Курс лекций по дисциплине «Менеджмент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:41, курс лекций

Описание

Основные понятия. Предприниматель и менеджер. Типы менеджеров в организации. Требования к менеджерам. Принципы и методы управленческой деятельности. Школа научного управления.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по менеджменту.doc

— 1.12 Мб (Скачать документ)

 



Курс лекций по дисциплине «Менеджмент»

 

Основные понятия

Менеджмент – наука и практика управления коммерческой фирмой в условиях рыночной системы хозяйства, способствующего повышению эффективности работы фирмы.

Менеджер – специалист-профессионал по управлению, которого собственник или команда собственников нанимают для осуществления эффективного хозяйствования в рамках выделенных ему ресурсов.

Под термином менеджмент понимают:

  1. управленческий процесс, вид деятельности в условиях рыночной экономики;
  2. комплексную систему управления деятельностью фирмы (управляющую подсистему), нацеленную на достижение оптимальных конечных результатов с минимальными затратами;
  3. команду управляющих – категорию людей, осуществляющих управленческую деятельность;
  4. область человеческого знания, науку, помогающую грамотно осуществлять управленческие функции.

Питер Дракер рассматривает  менеджмент с 3-х точек зрения:

  1. как практику управления – задолго до появления теории были известны методики, стили руководства и управления трудовыми процессами, коллективами людей и государствами;
  2. как научную дисциплину – она включает теоретическую основу (теории, принципы, методы) и основана на таких науках как кибернетика, теория информации, системотехнике, психологии, теории принятия решений и др.
  3. как искусство - управление как сфера деятельности требует высокой степени умения и мастерства.

Менеджмент структурно включает следующие блоки:

  1. производственный менеджмент – управление производством, качеством, производительностью, затратами, проектами;
  2. финансовый менеджмент – учет и анализ (accounting) и управление финансами;
  3. кадровый менеджмент - управление персоналом и кадрами;
  4. маркетинг – управление рыночной деятельностью фирмы.

Основные функции менеджмента:

  1. планирование – главная функция;
  2. организация;
  3. мотивация;
  4. контроль.

 

Предприниматель и менеджер

Понятия предпринимательства  и менеджмента служат для обозначения 2-х разных функций, которые иногда могут выполняться одним лицом, но чаще осуществляются двумя разными  людьми.

Предпринимательство предполагает изыскание и использование новых возможностей в виде новых рынков, товаров, видов услуг, технологий, организаций. Предприниматель передает возникающую идею другим людям (сотрудникам, поставщикам, посредникам), рискует, несет основную ответственность.

Сущность предпринимательской идеи в том, чтобы найти неудовлетворенный рыночный спрос, нишу и предложить пути его удовлетворения в бизнесе, найти капитал.

В малом предприятии  функция предпринимателя (владельца) совпадает с функцией менеджера, но когда предприятие расширяется, владельцу необходим наемный управляющий для решения задач по управлению производством, сбытом, финансами, людьми, снабжением.

Менеджера нанимают для  достижения конкретных целей, поставленных перед предприятием, а именно - получение определенной прибыли на вложенный капитал.

Слово «менеджер» в англо-русском  словаре и в словаре иностранных  слов имеет 2 трактовки:

  1. профессиональный управляющий, руководитель, директор.
  2. хозяин

Предприниматели: Джон Д. Рокфеллер (нефть), Дж. П. Морган (сталь  и банковское дело), Эндрю Меллон (алюминий), Эндрю Карнеги (сталь), Генри Форд (автомобили); Дж. Пол Гетти (нефть), Х. Л. Хант (пищевая промышленность), Х. Ленд (корпорация Polaroid), Джон Д. МакАртур (страхование).

Менеджеры: Мао Цзедун (КНР), Томас Уотсон (IBM), Рей Крок (McDonald’s).

 

Типы менеджеров в  организации

В любой организации  выделяют 2 типа менеджеров:

  • линейные (действуют на основе единоначалия, отвечают за состояние и развитие предприятия или его подразделений (цехов, участков, бригад): директора, начальники цехов, мастера, бригадиры)
  • функциональные (отвечают за определенную подсистему управления: за маркетинг, финансы, персонал).

По месту в системе  управления организацией менеджеры  занимают 3 уровня:

  1. Менеджеры высшего уровня (top) –самая малочисленная, но наиболее влиятельная категория менеджеров, стоящих во главе иерархической структуры (управляющий и его замы, президент и вице-президенты). Они отвечают за деятельность всей организации, принимают ключевые решения по стратегии развития и текущим делам фирмы. Их деятельность характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегических и перспективных задач.
  2. Менеджеры среднего уровня (middle) – руководители крупных служб, производств начальники отделов. Они координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. В их деятельности преобладают тактические задачи, хотя они участвуют и в разработке стратегических проблем.
  3. Менеджеры низового уровня (low) - самая многочисленная управленческая группа в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий и использование ресурсов, непосредственно несут ответственность за производство товаров и услуг, постоянно общаются с рядовыми исполнителями и производственным персоналом.

 

Функции и роли менеджера

«Менеджера делает менеджером не власть, не ранг, но вклад в деятельность всей организации и ответственность за ее результаты» (Питер Дракер).

Основные функции менеджера  связаны с реализацией 4-х основных управленческих функций:

  1. планирование – функция управления, связанная с определением миссии, целей, стратегии организации и выделением ресурсов для их достижения. Менеджер устанавливает цели и определяет конкретные задачи и ресурсы в каждой группе целей;
  2. организация – функция менеджмента, связанная с разработкой структуры фирмы, постановкой задач для подразделений и выделением ресурсов для них. Менеджер группирует виды деятельности, решения, задачи, отношения в организационную структуру и выбирает людей для выполнения этих задач;
  3. мотивация – функция менеджмента, связанная с оказанием влияния на работников с целью побуждения их на достижение целей организации. Менеджер находит для этого методы и формы мотивирования, которые способствовали бы достижению целей, поставленных перед фирмой;
  4. контроль – функция менеджмента, связанная с непрерывным сопоставлением фактических результатов работы с запланированными, оценка и корректировка деятельности работников в соответствии с поставленными целями. Менеджер осуществляет предварительный, текущий и заключительный контроль во всех сферах деятельности организации и на всех стадиях управленческого процесса.

Роль – ожидаемый набор действий или поведения, определяющийся работой.

Классификацию и описание ролей дал Минцберг. В процессе своей деятельности он выделил 10 управленческих ролей менеджеров.

10 управленческих  ролей по определению Минцберга

Роль

Описание

Характер деятельности

Межличностные роли

Главный руководитель

Символический глава, в  обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового  или социального характера

Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства

Лидер

Ответственный за мотивацию  и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности

Фактически все управленческие действия с участием подчиненных

Связующее звено

Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги

Переписка, участие в  совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами

Информационные роли

Приемник информации

Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию

Обработка всей почты, осуществление  контактов, связанных преимущественно  с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)

Распространитель информации

 

Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации

Рассылка почты по организациям с целью получения  информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы)

Представитель

Передает информацию для внешних контактов организации  относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли

Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние  организации и другим лицам

Роли, связанные с принятием  решений

Предпринима-тель

Изыскивает возможности  внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов

Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности

Устраняющий нарушения

Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений

Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы

Распределитель ресурсов

Ответственный за распределение  всевозможных ресурсов организации – что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации

Составление графиков, запросы  полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных

Ведущий переговоры

Ответственный за представительство  организации на всех значительных и  важных переговорах

Ведение переговоров


 

Требования  к менеджерам

Эволюция  требований к менеджеру

Специфика управленческого труда и сложность управленческих функций обусловливают требования, предъявляемые к менеджерам. В формировании набора качеств менеджера выделяют 2 подхода:

I подход - начало XX в. – середина 50-х гг.XX в. Он основан на содержании управленческой деятельности. Ученые выделяли качества руководителей, необходимые для выполнения общих функций руководителя:

  1. здоровье и физическая выносливость
  2. ум, работоспособность
  3. нравственные качества: твердая воля, активность, энергия, отвага, чувство долга, забота об общем интересе
  4. значительный круг общих познаний, интеллект
  5. административные способности: дар предвидения, организаторские качества, искусство управлять людьми
  6. общее знакомство с основными функциями управления
  7. глубокая компетентность в отрасли предприятия.

II подход – II половина XX в. Требования к менеджеру стали формироваться с учетом многообразия, сложности и динамизма внутренней и внешней сред. В связи с развитием ситуационного подхода главным критерием руководителя признается умение адаптироваться к условиям окружающей среды. Одновременно изменились взгляды на традиционные качества менеджера.

Качества менеджера:

  • профессиональная компетентность, наличие общей подготовки в области менеджмента
  • знание техники и технологии производства в отрасли
  • знание экономики, права, психологии и педагогики
  • умение самостоятельно принимать решения и добиваться их исполнения путем воздействия на подчиненных
  • чувство нового, способность предвидеть тенденции развития фирмы
  • организаторские качества, умение подбирать работников, определять их задачи и функции, делегировать полномочия
  • самоменджмент – личная организованность менеджера, умение правильно распределять время
  • коммуникабельность – умение налаживать хорошие отношения в коллективе
  • личностные качества – ум, энергичность, честность, справедливость, высокая требовательность, принципиальность, решительность, умение уважать подчиненных, чувство долга, ответственность.

Изменение рыночных условий  функционирования предприятия в  России неизбежно приведет к изменению  требований к российским менеджерам.

Известный консультант  по управлению Пригожин, выделил наиболее характерные ошибки в деятельности менеджеров российских предприятий:

  • система мотивации построена на простом материальном поощрении и силовых методах;
  • одновариантность стратегии;
  • дублирование организационного порядка, отсутствие системы разделения должностных функций;
  • низкий уровень проектирования маркетинговой системы управления (62% руководителей думают, что маркетинг – это сбыт, 44% - поиск инвестиций).

 

 

 

 

 

Сопоставление моделей поведения менеджеров России и западно-европейских компаний

Менеджеры европейских  компаний

Российские менеджеры

1.управление ориентировано  на активизацию людей

2.информация – общее  достояние персонала

 

3.инициативность

4.преобладание добровольной  мотивации над принуждением

5.управляемость как  достижение общей цели

6.малое – это хорошо

7.эволюция: от точных  знаний к искусству менеджмента

8.менеджеры легко признают  свою некомпетентность

9.устная и письменная  договоренности равнозначны

10.регулярная работа  с консультантами

11.консультанты работают  на среднее звено управления

1.управление ориентировано  на задание и цели

2.информация – собственность  или товар во внутриорганизационном обмене

3.исполнительность

4.преобладание принуждения  над добровольной мотивацией

5.управляемость как  степень контроля

6.крупное – это  хорошо

7.ориентация на знания  и организацию как социальную машину

8.руководители делают  вид, что всегда компетентны

 

9.больше ценят письменную  договоренность

10.редко работают с  консультантами

11.консультанты работают на руководителя


В условиях усложнения рыночной экономики и ее дестабилизации менеджеры  должны уметь:

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Менеджмент»