Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:41, курс лекций
Основные понятия. Предприниматель и менеджер. Типы менеджеров в организации. Требования к менеджерам. Принципы и методы управленческой деятельности. Школа научного управления.
Излишняя централизация ущемляет инициативу руководителей более низкого звена.
Составная часть децентрализации – делегирование полномочий.
Делегирование полномочий – процесс передачи полномочий нижестоящим руководителям для выполнения определенных задач. Цель делегирования полномочий – сделать возможной децентрализацию в том случае, когда масштабы управления слишком велики (передаются только полномочия, ответственность остается у руководителя).
Методы передачи полномочий – устная или письменная форма.
Принципы передачи полномочий:
1.передача полномочий
должна осуществляться в
2.передача полномочий
должна осуществляться по
3.каждый руководитель принимает решения в пределах полномочий. Все, что выше его компетентности, передается на высший уровень управления.
Существует 5 причин, по которым руководители не хотят делегировать полномочия:
1.Заблуждение: «Я это сделаю лучше».
2.Отсутствие способности руководить.
3.Отсутствие доверия к подчиненным.
4.Боязнь риска.
5.Отсутствие выборочного
контроля для предупреждения
руководства о возможной
Существует 6 причин, по которым подчиненные не хотят, чтобы полномочия делегировались:
1.Подчиненный считает удобнее спросить босса, что делать, чем самому решить проблему.
2.Подчиненный боится
критики за совершенные ошибки.
Поскольку большая ответственно
3.У подчиненного отсутствуют
информация и ресурсы,
4.У подчиненного уже больше работы, чем он может сделать, или же он считает, что это так на самом деле.
5.У подчиненного отсутствует уверенность в себе.
6.Подчненному не предлагается
каких-либо положительных
Преимущества централизованного управления:
1.лучший контроль за деятельностью предприятия
2.устранение дублирования
3.более эффективное использование кадров, оборудования, площадей.
Недостатки централизованного управления:
1.увеличение документации
2.накопление срочных вопросов
3.рост бюрократизма
4.задержки в принятии решений, особенно на рабочем месте
5.принятие решений теми, кто не знаком с ситуацией на предприятии.
6.жизненный цикл организации – период, в течение которого организация проходит стадии своего функционирования: создание, рост, зрелость, упадок – это предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной последовательностью.
Стадия создания организации – недостаточно четкие цели, простая структура, работа выполняется совместно, основные усилия направлены на выживание в условиях рынка. Руководитель должен:
- изучить рынок и спрос
- собрать информацию о конкурентах, сопоставить со своими возможностями и выбрать стратегию
- взвесить целесообразность увеличения потенциала своей фирмы
- принять меры по
привлечению дополнительных
- рационально организовать управленческий процесс.
Стадия роста – развитие инновационных процессов, формирование миссии, выделение видов деятельности для специализации, появляется необходимость иерархии и делегирования полномочий. Руководитель должен:
- развивать заинтересованность рабочих и решать социальные проблемы
- обеспечить баланс между текущей и перспективной деятельностью
- обеспечить баланс
между повышением качества
- оптимизировать соотношение
«централизация –
Стадия зрелости – более сложная структура, выше степень специализации, усиление централизации, рост роли высшего руководства, упор на эффективность вложений и стабильность. Руководитель должен:
- систематически следить
за поведением конкурентов и
вовремя начать работу по освое
- периодически и своевременно
корректировать структуру
- создать условия для закрепления интеллектуального потенциала организации.
Стадия спада – падение спроса на продукцию, рост числа конфликтов, организация не соответствует окружению, снижение прибыльности, рост значения роли цены и качества в конкурентной борьбе. Руководитель должен:
- рассмотреть возможности экономии всех ресурсов
- сосредоточить деятельность фирмы на направлении, которое сулит максимальную отдачу через минимальное время
- сузить номенклатуру
- изучить возможности слияния с другими компаниями
- приступить к изменениям
в методах управления
Организация как предприятие
Виды организаций:
1)по форме собственности в соответствии с ГК РФ: государственная, муниципальная, частная, общественная, со смешанной формой собственности.
2)по видам деятельности:
хозяйственная (работающая в
3)по прибыли: коммерческая (основная цель – получение прибыли) и некоммерческая (другие цели).
Структура организации
Структура – способ организации элементов (подразделений) внутри предприятия (организации). Характер взаимодействия элементов организационной структуры описывают на 3-х уровнях:
1.организация – внешняя среда: механистические (бюрократические) и органические (адаптивные).
2.подразделение – подразделение (департаментализация): линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные 3-х видов (продуктовые, территориальные, потребительские), проектные, матричные и все новые виды структур.
3.человек – организация: корпоративные и индивидуалистские.
1 уровень: «организация – внешняя среда»
Механистические (бюрократические) организации были описаны в начале 20 в. Максом Вебером:
- организация действует по правилам и процедурам, установленным высшим руководством для контроля
- рабочий подчиняется
управленческой должности, а
- каждый рабочий узко специализируется в работе, имеет четко очерченные обязанности, необходимые права и власть для принуждения
- организация построена по иерархическому принципу: нижестоящий уровень под контролем вышестоящего
- найм на работу – по требованиям квалификации, что защищает от произвольных увольнений.
Современные организации в большинстве своем являются вариантами бюрократической организации: они не способны к внедрению новшеств, в них недостаточно мотивированы сотрудники, слишком много формальных норм и правил, они не могут гибко подстраиваться под изменения рынка.
Органические организации характеризуются:
- слабым использованием формальных правил и процедур
- децентрализацией власти
- небольшим количеством уровней иерархии
- широкой специализацией в работе
- неформальными отношениями.
Они быстро адаптируются к изменениям среды и являются более гибкими. Большинство специалистов критикует механистический подход и в органическом видит будущее организаций.
2 уровень:
«подразделение –
Департаментализация – процесс деления организации на блоки – отделы, сектора, группы.
На заре машинного производства появилась простая организация, содержащая только вертикальные связи управления – линейная. В ней работы однотипны, она используется в армии, в учебных заведениях, в мелком бизнесе.
Линейные структуры характеризуются четким единоначалием – каждый руководитель и каждый рабочий подчинен только одному вышестоящему лицу.
Руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных подразделений. Каждый руководитель должен быть высококвалифицированным специалистом и обладать разносторонними знаниями.
Линейная структура не обеспечивает решения сложных задач и в чистом виде применяется очень ограниченно в стадии развития бизнеса.
Функциональные структуры
В связи со специализацией, существующей традиционно в производстве с начала 20 в., на фирме выделяют основные блоки деятельности: маркетинг, производство, финансы, кадры.
В зависимости от важности
выполняемых задач
Преимущества функциональной структуры:
1.глубокая специализация по направлениям деятельности
2.высокая централизация при принятии решений
3.сосредоточение ресурсов в центре для оперативного применения.
Все это обеспечивает
наилучшие условия для
Функциональная структура
не походит для организаций с
широкой номенклатурой
Преимущества линейно-функциональных структур:
1.стимулируют деловую
и профессиональную
2.уменьшают дублирование
усилий и потребление
3.улучшают координацию в функциональных областях.
Недостатки линейно-функциональных структур:
1.отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями.
2.в большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной.
В линейно-функциональных структурах переплетается выполнение узко специализированных функций с линейной системой подчиненности и ответственности за непосредственное выполнение задач по исследованию, производству и финансированию продукции.
Многолетний опыт функционирования этих структур до 70-х гг. 20 в. показывает, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяемые функции и задачи. Эти структуры не обладают достаточной гибкостью в быстро меняющейся внешней среде.
Характеристики и условия эффективного применения механистического и органического подходов в проектировании организации
Механистический тип организации |
Органический тип организации | |
Характеристики |
Узкая специализация в работе Работа по правилам Четкие права и ответственность Ясность в уровнях иерархии Объективная система вознаграждения Объективные критерии отбора кадров Отношения формальные и носят официальный характер |
Широкая специализация в работе Мало правил и процедур Амбициозная ответственность Уровни управления размыты Субъективная система Субъективные критерии отбора кадров Отношения неформальные и носят личностный характер |
Условия |
Несложное стабильное окружение Цели и задачи известны Задачи поддаются делению Задачи простые и ясные Работа измеряема Оплата труда мотивирует
Признается данная власть |
Сложное нестабильное окружение Неопределенность целей и задач Задачи не имеют четких границ Задачи сложные Работу измерить сложно Мотивирование потребностей верхнего уровня Авторитет власти завоевывается |