Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:41, курс лекций
Основные понятия. Предприниматель и менеджер. Типы менеджеров в организации. Требования к менеджерам. Принципы и методы управленческой деятельности. Школа научного управления.
В СССР последователем Тейлора является создатель системы НОТ А. К. Гастев, который переводил труды Тейлора и Файоля на русский язык.
Административная или классическая школа
Представители: А. Файоль, М. Вебер, Л. Урвик.
Анри Файоль выделил 6 групп операций, которые выполняются на любом предприятии и являются взаимозависимыми (технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные). Административную функцию Файоль назвал главной в деятельности предприятия. Им создана теория администрации. Административную функцию Файоль разделил на планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию. Координация – установление коммуникационных связей между элементами системы.
Файоль как руководитель высшего звена разработал универсальные принципы управления – основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Он сформулировал 14 принципов:
Систему из 14 принципов Файоль считал гибкой и открытой. Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль считал главными компетентность и наличие знаний.
Компетентность - овладение менеджерами коммерческими, финансовыми и административными функциями.
Файоль опередил свое время, говоря о том, что в будущем одной из важнейших функций менеджера станет прогнозирование.
Теории Тейлора и Файоля имеют не только сходства, но и отличия:
Макс Вебер – опубликовал в 1920 г. книгу «Теория общества и экономическая организация», где он сформулировал 3 типа организации в зависимости от типа власти, которой обладает руководитель. Он первым описал бюрократическую организацию.
Линдалл Урвик – сформулировал основные элементы административной деятельности: планирование, организация, укомплектация штата, руководство, координация, составление бюджета. Разработал принципы построения формальной организации:
Вывод: представители административной школы рассматривали управление организацией как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления для любой организации.
Школа человеческих отношений (неоклассическая)
Представители: Э. Мэйо, М. Фоллет, Абрахам Маслоу.
Отличительная черта – переход в менеджменте от проблем выполнения задач к проблемам отношений между людьми.
1927 – 1939 гг. психолог
Э. Мэйо проводил опыты,
Человеческий фактор - личность, группа, коллектив, общество, включенные в управленческую систему. В конкретном понимании – это внутренний мир людей, их потребности, ценности, интересы, установки. Человеческий фактор определяет сегодня конкурентоспособность и эффективность организации, а издержки на человека рассматриваются не как затраты, а как активы компании. В деятельности современного менеджера социально-экономические и психологические методы управления преобладают над административными. В умении обращаться с людьми сегодня видят суть управления.
Мэйо была создана «теория неформальных групп» и доказано, что задача менеджера найти компромисс с неформальным лидером, не разрушая неформальную группу.
М. Фоллет изучала социально-
А. Маслоу создал «теорию потребностей», призывающую менеджеров изучать потребности сотрудников и искать пути их удовлетворения.
Школа поведенческих наук (бихейвиористская)
Д. МакГрегор разработал теорию «Х» и «У». Он описал 2 типа сотрудников в организации и обосновал 2 соответствующих им стиля руководства.
Теория «Х»:
Человек имеет врожденную неприязнь к работе и старается ее избежать. По причине нежелания работать большинство людей можно заставить осуществлять необходимые действия и затрачивать усилия путем угроз, наказаний, приказов. Человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности и избежать опасных ситуаций. В отношении этих сотрудников предлагается жесткий стиль управления – авторитарный.
Теория «У»
Работа для человека естественна, как игра. Контроль и угроза наказания не единственное средство побуждения к работе, люди могут осуществлять самоконтроль. Ответственность и обязательства по отношению к организации зависят от вознаграждения за результаты труда. Человек не только готов брать на себя ответственность, но даже стремится к этому. По отношению к таким сотрудникам рекомендован демократический стиль управления.
МакГрегор сделал вывод, что управление типа «У» гораздо более эффективно, и задача менеджера - создать условия, чтобы работник, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно достигал своей цели.
Математическая (количественная) школа управления (теория количественных методов, школа исследований операций)
Зародилась в начале 1940-х гг., широко использовалась в годы II Мировой войны.
Характеризуется использованием в менеджменте исследований операций и моделирования.
Исследование операций в области менеджмента – применение количественных методов к проблемам организации. Определив проблему, разрабатывают модель ситуации, которая приближенно отражает существенные свойства реальности, то есть упрощает. Это позволяет придать переменным факторам количественные значения, объективно сравнить и описать каждый фактор и взаимозависимость между ними.
Формирование этой школы связано с учеными, работающими в области системотехники: Бир, Акофф, Форрестер.
Системотехника – прикладная наука, исследующая задачи реального создания сложных управленческих систем.
Процесс построения системы состоит из 6 этапов:
Вывод: Достижения математической школы нашли применение в процессах планирования и контроля, в решении сложных управленческих проблем.
Ограничения в использовании: школа не получила большого развития в середине XX века по следующим причинам:
- низкая информатизация бизнеса;
- увеличение скорости изменений на рынке;
- школа не учитывала
в анализе и прогнозе
Во II половине XX века в менеджменте сложились и получили распространение следующие подходы:
Организация – сложная система, потому что она стремится к достижению нескольких взаимосвязанных целей (маркетинговых, производственных, кадровых, финансовых).
Организация – открытая система, так как она зависит от внешней среды, и успех ее деятельности зависит от того, насколько быстро она адаптируется к изменениям во внешней среде.
Организация – социосистема, так как люди – ее главный внутренний фактор и ресурс.
Управление системой будет эффективным, если в процессе преобразования внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе-входе будет увеличиваться.
В настоящее время системный подход является универсальной методологией менеджмента, суть которой - формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внутренней и внешней среды.
В конце XX в. – начале XXI в. в развитии менеджмента прослеживаются следующие тенденции:
Сложные организации и их характеристики
Формальная организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Организация – сложная система, т. к. она стремится к достижению нескольких взаимосвязанных целей.
Неформальные организации – группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно.
Характеристики сложных организаций:
1.Цели.
2.Структура (плоская или многоуровневая).
3.Горизонтальное разделение труда (специализация).
4.Вертикальное разделение труда (иерархия, координация).
5.Масштаб управления (норма управляемости).
6.Централизация (децентрализация).
Централизация – сосредоточение власти в руках руководителя.
Децентрализация – передача (делегирование) полномочий на другие уровни управления.
7. Размер организации (малые, средние и крупные).
8. Наличие ресурсов (материальных, финансовых, человеческих, информационных).
9.Наличие технологии.
10.Зависимость организации от внешней среды:
Органические (адаптивные) организации – гибко реагируют на изменения внешней среды.
Механистические (бюрократические) организации – слабо реагируют на внешнюю среду.