Рей Крок (McDonald’s).
Типы менеджеров в организации
В любой организации выделяют 2 типа менеджеров:
По месту в системе управления организацией менеджеры занимают 3 уровня:
Функции и роли менеджера
«Менеджера делает менеджером не власть, не ранг, но вклад в деятельность всей организации и ответственность за ее результаты» (Питер Дракер).
Основные функции менеджера связаны с реализацией 4-х основных управленческих функций:
Роль – ожидаемый набор действий или поведения, определяющийся работой.
Классификацию и описание ролей дал Минцберг. В процессе своей деятельности он выделил 10 управленческих ролей менеджеров.
10 управленческих ролей по определению Минцберга
Роль |
Описание |
Характер деятельности |
Межличностные роли | ||
Главный руководитель |
Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера |
Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства |
Лидер |
Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности |
Фактически все управленческие действия с участием подчиненных |
Связующее звено |
Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги |
Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами |
Информационные роли | ||
Приемник информации |
Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию |
Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки) |
Распространитель информации
|
Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации |
Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы) |
Представитель |
Передает информацию
для внешних контактов |
Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам |
Роли, связанные с принятием решений | ||
Предпринима-тель |
Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов |
Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности |
Устраняющий нарушения |
Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений |
Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы |
Распределитель ресурсов |
Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации – что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации |
Составление графиков, запросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных |
Ведущий переговоры |
Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах |
Ведение переговоров |
Требования к менеджерам
Эволюция требований к менеджеру
Специфика управленческого труда и сложность управленческих функций обусловливают требования, предъявляемые к менеджерам. В формировании набора качеств менеджера выделяют 2 подхода:
I подход - начало XX в. – середина 50-х гг.XX в. Он основан на содержании управленческой деятельности. Ученые выделяли качества руководителей, необходимые для выполнения общих функций руководителя:
II подход – II половина XX в. Требования к менеджеру стали формироваться с учетом многообразия, сложности и динамизма внутренней и внешней сред. В связи с развитием ситуационного подхода главным критерием руководителя признается умение адаптироваться к условиям окружающей среды. Одновременно изменились взгляды на традиционные качества менеджера.
Качества менеджера:
Изменение рыночных условий функционирования предприятия в России неизбежно приведет к изменению требований к российским менеджерам.
Известный консультант по управлению Пригожин, выделил наиболее характерные ошибки в деятельности менеджеров российских предприятий:
Сопоставление моделей поведения менеджеров России и западно-европейских компаний
Менеджеры европейских компаний |
Российские менеджеры |
1.управление ориентировано на активизацию людей 2.информация – общее достояние персонала
3.инициативность 4.преобладание добровольной мотивации над принуждением 5.управляемость как достижение общей цели 6.малое – это хорошо 7.эволюция: от точных знаний к искусству менеджмента 8.менеджеры легко признают свою некомпетентность 9.устная и письменная договоренности равнозначны 10.регулярная работа с консультантами 11.консультанты работают на среднее звено управления |
1.управление ориентировано на задание и цели 2.информация – собственность
или товар во внутриорганизацио 3.исполнительность 4.преобладание принуждения над добровольной мотивацией 5.управляемость как степень контроля 6.крупное – это хорошо 7.ориентация на знания и организацию как социальную машину 8.руководители делают вид, что всегда компетентны
9.больше ценят письменную договоренность 10.редко работают с консультантами 11.консультанты работают на руководителя |
В условиях усложнения рыночной экономики и ее дестабилизации менеджеры должны уметь: