Курс лекций по дисциплине «Менеджмент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:41, курс лекций

Описание

Основные понятия. Предприниматель и менеджер. Типы менеджеров в организации. Требования к менеджерам. Принципы и методы управленческой деятельности. Школа научного управления.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по менеджменту.doc

— 1.12 Мб (Скачать документ)

11.Роль человека в  организации

Корпоративные организации – человек – рабочая сила.

Индивидуалистские организации – человек – главный актив компании.

12.Необходимость управления.

Составляющие  успеха организации:

1.Выживание (первейшая  задача большинства организаций – выживание, возможность существовать как можно дольше: правительственные комиссии – роспуск после достижения намеченной цели, римская католическая церковь – 2000 лет (рекорд), английская монархия).

2.Результативность и  эффективность: результативность – «делать нужные, правильные вещи», эффективность – «правильно создавать эти вещи» (Apple – производство недорогого, «дружественного» пользователям компьютера («правильные вещи»), McDonald’s – такой способ приготовления гамбургеров, который обеспечивает невысокую себестоимость и устойчиво высокое качество («делать вещи правильно»)).

3.Производительность  – отношение количества единиц  на входе к количеству единиц  на выходе (чем более эффективна  организация, тем выше ее производительность: фирма McDonald’s заняла ведущее положение на рынке благодаря своему высокому уровню производительности; Япония увеличила свою производительность в промышленности и захватила крупную долю рынка автомобилей и электроники в США).

4.Практическая реализация (успешное управленческое решение – то, которое реализуется практически – превращается в действие – результативно и эффективно: Shell, IBM, J&J).

Направленность организации  на успех:

1.Обобщение (установление  общих, присущих всем характеристик  помогает сократить, уменьшить трудности сложной задачи управления большой организацией, позволяет увидеть работу руководителя в целом и взаимодействие компонентов этой работы).

2.Необходимость ситуационного  подхода (определяется ситуационными  переменными: внутренними (характеристика организации) и внешними (факторы среды вне организации)).

3.Необходимость интегрированного  подхода (все ситуационные переменные  и функции управленческого процесса  взаимосвязаны, через процесс  управления руководители создают  и реализуют набор внутренних переменных, т. е. организацию, процесс управления является средством, с помощью которого учитываются факторы внешнего окружения и оценивается успех организации).

4.Нет «правильных»  ответов (руководитель никогда  не может предполагать, что какой-либо конкретный метод или способ, как бы хорошо он ни срабатывал, является «правильным»).

 

Внутренняя  среда организации

Внутренние переменные – ситуационные факторы внутри организации.

Основные переменные в самой организации: цели, структура, задачи, технология, люди.

Цели – конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.

Структура – логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Основные концепции, имеющие отношение к структуре  организации:

1.специализированное  разделение труда

2.сфера контроля.

Задачи – предписанные работы, серия работ или часть работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Задачи организации  делятся на 3 категории:

1) работа с людьми;

2) работа с предметами;

3) работа с информацией.

Технология – сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Классификация технологий по Вудворд:

1.единичное, мелкосерийное  или индивидуальное производство  – одновременно изготавливается только одно изделие или малая серия одинаковых изделий (большие компьютеры IBM, коммерческие «боинги», военные реактивные самолеты, космические корабли, доски для серфинга, прогулочные суда, мебель, одежда);

2.массовое или крупносерийное  производство - изготовление большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи (большинство потребительских товаров);

3.непрерывное производство - использует автоматизированное  оборудование, которое работает  круглые сутки для непрерывного  изготовления одинаковых по характеристикам продукта в больших объемах (переработка нефти, сталелитейное и медеплавильное производство, работа электростанций).

Классификация технологий по Томпсону:

1.многозвенные технологии  – характеризуются серией взаимозависимых задач, которые должны выполняться последовательно (сборочные линии массового производства);

2.посреднические технологии  – характеризуются встречами  групп людей (например, клиентов  или покупателей), которые являются  или хотят быть взаимозависимыми (банковское дело, телефонные компании, бюро по трудоустройству);

3.интенсивная технология  – характеризуется применением  специальных приемов, навыков или услуг, для того чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство (монтаж фильма).

Люди – центральный фактор в любой модели управления, включая и ситуационный подход.

Основные аспекты  человеческой переменной в ситуационном подходе: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп.

Индивидуальные характеристики личности и внешней среды: способности; предрасположенность, одаренность; потребности; ожидания; восприятие; отношение, точка зрения; ценности; влияние среды на личность и поведение; рабочая среда (совокупность всех внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены к потребностям организации: группы), управленческое лидерство.

 

Внешняя среда  в бизнесе

Внешняя среда организации  включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации  и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации.

Характеристики внешней  среды организации:

1. Взаимосвязанность  факторов внешней среды – уровень  силы, с которой изменение одного  фактора воздействует на другие  факторы.

2. Сложность внешней  среды – число факторов, на  которые организация обязана  реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

3. Подвижность среды  – скорость, с которой происходят  изменения в окружении организации.

4. Неопределенность внешней  среды – является функцией  количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации.

Среда прямого воздействия:

- поставщики (материалы,  капитал, трудовые ресурсы, информация);

-  законы и государственные  органы;

- потребители; конкуренты; профсоюзы.

Среда косвенного воздействия:

- технология;

- состояние экономики;

- социокультурные факторы (установки,  жизненные ценности, традиции, стереотипы);

- политические факторы (настроение  администрации, законодательных  органов и судов в отношении  бизнеса, политическая стабильность);

- отношения с местным населением.

Международное окружение:

Разновидности международного бизнеса:

1.Экспорт.

2.Лицензирование.

3.Совместное предприятие.

4.Прямые капиталовложения.

Факторы международной  среды:

1. Культура – господствующая в обществе система разделяемых всеми ценностей, верований, обычаев и преобладающих установок.

2. Экономика (уровень заработной  платы, транспортные расходы,  обменный курс, инфляция, ставка банковского процента, ВНП, налогообложение).

3. Законы и государственное регулирование.

4. Политическая обстановка.

На фирму General Motors напрямую влияют поставщики материалов, используемых в изготовлении автомобилей, законы, регулирующие ценообразование и порядок найма на работу, предпочтения потребителей, а также действия основных конкурентов – фирм Ford, Chrysler, Toyota. General Motors должна реагировать на эти факторы, чтобы удержаться в бизнесе. В то же время такие факторы, как новые технологии, инфляция, экономический спад, а также разоблачения неэтичной деловой практики в прессе журналистом Джеком Андерсоном, приходится, хотя напрямую они не сказываются на каждодневных операциях фирмы, учитывать в интересах компании на будущее.

Стратегическое  планирование в организации

Планирование – главная функция менеджмента, так как определение целей – центральный момент планирования, а для их достижения создается любая организация.

Процесс стратегического  планирования включает следующие этапы:

1. миссия организации;

2. цели организации;

3. анализ внешней среды;

4. анализ потенциала  предприятия;

5. SWOT-анализ и выбор стратегических альтернатив;

6. формирование стратегии  фирмы;

7. реализация стратегии  (тактика, политика, процедуры, правила);

8. реализация и контроль  стратегического плана (бюджет; управление  по целям);

9. оценка стратегии  (оценка структуры).

 

Миссия – обобщающая цель организации в бизнесе. Чтобы ее сформулировать, нужно ответить на вопросы:

1.В чем состоит наш  бизнес?

Миссия всегда направлена во внешнюю среду, так как главные  цели предприятия связаны с потребителями. Потребители определяют, в чем состоит бизнес, а их готовность платить за товар или услугу превращает экономические ресурсы в богатство. То, что покупатель покупает и считает ценностью, имеет решающее значение для предприятия и его процветания. Покупатель никогда не считает ценностью продукт, ценность – это то, что продукт (услуга) для него делают, какую потребность удовлетворяют. Бизнес определяется не уставом, названием предприятия, не договорами, а удовлетворенностью, которую получает потребитель, покупая продукт или услугу.

2.Кто наш покупатель?

Вопрос связан со стратегией сегментации, так как потребности  целевых сегментов различаются между собой, и их надо учитывать до производства товара.

3.Где наш потребитель,  в каком месте он желает  делать покупки?

4.В чем ценность  нашего товара (услуги) для покупателя, чем он отличается от товара (услуги) конкурентов?

5.Чем будет наш бизнес  в перспективе, чем он должен  стать?

Предприятие разрабатывает  миссию в 3-х вариантах:

- расширенный (философия  предприятия для внутреннего  пользования);

- сокращенный (для общения с контрагентами);

- лозунговый.

Миссия выражается в  терминах, имеющих общий, относительный  характер, отражающих образ предприятия, его смысл существования в бизнесе.

Миссия содержит следующие компоненты:

  1. Продукты (услуги), которые производит фирма (каковы они)
  2. Категории целевых потребителей (кто является целевыми сегментами фирмы)
  3. Потребности потребителей, которые удовлетворяет фирма (в чем ценность продукта (услуги) для потребителя)
  4. Целевые рынки (какие географические регионы обслуживает фирма)
  5. Технология (ориентация на новейшие или традиционные технологии)
  6. Приоритеты выживания, роста прибыльности (нацелена компания на выживание, поддержание существующего уровня прибыльности или на рост, высокую прибыльность и агрессивную конкуренцию)
  7. Философия фирмы (важнейшие ценности, устремления и этические принципы компании)
  8. Конкурентные преимущества (отличительные особенности и стратегические преимущества фирмы по сравнению с конкурентами)
  9. Публичный имидж (участие фирмы в решении неэкономических проблем (социальных, экологических и др.))
  10. Отношение к работникам, занятым в компании (достойная и справедливая компенсация их труда, возможность их образования и развития, рассмотрение их как достояние, человеческую ценность)
  11. Отношение к акционерам и собственникам (выплата декларированных дивидендов)

В сокращенном варианте миссии должны быть компоненты, касающиеся потребителей и сотрудников предприятия.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Менеджмент»