Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:41, курс лекций
Основные понятия. Предприниматель и менеджер. Типы менеджеров в организации. Требования к менеджерам. Принципы и методы управленческой деятельности. Школа научного управления.
Примеры миссии:
Автотранспортная фирма по перевозке пассажиров:
«Создать в городе N службу по предоставлению первоклассных услуг такси по вызову для обслуживания деловых людей и обывателей, используя российские автомобили.
Добиться лидерства на рынке малолитражных такси для деловых людей и быть одним из лидеров на рынке городских такси.
Обеспечить высокую доходность бизнеса.
Постоянно расширять базу автомобилей.
Обеспечить сотрудникам фирмы справедливое вознаграждение».
«Procter & Gamble»:
«Производить продукцию наивысшего качества и потребительной стоимости, которая способствует повышению жизненного уровня людей в различных странах.
Создать условия работы, привлекающие самых достойных людей, обеспечить наиболее полное развитие их талантов, свободный и вдохновенный труд на благо процветания дела, сохранения и развития исторических принципов честного отношения к труду и правильности действий.
Успешное применение наших принципов позволит нашим товарам занять лидирующее положение на рынке по доле и прибыли, что приведет к процветанию общего дела, рабочих, служащих, акционеров и обществ, где мы живем и работаем».
Выбор цели организации – самый ответственный шаг.
Фирмы существуют для достижения определенных целей, на управленческие системы возлагается ответственность за эффективное использование ресурсов для достижения этих целей. (Зиггерд и Ланг считают, что правильно сформулированная цель - 50% успеха). Цели дают фирме направление, показывают, куда нужно двигаться.
Если менеджеры будут акцентировать свое внимание на целях по максимизации прибыли, то это может создать угрозу для существования фирмы. Цели должны разрабатываться и реализовываться во всех сферах управления фирмой.
Процесс разработки начинается с формулирования общефирменных целей организации (корпоративных целей). Это цели 1-го (стратегического) уровня, на которые ориентируется высшее руководство.
Цели должны обладать рядом характеристик:
1.Цели должны быть
конкретными и измеримыми (
2.Цели должны быть
ориентированы во времени:
3.Цели должны быть
достижимыми (чтобы
4.Цели должны быть формулируемы и формализуемы (усиливает их воздействие и повышает обязательства сотрудников по отношению к ней).
Эффективен лозунговый вариант записи миссии и цели (например, «Каждому специалисту фирмы – нормальный средний заработок не менее 4000 руб.»!)
5.Цели работников, подразделений
и организации в целом должны
быть совместимыми во
6.Цели должны быть
доступны для проверки и
7.Для эффективности выполнения целей в организации должны существовать системы обратной связи, своевременного информирования людей о ходе выполнения работ по достижению целей.
8.Цели необходимо связать с системой вознаграждений.
9.Цели должны быть согласованы по горизонтали (между подразделениями на одном уровне) и по вертикали (между уровнями управления). Для достижения согласованности целей существует метод построения дерева целей.
10.Успех стратегического
планирования зависит от того,
в какой степени высшее руковод
Перечень областей, в которых руководство должно определить цели для коммерческой организации (профессор Райа):
1.Прибыльность (увеличить
доход на инвестированный
2.Рынки (доля рынка, объем продаж: увеличить долю рынка до 28% в течение 3-х лет; продать 200 тыс. ед. товара в течение следующего года; увеличить объем продаж коммерческого сектора до 85% и уменьшить объем продаж военного сектора до 15% в течение следующих 2-х лет).
3.Продукция (ассортимент, объем брака: ввести какое-то изделие в наш ассортимент товаров средней стоимости в течение 2-х лет; снять с производства резиновые изделия к концу следующего года).
4.Финансы (задолженности, оборотный и акционерный капитал: уменьшить период инкассации до 26 дней к концу этого года; увеличить оборотный капитал до 5 млн. дол. в течение 3-х лет; снизить долгосрочную задолженность до 8 млн. дол. в течение пяти лет).
5.Производственные мощности (увеличить производственную мощность до 8 млн. ед. продукции в месяц в течение 2-х лет; увеличить емкость хранилищ до 15 млн. баррелей в течение следующего года).
6.Производительность (увеличить количество ед. продукции до … на 1 рабочего за 8-часовой рабочий день).
7.Инновации (разработать двигатель в диапазоне цен (…) с коэффициентом выбросов менее 10% в течение 2-х лет при издержках, не превышающих 150 тыс. дол.).
8.Организация (филиалы, реорганизация, ликвидация: разработать и внедрить матричную организационную структуру в течение 2-х лет; создать региональное бюро на юге страны к концу следующего года).
9.Человеческие ресурсы (принятие, обучение, текучесть: снизить число прогулов до уровня ниже 4% к концу следующего года; осуществить 20-часовую программу подготовки руководящих кадров без отрыва от производства для 120 руководителей низшего звена к концу 1999 года при издержках, не превышающих 200 дол. на одного обучающегося).
10.Социальная ответственность (экология, безработица: принять на работу 120 длительно безработных в течение следующих 2-х лет).
Дерево целей:
4. уровень конкретных исполнителей.
Оценка и анализ внешней среды
На этом этапе проводится анализ влияние на фирму:
PEST-факторов (факторов косвенного воздействия на организацию);
факторов непосредственного воздействия (потребители, конкуренты, поставщики (сырья, человеческих, информационных и финансовых ресурсов)).
Цель этого анализа
– выявление угроз и
Анализ внутренней среды предприятия
Цель данного анализа – управленческое обследование сильных и слабых сторон организации. Наиболее традиционный подход к стратегическому анализу внутренней среды– подход SW в SWOT-анализе. Управленческие цели данного подхода:
- сильные стороны как
хороший внутренний ресурс
- слабые стороны как плохой внутренний ресурс – устранить.
В современных организациях применяется SNW-подход, где помимо сильных и слабых сторон учитывается нейтральная позиция организации. На практике в качестве нейтральной позиции фиксируют среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации, то есть своеобразную нулевую точку конкуренции. Для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем, кроме одной, ключевым позициям находится в состоянии N – нейтральное, и только по одному фактору – в состоянии S – сильное.
Стратегический SNW-анализ внутренней среды организации на период 3-хлетней стратегии
№ п/п |
Наименование стратегической позиции |
Качественная оценка позиции в стратегии фирмы | ||
S |
N |
W | ||
1 2
3 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5
6
7 7.1 7.2 8 9 10 10.1 11 11.1 11.2 11.3 12 13 14 15 16 17 17.1 17.2 17.3 18 |
Стратегия организации в т. ч.: по бизнесу 1 по бизнесу 2 Организационная структура Финансы в целом, в т. ч.: финансы, как состояние текущего баланса финансы, как уровень бухучета финансы, как структура финансы, как доступность инвестиционных ресурсов финансы, как уровень финансового менеджмента Продукт с точки зрения конкурентоспособности, в т. ч: продукт 1 продукт 2 Структура затрат или уровень себестоимости в целом, в т. ч. по бизнесу 1 по бизнесу 2 Дистрибуция как система реализации продукта, в т.ч. как сбытовая структура как умение торговать Информационные технологии Инновации как способность к реализации на рынке новых продуктов Способность к лидерству всего персонала, в т.ч. способность к лидерству руководителя организации Уровень производства в целом, в т.ч. качество материальной базы качество специалистов качество основных рабочих Уровень маркетинга Качество торговой марки Кол-во персонала в целом Репутация на рынке Репутация как работодателя Отношения с органами власти, в т.ч. с федеральными властями с муниципальными органами с налоговыми органами Отношения с профсоюзами. |
Анализ стратегических альтернатив.
После выполнения SWOT-анализа, организация может выбирать направление развития из 4-х основных стратегических альтернатив:
1.Ограниченный рост – установление незначительно увеличенных целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Выбирается фирмами, работающими в отраслях статичной технологии.
2.Рост – ежегодное резкое повышение целей от достигнутого. Используется фирмами, работающими в динамичных отраслях с быстро меняющимися технологиями и реализуется путем расширения ассортимента (внутренний рост) или поглощения фирм (внешний рост).
3.Сокращение – уровень
плановых целей ниже
- отсечение лишнего
– нерентабельных
- ликвидация – полная распродажа активов и запасов.
4.Сочетание роста с
сокращением - пользуются крупные
фирмы, действующие в нескольки
Вывод: руководство рассматривает конкретные альтернативы, а затем обращается к выбору стратегии.
Выбор стратегии:
Существуют 2 взгляда на понимание стратегии:
1.Стратегия как конкретный долгосрочный план достижения конкретной цели. При таком понимании имеется в виду, что все изменения во внешней и внутренней среде фирмы предсказуемы, поддаются контролю и управлению. Но это неверно даже для плановой экономики, а тем более – для рыночной.
2.Стратегия как долгосрочное
качественно определенное
Таким образом, стратегия - направление движения в сторону конечного состояния. Оставляется свобода выбора развития с учетом изменяющейся ситуации.
Второй подход относится к новому этапу развития менеджмента – стратегическому управлению.
Возникновение стратегического управления связывают с эволюцией мирового экономического развития стран:
1 этап (1880-1930 гг.) - эпоха массового производства.
Основная задача фирм – максимизация объемов производства слабо дифференцированного товара с минимальными издержками. Этап характеризуется: четкой разграниченностью отраслей; стабильными и предсказуемыми перспективами. Основная технология управления – бюджетирование; для прогнозов использовалась экстраполяция текущих тенденций.
2 этап (1930-1950 гг.) - эпоха массового сбыта.