Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:41, курс лекций
Основные понятия. Предприниматель и менеджер. Типы менеджеров в организации. Требования к менеджерам. Принципы и методы управленческой деятельности. Школа научного управления.
В 50-х гг. в мире индустриальную эру сменила информационная эра, для которой характерны быстрое развитие сферы обслуживания, информационных услуг, гибких технологий, диверсификация деятельности, ориентация на меняющийся спрос при небольших и нестабильных рынках. В этих условиях громоздкие бюрократические структуры оказались малоэффективными. Передовые предприятия отказались от конвейерной системы, от узкой специализации трудовых операций и перешли к всесторонней интеграции на основе совмещения профессий и быстрой смены видов деятельности.
Линейно-функциональная структура не отвечала новому способу хозяйственной деятельности. Основа крупных фирм – не гигантские заводы, а система мелких и средних предприятий, деятельность которых была организована по-новому. Новая структура получила название дивизиональной и в ней деление по подразделениям происходит уже не по функциям, а:
- по видам товаров – дивизиональная продуктовая
- по территории – территориальная дивизиональная (рыночная)
- по группам потребителей
– дивизиональная
Но функциональная структура в дивизиональной не исчезла, она как бы оказалась спущенной этажом ниже, где ее используют средние и мелкие предприятия. В результате повысилась автономность подразделений (статус фирм, бизнес-центров).
В условиях дивизиональной структуры фирма несет в себе определенную сумму функциональных структур. Сама фирма приобретает положение «центра прибыли». Центры наделены правом принимать решения в области маркетинга, производства, поставок и т. д. На базе цехов (участков) создавались «центры издержек производства», которые самостоятельно определяли внутризаводские цены на базе экономических расчетов. В дивизиональной структуре общие организационные функции сосредоточены в штаб-квартире. В результате усиливаются стратегические аспекты в деятельности фирмы.
Дивизиональная структура имеет 3 разновидности:
1.в продуктовой структуре
– отделения, связанные с
2.в территориальной
структуре – отделения полность
3.в рыночной (потребительской)
структуре – ориентация на
определенные рынки (потребител
В особо крупных и сильно диверсифицированных фирмах используется холдинговая структура. Отделения в ней имеют неограниченную свободу деятельности, являются самостоятельными фирмами с собственными названиями, но они жестко привязаны к центру финансовой зависимостью, т. к. контрольный пакет акций принадлежит головной фирме.
Разновидность дивизиональной структуры – инновационная. Все предприятия фирмы такой структуры делятся на 2 группы:
- предприятия, выпускающие высокоприбыльную традиционную продукцию
- предприятия, осваивающие принципиально новую продукцию, требующую огромных предварительных затрат и связанную с убытками в течение продолжительного времени. Эти фирмы внимательно отслеживают нововведения на рынке, чтобы вовремя освоить новые товары, то есть критерий деятельности – не прибыль, а освоение в короткий срок новых технологий.
Группирование подразделений вокруг «результата» разрешило ряд организационных проблем:
1.произошел сдвиг внимания к конечному результату (продукции, потребителю, рынку), что повлияло на качественные характеристики продукции, следовательно, на увеличение прибыли;
2.оператиный уровень
управления, концентрирующийся вокруг
конкретного продукта, был отделен
от стратегического,
3.улучшилась координация функционального обслуживания, меньше конфликтов, больше сплоченности персонала;
4.повысилась ответственность руководителя продукта, что привело к децентрализации, к развитию инициативы.
Недостатки дивизиональной структуры:
1) «продуктивизм» - противопоставление целей продукции общим целям организации
2) дублирование в работе
– увеличение численности –
неэффективное использование ре
3) трудность контроля сверху
4) рабочий выполняет много ролей и обязанностей – растет стресс.
Дивизиональная структура сохранила недостатки бюрократической: высокую степень разделения труда, развитую иерархию управления, наличие многочисленных норм и правил поведения персонала, подбор кадров по профессиональным критериям.
В результате утрачивалась гибкость деятельности фирмы, ее способность генерировать новые идеи, откликаться быстро на конъюнктуру рынка – уже в конце 70-х гг. в условиях огромного темпа изменений в технике, технологии, рынках бюрократическая структура фирмы сковывала ее прогрессивное развитие. Чтобы реагировать на изменения окружающей среды и успешно отвечать на вызовы конкурентов, были созданы адаптивные организационные структуры, которые могли быть модифицированы в соответствии с изменениями внутренних и внешних условий организации. Такие структуры назвали органическими. Началось их развитие с проектных структур.
Проектная организация – временная структура, создаваемая для решения конкретных проектов. Смысл – собрать в одну «команду» самых квалифицированных сотрудников для выполнения сложного проекта в установленные сроки с заданным качеством. Команду возглавляет руководитель проекта, который несет всю полноту ответственности за результаты работы. После завершения работы команда распускается. Проекты в чистом виде – самостоятельные организации, но для их создания требуются большие ресурсы, что не всегда под силу мелким организациям.
Проекты обладают высокой результативностью, поэтому в 50-е гг. американскими авиакосмическими фирмами была придумана матричная структура. Ее члены подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям подразделений.
Руководитель каждого проекта обладает властью, ресурсами в рамках проекта и полностью отвечает за его результаты. Главное преимущество матричной системы – высокая способность к адаптации (к изменению среды), гибкое использование кадров, высокая результативность.
Недостатки матричной структуры:
1)система двойного
подчинения – источник
2)структура очень сложна во внедрении, требует высокой организационной культуры и специальной подготовки рабочих;
3)группы не являются
устойчивыми подразделениями,
Матричные структуры создаются, когда стратегия фирмы ориентирована на:
- получение высококачественного результата
- большое число проектов
- область высоких технологий
- настолько сложные
проекты, что недостатки
- производства, в которых
необходим централизованный
В матричной структуре
выделяют функциональную и проектную
часть структуры. Функциональная часть
– обеспечение проекта
3 уровень: «человек – организация»
Организационные структуры
делят на корпоративные и
Основные характеристики
индивидуалистской и
Корпоративная организация |
Индивидуалистская организация |
1.объединение людей
через их разъединение по социа 2.монополия и стандартизация в деятельности организации 3.доминирование иерархических властных структур, интересы согласовываются лидерами 4.создание и поддержание
дефицита возможностей и 5.субъект интереса – группа, коллектив или вся организация 6.организация отвечает за человека, суверенитет организации, свобода для организации 7.принцип большинства или старшинства в принятии решений 8.интересы производства определяют интересы воспроизводства самого человека 9.двойная мораль (личная и организации) в поведении
10.лояльность по отношению к организации 11.человек для работы |
1.свободное, открытое
и добровольное объединение 2.сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов и групп в организации 3.господство принципа
увязки интересов всех членов
в рамках демократического 4.поддеживаемое руководством
обеспечение поиска 5.субъект интереса - личность
6.человек отвечает сам за себя, суверенитет личности, свобода для личности 7.принцип меньшинства или право вето в принятии решений 8.интересы производства
определяются интересами 9.общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении 10.лояльность по отношению к своим убеждениям 11.работа для человека |
Процесс формирования и изменения организационной структуры – в значительной мере универсальный процесс, в котором можно выделить 3 укрупненные стадии:
1)формирование общей структурной схемы аппарата управления
2)разработка состава
основных подразделений и
3)регламентация
В процессе деятельности под воздействием внешних и внутренних условий у организации появляется необходимость изменения своей организационной структуры – реорганизация (реструктурирование). Эти понятия относятся к структуре организации в целом, но возможно и реструктурирование отдельных элементов и подсистем организации (управление запасами и маркетинговая подсистема). Можно выделить следующие этапы проектирования организационных структур:
1.деление организации
по горизонтали на широкие
блоки, соответствующие
2.распределение видов деятельности по линейным и штабным подразделениям
3.регламентация соотношения
полномочий различных
4.определение должностных
обязанностей по конкретным
Проектирование организационных структур осуществляется при наличии следующих типичных проблем:
1)структура организации
не базируется на
2)многопрофильность
3)не соблюдаются и не анализируются нормы управляемости
4)не выполняются или дублируются отдельные функции управления
5)отсутствуют или устарели Положения о подразделениях и должностных лицах
6)структура очень жесткая, слабо реагирует на изменения и не проявляет гибкость
7)диспропорции в численности и загрузке подразделений.
Если фирма хочет достичь успеха, необходимо «встряхивать бюрократический горшок»: менять функции, переставлять должности, менять самих людей.
Параметры эффективности организации
Так как фирма рассматривается в менеджменты как операционная система, необходимо оценивать эффективность каждой операции и фирмы в целом. Эффективность операции рассчитывается по формуле: ЭО = С/З, где С – рыночная стоимость производственных выходов, З – затраты организации на израсходованные входы).
С определяется: количеством выпущенной продукции, соответствием ассортимента продукции спросу, своевременностью выхода на рынок продукции, гибкостью производственной системы для удовлетворения различных запросов.
З определяется: количеством материалов; затратами на хранение запасов; издержками, возникшими при недостаче или низком качестве материалов; издержками на з/п, в т. ч. сверхурочные работы; издержками на информационное обеспечение; издержками на финансовое обеспечение.
Организации будущего
Процесс перехода к фирмам
будущего осуществляется в мире с
середины 20 в., а в РФ – с начала
21 в. Суть этого процесса – преодоление
недостатков бюрократических
- все подразделения
организации получают право
-сами подразделения
превращаются в «центры
Новые типы организаций, успешно действующие в информационной сфере: эдхократические, многомерные, партисипативные, ориентированные на рынок и предпринимательского типа.
Эдхократические организации
Применяются к нестандартным и сложным работам, трудно определяемым и быстро меняющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на иерархии. Эдхократия – управленческий стиль и организационный дизайн, главное качество работника – компетентность.
Эдхократия характеризуется:
1.высокой степенью свободы в действиях рабочих
2.работой в области высоких и сложных технологий, где требуется творчество, новаторство
3.рабочие являются
высококвалифицированными
4.структура имеет
5.право принимать решения
и власть основаны на экспертны
6.финансовый контроль сверху
7.система вознаграждения
строится на экспертных
8.отношения по вертикали и горизонтали неформальные.
Эти структуры используются в следующих отраслях: консультационной, нововведенческой, компьютерной, электронной, медицинской, исследовательской и ОКР, кинопроизводстве.