Курс лекций по дисциплине «Менеджмент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:41, курс лекций

Описание

Основные понятия. Предприниматель и менеджер. Типы менеджеров в организации. Требования к менеджерам. Принципы и методы управленческой деятельности. Школа научного управления.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по менеджменту.doc

— 1.12 Мб (Скачать документ)

- принимать решения  в условиях неопределенности;

- демонстрировать самостоятельность  и ответственность;

- интенсивно овладевать  новыми знаниями в области маркетинга, финансов, персонала.

 

Перспективная модель менеджера ХХI века

Основные проблемы ХХI века

  1. интернационализация экономик всех стран (глобализм), следовательно, ужесточение конкуренции;
  2. эффективность деятельности предприятия будет зависеть от 3-х составляющих: ориентации на потребителей, качества и производительности;
  3. определяющим влиянием на бизнес будут обладать 3 фактора в области информационных технологий: Интернет и глобальные сети, электронная коммерция, мобильная вычислительная техника;
  4. повышаются требования к квалификации сотрудников (главные качества – гибкость и креативность (способность к творчеству));
  5. изменения в ценностных ориентациях сотрудников (работа – это не только средство заработка, но и инструмент саморазвития);
  6. все большее влияние будет уделяться этике бизнеса (на 1-й план выдвигается понятие морали).

В настоящее время  определились следующие характеристики менеджера, составляющие основу новой модели менеджера XXI века:

  • менеджер - глобальный стратег, способный планировать деятельность организации с учетом будущего развития рынка;
  • менеджер должен обладать приспособляемостью к изменениям, упреждать тенденции в бизнес-среде, искать новые способы удовлетворения потребностей;
  • менеджер должен использовать современные методы технологий в процессе управления организацией;
  • развитое мышление в критических ситуациях – способность найти причины, оценить, решить проблемы;
  • творческая деятельность, основанная на постоянном саморазвитии и самообучении;
  • работа в команде с использованием эффекта синергизма;
  • менеджер – лидер. Лидерство рассматривается как способность активизировать деятельность сотрудников, влиять на людей для достижения поставленной цели, использовать их потенциал;
  • постоянное самообучение и саморазвитие.

 

 

Критерии  оценки менеджеров

Выделяют организационно-экономические  и социально-психические критерии оценки деятельности менеджеров:

Экономические критерии оценки: прибыльность, производительность, качество продукции, нововведения, стабильность существования фирмы.

Социально-психологические критерии оценки: удовлетворенность трудом, мотивация членов коллектива, авторитет руководителя в коллективе, самооценка коллектива.

 

Принципы и  методы управленческой деятельности

Принцип (с лат. «начало, основа») трактуется как основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки. В менеджменте выделяют следующие основные принципы:

1. принцип «хамелеона»  (ситуационный подход);

2. необходимость управлять  всеми функциями организации  через общие принципы администрирования (Файоль);

3. разделение управления  на 3 уровня;

4. повышение эффективности.

Методы управленческой деятельности:

1. организационные методы  – создают необходимые условия  для функционирования организации:  при их посредстве организация  учреждается, ориентируется во времени и в пространстве, регламентируется ее деятельность;

2. административные методы:

- регламентация функций,  прав, обязанностей, затрат, нормативов  качества, элементов системы менеджмента  в нормативных актах (приказы,  стандарты, инструкции);

- система законодательных актов страны и региона (КЗоТ);

- система планов, программ, заданий;

- система оперативного  руководства.

3. экономические методы  – предполагают не прямое, как  административные, а косвенное воздействие на организацию:

- методы, регулируемые  федеральными и региональными органами (налоговая, таможенная системы);

- методы, регулируемые  фирмой или вышестоящей организацией (экономические нормативы производительности труда, эффективности, система материального поощрения, фондоемкость);

4. социально-психические  методы – направлены на управление  социально-психическими процессами в коллективе для достижения цели организации при условии сохранения здоровья рабочих, хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов;

5. сетевые методы –  графо-аналитические методы управления процессами создания любых систем;

6. балансовые методы  – в табличной, графической  (ленточный, столбиковый график, диаграмма) формах. Разрабатываются  финансовые, материальные, трудовые, продуктовые  и организационные балансы.

На практике все управленческие методы применяются во взаимосвязи, дополняя друг друга в конкретных ситуациях.

 

История менеджмента

Развитие  управления в древних организациях

Свершения крупных организаций  в древности ясно указывают, что  они имели формальную структуру, в которой можно выделить уровни управления. Висячие сады Вавилона, инкский город Мачу-Пикчу и пирамиды Египта могли появиться на свет только вследствие координированных организованных усилий. Задолго до рождения Христа существовали и крупные политические организации. Македония при Александре Великом, Персия, а позднее Рим простирались от Азии до Европы. Руководителями этих организаций были короли и генералы.

Шли годы, управление некоторыми организациями становилось все  более четким и все более сложным, а сами организации становились все более сильными и все более устойчивыми. Хорошим примером тому может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет. Римские легионы с четкой структурой управления, состоящей из генералов и офицеров, подразделением армий на дивизии, планированием и дисциплиной, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, через государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму, строились дороги, чтобы ускорить связь с Римом. Связь – это очень важная составляющая успеха организации. Знаменитые дороги. Которые кое-где используются и сейчас, помогали собирать налоги и дань в пользу императора. И, что еще более важно, хорошие дороги позволяли легионам, размещенным внутри страны, быстро связываться с окраинными провинциями, если местные жители или местная администрация восставали против римского правления.

Формы почти всех видов  проявления современного управления можно  проследить в этих огромных процветающих организациях древности, но в целом, характер и структура управления в те времена отличалась от сегодняшних. Например, пропорции между руководителями и неруководителями была гораздо меньшей, было меньше руководителей среднего звена. Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, которые сами принимали практически все важные решения. Очень часто руководство осуществлялось одним человеком, это был как бы театр одного актера. Если лицо на верхнем уровне управления (а это почти всегда был мужчина) был хорошим лидером и правителем, как Юлий Цезарь, или Адриан, тогда все шло более или менее гладко. Когда к власти приходил такой неумелый руководитель, как Нерон, жизнь могла погрузиться во мрак.

Были в истории примеры  организаций, которые управлялись так же, как организации управляются и в наше время. Ярким примером тому является римская католическая церковь. Простая структура: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник, определенная еще основателями христианства, успешно функционирует и в настоящее время и является более «современной», чем структура многих организаций, появившихся только сегодня. Может быть, это и есть существенная причина того, что римская католическая церковь процветает на протяжении многих веков, в то время как появлялись и исчезали и отдельные деловые организации, и целые народы. Современные военные организации тоже во многих отношениях удивительно похожи на организации древнего Рима. Но, в целом, управление и организации в древности значительно отличались от современных.

Сравнение старой и новой организации.

Старая организация

Современная организация

Малое количество крупных  организаций, отсутствие гигантских организаций.

Большое количество чрезвычайно  мощных крупных организаций, как  коммерческих, так и некоммерческих.

Относительно небольшое  количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена.

Большое количество руководителей, большое количество руководителей среднего звена.

Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности.

Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности.

Занятие руководящих  постов в организации и чаще всего  по праву рождения или путем захвата силой.

Занятие руководящих  постов в организации чаще всего  по праву компетентности с соблюдением  законности и порядка.

Малое количество людей, способных принимать важные для  организации решения.

Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения.

Упор на приказ и интуицию.

Упор на коллективную работу и рациональность.


Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX века никто не задумывался о том, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими.

Даже прагматическое проявление преимуществ, проистекающих из эффективного управления организацией, едва ли вызвало истинный интерес к способам и средствам управления («замечательный социальный эксперимент Роберта Оуэна в Шотландии).

 

2.Школы управления  и подходы к управлению

В истории менеджмента  выделяют 5 школ и 3 подхода:

1.школа научного управления (1885-1920 гг.);

2.административная (классическая) школа (1920-1950 гг.);

3.школа человеческих отношений  (неоклассическая) (1930-1950 гг.);

4.школа поведенческих  наук (бихейвиористская) (1950-е гг. –  настоящее время);

5.школа науки управления (математическая школа, количественная  школа) (конец 1940-х гг. – настоящее  время).

Подходы:

1.процессный;

2.системный;

3.ситуационный.

Школа научного управления

Представители: Ф. Тейлор (основатель менеджмента), Ф. и Л. Гилбреты, Г. Гантт, Г.Форд, Эмерсон

Основные этапы деятельности Тейлора:

В 1911 г. в книге «Принципы  научного менеджмента» Тейлор сформулировал  основные положения и принципы научного менеджмента (тейлоризма), суть которых заключается в следующем:

  1. создание научного фундамента, заменяющего старые чисто практические методы работы (изобретение нормирование и дифференцированной системы оплаты труда; открытие метода изучения времени и движений – хронометраж; введение способа расчленения и рационализации трудовых приемов (операции, переходы);
  2. отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев и профессионального обучения;
  3. сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ;
  4. равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами; отделение управления от производства; создание профессии менеджера.

Последователи Тейлора:

Генри Гантт (американский инженер) – явился первооткрывателем  в области оперативного и календарного планирования деятельности предприятия; разработал систему плановых графиков (графики Гантта), позволяющих осуществлять контроль за сделанной работой и составлять календарный план на будущее; разработал систему заработной платы с элементами сдельной и повременной оплаты труда.

Френк и Лилиан Гилбреты – разработали систему научных движений для оптимального выполнения любой работы; впервые применили фотоаппарат и кинокамеру для исследования движений рабочих; научно обосновали формирование норм выработки;

Лилиан Гилбрет первой начала заниматься вопросами управления кадрами; в 1915 г. стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии.

Гаринтон Эмерсон –  опубликовал в 1912 г. книгу «12 принципов  производительности», где сформулировал 12 принципов управления, обеспечивающих рост производительности труда. Он сказал: «Работать напряженно – значит, прилагать к делу максимальные усилия, работать производительно – значит, прилагать к делу минимальные усилия».

Генри Форд

Основные положения  фордизма:

  1. высоко оплачивать труд каждого работника и следить за тем, чтобы он не работал более 48 часов в неделю;
  2. одна из целей промышленности не только снабжать потребителей, но и создавать их;
  3. обеспечить наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучить людей уважать окружающих и самих себя;
  4. индустрия должна иметь своих высококвалифицированных генералов;
  5. «Каждому американцу дешевый автомобиль!» - цель предпринимательской деятельности.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Менеджмент»