Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:41, курс лекций
Основные понятия. Предприниматель и менеджер. Типы менеджеров в организации. Требования к менеджерам. Принципы и методы управленческой деятельности. Школа научного управления.
11.Роль человека в организации
Корпоративные организации – человек – рабочая сила.
Индивидуалистские организации – человек – главный актив компании.
12.Необходимость управления.
Составляющие успеха организации:
1.Выживание (первейшая задача большинства организаций – выживание, возможность существовать как можно дольше: правительственные комиссии – роспуск после достижения намеченной цели, римская католическая церковь – 2000 лет (рекорд), английская монархия).
2.Результативность и эффективность: результативность – «делать нужные, правильные вещи», эффективность – «правильно создавать эти вещи» (Apple – производство недорогого, «дружественного» пользователям компьютера («правильные вещи»), McDonald’s – такой способ приготовления гамбургеров, который обеспечивает невысокую себестоимость и устойчиво высокое качество («делать вещи правильно»)).
3.Производительность
– отношение количества единиц
на входе к количеству единиц
на выходе (чем более эффективна
организация, тем выше ее
4.Практическая реализация (успешное управленческое решение – то, которое реализуется практически – превращается в действие – результативно и эффективно: Shell, IBM, J&J).
Направленность организации на успех:
1.Обобщение (установление
общих, присущих всем
2.Необходимость ситуационного
подхода (определяется
3.Необходимость
4.Нет «правильных» ответов (руководитель никогда не может предполагать, что какой-либо конкретный метод или способ, как бы хорошо он ни срабатывал, является «правильным»).
Внутренняя среда организации
Внутренние переменные – ситуационные факторы внутри организации.
Основные переменные в самой организации: цели, структура, задачи, технология, люди.
Цели – конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
Структура – логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Основные концепции, имеющие отношение к структуре организации:
1.специализированное разделение труда
2.сфера контроля.
Задачи – предписанные работы, серия работ или часть работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Задачи организации делятся на 3 категории:
1) работа с людьми;
2) работа с предметами;
3) работа с информацией.
Технология – сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.
Классификация технологий по Вудворд:
1.единичное, мелкосерийное
или индивидуальное
2.массовое или крупносерийное производство - изготовление большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи (большинство потребительских товаров);
3.непрерывное производство
- использует автоматизированное
оборудование, которое работает
круглые сутки для
Классификация технологий по Томпсону:
1.многозвенные технологии
– характеризуются серией
2.посреднические технологии
– характеризуются встречами
групп людей (например, клиентов
или покупателей), которые являются
или хотят быть
3.интенсивная технология – характеризуется применением специальных приемов, навыков или услуг, для того чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство (монтаж фильма).
Люди – центральный фактор в любой модели управления, включая и ситуационный подход.
Основные аспекты человеческой переменной в ситуационном подходе: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп.
Индивидуальные характеристики личности и внешней среды: способности; предрасположенность, одаренность; потребности; ожидания; восприятие; отношение, точка зрения; ценности; влияние среды на личность и поведение; рабочая среда (совокупность всех внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены к потребностям организации: группы), управленческое лидерство.
Внешняя среда в бизнесе
Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации.
Характеристики внешней среды организации:
1. Взаимосвязанность
факторов внешней среды –
2. Сложность внешней среды – число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.
3. Подвижность среды
– скорость, с которой происходят
изменения в окружении организа
4. Неопределенность внешней среды – является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации.
Среда прямого воздействия:
- поставщики (материалы,
капитал, трудовые ресурсы,
- законы и государственные органы;
- потребители; конкуренты; профсоюзы.
Среда косвенного воздействия:
- технология;
- состояние экономики;
- социокультурные факторы (
- политические факторы (
- отношения с местным населением.
Международное окружение:
Разновидности международного бизнеса:
1.Экспорт.
2.Лицензирование.
3.Совместное предприятие.
4.Прямые капиталовложения.
Факторы международной среды:
1. Культура – господствующая в обществе система разделяемых всеми ценностей, верований, обычаев и преобладающих установок.
2. Экономика (уровень заработной платы, транспортные расходы, обменный курс, инфляция, ставка банковского процента, ВНП, налогообложение).
3. Законы и государственное
4. Политическая обстановка.
На фирму General Motors напрямую влияют поставщики материалов, используемых в изготовлении автомобилей, законы, регулирующие ценообразование и порядок найма на работу, предпочтения потребителей, а также действия основных конкурентов – фирм Ford, Chrysler, Toyota. General Motors должна реагировать на эти факторы, чтобы удержаться в бизнесе. В то же время такие факторы, как новые технологии, инфляция, экономический спад, а также разоблачения неэтичной деловой практики в прессе журналистом Джеком Андерсоном, приходится, хотя напрямую они не сказываются на каждодневных операциях фирмы, учитывать в интересах компании на будущее.
Планирование – главная функция менеджмента, так как определение целей – центральный момент планирования, а для их достижения создается любая организация.
Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:
1. миссия организации;
2. цели организации;
3. анализ внешней среды;
4. анализ потенциала предприятия;
5. SWOT-анализ и выбор стратегических альтернатив;
6. формирование стратегии фирмы;
7. реализация стратегии (тактика, политика, процедуры, правила);
8. реализация и контроль стратегического плана (бюджет; управление по целям);
9. оценка стратегии (оценка структуры).
Миссия – обобщающая цель организации в бизнесе. Чтобы ее сформулировать, нужно ответить на вопросы:
1.В чем состоит наш бизнес?
Миссия всегда направлена во внешнюю среду, так как главные цели предприятия связаны с потребителями. Потребители определяют, в чем состоит бизнес, а их готовность платить за товар или услугу превращает экономические ресурсы в богатство. То, что покупатель покупает и считает ценностью, имеет решающее значение для предприятия и его процветания. Покупатель никогда не считает ценностью продукт, ценность – это то, что продукт (услуга) для него делают, какую потребность удовлетворяют. Бизнес определяется не уставом, названием предприятия, не договорами, а удовлетворенностью, которую получает потребитель, покупая продукт или услугу.
2.Кто наш покупатель?
Вопрос связан со стратегией сегментации, так как потребности целевых сегментов различаются между собой, и их надо учитывать до производства товара.
3.Где наш потребитель, в каком месте он желает делать покупки?
4.В чем ценность нашего товара (услуги) для покупателя, чем он отличается от товара (услуги) конкурентов?
5.Чем будет наш бизнес в перспективе, чем он должен стать?
Предприятие разрабатывает миссию в 3-х вариантах:
- расширенный (философия предприятия для внутреннего пользования);
- сокращенный (для общения с контрагентами);
- лозунговый.
Миссия выражается в терминах, имеющих общий, относительный характер, отражающих образ предприятия, его смысл существования в бизнесе.
Миссия содержит следующие компоненты:
В сокращенном варианте миссии должны быть компоненты, касающиеся потребителей и сотрудников предприятия.